Файл: Экзаменационные вопросы по данной дисциплине. В ней кратко и доступно изложен достаточно емкий материал, который поможет эффективно повторить ранее изученный материал и подготовиться к сдаче экзамена или зачета по данному предмету.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 524

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


К полномочиям относятся принятие законов и резолюций; право объявлять войну, решать вопросы формирования вооруженных сил, объявлять призыв милиции для отражения вторжения в страну; учреждение федеральных судов, регулирование порядка приобретения гражданства, патентное и авторское право, регламентация торговли с иностранными государствами, установление единых мер и весов и т. д. К специальным полномочиям относится полномочия каждой из палат по организации процедуры импичмента, избрание Президента и Вице-президента, если выборщики не смогут их выбрать. В законодательном процессе палаты равноправны. Закон считается принятым, если ли за него проголосовало большинство парламентариев в обеих палатах. Только финансовые законопроекты должны вноситься в Палату представителей.

Президент США является главой правительства, всей системы исполнительной власти и одновременно главой государства. Должность премьер-министра не предусмотрена.

Президент избирается на четыре года. В случае досрочного прекращения главой государства своих полномочий его функции выполняет Вице-президент в течение всего оставшегося до выборов срока. Президент избирается путем сложной системы косвенных выборов, при которой избиратели голосуют за коллегию выборщиков, которая затем избирает главу государства. Глава государства неприкосновенен.

Полномочия:

– исполнение законов;

– назначение и смещение министров;

– определение полномочий всех должностных лиц на федеральном уровне, представительство государства во внешних отношениях;

– руководство внешней и внутренней политикой;

– издание указов и исполнительных приказов.

Он, будучи Верховным главнокомандующим, принимает решение об использовании вооруженных сил, назначает членов Верховного суда с последующим утверждением Сенатом, обращается с посланиями к стране, осуществляет помилование и др.

В США исторически сложилась двухуровневая судебная система, предполагающая наличие в каждом штате как федеральных судов, так и судов данного штата.

Централизованная федеральная судебная система состоит из трех звеньев: районных судов, окружных судов и Верховного Суда Америки. Кроме того, в систему федеральных судов входят так называемые специализированные суды, имеющие отдельную компетенцию с правом вынесения приговоров и решений.


Верховный Суд является высшей судебной инстанцией США. Верховный Суд является высшей апелляционной инстанцией, которая проверяет решения и приговоры нижестоящих судов.

Судебная система штатов состоит из трех или четырех инстанций:

– «низшие суды» (мировые суды, полицейские суды и т. д.);

– суды первой инстанции (суды графств, округов, городские суды и др.);

– апелляционные суды;

– высшие (верховные) суды, являющиеся высшей судебной инстанцией штата.



34. Государственное устройство США


Американская федерация состоит из 50 штатов, федерального округа Колумбия и зависимых территорий.

Характерные черты американского федерализма:

– безусловный приоритет федеральной Конституции и федеральных законов по отношению к правовым установлениям штатов;

– наличие двух уровней управления (Федерации и ее субъектов), обеспечение распределения для каждого из этих уровней финансовых годовых доходов;

– одинаковый конституционный статус субъектов Федерации (отсутствие классификации штатов в соответствии сих национальным составом);

– четкое разграничение полномочий между Союзом и штатами. Причем полномочия Федерации имеют исключительный характер, а полномочия штатов – остаточный: это вопросы принятия собственной конституции, определения региональной системы органов государственной власти, административное деление, вопросы уголовного права, избирательное законодательство. Предметы исключительного ведения штатов в Конституции специально не перечисляются, ими считаются вопросы, которые прямо не отнесены к ведению Федерации. Конституция США предполагает правовую возможность путем издания обычного закона Конгрессом расширять конституционно установленный круг предметов, находящихся в исключительном ведении, что неоднократно использовалось в практике американской Федерации;

1. Конституционные гарантии территориальной целостности Федерации (отсутствие в Конституции права на сецессию; отнесение решения всех вопросов, касающихся защиты целостности государства от посягательств со стороны внешних и внутренних врагов, исключительно Федерации: только американский Конгресс имеет право набирать и содержать армии, флот, издавать правила по управлению и организации вооруженных сил).

2. Выделен особый регион – федеральный округ Колумбия, имеющий специальный статус столичного округа, в отношении которого согласно Конституции Конгресс имеет исключительные законодательные полномочия;

3. Установлен особый статус для неинкорпорированных территорий (Пуэрто-Рико, Гуам, Федерация Микронезии, Виргинские острова, Восточное Самоа и т. д.). Эти территории имеют совещательный голос и теоретически могут прекратить или приостановить свои привилегированные отношения с Вашингтоном;


4. Присутствует достаточно широкий круг полномочий штатов в сфере собственной внутренней политики (штаты сами устанавливают обязательные требования прохождения партийных кандидатов на государственные посты через праймэриз (первичные выборы); другие же штаты в отличие от федерального законодательного органа могут создавать однопартийный парламент);

5. Особый статус судебной системы, включающей федеральные суды и суды штатов.

Структура органов штатов сходна со структурой федеральных органов. Законодательные собрания, за исключением одного штата, двухпалатные, избираются на основе всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании. Названия этих палат также одинаковы: палата представителей и сенат.

Главой исполнительной власти в штате является губернатор, избираемый прямыми выборами по одномандатному округу. Наряду с ним избирается лейтенант-губернатор (заместитель). В половине штатов они могут избираться только на 2 срока, в других переизбрание не ограничено. Законы передаются на подпись губернатору, который в 49 штатах обладает правом отлагательного вето. Некоторые должностные лица – казначей, атторней и др. – могут избираться непосредственно гражданами.

Конгресс может принимать в союз новые штаты, но не вправе учреждать штаты в рамках существующих. Слияние штатов в один возможно только при согласии Конгресса и законодательных собраний штатов.


35. Местное самоуправление США


Система местного самоуправления и управления в штатах строится на основе административно-территориального деления, а последнее входит в компетенцию штатов.

Большинство штатов делятся на графства. Всего в США более 3 тыс. графств.

Их население избирает советы графств и многих должностных лиц – шерифа, отвечающего за общественный порядок, прокурора или атторнея – представителя штата, казначея и др. В 3/4 штатов в графствах избирается совет комиссионеров. Члены совета не вправе состоять в исполнительных органах и занимать другие должности. Они попеременно избирают председательствующего и коллегиально решают местные вопросы, распоряжаются финансами. В немногих штатах это совет контролеров. Он состоит из выборных членов (делегатов) – муниципалистов и тауншипов, входящих в графство. Их гораздо больше, обычно около 20 человек, но все они становятся должностными лицами графства и занимаются его делами. Под руководством совета и этих должностных лиц работают муниципальные чиновники. Совет решает главным образом вопросы местного бюджета, определяет программы развития.


Города выделены из графств и имеют свою систему самоуправления. В большинстве городов применяется система совет – управляющий. Управляющий, являющийся главой администрации, не избирается населением, а назначается советом из, числа опытных менеджеров, т. е. выступает как наемное должностное лицо. Поэтому совет всегда вправе его уволить. В руках у управляющего практически сосредоточена вся полнота власти, хотя при этом может существовать и выбираемый населением мэр, но только для представительских функций.

Комиссионная форма городского самоуправлении как бы отвергает разделение властей, соединяя законодательные и исполнительные функции и руках единой комиссии. Эту комиссию в составе 5–7 членов на срок 2–4 года избирают жители города, она сама издает необходимые правовые акты и сама через членов комиссии организует их исполнение. Каждый член комиссии возглавляет управление и муниципалитете и, следовательно, действует бесконтрольно. Один из членов комиссии становится председателем комиссии.

Внутри крупных городов, часто образующихся путем слияния нескольких соседних городов, а иногда и графств, оказывается несколько самостоятельных муниципалитетов (метрополитенские регионы).

Население избирает совет, который избирает мэра; но мэр только председательствует в совете и не занимается управленческой деятельностью. Управление осуществляет нанимаемый по контракту специалист – чиновник-менеджер.

Графства подразделяются на тауны и тауншипы. Таунами называют мелкие города с прилегающими окрестностями, а тауншипами – группу примерно однородных поселков. В мелких административно-территориальных единицах проводятся собрания жителей, на которых решаются общие вопросы и избирается исполнительный комитет. В более крупных единицах собрания жителей проводятся по поселкам. Наряду с решением общих вопросов и избранием исполнительного комитета собрания граждан выбирают также некоторых должностных лиц: казначея, констебля – ответственного за общественный порядок.

В административно-территориальных единицах, городах населением или городским советом избираются также различные советы и комитеты