Файл: Реферат Таинство Венчания. Дань моде или Таинство Любви.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 52

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
стятся. Им навстречу хозяева выходят. Спрашивается разрешение: «Можно зайти?» Отвечают хозяева: «Милости просим, гостям всегда рады». В дом заходят, крестятся. С порога начинают разговор, кто во что горазд, примерно такой: «Говорят, что у вас телка продается хорошая, молодая, плохую не хотелось бы покупать». Ответ: «У нас телки нет, есть старая корова, к молоку хороша и приплод каждый год». Выводят старшую сноху или кого-нибудь из родни постарше.

  • Нет, нам молодую телочку. У вас товар, у нас купец, молодой молодец.

  • Ну, что ж. Проходите в переднюю.

Сажают гостей в передней комнате под матку. Матка - центральная балка дома, самая креп­кая, держится на двух-трех столбах и держит весь дом. Поэтому сватов сажали под матку как символ крепкой семьи с хорошей опорой. Тут к гостям выводили невесту и спрашивали их: как они друг к другу относятся, любит ли жених невесту? Любит ли невеста жениха? К жениху: «Ты, Михаил, ответь нам, любишь ли Надежду?» Жених: «Не любил бы, не привел бы вас сюда» - «А ты, Надежда готова ли связать свою судьбу с Михаилом, ведь всякое про него в селе говорят?» - «Согласна».

Затем жениха с невестой отпускают, а родители ведут разговор о том, сколько гостей будут звать, что покупать для невесты, жениха. Обговаривают день свадьбы. Если родители невесты сажают гостей за стол, то это не надолго, как говорится, по рюмочке выпивали за сговор и шли в дом жениха смотреть «печки-лавочки». А молодежь остается у невесты. В доме жениха смот­рят: сколько окон, где разместят приданое невесты, где стоит печь и куда поставить лавочки. Родители жениха зовут гостей за стол, здесь выпивают по три рюмочки. Об этом тоже договари­вались заранее. Какая-нибудь из родственниц, отчаянная, влезала на печку мерить ее и шумела:

« Глины давай! Воды давай!». Ей подавали браги и пирога. Пошу­мят в доме жениха, идут вновь в дом к невесте с песнями, с гармо­нью. А молодежь идет из дома невесты в дом жениха, так же с песнями и танцами проводят ве­чер.

После сватовства начинали усиленно готовиться к свадьбе, че­сали шерсть, стегали тюфяки и одеяла, шили, вязали, вышивали, выбивали. Собирались невестины
подружки, молодые родственни­ки и долгими вечерами работали и пели песни, песни длинные в ос­новном о девичьей судьбе: «А что сидишь до полуночи?», «Ой, на горе дождь», «А там за горой под вишенкою», «Посеяло огарочки», «Девица-красавица».

За неделю до свадьбы собирали девичник. Разговаривали, тужили по невесте, пили чай, песни пели, плакали, затем, ближе к ночи на огонек заходили ребята с гармонью, и тут уж стано­вилось всем веселее. И пляска, и песня веселая на ум шли.

Свадьбы обычно справляли зимой, когда окончены все основные работы. Разрешалось справ­лять и в пост, только молодых не венчали. В субботу перед свадьбой невесту вели в баню ее подружки, долго мылись, промывали волосы, чесали вшей, если таковые имелись, а они в то время имелись в основном у всех.

Приводили невесту из бани, расчесывались у огня, сушили волосы, заплетали в распущен­ную косу. После свадьбы жена уже не носит распущенные волосы, они должны быть скрыты под платком.

С невестой ночевали 1-2 тайные подружки. А утром в воскресенье (свадьбы справляли только в воскресенье), бабушка выходила рано во двор, и начинала причитывать по невесте, как бы заранее отгоняя от нее нелегкую судьбу: «Отдаем-то тебя, голубушку, в чужую семью, в чужую родню, как-то будет тебе там тошненько, как же будет тебе там тяжеленько, разлю­безное мое дитятко».

В день свадьбы с утра жених посылал невесте ларец с нарядом невесты и с подарками для нее - гребень, духи, напер­сток. Из дома невесты везли на подводах приданое в дом жениха, следом за ними (ко­личество менялось в зависи­мости от приданого) несли посуду и зеркало. Шли с пес­ней: «На серебряных волнах, на желтом песочке». А по­стельники ехали с гармонью, пели караванненские перебо­ры: «Сыграй, Коля, перебор, который любимый мой». А в доме невесты начинались приготовления. Девушки-подружки расчесывали неве­сте волосы, укладывали вен­ком вокруг головы, одевали ее и пели: «Яблоньку» (если есть мать-отец) и «Реченьку» (если нет кого-то из родителей или обоих). Мать благословляла невесту, тут уж скоро жених должен прийти (или приехать). Если жили далеко друг от друга, жених идет с дружками и со свахой-(или родственницей складно говорящей). Дорогу им старались не перебегать, давали «чис­тую», если нет у кого-то злого помысла или других видов на жениха или невесту. Приходили в дом невесты. Говорили: «Пришли мы за невестой нашей, за дочкой вашей, готова ли она?».

Отвечают: «А что же она у нас не стоит ничего? А косы то у нее до пояса, до пят». Какой длины у невесты коса, такую же косу плели из лент и выкладывали на столе с красным бан­том, вот эту «косу» и выкупали дружки и сватья. Тут уж у кого язык ловчее, соревновались, сколько за косу дадут, договаривались заранее на сватовстве, а так же, сколько дать за постель.

После продажи косы жених ведет невесту в церковь, с ним идут только дружки и сватья или родственница, которая пришла вместе с женихом (родители не идут в церковь). Из церкви молодых ведут в дом жениха, там их благословляют уже двоих. Родители кормили молодых ужином. Затем, когда уже собирались гости, в доме за передний стол сажали жениха, невесту, родителей невесты и их гостей. Остальных размещали, согласно, родственных отношений. А гости жениха не садились до тех пор, пока гости невесты не рассядутся. Если есть место, то сажают старших из родни жениха, а помоложе подают закуски и угощают сватов, поют, весе­лят гостей. Вечер открывают молодые вальсом. Когда досыта нагуляются, начинают дары. Кто чем одаривает молодых. Кто обещает телку, кто овцу, кто курицу, кто принесет отрез.

На утро в доме невесты идут приготовления к застолью, зовут сватов на обед, но не про­сто зовут, а посылают ряженых искать пропавшую «телку». Искать идет пастух, с ним цыган­ка, цыган, медведь с поводырем. В доме жениха выглядывают. Когда подходят ряженые к дому, их не пускают, отбиваются шутят. Затем ряженые прорываются «с боем» и начинают искать «телку» по своим «местам». Ее прячут вместе с женихом где-нибудь. Находят, пригла­шают сватов на обед в дом невесты.

Приходят в дом, первым делом, за стол не садясь, проверяют, не слепа ли невеста. Кидают мелочь, а невеста с женихом веником заметают ее к себе ближе и собирают в карман фартука. Кто у них больше соберет. Затем всех усаживают за стол. В центре стола стоят молодые и родители жениха, угощают сватов обедом. И так гуляют до вечера. А на следующий день вновь собираются только родные. В доме жениха их угощает уже молодая жена, которой помогает муж».

Глава 4. Заключение

В мире, законом которого является разъединенность, противоположение, напряженное отношение между отдельными людьми, общественными группами и народами, тема брака чрезвычайно важна. Брак – место, где два человека, благодаря тому, что они друг друга полюбили, становятся единым, место, где розь кончается, где начинается осуществление единой жизни. Брак – чудо на земле.


По результатам опроса учащихся и учителей СОШ №1 тема Таинства Венчания, действительно, является актуальной на сегодняшний день. Это связанно, прежде всего, с возрождение роли Церкви в жизни современного российского общества.

На вопрос об актуальности темы Таинства венчания 70% учителей, 40% учащихся 9 классов и 64% учащихся 10-11 классов ответили положительно. Как мы видим, чем старше опрашиваемый, тем обдуманее его ответ.

На вопрос «Обряд венчания необходим или без него можно обойтись» среди 9 классов «Да, необходим» ответили 43%, среди 10-11 классов 50%, среди учителей 40%. После венчания в Церкви молодые люди начинают осознавать на сколько сильна у них ответственность перед друг другом. Это делает супружеский союз крепче. И на вопрос «Верите ли Вы в то, что если молодые люди обвенчаются, то этот брак будет счастливым и долговечным» 55%2 опрошенных ответили «Да».

Большинство опрошенных считают церковный брак самым прочным и долговечным. А на вопрос «Таинство Венчания является для Вас модной тенденцией или Таинством любви» 45% опрошенных ответили «Таинство Любви» и у 14% анкетируемых ответ на этот вопрос вызвал затруднение. Это говорит о том, что в ближайшем будущем пар венчающихся в церкви будет больше, а это приведет к возрождению духовных ценностей, и браки будут крепче и долговечнее.


Список используемой литературы

  1. «Православная Вера» Газета №26 (330), декабрь, 2006

  2. «Православная вера» №27 (329), декабрь, 2006

  3. «Православная вера» №1 (381), январь, 2009

  4. «Из дневника Святой мученицы и страстотерпицы царицы Александры о значении семьи и о семейной жизни», Псалтирь, 2004

  5. «Жива ли твоя семья», Паломник, 2007

  6. «Что значит жить по вере?», Митрофорный протоирей Геннадий, Пересвет, 2006

  7. «Счастливый брак», Паломник, 2007

  8. «Брак – таинство любви», Лепта книга, 2008

  9. «От любви к любви», Святитель Григорий Богослов, митрополит Антоний Сурожский, Иван Ильин, Сергей Аверинцев, Образ, 2005

  10. http://eparhia.onego.ru/brak2.htm

  11. http.www.pravmir.ru/article_715.html

  12. http.materinstvo.ru


Анкета

Мы, ученицы 10 класса б МОУ СОШ №1 посёлка Лиман , убедительно просим Вас уделить немного внимания данной анкете, посвященной теме Венчания и ответить на несколько вопросов. Нам очень важно знать Ваше мнение. Просим отвечать искренне, так как ответы будут использованы только в обобщенном виде. Выберете вариант ответа и обведите его кружком.


Заранее благодарим Вас за сотрудничество.

Напишите, сколько Вам полных лет.

1. Считаете ли Вы тему Таинства Венчания на сегодняшний день актуальной?

а) да

б) нет

в) затрудняюсь ответить

2. На ваш взгляд, обряд Венчания необходим или без него можно обойтись?

а) да, необходим

б) нет, можно обойтись

в) затрудняюсь ответить

3. Верите ли Вы в то, что если молодые люди обвенчаются, то этот брак будет счастливым и крепким?

а) да

б) нет

в) затрудняюсь ответить

4. Какой брак Вы считаете самым долговечным?

а) Гражданский

б) Фактический

в) Церковный

5. Таинство Венчания является для Вас модной тенденцией или Таинством любви?

а) Таинство Любви

б) Модная тенденция

в) затрудняюсь ответить

Спасибо за сотрудничество

Приложение №1

Анкета девятых, десятых, одиннадцатых классов
Опрощено 75 человек.


Возраст опрашиваемых

13лет

3чел. – 5%

14лет

52чел. – 85%

15 лет

6чел.- 10%





Считаете ли Вы тему Таинства Венчания на сегодняшний день актуальной?

Да

24чел. – 39%

Нет

17чел. – 28%

Затрудняются ответить

20чел. – 33%




На Ваш взгляд, обряд Венчания необходим или без него можно обойтись?


Да, необходим

32чел. – 43%

Нет, можно обойтись

31чел. – 42%

Затрудняюсь ответить

12чел. – 15%




Верите ли Вы в то, что если молодые люди обвенчаются, то этот брак будет счастливым и долговечным?


Да

32чел. – 43%

Нет

31чел. – 42%

Затрудняюсь ответить

12чел. – 15%




Какой брак Вы считаете самым долговечным?

Гражданский

28чел. – 37%

Фактический

5чел. – 6%

Церковный

42чел. – 57%