Файл: Реферат Таинство Венчания. Дань моде или Таинство Любви.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 69

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Перед обручением жених становится по правую, а невеста по левую стороны – этим подчеркивается, что муж – глава жены.

Обряд начинается каждением, означающее таинственное присутствие благодати Духа Святого. Священник трижды благословляет жениха, потом невесту и дает им зажженные свечи. На каждое благословление сначала жених, потом невеста трижды осеняют себя крестным знамением и принимают от священника зажженные свечи, знаменующие собой целомудрие и любовь, которую питают друг к другу венчающиеся и которая должна такой же чистой и пламенной, как огонь свечи. После этого следуют молитвы Церкви о «ныне обручающихся» с просьбой к Господу, чтобы Он благословил жениха и невесту на благое дело.

Затем священник берет со святого престола кольца и надевает их на безымянный палец правой руки сначала жениху, потом невесте. После благословления священника жених и невеста меняются кольцами – в знак того, что они всецело доверяют друг другу. жених дает обещание беречь жену, а жена – быть верной и преданной мужу. Такой обмен происходит трижды.

Кольцо имеет очень важное символическое значение. Возлагаемые перед венчанием на престол, они освещаются и низводят на новобрачных благословление Божие. К тому же кольца лежат рядом, знаменуя собой единение жениха и невесты. Как известно у кольца нет конца, и союз мужа и жены должен быть не разрывен.

После того как обручение свершилось, жених и невеста, держа в руках зажженные свечи, торжественно становятся на одно «подножие» (полотенце). В этом тоже есть свой смысл: таким образом они подтверждают своею взаимную волю к венчанию и согласие разделить одну участь. Стоя перед алтарем, на котором лежит Евангелие, крест и венцы, жених и невеста перед лицом Всей Церкви еще раз в подтверждают добровольное желание вступить в брак и отсутствие обещаний на брак третьему лицу. Это очень важно: именно добровольное согласие является главным условием законности брака. Только теперь священник приступает к совершению самого венчания. Он произносит три молитвы, в которых просит Господа Иисуса и Триединого Бога благословить и сочетать жениха и невесту, а так же даровать им потомство.

А теперь наступает самый торжественный момент: возложение венков. Венцы – знак царской власти (недаром на Руси жених и невеста именовались «князь и княгиня»), и их возложение – благословление к созданию своего дома, где муж и жена станут царями, а также напоминание о необходимости разумно пользоваться данной Богом властью во благо семьи – малой церкви. Но вместе с тем это – символ тернового венца Иисуса Христа, символ страдания и мужества нести свой крест и преодоления смерти. Украшенные венцами, теперь уже муж и жена предстоит пред всей Церковью Небесной и земной и перед Самим Богом, ожидая Его благословения. Траекторным произнесением: «Господи, Боже наш, славою и честью венчай их!» - священник от лица Бога, трижды благословляет их, указывая им путь в Царство Божие и знаменуя вечность их союза.


Потом читается послание апостола Павла к Ефесянам, в котором говорится о важности брака и о взаимных обязанностях супругов, где одной из главных является страх лишится любви, а значит, присутствия Божия в семье, и Евангелие от Иоанна (2, 1-11) о благословлении и освящении супружеского союза.

Затем священник, а вместе с ним и вся Церковь молятся Господу о сочетавшихся и поют молитву «Отче наш», после чего выносятся чашки с вином (чаща общения). Священник трижды дает испить венчающемся из общей чащи – сначала мужу, потом жене, в знак того, что отныне у них все стало общим: и радости, и скорби. Потом он соединяет правую руку мужа с правой рукой жены, накрывает их епитрахилью, сверху кладет свою руку, на веке соединяя их во Христе, и трижды обводит их вокруг аналоя. Это означает начало их вечного шествия рука об руку. По окончании этого торжественного шествия священник снимает венцы и желает супругам возвеличия от Бога, после чего новобрачные дают друг другу целование и подходят к Царским вратам, где жених целует икону Спасителя, а невеста – образ Божией Матери. Затем они меняются местами. Теперь супругов могут поздравлять родные и близкие.

После венчания молодые, родители, свидетели, гости продолжают праздник за толом. Но как неприлично при этом ведут себя иногда некоторые приглашенные. Нередко здесь упиваются, поют неприличные песни, дико отплясывают. Такое поведение было бы позорным даже для язычников.«Не подобает на браки ходящим скакати или плясати, но скромно вечеряти и обедати, как прилично христианам»1.

Брачный пир должен быть скромен и тих, должен быть чужд всякого неприличия. Такое тихое и скромное пиршество благословит и Сам Господь.




Глава 3

Свадебные обряды на Руси

Свадьбы в России, по традиции длящиеся 2-3 дня, заключаются обычно осенью или зимой, в промежутки между большими постами. Самый популярный период для свадеб в России наступал после Рождества и длился до Масленницы. называлась "свадебник". Сейчас более популярными у молодоженов стали весна и конец лета или осень.

Обряд церковного венчания становится все более популярным, однако по закону он возможен только после регистрации брака в государственном учреждении - загсе. Венчание - очень красивый и трогательный обряд, когда, стоя под венцом, молодые дают клятвы быть верными в горе и радости. Считается, что после него супруги острее осознают свою принадлежность друг другу и настраиваются на долгую совместную жизнь, поскольку в целом разводы православной церковью запрещены. До регистрации жених, приехавший забрать невесту в церковь, должен выкупить ее у гостей, он также проходит массу испытаний, представляющих собой ряд конкурсов, в конце которых жених по традиции должен расплатиться подарками или деньгами со всеми участниками.



Традиционно кольца, платье и туфли для невесты покупает жених, а семья невесты обеспечивает ее "приданым" - постельным бельем, посудой и мебелью. На свадебном столе обязательно должны быть блюда из птицы, символизирующей счастливую семейную жизнь. Свадебный пирог в России называется "курник". Он готовится из блинов или сдобного пресного теста, прослоенного куриным мясом, грибами, рисом и другими начинками. Когда новоиспеченные муж и жена приезжают в дом родителей жених, его мать встречает и, по русской традиции, хлебом-солью. Все гости следят за тем, кто отломит больший кусок хлеба: тот и будет главой в доме. Современная свадьба обычно длится 1- 2дня.

Многие русские по-прежнему "не отпускают" своих детей во взрослую жизнь, пока они ни обзаведутся собственной семьей. И только после этого многие, теперь уже женатые и замужние юноши и девушки начинают работать, чтобы обеспечить молодую семью. Как правило, в России представительницы прекрасного пола выходят замуж в возрасте 18-23 лет. Возраст сильной половины человечества аналогичен их избранницам.

Основную массу населения Лиманского района составляют русские. И они бережно из поко­ления в поколения сохраняют свои национальные традиции, по крупицам собира­ют воспоминания о далеких годах, предметы быта и обрядовые особенности нашей местности. Многие из праздников, отмечаемых в русском стиле имеют общую ос­нову с общероссийскими. Но, наши земляки в каждый из обрядов вносят что-то свое, неповторимое, характерное для нашей местности. В некоторых населенных пунк­тах, например, сохраняются старинные названия, особые словечки, по которым мож­но определить, где проживает тот или другой человек. Например, в Караванном при­нято необычное обращение к старшим: здесь говорят ни «мама» и «папа», «бабуш­ка» и «дедушка», а «мамака», «папака», «дедока», «бабака». Такие особенности в произношении, обрядах, пище, одежде придают неповторимость нашим нацио­нальным традициям, надолго запоминаются. В районе действует общество русской культуры «Живой родник», в местной газете «Лиманский вестник» выходит темати­ческая страничка с аналогичным названием. При каждом доме культуры ведется летопись села, в которую записываются воспоминания старожилов, описываются наиболее значимые события каждого населенного пункта.

Вот некоторые свадебные обряды и обычаи нашего Лиманского района.


О СВАДЬБЕ В СЕЛЕ КАРАВАННОМ

Записано от Савенковой Полины Алексеевны, 1933 г.р.

«Девку приглядывали у нас с детства: как она к старшим относится, хваткая ли она, непоседливая, ласковая ли да угодливая. А уж как к 17-18 годам расцветет - как опять же себя поведет: не строит ли глазки парням, не гуляет ли допозна, ведь здесь же не далеко до греха. А уж как расцвела, поднялась, сватов ожидают. Девушка приданое себе готовит: шьет, вышивает, выбивает, вяжет. Роди­тели (если есть таковые) сундуки нала­живают, да скотину берегут, а уж коли, нет родителей, то родня как может, так отда­ет.

С ватать идут вечером, чтобы помень­ше народа встретить. Сватья выбирались разговорчивые. Сваты что коты - пьяны да сыты. Придут к дому, перекрестятся и начинают хозяев звать да выхваливать. А хозяева хоть и знают, кто пришел, а при­кидываются, что слыхом не слыхали, за­чем гости пришли не знают, а затем ка­литку открывают. Сват заходит главный наперед и говорит: «У вас товар, у нас купец - молодой молодец. Вы покажите товар лицом. Посмотрим, поговорим и дело с концом».

Выводят девушку (сначала какую-нибудь другую или старую). - «Эту что-ли?» А жених-то вместе со сватьями пришел, только он наперед не лезет и в разговор не встревает. Только когда его спрашивают, отвечает: сюда ли пришли? Жених и невеста знают друг друга, на посиделках или на работе познакомились. Да спрашивают жениха: ту ли девушку вывели? А уж как невесту его выведут, тут у них и спрашивают: любят ли они друг друга, да целоваться заставляют. А дальше идет разговор о дне свадьбы, о том, сколько гостей будут звать. Какое приданое невеста в дом жениха принесет, чтобы место в доме жениха заранее освободить. А после разговоров и за стол. Выпили, закусили и за песню, но долго не засиживаются: сваты к себе зовут печки-лавочки глядеть. Вот тут-то можно открыто идти, да песню во всю глотку петь, чтобы все знали, что сосватали, знать свадьба скоро. Приходит в дом к жениху сваха, сразу же в печь: как там - широкая ли, тепло ли. Посмотрят хозяйство, дворы, скот и обсудят: куда невестино приданое поставят. Здесь тоже много пьют и головы теряют. А в доме невесты
остается молодежь, и тоже сидят чай пьют, а там и друзья с гармошкой подходят и пьют, и пляшут.

Записано от Толстовой Пелагеи Егорьевны, 1919г.р.

«Сватовство проходило по-разному. У кого были родители, тех сватали жених, родители, родственники (дядья, тетки). А у кого не было родителей, сватали родственники. А меня, например, без меня посватали. А дело было так. На бригадах мы работали далеко от села, по нынешним временам на машинах-то может и близко, а тогда на быках ездили на бригаду. Вот еду на арбе, догоняю нашего парня - Василия. Подсел ко мне, разговорились о том, о сем. Он меня в разговоре поддел, мол, вы ведь хотите богатых женихов, а на нас бедных не глядите. А я ему в ответ пословицу привела: «Какие сами, такие к нам приедут сани», и больше об этом разговор не зашел. А через неделю иду я с бригады в баню мыться, зашла по дороге к своей подружке и спрашиваю: «Сим, а чтой-то от нас бабы пошли?» А она мне в ответ: «Так тебя ж сегодня просватали». Вот так после одной пословицы я и замуж вышла...

В день свадьбы утром вывозили приданое в дом жениха, а посуду и зеркало несли в руках и пели: «На серебряных волнах». А затем жених шел или ехал на тарантасе, выкупал косу, забирал невесту и шли они венчаться. Родители с молодыми не ходили, а только дружок и подружки невесты, а так же кто-нибудь из родни. После венчания шли в дом жениха. Родите­ли благословляли их вместе, кормили молодых ужином. Когда гости собирались в доме, их выводили и сажали за передний с, затем молодые открывали вечер вальсом».



Записано от Сологубовой Евгении Андрияновны, 1931 г.р.

«Сватать шли втихаря. К тем, к кому придут сваты, заранее присылали гонца с этой вестью, что в такое-то воскресенье (именно воскресенье) придут сваты. Сватать идут мать, отец, жених и кто-нибудь из родственников, кто умеет ловко говорить, шутить, вставить слово. Жених ведет, мать-отец могут и не знать, если большое село, где точно живет невеста. Жениха спрашивают: «Куда ведешь? Тут люди не такие, не эдакие» (если сватья не нравятся). Во двор заходят, перекре­