Файл: Реферат Таинство Венчания. Дань моде или Таинство Любви.doc
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 72
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МОУ « Лиманская СОШ №1»
Реферат
«Таинство Венчания. Дань моде или Таинство Любви?»
Авторы: Винченко Оксана Олеговна, Коннова Екатерина Анатольевна
Место выполнения работы:
10 б класс МОУ СОШ №1 пос. Лиман,
Астраханской области
Научный руководитель:
Усова Галина Иннокентьевна,
учитель истории и обществознания
МОУ « Лиманская СОШ №1»
Консультант: Отец Анатолий,
настоятель Храма Казанской Божьей Матери пос. Лиман
Лиман 2011 год
План
Введение.
I глава. Экскурс в историю
IIглава. Главные обряды Таинства Венчания
111 глава. Cвадебные обряды на Руси
IV глава. Заключение
V глава. Приложения
.
Введение
« Таинство брака, совершающееся
в обществе христиан, - не религиозная форма
«регистрации», а глубокий, поучительный способ,
которым Церковь хочет нам открыть, что такое
любовь и как глубоки человеческие отношения».
Митрополит Сурожский.
Мы, русские люди, живём сегодня в стране, культура которой основана на христианских ценностях. Всё лучшее, что создано в России, связано с христианскими традициями. Одной из таких традиций является Таинство Венчания. В Таинстве брака заложен обет вечной верности и освещается супружеский союз. Уверены в том, что брак - не юридическая категория, категория духовная, событие духовной жизни. Брак – не договор, а дар любви. И этот дар нужно хранить и оберегать. Тема исследования выбрана не случайно, так как мы и наши сверстники в скором будущем будем создавать свои семьи, то нам необходимы знания о браке, о семье, о семейных ценностях, о Таинстве брака.
Сегодня молодое поколение возвращается к православным традициям, происходит возрождение духовности. И в этом заключается актуальность выбранной темы. Кроме того, в процессе работы мы убедились в том, что за внешним пафосом этой темы виден огромный духовный мир человека.
Таинство Венчания имеет свои правила, которые нужно знать, иначе людей может постигнуть глубокие разочарования.
Цель работы - обобщить мнение молодёжи по данной теме; выяснить, чем является данное Таинство: модной тенденцией или Таинством любви;
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
- определить роль и значение Таинства в жизни христиан;
-узнать условия Венчания и причины, запрещающие венчаться;
-проанализировать главное действие этого обряда, понять самой и показать другим смысл
этого священного действия;
- систематизировать информацию, полученную из разных источников на основе критического осмысления.
Теорические основы исследования
- исследовательская деятельность в районном архиве;
- интервьюирование;
- изучение книг из библиотеки;
- изучение материалов периодической печати;
- обобщение;
- систематизация.
.
Глава 1. Экскурс в историю
В Киевской Руси установления православной церкви и законодательство византийских императоров о совершении обручения и заключении брака стали действовать сразу после Крещения Руси.
С древнейших времен сохранилось прекрасное повествование о счастливом святом супружестве – князе Муромском и супруге его Февронии. История их жизни была в народе весьма почитаема и любима в семейном чтении, т. к. служила хорошим уроком и наставлением людям, вступающим в брак.
До замужества судьба этих людей отличалась друг от друга. Феврония была бедна, росла в простой семье. Была дочерью лесничего. Петр же воспитывался в княжеской семье.
Однажды Петр заболел какой-то неизлечимой болезнью. Тело его покрылось злокачественными ранами и струпьями, причинявшими жестокие страдания. Никто не мог помочь ему в болезни. Узнала об этом Феврония и взялась помочь князю. Феврония излечила Петра. Князь женился на Февронии. Но родственники Князя Петра были против этого союза, потому что Феврония была из простой , бедной семьи. Петр ради своей любимой оставил княжеский престол. В это время пришлось жить супругам в бедности. Но умная княгиня умела утешить, поддержать. И действительно через некоторое время по просьбе бояр вернулся в Муром. Дожили Петр и Феврония в счастливом супружестве до старости и умерли в один день. По их завещанию были положены в один гроб. Но люди, считая это недозволенным, положили их раздельно, но когда пришли, перед их погребением, то нашли их лежащими вместе. В одном гробе. Снова попытались разъединить их, и опять они оказались вместе. Так было неоднократно. Убедившись, что
такова воля Божия, оставили их в покое, вместе.
Святая Церковь до сего времени 25 июня, в день их памяти, совершает служение святым супругам. Их нетленные мощи и теперь находятся в городе Муроме, в каменном храме. Им молятся молодые во время вступления в брак.
На Руси, как и в Византии, заключения брака начиналось обращением жениха и невесты к архиерею с прошением благословить их брак. Епископ выдавал просителю указ на имя священника с предложением предварительно произвести «обыск», т. е. выявить, нет ли каких препятствий к браку. Этот указ назывался «венечной памятью». За его выдачу снималась пошлина, размер её увеличивался в случае вступления во 2-й и 3-й брак. В 1765году указом императрицы Екатерины выдача «венечных памятей» была запрещена.
В XVII веке должен был заключаться договор между брачующимися и церковью, по которому предусматривалась выплата неустойки в случае расторжения брака. Царь Петр I в указе от 1702 года запретил эти зарядные записи и предписал совершать обручение не ранее 6 недель до венчания.
Данное положение противоречило церковной норме о нерасторжимости брака, и 14 декабря 1744 года императрица Елизавета восстановила прежнее значение обручения, запретив расторгать его. Дела о расторжении обручения повелевалось представлять через Синод на её личное усмотрение.
С 1775 года церковное обручение и венчание стали совершаться одновременно.
После отмены крепостного права крестьяне и дворовые люди могли вступать в брак, не спрашивая разрешения на то владельца. Дворовые девки, вдовы и временно-обязанные крестьянки при выходе замуж за людей, непренадлежащих к дворовым того же владельца, не подвергаются взысканию оброка за время, остающееся до истечения двухлетнего срока со времени обнародования Положений.2
В России до революции церковный брак обладал законной силой, и венчание совершалось при поручителях, во время венчания они держали венцы над головами жениха и невесты, а после ставили свои подписи в метрической книге, подтверждая заключение брака. Причем свидетелями могли быть только женатые, знакомые с семейной жизнью, мужчины. Родители во избежание принужденных браков не должны были присутствовать в церкви во время
обряда венчания. В наше время это разрешается.
На Руси всегда верили в приметы. Примером может служить венчание А. С. Пушкина и Н. Н. Гончаровой. Оно состоялось 2 марта 1831 года в Москве, в церкви Большого Вознесения на Большой Никитской. Во время венчания, согласно молве, совершилось несколько плохих примет: жених, задев за аналой, уронил крест; во время службы, неожиданно погасла одна из свечей; шафер Пушкина, устав держать венец, передал его своему товарищу; и в завершении всего, при обмене колец, одно из них упало на пол. Пушкин шепнул кому-то из друзей: «Все дурные предзнаменования». В такие суеверия и по сей день верят. Но вот что считает по этому поводу батюшка Алексеи: «Без сомнений, все это – народные вымыслы, и относится к таким «пророчествам» надо спокойно. Ведь смысл происходящего заключается совсем в другом. В том, что Церковь благословляет соединение мужа и жены в Таинстве венчания».
В 1918 году был издан декрет об отделение Церкви от государства – церковный брак был лишен юридической силы. Хотя и верующим было оставлено право принимать церковное благословение на брак после его регистрации в органах загса, но на протяжении всей советской истории, особенно в 30-е годы, во многих случаях власть подвергала служебной дискриминации и прямым преследованиям тех, кто осмеливался осветить свой супружеский союз перед Богом.
В настоящее время в Русской Православной Церкви сложилось совершенно разумная и единственно допустимая практика венчать лишь тех лиц, гражданский брак, которых уже зарегистрирован.
Глава 2. Главные обряды Таинства Венчания
Любовь христианская любит до конца,
а не на время. Будут искушения
для вашей любви. Будьте мудры, как змии,
и просты, как голуби.( Мер., 10, 16.)
Христианская семья есть надежная ограда чистых нравов, добрая почва чистых отношений и средство для устроения на земле Христианской Церкви.
Семья является также первой основой государства и общества, как сказал хорошо об этом святитель Филарет Московский: «В семействе лежат семена всего, что потом раскрывается и возрастает в великое семейство, которое называется государством».
Венчание – это, несомненно, особое событие. И чтобы этот торжественный день не омрачался различными непредвиденными обстоятельствами, нужно его правильно организовать.
Во-первых, следует узнать, что необходимо принести с собой для проведения церемонии. Это икона Спасителя, икона Божией Матери (раньше эти иконы брались из родительского домов и становились домашней святыней), обручальные кольца, золотое для жениха и серебряное для невесты, кольца отдаются священнику перед венчанием для возложения на престол, также необходимы венчальные свечи и белое полотенце-рушник. С собой нужно принести свидетельство о браке. Также желательно внести пожертвование. Узнать о возможности фото и видео съемки.
Во-вторых, нужно пригласить двух свидетелей. Их надо предупредить, что венцы на голову класть нельзя, можно только менять руки.
И последнее: при подготовке венчального наряда учтите, что платье невесты не должно быть ярким, темным или красным, спина, плечи и руки до локтей должны быть закрыты, головной убор ( фата или платок) обязателен, причем лицо фатой закрывать не следует, а украшения и макияж должны использоваться по минимуму. Впрочем, это относится ко всем женщинам, приходящим в храм, поэтому всех приглашенных на обряд венчания желательно предупредить об этом.
Однако гораздо более важным в подготовке к венчанию является глубокое внутреннее приготовление, осознание всей ответственности этого шага. Накануне совершения Таинства жених и невеста обязательно должны исповедоваться и причаститься.
Есть несколько причин по которым вас могут не обвенчать в церкви.
- если идут дни четырёх постов, в Сырную седмицу, в Светлую седмицу, в период от Рождества Христова до Благоявления.
- кровное или духовное родство жениха и невесты;
- исповедование одним из брачующихся нехристианской религии;
- вступление в брак более чем третий раз;
- один или оба из брачующихся объявляет себя атеистом;
- один или оба из брачующихся состоит в браке с другим лицом;
- один или оба из брачующихся связан монашеским обетом девства
Все Таинство Брака можно разделить на две составные части: обручение и непосредственно венчание. В прошлом обручение совершалось заранее, при помолвке и могло быть расторгнуто.
Обручение совершается в ознаменование того, что брак совершается перед лицом Божиим, в Его присутствии, по Его всеблагому Помыслу и усмотрению, когда перед ним скрепляются взаимные обещания вступающих в брак. Этим жениху и невесте внушается важность Таинства Брака. А то, что обручение совершается в храме, означает, что муж принимает жену от Самого Господа.