Файл: Экзаменационные вопросы по данной дисциплине. В ней кратко и доступно изложен достаточно емкий материал, который поможет эффективно повторить ранее изученный материал и подготовиться к сдаче экзамена или зачета по данному предмету.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 539

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


5) Составление и исполнение бюджета является чисто правительственным полномочием, поскольку роль парламента в этом процессе фактически номинальна. Составление доходной и расходной частей бюджета осуществляется различными административными ведомствами, а окончательный проект представляется на утверждение правительства министерством финансов. Парламент лишь утверждает бюджет, составленный правительством. После утверждения бюджет полностью выходит за сферу деятельности парламента, его исполнение целиком сосредоточено в руках правительства и подчиненного ему административного аппарата;

6) Осуществление внешней политики входит в компетенцию правительства;

7) Правительство контролирует и направляет деятельность всех органов и институтов, с помощью которых осуществляются внешнеполитические функции государства. Оно комплектует дипломатический и консульский аппарат, определяет контингенты вооруженных сил, руководит деятельностью органов внешней разведки, ведет международные переговоры и заключает международные договоры и соглашения.

Вопросы, входящие в компетенцию правительства решают его президиум (бюро), межведомственные комитеты в правительстве, премьер-министр.

В тех президентских республиках, где правительства как коллегиального органа нет, его полномочия осуществляет глава государства, а министры действуют по указанию главы государства, помогая ему осуществлять свои полномочия.

25. Общая характеристика и основные принципы и системы местного самоуправления


Местное управление – это управленческая деятельность в местной территориальной единице, осуществляемая центральной властью или администрацией вышестоящего территориального уровня управления либо исполнительными органами, избираемыми непосредственно населением.

Европейская Хартия местного самоуправления под местным самоуправлением понимает «право и реальную способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения».

Две основные системы организации власти на местах:

1. Англо-американская система характеризуется наличием местного
самоуправления на всех уровнях ниже уровня государства, субъекта Федерации или автономии (Великобритания, США, Новая Зеландия, Канада, Индия, другие страны из числа бывших британских колоний или доминионов). Эту систему отличает отсутствие назначаемого правительством представителя, осуществляющего контроль за деятельностью органов местного самоуправления. Сказанное не означает отсутствия правительственного контроля вообще, он осуществляется опосредованно, с помощью судебных, а не административных процедур. Так, в Великобритании, где продолжает сохранять позиции «общественная» модель местного самоуправления, отсутствуют на местах полномочные представители правительства, опекающие местные органы.

2. Континентальная система в противоположность англо-американской предполагает сочетание местного самоуправления с местным управлением в различных формах (Франция, Италия, Бельгия, Голландия, Португалия, Испания и другие государства). Одной из таких форм может быть административная опека, широко применявшаяся до 1950-х гг. в Западной Европе и заключающаяся в том, что решение органов местного самоуправления не могут вступить в силу без одобрения назначенного государством местного администратора. Другой формой является административный надзор за проверкой законности решений муниципальных органов. При этом администратор может оспорить решение только в судебном порядке.

Данная система основана на сочетании выборных местных органов с назначаемыми правительством полномочными представителями, осуществляющими административный надзор за их работой. Через административный суд он может аннулировать акты коммунального, департаментского и регионального уровней. В некоторых случаях выборный орган местного самоуправления является одновременно представителем государственной администрации на муниципальном уровне.

Правительственные президенты, назначаемые земельными правительствами непосредственно подчиняются министру внутренних дел земель. Правительственный президент обладает широкими полномочиями по надзору за органами коммунального управления. Ему непосредственно подчинены правительственный президиум, а также отраслевые органы управления. Эти управленческие структуры представляют собой систему местного управления, построенную на принципах административного подчинения. Низовое звено ее –

главы администраций районов (ландраты и районные директора) являются и чиновниками, и главами исполнительных органов коммунального самоуправления. В данном случае мы наблюдаем смешанный вариант модели: сочетание местных органов самоуправления и управления.

Принципы местного самоуправления:

– Выборность местных органов власти;

– Самостоятельность выборных муниципальных органов, их независимость от центра в руководстве городскими и сельскими делами.



26. Порядок формирования органов местного самоуправления, компетенция органов местного самоуправления


Различаются унифицированные и неунифицированные модели местного управления.

В унифицированной модели действует единая система управления на местах, однопорядковые муниципальные органы обладают равным статусом.

При неунифицированной системе однопорядковые муниципальные органы обладают разным правовым статусом. Отличие моделей подобного типа заключается в том, что каждая система содержит крупные подсистемы с собственными центрами регулирования и контроля муниципальной деятельности, занимающими промежуточное положение между общегосударственными органами и местностями. Существуют прямые административные отношения этих органов с соответствующими правительственными учреждениями.

По способу формирования и статусу органов местного самоуправления условно выделяют «парламентскую» и «президентскую» модели.

«Парламентская» характеризуется избранием местных исполнительных органов представительными органами из своего состава. Во многих случаях глава местной администрации одновременно может являться председателем местного представительного органа. При этом представительный орган является вышестоящим по отношению к главе администрации.

«Президентская» модель – прямые выборы населением как представительного органа, так и главы местной администрации и даже некоторых должностных лиц исполнительной и судебной власти (казначея, прокурора, мирового судьи). Имея один общий источник власти, данные выборные органы осуществляют свою деятельность на паритетных началах. Зачастую в одном государстве могут существовать обеэти модели.

Особая сложность в организации местного самоуправления отличает федеративные государства (США, Канада). Каждый субъект федерации имеет здесь свое административно-территориальное деление, которое складывалось в процессе исторического развития. В Конституции Канады статус местных органов вообще четко не регламентирован. В п. 8 ст. 92 Конституционного Акта 1867 г.
говорится лишь о том, что законодательные органы провинций имеют право принимать законы, касающиеся своих муниципальных учреждений. В силу этого, а также особенностей каждого субъекта федерации, административно-территориальное деление в канадских провинциях не одинаково. Даже в пределах одной провинции муниципальные органы часто имеют разные формы (в зависимости от целей, которые перед ними ставятся, от количества населения).

В унитарных государствах общий контроль за местными органами осуществляется центральным правительством (в лице одного или нескольких министерств). В федеративных государствах деятельность местных органов контролируется, как правило, субъектами федерации.

Для системы муниципальных органов США характерны отсутствие четкого разграничения правового статуса муниципалитетов различных видов, несовпадение классификации этих органов с делением на городские и сельские территории.

Муниципальные органы призваны решать только местные дела, касающиеся обеспечения жизнедеятельности местного сообщества. К таковым относятся: руководство развитием коммунального хозяйства, муниципальной собственностью, решение социальных вопросов, пожарная безопасность, санитарный контроль и т. д.

Формами осуществления местного самоуправления являются местные референдумы, народная правотворческая инициатива, создаются территориальные органы общественного самоуправления, избираются советы, созываются сельские сходы. На низовом уровне может быть избран староста. Собрание деревни может избрать главу сельской администрации или коллективный орган (совет, комитет, правление).

27. Компетенция органов местного самоуправления


К ведению органов местного управления относятся дела, связанные главным образом со сферой обслуживания и охраной порядка.

Полномочия органов местного управления обычно устанавливаются специальными законами о местном управлении и законами, регулирующими отдельные отрасли государственного управления (просвещение, здравоохранение и т. п.). В федеративных государствах определение прав и обязанностей муниципалитетов относится к ведению законодательных органов субъектов федерации. В США часть городов и незначительное число графств имеют особые хартии самоуправления (home rule), которыми регулируются структура и компетенция их муниципальных органов. Эти хартии утверждаются законодательным органом штата или принимаются на основе разработанной штатом модели. В современных условиях распространенным явлением становится регулирование полномочий органов местного управления не парламентскими актами, а правительственными постановлениями, инструкциями министерств.