ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 288
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Клиническая картина. В течение нескольких лет может не наблюдаться никаких клинических признаков. При типичной клинической картине больной предъявляет жалобы на коликообразные боли в поясничной области. У мужчин они могут иррадиировать в пах, яичко, головку полового члена, у женщин— в большие половые губы. Могут наблюдаться повышение температуры, тошнота, рвота. Во время приступа и после него кровь в моче видна глазом (гематурия) или обнаруживается микроскопически (микрогематурия). При присоединении инфекции в моче появляется гной (пиурия). В ряде случаев может наступить рефлекторная анурия.
Для подтверждения диагноза производят обзорный рентгеновский симок почек или пиелографию.
Лечение. В начальных стадиях с целью предупреждения роста и образования новых камней назначают диету. При щавелевокислых камнях запрещают все виды ягод и продукты, содержащие щавелевую кислоту (щавель, помидоры, шпинат, цикорий, какао). При мочекислых камнях больной должен избегать приема мясных продуктов, сыров, при фосфатных — молока, овощей, яблок, груш.
Большое значение имеет санаторно-курортное лечение (Железноводск, Трускавец и т. д.). Минеральная вода обладает мочегонным действием и, способствуя окислению или ощелачиванию среды, регулирует обмен веществ.
Для снятия приступа почечной колики на область поясницы кладут грелки или помещают больного в ванну с горячей водой. Подкожно вводят промедол и атропин. Назначают обильное питье и мочегонные средства: медвежьи ушки, шиповник. Для борьбы с инфекцией применяют антибиотики. При сильных приступах болей, когда указанные мероприятия не эффективны, можно произвести блокаду семенного канатика у мужчин или круглой связки матки у женщин.
При часто повторяющихся приступах почечной колики и малой эффективности консервативных мероприятий показано оперативное лечение: удаление камня из лоханки (пиелолитотомия), почки (нефролитотомия), мочеточника (уретеролитотомия). При наличии коралловидного камня и полном выключении функции почку удаляют (нефрэктомия). Удаление камней не гарантирует от того, что они появятся вновь. Для предупреждения нового камнеобразования применяют все перечисленные выше профилактические мероприятия (диета, санаторно-курортное лечение).
5.Иллюстративный материал:
6.Литература:
1.Практическое руководство к предмету «Основы сестринкого дела» Тарновская И.И., Мухина С.А., -М.,-2009.,-512 с.
2.Общая хирургия с основами реанимации/ Кочетова Р.П.:Алматы, Асем-систем, 2008.-328с.
3.Общая хирургия/ В.К.Гостищев.М:Медицина, 2008.-668с.
4.Внутрибольничная инфекция: учебное пособие. В.Л.Осипов- М., 2009,-256 с.
5.Кодекс РК«Оздоровье народа и системе здравоохранения», сентябрь 2009 год.
6. Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 11 августа 2020 года № ҚР ДСМ -96/2020 «Об утверждении Санитарных правил «Санитарно-эпидемиологические требования»
7.Приказ Председателя Комитета ГосСЭН МЗ РК №111 от 23 апреля 2013 года «Методические ревомендации по обработке рук сотрудников медицинских организаций РК».
8.Приказ МЗРК №19 от 15.01.2013 года «Об утверждении правил проведения инфекционного контроля в медицинских организациях»
9.Приказ МЗРК №8 от 2019года «Об утверждении правил дератизации, дезинфекции и стерилизации»
10. Приказ МЗ Республики Казахстан от 23 ноября 2020 года № ҚР ДСМ-199/2020
Правила оказания сестринского ухода
7. Контрольные вопросы:
1.Повреждения и заболевания мочеполовой системы.
2.Виды повреждений. Травмы почек. Клиника. Лечение.
3.Мочекаменная болезнь.
4. Сестринский процесс при лечении повреждений и заболеваний мочеполовой системы.
5. Повреждения и заболевания позвоночника, спинного мозга и костей таза.
6.Роль медсестры при лечении позвоночника, спинного мозга и костей таза.
7.Интенсивный сестринский уход.
8. Критерии и правила оценки знаний: шкала и критерии оценки знаний на каждом уровне (текущий, рубежный, итоговый контроль) правила оценки всех видов занятий.
Итоговая оценка по предмету определяется как сумма среднего арифметического
показателей успеваемости по рейтинговым контролям - 60% и итоговому контролю - 40% и
составляет 100%, то есть итоговая оценка определяется по формуле:
где: Р - процентное содержание оценки рейтинга; n – число рейтингов; Э - процентное
содержание экзаменационной оценки.
Для корректности подсчета итоговой оценки по вышеприведенной формуле необходимо
оценивать знания обучающегося на рубежном контроле (рейтинге) в процентах от 0 до 100%.
Критерии выставления оценки среднего рейтинга: 50% от оценок текущего контроля + 50%
от оценки рубежного контроля. Результаты округляются до целых чисел.
Ниже приведена многобалльная буквенная система оценки знаний обучающихся по
кредитной технологии.
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент баллов | Процентное содержание | Оценка по традиционной системе | |||
| А | | 4,0 | | 995-100 | Отлично |
| А- | | 3,67 | | 990-94 | |
| В+ | | 3,33 | | 885-89 | Хорошо |
| В | | 3,0 | | 880-84 | |
| В- | | 2,67 | | 775-79 | |
| С+ | | 2,33 | | 770-74 | |
| С | | 2,0 | | 665-69 | Удовлетворительно |
| С- | | 1,67 | | 660-64 | |
| D+ | | 1,33 | | 555-59 | |
| D | | 1,0 | | 550-54 | |
| F | | 0 | | 00-49 | Неудовлетворительно |
Критерии оценки знаний обучающихся
«А», «А-» («отлично») - если обучающийся глубоко и прочно усвоил весь программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагает, не затрудняется с ответом при видоизменении задания, свободно справляется с поставленными задачами, показывает знания монографического материала, правильно обосновывает принятые решения, владеет разносторонними навыками и приемами выполнения практических работ, обнаруживает умение самостоятельно обобщать и излагать материал, не допуская ошибок;
«В+», «В», «В-», «С+» («хорошо») - если обучающийся твердо знает программный материал, грамотно и по существу излагает его, не допускает существенных неточностей в ответе на вопрос, может правильно применить теоретические положения и владеет необходимыми навыками при выполнении практических задач;
«С», «С-», «D+», «D» («удовлетворительно») - если обучающийся усвоил только основной материал, но не знает отдельных деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушает последовательность в изложении программного материала и испытывает затруднения в выполнении практических заданий;
«F» («неудовлетворительно») - если обучающийся не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, с большим затруднением выполняет практические работы.
Теми же критериями преподаватель руководствуется в процессе выставления экзаменационной оценки.
Выбор оценки в амплитуде колебаний от А- до А, от В- до В+, от D до С+ определяется степенью соответствия знаний и умений обучающегося вышеописанным критериям.