Файл: Совершенствование системы управления информационными потоками на предприятии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 198

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

11 трудовые), с которыми может взаимодействовать исследуемый информационный поток [23].
По мнению ученых, управлять информационными потоками в логистике можно, реализуя следующие решения [25, с. 58]:
− решения по изменению направления информационного потока;
− решения по изменению скорости передачи и приемки информационного потока;
− решения по ограничению объема информационного потока [13].
Система информационного обеспечения предприятия состоит из определенных элементов, которые в целом составляют его структуру, представленную на рисунке 1.
Рисунок 1 – Структура системы информационного обеспечения предприятия
Как показано на рисунке, «все из представленных элементов между собой взаимосвязаны. В частности, выбранные методы обработки информации реализуются при использовании необходимого для этого программного обеспечения и информационных технологий. Вместе с тем выбор методов обусловлен действующим на предприятии документооборотом, структурой используемых баз данных. В свою очередь, сам процесс принятия информации, обработки и последующей передачей осуществляется сотрудниками логистической службы предприятия в
Информационное обеспечение логистической системы предприятия
Программное обеспечение
Информационные технологии
Базы данных
Система методов обработки информации
Инструкции, положения о информационно м обеспечении.
Документооборот предприятия

12 соответствии с правилами, установленными соответствующими положениями и инструкциями, действующими на данном предприятии» [24].
«
Анализ информационных потоков, протекающих в логистической системе предприятия должен проводиться с учетом всех элементов информационного обеспечения предприятия. Аналогично, качественное управление информационными потоками в логистической системе предприятия можно обеспечить только в том случае, если будет обеспечена эффективная работа каждого из рассмотренных элементов» [16].
Таким образом, информационные потоки можно классифицировать как минимум по шести критериям. Классификация информационных потоков необходима для понимания характера информационного потока: способа его передачи, периодичности использования, отношению к логистической системе и прочим параметрам. Таким образом, классификация носит в большей мере практический, чем теоретический характер.
1.2 Методы оценки эффективности системы управления
информационными потоками предприятия
Эффективность организации и управления потоковыми процессами на предприятии прямо влияет на уровень его конкурентоспособности. Вместе с тем эффективность системы управления информационными потоками на предприятии точно измерить довольно сложно. Так, если «эффективность самого управления организацией можно оценить, используя показатели рентабельности, фондоотдачи, затратоемкости, нормы прибыли, то для точной оценки управления информационными потоками пришлось бы вычленить управление именно информационными потоками, что в практических условиях сделать невозможно [10].
Вместе с тем необходимость получения объективного представления о функционировании информационных потоков в логистической системе предприятия и оценка эффективности управления информационными


13 потоками должна быть основана на системе методов и критериев, отвечающим целям и задачам информационного обеспечения логистики предприятия» [15].
Оценивая систему управления информационными потоками целесообразно использовать следующие индикаторы, рекомендованные
Е.Н. Прокофьевой и А.В. Востриковым:
− «
эффективность объёма данных – отношение количественного значения имеющегося объёма данных к максимально необходимому за рассматриваемый период;
− оперативность ритма движения информации – отношение минимально возможного ритма движения информации к среднему фактическому за рассматриваемый период;
− оптимальность длины информационного потока – отношение минимальной длины информационного потока к фактической за рассматриваемый период;
− оптимальность амплитуды колебаний информационного потока – отношение минимально возможной амплитуды колебаний информационного потока к текущей за рассматриваемый период.
− сонаправленность движения информации – отношение объёма верно направленных данных к общему объёму направленных данных за рассматриваемый период;
− комплексность ширины охвата – отношение текущего значения ширины охвата к максимально возможному количеству источников или потребителей в рамках определённого информационного потока;
− оптимальность числа участников – отношение минимально необходимого количества человек, участвующих в функционировании информационного потока к текущему числу за рассматриваемый период;
− открытость информационного потока – отношение объёма открытой информации к общему объёму информации в рамках информационного потока за рассматриваемый период;

14
− оптимальность уровня риска – отношение минимального значения уровня риска к текущему среднему значению вероятности по сумме характерных качественных рисков в рамках информационного потока за рассматриваемый период;
− рентабельность информационного потока
– процентное соотношение прибыли, полученной от принятия определённого решения, и стоимости обеспечения информационного потока;
− уровень автоматизации – отношения объёма информации, функционирующей через автоматизированные коммуникации к общему объёму информации (в том числе функционирующей через бумажные и устные коммуникации) в рамках определённого потока» [22, с. 92].
Для расчёта интегрального показателя качества системы управления информационными потоками в организациях можно эффективно использовать следующую модель расчёта: корень одиннадцатой степени из произведения всех представленных выше индикаторов. Значение такого интегрального показателя свыше 0,6 будет говорить о высоком качестве управления информационными потоками в логистической системе предприятия. В редких случаях (теоретически возможно) достижение показателя величины превышающей 1 в случае, если десять показателей будут иметь максимально эффективное значение равное 1, а значение рентабельности превысит 1 – «идеальная модель» [2].
«
Однако более распространенным и применимым на практике методом анализа логистических систем, в том числе и информационных потоков является системный анализ.
Системный анализ рассматривает управление информационными, материальными и финансовыми потоками на предприятии как единой системе. Основными методологическими положениями такого управления могут быть:
− системный анализ применяется для целей определения стоимости, структуры и эффективности систем с учетом факторов внешней среды.


15
Поиск лучшего логистического решения должен быть основан на всестороннем анализ количественных, качественных и стоимостных факторов;
− учет совокупности издержек и объем всех логистических цепей с ориентацией на потребителя;
− учет динамических параметров внутренней и внешней среды предприятия;
− разработка возможных мер по оптимизации материальных потоков для повышения темпов и качества управления информационными потоками;
− создание эффективной интегрированной логистической системы на предприятии, обеспечивающей высокое качество поставки продукции в рамках системы материальных, финансовых и информационных потоков;
− обеспечение возможности адаптации логистической системы, оперативного реагирования в изменении конъюнктуры рынка с целью учета всех запросов потребителя» [3].
Таким образом, для оценки эффективности управления информационными потоками можно использовать как количественные методы, так и качественные.
По итогам первой главы можно сделать следующий вывод: для успешного функционирования предприятия необходимо эффективно управлять информационными потоками в современных условиях ведения бизнеса, для которых характерны повышенные неопределенность и конфликтность, сложность и взаимовлияние, стремительное совершенствование информационно-телекоммуникационных средств и технологий. Анализ информационных потоков, протекающих в логистической системе предприятия должен проводиться с учетом всех элементов информационного обеспечения предприятия. Наиболее распространенным методом анализа информационных, материальных, финансовых потоков в рамках логистической системы предприятия является системный анализ.

16

2 Анализ системы управления информационными потоками
предприятия ООО «ПУД»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
Предприятие ООО «ПУД» осуществляет следующие виды деятельности:
− розничная торговля продовольственными товарами, фруктами, овощами, бытовой химией;
− оптовая торговля продовольственными товарами, бытовой химией;
− оптовая торговля через агентов (за вознаграждение или на договорной основе).
Первый магазин «ПУД» в Симферополе открылся в январе 2000 года.
Постепенно в связи с успешной деятельностью магазина была создана торговая сеть «ПУД», включающая пять магазинов.
В 2006 году два магазина торговой сети «ПУД» заняли призовые места в городском конкурсе среди магазинов с торговой площадью до 300 кв.м. В основном оценивались показатели, непосредственно связанные с качеством обслуживания и комфортностью совершения покупок в магазинах:
− наличие парковки у магазина;
− состояние входной группы магазина;
− эстетичность вывески;
− благоустройство территории у магазина;
− соблюдение санитарных норм в торговом зале и помещениях магазина;
− отсутствие жалоб и плохих отзывов;
− экономические показатели;
− наличие дополнительных услуг в магазине и другие параметры.
Стратегия торговой сети «ПУД» – развитие в формате магазин «у дома», что дает потребителям совершать быстрые покупки товаров

17 ежедневного спроса. В современных условиях высокой конкуренции на рынке розничной торговли данный формат торговой сети остается конкурентоспособным.
Приоритетом торговой сети «ПУД» является качественное развитие при сохранении управляемости и высокой рентабельности бизнеса.
Руководство предприятия стремится максимально ориентироваться на конкретных потребителей, в связи с чем было внедрено множество технологических решений, в том числе и в сфере информационных технологий, по прогнозированию и качественному управлению потребительским спросом.
Значительное внимание было уделено местоположению магазинов: все магазины расположены в спальных районах, и все являются рентабельными.
Торговые площади магазинов – от 200 до 600 кв.м., все магазины имеют широкий ассортимент товаров, дополнительные услуги – удобные парковки, терминалы для оплаты услуг сотовой связи, банкоматы, телефоны-автоматы, безналичный расчет на кассах, компьютеры для покупателей с целью проверки правильности цен на товары, бесплатные аппараты для чистки обуви и т.д.
Помимо таких конкурентов магазина «ПУД», как «Пятерочка» и
«Монетка», серьезную конкуренцию составляют так же гиганты торгового рынка России – «Магнит» и «Лента», которые охватывают федеральный масштаб и предлагают лучшие цены и зачастую лучший выбор товаров.
Организационно-правовая форма предприятия – общество с ограниченной ответственностью (ООО) «ПУД».
В соответствие с последними изменениями в законодательстве об ООО практически все сделки с долями, выход из ООО и принятие решения об увеличении уставного капитала с 2016 года необходимо удостоверять у нотариуса.
Рассмотрим структуру ООО «ПУД», представленную на рисунке 2.


18
Рисунок 2 – Организационная структура ООО «ПУД»
Данная организационная структура соответствует основным направлениям деятельности предприятия и по своему типу является линейно- функциональной, поскольку каждый отдел выполняет строго определенные функции, но находится в прямом подчинении вышестоящего отдела [4, c. 77].
Определим функциональное предназначение коммерческого отдела и отдела розницы, так как они представляют интерес в рамках данного исследования.
Коммерческий отдел является структурным подразделением предприятия и непосредственно подчиняется директору предприятия.
Основными задачами отдела сбыта являются:
− обеспечение бесперебойного процесса реализации товаров;
− продвижение товаров предприятия на рынок сбыта;
− снижение затрат на логистику;
− планирование, прогнозирование спроса на товары.
В связи с перечисленными задачами коммерческий отдел выполняет следующие функции:
− изучение текущего и перспективного спроса на продукцию предприятия;
− планирование реализации товаров в магазинах предприятия,
Генеральный директор
Коммерческий отдел
Отдел розницы
Отдел собственного производства
Отдел ОТ и ТБ
Отдел ОПП
Отдел маркетинга
Отдел персонала
Юридический отдел
Финансовая служба

19
− разработка этапов работ и графиков поставки товаров в магазины предприятия в соответствии с заключенными договорами;
− заключение договоров с заказчиками на поставку товаров в магазины розничной сети предприятия;
− обеспечение положительной динамики продаж;
− организация и контроль поставок товара в магазины торговой сети предприятия;
− внедрение новых методов и форм учета информации о рынке, товарных группах, покупателях;
− обеспечение информационного обмена между поставщиками, магазинами и другими подразделениями предприятия в процессе товародвижения.
Отдел розницы обеспечивает работу каждого магазина: формирование графиков смен сотрудников, размещение товаров на полках магазинов, осуществление платежей, организацию приемки поступающих в магазины товаров.
По данным финансовой отчетности ООО «ПУД», полученной от отдела бухгалтерии, проведен анализ основных показателей деятельности предприятия за последние три года представлен в таблице 3.
Таблица 3 – Основные финансовые показатели деятельности предприятия
ООО «ПУД»
Показатели
2018 г. 2019 г. 2020 г.
Прирост 2019 г. к
2018 г.
Прирост 2020 г. к 2019 г.
Абс.
%
Абс.
%
Выручка, т. р.
113463 102711 99129
-10752
-9,48
-3582
-3,49
Себестоимость, т. р.
116065 102005 98018
-14060
-12,11
-3987
-3,91
Чистая прибыль, т. р.
603 903 776 300 49,75
-127
-14,06
Среднегодовая стоимость ОС
1476 1216 698
-259,91
-17,61
-518
-42,60
Численность персонала, чел.
92 95 97 3
3,26 2
2,11
Среднемесячная ЗП, руб.
31200 34400 38200 3200 10,26 3800 11,05