Файл: Реферат Таинство Венчания. Дань моде или Таинство Любви.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 72

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МОУ « Лиманская СОШ №1»


Реферат

«Таинство Венчания. Дань моде или Таинство Любви?»
Авторы: Винченко Оксана Олеговна, Коннова Екатерина Анатольевна

Место выполнения работы:

10 б класс МОУ СОШ №1 пос. Лиман,

Астраханской области

Научный руководитель:

Усова Галина Иннокентьевна,

учитель истории и обществознания

МОУ « Лиманская СОШ №1»

Консультант: Отец Анатолий,

настоятель Храма Казанской Божьей Матери пос. Лиман

Лиман 2011 год

План

Введение.

I глава. Экскурс в историю

IIглава. Главные обряды Таинства Венчания

111 глава. Cвадебные обряды на Руси

IV глава. Заключение

V глава. Приложения

.


Введение

« Таинство брака, совершающееся

в обществе христиан, - не религиозная форма

«регистрации», а глубокий, поучительный способ,

которым Церковь хочет нам открыть, что такое

любовь и как глубоки человеческие отношения».

Митрополит Сурожский.
Мы, русские люди, живём сегодня в стране, культура которой основана на христианских ценностях. Всё лучшее, что создано в России, связано с христианскими традициями. Одной из таких традиций является Таинство Венчания. В Таинстве брака заложен обет вечной верности и освещается супружеский союз. Уверены в том, что брак - не юридическая категория, категория духовная, событие духовной жизни. Брак – не договор, а дар любви. И этот дар нужно хранить и оберегать. Тема исследования выбрана не случайно, так как мы и наши сверстники в скором будущем будем создавать свои семьи, то нам необходимы знания о браке, о семье, о семейных ценностях, о Таинстве брака.

Сегодня молодое поколение возвращается к православным традициям, происходит возрождение духовности. И в этом заключается актуальность выбранной темы. Кроме того, в процессе работы мы убедились в том, что за внешним пафосом этой темы виден огромный духовный мир человека.

Таинство Венчания имеет свои правила, которые нужно знать, иначе людей может постигнуть глубокие разочарования.

Цель работы - обобщить мнение молодёжи по данной теме; выяснить, чем является данное Таинство: модной тенденцией или Таинством любви;


Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

- определить роль и значение Таинства в жизни христиан;

-узнать условия Венчания и причины, запрещающие венчаться;

-проанализировать главное действие этого обряда, понять самой и показать другим смысл

этого священного действия;

- систематизировать информацию, полученную из разных источников на основе критического осмысления.

Теорические основы исследования

- исследовательская деятельность в районном архиве;

- интервьюирование;

- изучение книг из библиотеки;

- изучение материалов периодической печати;

- обобщение;

- систематизация.

.





Глава 1. Экскурс в историю

В Киевской Руси установления православной церкви и законодательство византийских императоров о совершении обручения и заключении брака стали действовать сразу после Крещения Руси.

С древнейших времен сохранилось прекрасное повествование о счастливом святом супружестве – князе Муромском и супруге его Февронии. История их жизни была в народе весьма почитаема и любима в семейном чтении, т. к. служила хорошим уроком и наставлением людям, вступающим в брак.

До замужества судьба этих людей отличалась друг от друга. Феврония была бедна, росла в простой семье. Была дочерью лесничего. Петр же воспитывался в княжеской семье.

Однажды Петр заболел какой-то неизлечимой болезнью. Тело его покрылось злокачественными ранами и струпьями, причинявшими жестокие страдания. Никто не мог помочь ему в болезни. Узнала об этом Феврония и взялась помочь князю. Феврония излечила Петра. Князь женился на Февронии. Но родственники Князя Петра были против этого союза, потому что Феврония была из простой , бедной семьи. Петр ради своей любимой оставил княжеский престол. В это время пришлось жить супругам в бедности. Но умная княгиня умела утешить, поддержать. И действительно через некоторое время по просьбе бояр вернулся в Муром. Дожили Петр и Феврония в счастливом супружестве до старости и умерли в один день. По их завещанию были положены в один гроб. Но люди, считая это недозволенным, положили их раздельно, но когда пришли, перед их погребением, то нашли их лежащими вместе. В одном гробе. Снова попытались разъединить их, и опять они оказались вместе. Так было неоднократно. Убедившись, что

такова воля Божия, оставили их в покое, вместе.

Святая Церковь до сего времени 25 июня, в день их памяти, совершает служение святым супругам. Их нетленные мощи и теперь находятся в городе Муроме, в каменном храме. Им молятся молодые во время вступления в брак.

На Руси, как и в Византии, заключения брака начиналось обращением жениха и невесты к архиерею с прошением благословить их брак. Епископ выдавал просителю указ на имя священника с предложением предварительно произвести «обыск», т. е. выявить, нет ли каких препятствий к браку. Этот указ назывался «венечной памятью». За его выдачу снималась пошлина, размер её увеличивался в случае вступления во 2-й и 3-й брак. В 1765году указом императрицы Екатерины выдача «венечных памятей» была запрещена.

В XVII веке должен был заключаться договор между брачующимися и церковью, по которому предусматривалась выплата неустойки в случае расторжения брака. Царь Петр I в указе от 1702 года запретил эти зарядные записи и предписал совершать обручение не ранее 6 недель до венчания.

Данное положение противоречило церковной норме о нерасторжимости брака, и 14 декабря 1744 года императрица Елизавета восстановила прежнее значение обручения, запретив расторгать его. Дела о расторжении обручения повелевалось представлять через Синод на её личное усмотрение.

С 1775 года церковное обручение и венчание стали совершаться одновременно.

После отмены крепостного права крестьяне и дворовые люди могли вступать в брак, не спрашивая разрешения на то владельца. Дворовые девки, вдовы и временно-обязанные крестьянки при выходе замуж за людей, непренадлежащих к дворовым того же владельца, не подвергаются взысканию оброка за время, остающееся до истечения двухлетнего срока со времени обнародования Положений.2

В России до революции церковный брак обладал законной силой, и венчание совершалось при поручителях, во время венчания они держали венцы над головами жениха и невесты, а после ставили свои подписи в метрической книге, подтверждая заключение брака. Причем свидетелями могли быть только женатые, знакомые с семейной жизнью, мужчины. Родители во избежание принужденных браков не должны были присутствовать в церкви во время
обряда венчания. В наше время это разрешается.

На Руси всегда верили в приметы. Примером может служить венчание А. С. Пушкина и Н. Н. Гончаровой. Оно состоялось 2 марта 1831 года в Москве, в церкви Большого Вознесения на Большой Никитской. Во время венчания, согласно молве, совершилось несколько плохих примет: жених, задев за аналой, уронил крест; во время службы, неожиданно погасла одна из свечей; шафер Пушкина, устав держать венец, передал его своему товарищу; и в завершении всего, при обмене колец, одно из них упало на пол. Пушкин шепнул кому-то из друзей: «Все дурные предзнаменования». В такие суеверия и по сей день верят. Но вот что считает по этому поводу батюшка Алексеи: «Без сомнений, все это – народные вымыслы, и относится к таким «пророчествам» надо спокойно. Ведь смысл происходящего заключается совсем в другом. В том, что Церковь благословляет соединение мужа и жены в Таинстве венчания».

В 1918 году был издан декрет об отделение Церкви от государства – церковный брак был лишен юридической силы. Хотя и верующим было оставлено право принимать церковное благословение на брак после его регистрации в органах загса, но на протяжении всей советской истории, особенно в 30-е годы, во многих случаях власть подвергала служебной дискриминации и прямым преследованиям тех, кто осмеливался осветить свой супружеский союз перед Богом.

В настоящее время в Русской Православной Церкви сложилось совершенно разумная и единственно допустимая практика венчать лишь тех лиц, гражданский брак, которых уже зарегистрирован.




Глава 2. Главные обряды Таинства Венчания

Любовь христианская любит до конца,

а не на время. Будут искушения

для вашей любви. Будьте мудры, как змии,

и просты, как голуби.( Мер., 10, 16.)

Христианская семья есть надежная ограда чистых нравов, добрая почва чистых отношений и средство для устроения на земле Христианской Церкви.

Семья является также первой основой государства и общества, как сказал хорошо об этом святитель Филарет Московский: «В семействе лежат семена всего, что потом раскрывается и возрастает в великое семейство, которое называется государством».

Венчание – это, несомненно, особое событие. И чтобы этот торжественный день не омрачался различными непредвиденными обстоятельствами, нужно его правильно организовать.


Во-первых, следует узнать, что необходимо принести с собой для проведения церемонии. Это икона Спасителя, икона Божией Матери (раньше эти иконы брались из родительского домов и становились домашней святыней), обручальные кольца, золотое для жениха и серебряное для невесты, кольца отдаются священнику перед венчанием для возложения на престол, также необходимы венчальные свечи и белое полотенце-рушник. С собой нужно принести свидетельство о браке. Также желательно внести пожертвование. Узнать о возможности фото и видео съемки.

Во-вторых, нужно пригласить двух свидетелей. Их надо предупредить, что венцы на голову класть нельзя, можно только менять руки.

И последнее: при подготовке венчального наряда учтите, что платье невесты не должно быть ярким, темным или красным, спина, плечи и руки до локтей должны быть закрыты, головной убор ( фата или платок) обязателен, причем лицо фатой закрывать не следует, а украшения и макияж должны использоваться по минимуму. Впрочем, это относится ко всем женщинам, приходящим в храм, поэтому всех приглашенных на обряд венчания желательно предупредить об этом.

Однако гораздо более важным в подготовке к венчанию является глубокое внутреннее приготовление, осознание всей ответственности этого шага. Накануне совершения Таинства жених и невеста обязательно должны исповедоваться и причаститься.

Есть несколько причин по которым вас могут не обвенчать в церкви.

- если идут дни четырёх постов, в Сырную седмицу, в Светлую седмицу, в период от Рождества Христова до Благоявления.

- кровное или духовное родство жениха и невесты;

- исповедование одним из брачующихся нехристианской религии;

- вступление в брак более чем третий раз;

- один или оба из брачующихся объявляет себя атеистом;

- один или оба из брачующихся состоит в браке с другим лицом;

- один или оба из брачующихся связан монашеским обетом девства

Все Таинство Брака можно разделить на две составные части: обручение и непосредственно венчание. В прошлом обручение совершалось заранее, при помолвке и могло быть расторгнуто.

Обручение совершается в ознаменование того, что брак совершается перед лицом Божиим, в Его присутствии, по Его всеблагому Помыслу и усмотрению, когда перед ним скрепляются взаимные обещания вступающих в брак. Этим жениху и невесте внушается важность Таинства Брака. А то, что обручение совершается в храме, означает, что муж принимает жену от Самого Господа.