Файл: Билет 1 Сущность и специфика философского знания.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 310

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

От бытия, понимаемого как явление, Гегель переходит к более глубоким, внутренним закономерностям – к сущности. Основным содержанием этой части является рассмотрение Гегелем закона о взаимопроникновении противоположностей, их единстве, тождестве и борьбе. Гегель утверждает, что противоречие – это соотношение противоположностей, которые не существуют друг без друга, но которые развиваются по-разному, что ведет к обострению отношений между ними. Противоречие нуждается в разрешении, или «снятии». Гегель усматривал противоречие в соотношении основания и следствия, формы и содержания, явления и сущности, возможности и действительности, случайности и необходимости, причинности и взаимодействия. Развивая учение о противоречии, Гегель сделал вывод о внутренне необходимом, самопроизвольном движении, о «самодвижении» как источнике всякого изменения и развития.[90]
2. Познание как предмет философского анализа. Субъект и объект познания
Познание — это такое отношение человека к миру, в результате которого человек получает новое знание о нем. Это процесс получения знания.

Познание как предмет философского анализа. Познание – это процесс (деятельность субъекта), направленный на понимание какого-либо объекта или явления.

«Познание – философская категория, описывающая процесс построения идеальных планов деятельности и общения, создания знаково-символических систем, опосредующих взаимодействие человека с миром и др. людьми в ходе синтеза различных контекстов опыта.»

Природа познания

Возможность познания заключена в таком всеобщем свойстве материи, как свойство отражения. Превращается это возможность в действительность в результате сложного и длительного процесса возникновения и развития сознания человека, способного адекватно отражать объективный мир выявлять его закономерности.

В сознании познающего субъекта формируется образ изучаемого объекта. Его идеальный характер нельзя до конца понять, оставаясь в пределах рассмотрения только структуры внутримозговых, нейродинамических процессов. Общественная природа практической деятельности человека — вот тот специфический фактор, который вызывает к жизни идеальное, психическое высшего «постживотного» порядка. Учеными уже давно установлено, что чем выше существо поднялось по лестнице эволюции, тем меньше формы его жизнедеятельности заранее определяются строением нервных узлов, тем больше «степеней свободы» обретает организм в плане индивидуально- прижизненной приспособительной активности. И человек как высшая ступень этой
эволюции может существовать не иначе, как только благодаря использованию познания как социальной формы отражения; являющейся посредствующим звеном его общественной деятельности.

Субъект и объект познания:

Субъект познания — это активно осуществляющий познавательную деятельность производитель знания. Субъектом познания является, прежде всего, личность. Именно она непосредственно наделена способностью познавать. Но субъектом познания может быть и коллектив, социальная группа, а также общество в целом.

Объект познания — это то, на что направлена познающая деятельность субъекта, фрагмент бытия, оказавшийся в поле зрения его познающей мысли. Объекты познания делятся на:

• первичные, то есть фрагменты природной и социальной действительности;

• вторичные — различные проявления духовного мира людей;

• третичные — свой собственный духовный мир.


Билет 10

1. Позитивизм и его эволюция.

Позитивизм- направление философии, сутью которого является стремление поставить философию на твердую научную основу. Как течение философской мысли он зародился в 30-е - 40-е гг. XIX в. и прошел большую эволюцию (махизм, неопозитивизм, постпозитивизм и др.). Широко распространен и популярен в современную эпоху.Основателем позитивизма считается Огюст Конт(1798- 1857) - французский философ, ученик Сен-Симона. Также большой вклад в становление и развитие позитивизма внесли Джон Милль (1806 -1873) и Герберт Спенсер (1820 -1903).

По мнению Конта, философский спор между материализмом и идеализмом не имеет серьезных оснований и бессмысленен. Философия должна отказаться как от материализма, так и от идеализма и основываться на позитивном (научном) знании. Это значит, что:

- философское знание должно быть абсолютно точным и достоверным;

- для его достижения философия должна использовать научный метод при познании и опираться на достижения других наук;

- основной путь получения научного знания - эмпирическое наблюдение - философия должна исследовать факты, а не их причины, "внутреннюю сущность" окружающего мира и другие далекие от науки проблемы;

- философия должна освободиться от ценностного подхода и от оценочного характера при исследовании;

- философия не должна быть "царицей наук", сверхнаукой, особым общетеоретическим мировоззрением - она должна стать конкретной наукой, опирающейся на арсенал научных (а не каких-либо иных) средств, и занять свое место среди других наук.

Конт также выдвинулзакон двойственной эволюции - интеллектуальнойи технической.В этой связи философом были выделены три стадии интеллектуального развития и три стадии технического развития".

Кстадии интеллектуального развитияотносятся:

- теологическая (мировоззрение основано на религии);

- метафизическая (мировоззрение, интеллектуальное развитие основано на несистематическом, вероятностном знании);

- позитивная (основана на науке).

К стадии технического развитияотносятся:

- традиционное общество;

- доиндустриальное общество;

- индустриальное общество.

Стадии интеллектуального и технического развития в целом соответствуют друг другу: теологическая - традиционному обществу; метафизическая - доиндустриальному обществу; позитивная (научная) - индустриальному обществу.


Философия Конта лишь заложила основы позитивизма. В дальнейшем (вплоть до сегодняшних дней) позитивистская философия дополнялась и совершенствовалась рядом других философов.

Джон Стюарт Милль(1806-1873) продолжил развитие философии позитивизма. В творчестве Милля выделялось два основных направления: естественно – научное и экономическое.

Милль считал, что философия имеет будущее, и станет самой главной из наук, если сосредоточит свое внимание на изучении двух основных направлений: природы и общества. Милль стал одним из первых, кто пытался объяснить многие философские проблемы с экономической точки зрения. Миллю принадлежит знаменитое высказывание: "Людьми движет не желание быть богатым, а желание быть богаче других". Стремление к наживе, создание механизмов защиты собственности, а также естественные природные законы, по Миллю, являются главными движущими силами развития общества.

Герберт Спенсер(1820-1903) считается основателем "биологическогопозитивизма". Он считал, что движущей силой развития и прогресса является стремление живых организмов к выживанию. Сознание, по Спенсеру, - один из способов приспособления человека к окружающему миру.

Очень популярным и распространенным в первой половине и середине XX в. направлением философии был неопозитивизм.Основными представителями неопозитивизма были: философы "Венского кружка"(М. Шлик - основатель; его последователи - Р. Карнап, О. Нейрат, Г. Рейехенбах); представители Львовско-Варшавской школы(А. Тарский, Я. Лукасевич); Б. Рассел (1872-1970); Л. Витгенштейн(1889-1951).

Б. Рассел считал, что "основой основ" философии должна стать логика. Если ранее Френсис Бэкон выдвинул лозунг "Знание - сила", то кредо Б. Рассела звучало как "Упорядоченное знание - сила". Миссию философии Рассел видел:

- в систематизации всех существующих в мире знаний;

- отделении необходимых, логически проверенных знаний от «лишних», которые наслоились за столетия развития философии;

- использовании логически систематизированных и научнодоказаных знаний на благо прогресса.

Л. Витгенштейн считал, что основным языком научного познания должен стать язык математики. Ключевую задачу философии XX в. он видел в нахождении универсальных смыслов, на основе которых можно было бы объяснить философские проблемы. В математике такими символами являются цифры. С помощью цифр можно выразить большинство математических операций. В философии такими универсальным механизмом мог бы быть понятийный аппарат логики. Сила логики, по мнению мыслителя, состоит в том, что с ее помощью можно доказать и обосновать любое истинное знание. Все, что не удается уложить в четкие логические схемы, является лишними знаниями, которые «засоряют» философию.


Главная идея неопозитивизма – философия должна заниматься логическим анализом языка науки, поскольку язык, как и язык науки, - главное средство, через которое человек позитивно (объективно, научно) воспринимает окружающий мир. Философия должна заниматься логическим анализом текста, знаков, понятий, связей внутри знаковых систем, семантикой (смыслом), заключенной в знаках (этим неопозитивизм сближается с герменевтикой).

Основной принцип неопозитивизма – принцип верификации – сравнения всех положений науки с фактами опыта. Лишь тогда положение, понятие имеет смысл, представляет интерес для науки, когда его можно верифицировать – подвергнуть опытной проверке фактами.

Большинство проблем прежней философии (бытие, сознание, Бог, идея) – верификации не подлежат, а, следовательно, эти проблемы являются псевдопроблемами, не имеющими достоверного научного разрешения. Они должны быть исключены из философии. Целью позитивизма является также освобождение философии от метафизических (не имеющих достоверного научного решения) проблем.

Махизмнередко называют «второй формой позитивизма». Его создателями считаются Э. Мах(1836 – 1916) и Р. Авенариус (1843 – 1896). Основная идея махизма – в основе философии должен лежать критический опыт (в связи с этим данное направление имеет еще одно название– эмпириокритицизм). Эмпириокритицизмвыступает с субъективно – идеалистических позиций: все предметы, явления окружающего мира представляются человеку в виде «комплекса ощущений». Следовательно, изучение окружающего мира возможно только как опытное исследование человеческих ощущений. А поскольку человеческие ощущенияимеют место во всех науках, философия должна стать интегративной, «всеобщей» наукой. Она должна быть достоверной наукой об ощущениях человека, перевести абстрактные научные понятия на язык ощущений (например, масса, размер существуют не сами по себе, а есть то, что человек ощущает массой, размером). Ввиду своего субъективного идеализма, эмпириокритицизмчасто расходился с самими принципами позитивизма, в силе чего не получил широкого распространения.

В центре внимания аналитической философии находятся проблемы понимания предмета и сущности философии, проблемы онтологии, гносеологии, и методологии науки, решение которых предлагается осуществить посредством логического анализа языка. Философы этого направления отрицают познавательно - мировоззренческую функцию философии. С их точки зрения, познание окружающего мира возможно лишь с помощью «положительных» наук, данные которых можно проверить опытным путём. Под опытом многие из них понимали комбинацию неделимых, абсолютно простых фактов, каждый из которых фиксируется в так называемых «протокольных» предложениях («Атом делим» и т.п.). Поскольку философия не даёт нового знания, её основная задача - осуществление анализа языковых и логических выражений в философии, науке, обыденном языке, которые постоянно вводят в заблуждение исследователей. По сути дела, эта философия является философией неопозитивизма, где выделяют две основные ветви: представители первой в этом анализе предпочтение отдают средствам символической логики (логические позитивисты); представители второй отвергают формализацию как метод анализа и занимаются преимущественно анализом значений обыденного языка (лингвистический позитивизм). Развитие аналитической философии показало безуспешность попыток устранить из науки специфические философские вопросы и свести философию к методологии научного познания. Последние годы внутри аналитической философии возрождался интерес к метафизике (онтологической, гносеологической и общесоциологической проблематике).