Файл: Отчет о прохождении практики ф. И. О. обучающегося Куликова Юлия Васильевна.docx
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 258
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
* Способность деликатно руководить группой детей в быту, дороге, спорте. Умение и ЖЕЛАНИЕ чутко, внимательно и терпеливо решать детские проблемы.
* Личный успех в предлагаемой детям деятельности либо непоколебимая вера в собственную успешность.
* Общечеловеческая внятность. Это способность оперативно, инициативно и результативно действовать в интересах детей в любой ситуации.
* Терпение, терпение, и снова терпение - главное качество любого педагога. Сохранять спокойствие, уравновешенность, бодрость в любой ситуации, безмерно любить детей даже в тот момент, когда они этого совсем не заслуживают.
* Уверенность в себе, находчивость. Умение быстро найти выход из любого трудного положения.
* Яркость натуры. Помогает завоевать уважение детей.
* Не быть ребёнком.
3. Характеристика этапов развития лагерной смены.
Подготовительный период
Длительность периода – 10 дней до начала смены.
На данном этапе моделируются содержание, основные формы и методы работы, система управления, логика развития смены. Во время подготовительного (пропедевтического) периода проходит эмоциональная «настройка» ребенка и взрослого на предстоящую смену. Это время, когда ребенок и педагог определяют для себя, что они ждут от смены, психологически и практически готовятся к отъезду в лагерь. Последнее дело подготовительного периода одновременно является и первой акцией организационного – заезд детей.
Задачи деятельности вожатого:
· знакомство с лагерем, его территорией, педагогическим коллективом, заочное знакомство с отрядом;
· подготовка педагогической, личной документации вожатого;
· ознакомление с Программой летнего оздоровительного отдыха в лагере;
· составление методической копилки вожатого;
· анкетирование родителей.
Содержание деятельности вожатого:
- выезд в лагерь на организационное совещание;
- посещение родительского собрания;
- составление анкеты и проведение анкетирования родителей;
- составление списка отряда;
- оборудование отрядного места (домика);
- прохождение медосмотра и получение допуска к работе;
- заключение трудового договора с администрацией лагеря;
- разработка конспектов ключевых дел смены согласно Программе летнего оздоровительного отдыха.
Регистрация детей (для выездных лагерей)
Регистрация детей начинается за 2,5-2 часа до отъезда из населенного пункта в лагерь. Вожатому рекомендуется быть в обозначенном месте регистрации заранее и иметь при себе:
- форму вожатого (футболка, бейсболка, бандана, галстук, значок с символикой лагеря);
- визитку с указанием полного имени, должности и номером отряда;
- табличку с номером отряда;
- список отряда;
- рабочую тетрадь для записей;
- визитки для детей (возможно необычной формы, одного цвета для своего отряда).
Во время регистрации вожатый родители передают вожатому следующие документы для пребывания ребенка в лагере:
· путевку в детский лагерь;
· медицинскую справку;
· конверт с деньгами для личных нужд ребенка;
· анкету родителя.
Вожатый визуально знакомится с ребенком и сообщает необходимую информацию об отъезде (номер автобуса, время отправления и др.). В некоторых случаях уместно проводить «Театральную отправку» с целью заинтересовать детей, отвлечь от грустных мыслей при расставании с родителями. Такое мероприятие включает в себя игры на поднятие эмоционального настроя, игры-кричалки и т.д.
Организационный период
Длительность периода – 1 – 4 день лагерной смены.
Организационный период представляет собой период адаптации детей к природно-климатическим, новым жизненным условиям, к новому человеческому и предметному окружению, к отсутствию родителей, к самообслуживанию, к режиму лагеря и к новым требованиям. В этот период происходит знакомство детей друг с другом, с вожатым, с режимом лагеря, налаживаются отношения в коллективе, оправдываются или нет ожидания от жизни в лагере. В первые дни лагерной смены приходится 1 психологический кризис смены, связанный с процессами адаптации, поэтому вожатому с первого дня следует начать работу над созданием в отряде устойчивого климата открытости, доброжелательности, товарищества, взаимной поддержки. С первых же минут нужно пресекать попытки создания «руководящих» группировок, игнорирующих принципы жизни отряда, проявление зазнайства, давления одних детей на других. Основная цельвожатого в организационный период – помочь детям в безболезненной и быстрой адаптации к новым условиям, приучение детей к режиму дня в лагере, к соблюдению санитарно-гигиенических правил.
Задачи деятельности вожатого:
- знакомство детей друг с другом, с вожатыми, лагерем и традициями;
- оказание помощи детям в социальной адаптации к новым условиям, приучение к режиму дня в лагере, к соблюдению санитарно-гигиенических правил,
- создание условий для раскрытия способностей детей, доброжелательной атмосферы;
- проведение первичной диагностики интересов, направленности личности, ожиданий детей;
- вовлечение детей в совместную деятельность;
- формирование доброжелательной атмосферы в отряде и создание условий для раскрытия способностей детей, индивидуальной адаптации детей;
- формирование органов самоуправления, выявление лидеров;
- выработка основных законов и правил жизнедеятельности лагеря, отряда;
- совместная разработка плана-сетки жизнедеятельности отряда на смену.
Содержание работы вожатого с воспитанниками:
· Огонек знакомств, игры на знакомство, вечерние костры;
· Операция «Уют» по обустройству отрядного домика (места);
· Конкурс эмблем комнат, отряда;
· Составление графика дежурства;
· КТД на раскрытие творческих способностей воспитанников;
· Проведение анкетирования, опроса, обработка результатов;
· Выборы актива отряда, выбор названия отряда, девиза, речевки, песни, эмблемы, разработка законов жизни отряда;
· Оформление отрядного уголка;
· Подготовка к Открытию лагерной смены;
· Подготовка творческой визитки вожатского отряда
· Составление плана-сетки работы отряда на смену.
Основной период
Длительность периода – с 5 по 18 день лагерной смены.
Основной период следует после организационного и характеризуется сменой эмоционального фона проводимых мероприятий. В этот период постепенно происходит смена инициативы от вожатого к детям, налаживаются отношения между отрядами. На 10-12 день лагерной смены наступает 2 психологический кризис смены – кризис привыкания, который может повлечь немотивированные ссоры в отряде, напряженность отношений с вожатыми и взрослыми, обострение тоски по дому. Именно в середине смены вожатому рекомендуется провести с отрядом сюрпризное, неожиданное творческое дело или событие, которое сломает привычный уклад жизни лагеря.
Задачи деятельности вожатого:
- обеспечение совместной разнообразной творческой деятельности воспитанников;
- изучение сложившихся в отряде межличностных отношений,
- формирование у детей умений планировать и анализировать свою работу;
- создание и укрепление отрядных традиций;
- сплочение коллектива на основе самоуправления.
Содержание деятельности вожатого в основной период:
· обеспечение условий воспитательной эффективности временного детского коллектива: осознание детьми общественной и личностной значимости организуемой деятельности, опора на интересы и опыт детей;
· систематический анализ деятельности, корректировка воспитательных задач;
· организация и проведение детских массовых праздников, КТД, игр различной направленности согласно плана-сетки работы лагеря, отряда;
· организация и проведение отрядных вечерних огоньков разнообразной тематики,
· организация деятельности постоянных и временных микроколлективов (творческих, инициативных групп и т.д.);
· активизация работы органов самоуправления;
· текущая диагностика отрядного коллектива и личности детей и подростков.
Заключительный период
Длительность периода – последние 2 – 3 дня лагерной смены.
В этот период проводятся заключительные и итоговые дела смены. В детском коллективе на первое место выходит неформальное общение детей, с которым связывают третий психологический кризис смены. Он сопровождается сменой эмоционального фона и поведения детей, дети становятся более раскованными и неуправляемыми, растет криминальная активность (воровство, драки, ссоры). Вожатому рекомендуется в этот период проявить инициативность, четко распланировать дела в последние дни лагерной смены, обеспечивать контроль за поведением детей.
Задачи деятельности вожатого:
· Подведение итогов смены;
· Демонстрация навыков и умений, приобретенных за смену;
· Создание атмосферы дружеского прощания;
· Анализ удовлетворенности воспитанников совместной деятельностью.
Содержание деятельности вожатого:
- проведение отрядных дел-подведение итогов (итоговой выставки, встречи, соревнования, итоговые выпуски газет, заключительный вечерний огонек);
- проведение дел-прощаний (оформление письма-напутствия, прощание с лесом, озером и др.);
- подготовка художественных номеров детей на Гала-концерт;
- проведение Концерта вожатых;
- проведение итоговой диагностики;
- организация лагерных ритуалов: Орлятский круг, Прощальный костер.
Постлагерный период
Длительность периода – от 3 до 10 дней после окончания лагерной смены.
Основная задача деятельности вожатого – педагогический анализ смены, собственной профессиональной деятельности.
Содержание деятельности вожатого:
- участие в заключительном педагогическом совещании;
- педагогический анализ смены, оформление отчета по итогам реализации программы летнего детского отдыха;
- оформление стенгазеты, летописи смены.
Специфика организации педагогического процесса в детском оздоровительном лагере определяется, кроме прочих условий, и особенностями детского временного объединения – кратковременностью его существования, автономностью, насыщенностью и многообразием общения, отношения и деятельности, интенсивностью процессов развивающего общения, многообразием и вариативностью взаимодействия подростков со сверстниками и взрослыми, высокой эмоциональной окрашенностью жизнедеятельности.
4. Методы и приемы духовно - нравственного воспитания младших школьников.
Моральные мотивы руководят нравственными поступками человека, побуждают его размышлять над соответствующим проявлением образа действий. Чтобы добиться от учащихся глубоко осознанного, обоснованного поведения, учитель начальных классов ведет целенаправленную работу над формированием мотивов, их дальнейшим развитием. В данном процессе учитель исходит из общественных требований времени. А поэтому моральные мотивы не только основа нравственного поведения, но и довольно показательный результат воспитания.
Наши представления о сути нравственного воспитания школьников изменяются не только под влиянием новых научных концепций, но и реальных достижений в области воспитания. Распространенный в недавние годы подход к воспитательной работе ориентировал учителя на словесные формы передачи ценностей. Поэтому преобладали длительные монологи в сочетании с отдельными мероприятиями. Явно не хватало индивидуального подхода,опоры на жизненный опыт ребенка, учета его личных особенностей.
Основным инструментом, посредством которого учитель направляет и организует деятельность ребенка, являются обычно задания, которые он ставит перед ребенком. Для их эффективности нужно, чтобы они были внутренне приняты ребенком, от чего зависит смысл задания для него. При необеспеченности мотивации заданий со стороны учителя внутреннее их содержание для ребенка может резко разойтись с их объективным содержанием и с замыслом учителя, воспитателя.
Иными словами, внешние воспитательные воздействия способствуют формированию положительных черт характера и нравственных качеств только при условии, если они возбуждают у учащихся положительное внутреннее отношение и стимулируют их собственное стремление к моральному развитию.
Как уже отмечалось, у нравственного человека сформированы устойчивые нравственные мотивы, которые побуждают его к соответствующему поведению в обществе, а формирование мотивов нравственного поведения человека обеспечивает нравственное воспитание. На этом основании справедливым можно считать утверждение о том, что методы формирования таких мотивов есть методы нравственного воспитания.
Традиционные методы нравственного воспитания ориентированы на привитие школьникам норм и правил общественной жизни. Однако часто они действуют лишь в условиях достаточно сильного внешнего контроля (взрослые, общественное мнение, угроза наказания). Важным показателем сформированности нравственных качеств личности является внутренний контроль, действие которого приводит порой к эмоциональному дискомфорту, недовольству собой, если нарушаются проверенные личным опытом правила общественной жизни.