Файл: Совершенствование системы управления информационными потоками на предприятии.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 215
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
20
Продолжение таблицы 3
Показатели
2018 г. 2019 г. 2020 г.
Прирост 2019 г. к 2018 г.
Прирост 2020 г. к 2019 г.
Абс.
%
Абс.
%
Производительность труда, т. р. / чел.
1233,2 9
1081,17 1021,95
-
152,13
-12,33
-59,22
-5,48
Фондоотдача, руб. / руб. 76,88 84,47 142,02 7,59 9,87 57,55 68,14
Фондоемкость, руб. / руб 0,01 0,01 0,01 0,00
-8,99 0,00 40,52
Среднегодовая стоимость собственного капитала, т. р.
56468 56919,5 57759 451,50 0,80 839,50 1,47
Рентабельность собственного капитала,
%
1,07 1,59 1,34 0,52 48,56
-0,24
-15,31
Товарооборачиваемость
, дней
7,8 8,5 9,1 0,7 0,6 8,97 7,05
На основании представленной таблицы, можно отметить следующие изменения финансовых показателей.
Исходя из данных отчетности в 2020 году наблюдается уменьшение годовой выручки на -3582 т. р. в сравнении с 2019 г. Прирост данного показателя равен -3,49 %.
В 2020 г. общая сумма себестоимости уменьшилась по сравнению с прошлым годом на -3987 т. р., что в процентном выражении составляет -3,91 %.
Итак, сопоставив значения приростов годовой выручки и себестоимости, имеем следующее неравенство: -3,49 > -3,91, что привело к повышению размера валовой прибыли предприятия в 2020 г.
Таким образом, наблюдается незначительное превышение выручки над себестоимостью продукции, что указывает на необходимость принятия мер по сокращению издержек в целях поддержания достаточного уровня прибыли.
Величина чистой прибыли в 2020 г. составила 776 т. р., это на 14,06 % меньше, чем в 2019 г.
Таким образом, в отчетном году наблюдалось снижение величины чистой прибыли ООО «ПУД».
21
Как показано в таблице 3, сумма денежных средств на расчетном счете предприятия изменилась незначительно, ее относительное изменение составило -3,28 %.
Положительно можно охарактеризовать сокращение краткосрочных обязательств предприятия.
Среднемесячная заработная плата в расчете на одного работника повысилась в среднем на 3800 руб., или на 11,05 %. Повышение заработной платы положительно отражается на мотивации сотрудников.
Оценивая изменения производительность труда был сделаен вывод, что в
2020 году уровень производительности снизился на
1021,9 – 1081,2 = -59,22 т. р. / чел. Таким образом, за последний год имеет место снижение эффективности использования трудовых ресурсов в
ООО «ПУД».
Таким образом, проведенный анализ финансовых показателей предприятия ООО «ПУД» дает основания для вывода о том, что предприятие имеет низкий уровень прибыльности, о чем свидетельствуют показатели выручки и себестоимости.
2.2 Анализ информационных потоков в логистической системе
предприятия
Предприятие ООО «ПУД» можно рассматривать как сложную динамическую микрологистическую систему, которая является звеном более сложной макрологистической системы – системы товародвижения, которая объединяет всех участников соответствующего процесса движения товарной массы в многоэтапной цепи поставок. Основными объектами управления в комплексе хозяйственно-торговой деятельности розничного торгового предприятия являются товарные потоки, которые формируют материальную
(производственную) подсистему логистики торгового предприятия.
22
В ходе осуществления деятельности ООО «ПУД» администрации и работникам предприятия приходится разрабатывать и принимать разнообразные решения, для обоснования которых необходимы различные данные о состоянии внешней среды (рыночной, финансово-экономической, производственно-технологической и др.).
При этом необходимо обеспечить:
− возможности для каждого из участников получать как общую, так и специальную (соответствующую решаемым им задачам) информацию;
− возможность наращивания необходимых сведений (например, создание и хранение истории заказа);
− обеспечение доступа к различным источникам информации, необходимым для принятия решения, а при ее отсутствии – к потенциальным контрагентам, которые могут располагать или подготовить данную информацию;
− наличие сведений о потенциальных партнерах;
− выполнение некоторых «интеллектуальных» функций (анализ статистики, прогнозирование и пр.) [1, c. 86].
На предприятии ООО «ПУД» актуальной является проблема информационного обеспечения управления материальными потоками в процессе поставок продукции от поставщиков в розничную сеть.
С целью подробного описания бизнес-процессов взаимодействия магазинов предприятия с поставщиками и отделов предприятия с распределительным центром используется специальный документ
«
Регламент по процессу «Работа распределительного центра с товаром» и работа магазинов с группой ФРОВ и СТМ».
Распределительный центр (далее РЦ) служит единой базой для оптимального распределения продукции по всем магазинам торговой сети предприятия «ПУД».
23
Информационные потоки между структурными отделами ООО «ПУД» и внешней средой в процессе заказа товаров в магазины предприятия представлены на рисунке 3.
Рисунок 3 – Информационный потоки при подготовке заказа
В соответствии с вышеуказанным регламентом, сотрудник коммерческого отдела, а именно категорийный менеджер по каждой группе товаров определяет товары, по которым необходимо поддерживать минимальный товарный запас на РЦ не менее 1-3 дней и обеспечить его наличие на начало комплектации. Определяет список товаров с минимальными сроками хранения на РЦ. Начальник РЦ контролирует данный процесс, создается информационный поток, обозначенный стрелкой 1, показанный на вышеприведенной схеме.
Далее категорийный менеджер запрашивает от поставщиков прайсы
(на схеме отмечен информационный поток 2), коммерческие предложения, проводит торги с поставщиками по вверенной ему группе товаров.
Анализирует полученную информацию, формирует заказы поставщикам.
Расчёт заказов производит, учитывая: текущие остатки на РЦ, средние продажи, планирование «Акции 3 дня», и страховой запас согласно утверждённым спискам товаров для заказов по срокам хранения.
Коммерческий отдел
Магазин 1
РЦ
Магазин 2
Магазин 3
Магазин N
Поставщик 1
Поставщик 2
Поставщик N
1 4
24
Поставщики высылают прайсы и коммерческие предложения
(информационный поток 3).
Затем категорийный менеджер планирует заказ товара на РЦ с обеспечением максимальной равномерности объёмов работ по приёмке товара и отправляет макет заказа начальнику РЦ.
Следует отметить, что на данном этапе еще непосредственно поставщикам заказ не передается, все стрелки на схеме выполняются штриховыми линиями, обозначающими информационные потоки.
Материальных потоков на этапе подготовки заказа не осуществляется.
На следующем этапе выполняется заказ товара по схеме, представленной на рисунке 4.
Рисунок 4 – Информационные и материальные потоки по заказу товаров
На схеме показано стрелкой 1 – помощник категорийного менеджера получает от поставщика прайс и бланк заказа, создает задачу по всем категорийным менеджерам коммерческого отдела.
Далее помощник категорийного менеджера рассчитывает заказ товаров: расчёт заказов производит учитывая: текущие остатки на РЦ, средние продажи, планирование «Акции 3 дня», периодичность поставок товаров.
Коммерческий отдел
Магазин 1
РЦ
Магазин 2
Магазин 3
Магазин N
Поставщик 1
Поставщик 2
Поставщик N
2 1
4 3
5 6
25
От категорийных менеджеров (внутри коммерческого отдела) помощник категорийного менеджера получает консолидированный заказ товаро – то есть заказ по каждой группе товаров.
Затем, как показано стрелкой 2, высылает консолидированный заказ на поставку товаров поставщику.
Стрелкой 3 показано получение помощником категорийного менеджера после формирования машины на складе поставщика СТМ, отгрузочные накладные с фактическими ценами в форме Excel, скан накладной с подписью и печатью, а также файл Excel ТОРГ 12 и СФ.
Далее он производит расчет и прогрузку в базу данных отпускных цен для склада РЦ согласно установленной наценке, прогружает спецификацию на РЦ и магазины, проинформировать о новых ценах всех КМ посредством
Директум с указанием % изменения цен. Для этого используются программы
М-Кристал и Директум.
Категорийный менеджер или его помощник информируют представителя РЦ о сроках поставки и планируемом объеме поставки товаров (количество паллет и вес) – данный информационный поток обозначен стрелкой 4 на схеме.
Поставщик, сформировав заказ, поставляет продукцию на РЦ, что показано стрелкой 5, которая является сплошной, так как обозначает не информационный, а материальный поток.
С распределительного центра продукция в соответствии с планами категорийных менеджеров поставляется в магазины предприятия, что показано стрелками 6. Данные потоки также являются материальными.
Оприходование (подписание акта приемки) происходит как по штрих- коду принимающего поставку, так и по штрих-коду водителя.
При приемке скоропортящихся товаров приёмка начинается с обязательных замеров температуры в машине и проверки санитарного состояния, далее ведётся приёмка по качеству и количеству согласно электронной накладной.
26
При приемке весовых товаров – все товары взвешиваются на месте с использованием специальных весов.
В случае расхождения в весе более чем на 300 г, это фиксируется в накладной, водитель подтверждает. В случае наличия испорченных товаров
(на продукцию допускается определенный процент брака – от 0 до 3%), то магазин выставляет претензию, приемщик магазина делает фотографии и происходит дополнительное списание с прихода, при этом материально ответственный сотрудник со стороны поставщика рассматривает и подтверждает факт того, что товар испорчен, сумма с прихода уменьшается и затраты компенсируются за счет РЦ. Если ответственное лицо отвергает претензию, приемщик магазина подает заявку в службу предотвращения потерь.
Таким образом, при любой доставке принимающий помимо заполнения бумажных документов считывает штрих-код в программу, которая подтверждает факт получения товара и отправляет документацию поставщику.
С каждой поставкой кроме ТТН поставщиком предоставляется сертификат. Во время выгрузки товара осуществляется его проверка – проверка сплошная за исключением овощей и фруктов, если их большое количество и полностью каждый отдельно взятый проверить не представляется возможным. Далее товаровед магазина заполняет документы, осуществляет подписание акта приемки. Подписавший акт приемки несет материальную ответственность.
На предприятии составляется расписание, которое подразделяет поставки на категорию «фреш», включающую скоропортящиеся продукты: молоко, хлеб, (до 10 часов), мясо, рыба, полуфабрикаты и продукция из категории собственного производства (10-11 часов), фрукты, овощи (11-12 часов).
27
Другая продукция поставляется в любое время дня до 14 часов, как правило если у поставщика форс мажор, о нем предупреждается заранее, но тем не менее после 14:00 магазин может отказаться от доставки.
На предприятии время разгрузки регламентировано: поставка до полутонны – 20 мин, от 0,5 до 1 т – 30мин, свыше 1 т – 40мин.
Продукты собственного производства осуществляются по доверительной приемке, проверка после получения.
Возникают проблемы при получении продукции собственного производства: расхождение в весе, отсутствие этикеток, сотрудники могут перепутать ящики (выгрузили продукцию в магазин, предназначенную другому магазину). Если пришли чужие ящики, и хозяин находится – отсылают обратно, если нет – продают, занося в реализованное, если не удается продать – убытки возмещаются за счет виновного.
По поставкам товаров, относящихся к категории «фреш» заявка составляется на следующий день, а на продукцию собственного производства
– за два дня, на остальные товары по различным графикам.
В целях исключения поставок продуктов с заканчивающимся сроком годности, в регламенте предприятия определено, что если срок годности продукции менее 70%, то магазин может не принимать доставку. Кроме этого, поставщики оповещают о распродажах заранее – продукция, срок годности которой подходит к концу, продается по сниженным ценам, магазин может оставить заявку.
«
Поступления товарных потоков в магазины предприятия осуществляется такими основными входными потоками:
− со складов поставщиков – оптовых торговых баз, оптовых складов, коммерческо-посреднических структур
(дилеров, дистрибьюторов, консигнантов т.п.);
− с распределительного центра предприятия – в магазины предприятия;
− транзитом от крупных поставщиков;
28
− от мелких производителей и посредников.
Результатом торговой деятельности предприятия являются такие выходные потоки товаров, как товары:
− проданные населению;
− проданные в порядке мелкого опта;
− направленные производителям товаров для замены некачественных товаров;
− возвращенные поставщикам как излишне завезенные и незаказанные» [5, c. 32].
Непрерывность процесса удовлетворения спроса потребителей необходимыми товарами обеспечивается наличием у предприятия торговли некоторой товарной массы. Указанная товарная масса является запасом, принимающим различные формы.
«
До момента реализации товар находится в каналах сферы товарного обращения и является товарным запасом. Следовательно, конечной целью товарного запаса является реализация. В момент продажи товарный запас перестает быть таковым, и переходит из сферы товарного обращения в сферу потребления. Исходя из этого и производитель, и продавец, и покупатель должны стремиться к тому, чтобы товар как можно быстрее преодолел каналы распределения с момента его производства до момента продажи» [6].
Товародвижение как процесс характеризуется прерывностью, дискретностью. В промежутках между моментами купли-продажи товар находится в состоянии покоя: в такие периоды товар принимает форму товарного запаса.
Необходимость формирования товарного запаса обусловлена объективными причинами и в большинстве случаев товарные запасы существуют вне зависимости от желаний и намерений собственников.
Движение товаров на предприятии ООО «ПУД» тесно связано с движением потоков материальных и финансовых ресурсов, осуществлением
29 затрат труда, информационным обеспечением этих процессов, возникновением и переходами соответствующих рисков.
Управление товарными потоками на предприятии должно основываться на оперативном учете, контроле и анализе информации о движении товарных и материальных потоков, финансовых, трудовых потоков и включать ряд управленческих операций по организации доведения товара от поставщика к покупателю для наиболее полного удовлетворения спроса населения. На предприятии ООО «ПУД» эти задачи решаются в ходе выполнения ряда коммерческих и технологических процессов по закупкам товаров, их завоза, получения, складирования, хранения, формирования ассортимента, предпродажной подготовки товаров, расчетов с покупателями и др.
В процессе анализа регламента выполнения операция по заказу, поставке и распределению товаров были выявлены следующие недостатки, касающиеся описания бизнес-процессов: по каждой операции указан контролер ее выполнения, и средства для передачи данных, однако не определена обязанность отправки исполнителем сформированных данных контролеру. Например, такая информация может передаваться не каждый раз от исполнителя, а только по запросу контролера, что позволит сократить время на выполнения рутинных работ, если операция допускает возможность выборочного контроля.
В качестве основного программного обеспечения управления информационными потоками используются программы Директум и
М-Кристалл.
Программа М-Кристал – собственная программа, написана 6 лет назад и постоянно обновляемая, адаптируется под нужды предприятия, через нее осуществляется электронный документооборот и выполнение всех заявок.
Основные возможности программы:
− создание прогнозов, необходимых для подготовки следующих заказов, на основе реализованного товара (программа автоматически