Файл: Билет 1 Сущность и специфика философского знания.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 265

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Билет 11

  1. Основные идеи марксисткой философии

Философия марксизма кратко – это объединение политических и экономических взглядов, которые основывались на принципиально новой методике под названием «материалистическая диалектика». История диалектического метода Гегеля показывает, что Маркс разработал полную ее противоположность. Для него диалектика стала инструментом, позволившим анализировать капиталистическое общество.

Философским открытием марксизма является централизация развития как обобщающего свойства для всего мира с капиталистическим строем. Материалистический метод подчеркивает взаимную связь между всеми элементами окружающего мира:

• История построена на понятии человека как главного ее субъекта;

• Власть получают владельцы производственных средств;

• Отчуждение моральных ценностей объясняется принятием экономических приоритетов;

• Социалистический строй предполагает ликвидацию отчуждения за счет свободы человеческого развития.

Карл Маркс – основные идеи кратко

Концепция философа основывается на выделении материального производства в качестве основного двигателя в историческом развитии мира. Общество формирует свое мировоззрение на базе бытовых условий, в которых оно проживает. Спиральное прогрессирование человечества должно привести его к азам. Должна исчезнуть частная собственность, товарные взаимоотношения, деньги, но это произойдет по новой, прогрессивной схеме. Как указывает Карл Маркс, основные идеи его философии следующие:

• Отказ от религии как от пережитка прошлых лет;

• Отсутствие общественных классов в обществе;

• Упразднение частной собственности;

• Пролетарская революция – единственный путь к коммунизму;

• Отказ от отношений, построенных на деньгах

• Формирование пролетарской диктатуры;

• Защита рабочего класса политической властью.

Философия К. Маркса носит название «марксизм». Она отторгает понятие борьбы и конкуренции как примитивность, которая не может двигаться в ногу с развитием. Люди не должны трудиться по причине нужды, это добровольное решение каждого индивида.


  1. Чувственное и рациональное познание. Их формы. Интуитивное познание


Чувственное познание – это отражение действительности в чувственных образах, рациональное – в понятиях, суждениях, умозаключениях.

Разные авторы используют слово «интуиция» для обозначения разных явлений. Так, например, мы можем связать этот термин с бессознательным знанием или рассуждением; но также с распознаванием образов или способностью понимать что-то инстинктивно без необходимости логических рассуждений.

Способность человека понимать и проникать в смысл событий и ситуаций посредством единомоментного бессознательного вывода: инсайта и озарения. Интуиция основана на человеческом воображении, эмпатии и предшествующем опыте. Иногда интуицию называют: «чутьём» и проницательностью.

Билет 12

1. Основные направления философии XX века
Философия ХХ века – это совокупность самых разнообразных интеллектуальных построений, теорий, парадигм и течений различных направлений. Общим для них является не только временные рамки и тот социально-политический фон, в условиях которого они возникают. Философия ХХ века во-многом зарождалась в критическом переосмыслении немецкой классической философии, порой даже в ее полном неприятии. Немецкая классическая философия, прежде всего универсальная система Гегеля, мало интересовалась прикладным значением истолкования истины и бытия. Современная философия сделала предметом своего интереса проблему человека в его уникальности, неповторимости, единичности: хаос и неосознанность личных переживаний, приспособление как способ быть счастливым в неприветливой Вселенной, социальное действие как метод преодоления жесткой необходимости. Сама методология исследования теряет рациональную структурированность и приобретает эссеитскую форму или становится набором рекомендаций, похожих на советы кандидату в элитный клуб; изложение и аргументация превращаются из дискурса в нарратив. И все-таки современная философия – это апология культуры; ценности культуры всегда были для нее высшими ценностями; поэтому поиски истины, добра, справедливости, свободы, несмотря на ретроспективность, обращены в будущее и посвящены счастью человека. Надежда и вера в могущество человека ведут ведут двже самых заядлых пессимистов к единой цели – познанию "богатства и глубины своей природы" (Гегель). В ХХ веке большим влиянием, как в политике, так и в духовной сфере пользовалась философия марксизма. Классический марксизм был разработан немецким мыслителем Карлом Марксом (1818 - 1883) в тесном сотрудничестве с Фридрихом Энгельсом (1820-1895) Философия марксизма включает 2 части: диалектический и исторический материализм. Главной заслугой Маркса, по словам Ленина, было создание науки об обществе. Это стало возможным благодаря открытию экономических законов функционирования общества и признанию этих законов доминирующими: тезис о том, что "бытие определяет знанием" в применении к истории общества конкретизируется как принцип первичности общественного бытия и вторичности общественного сознания.



2. Диалектика как учение о взаимосвязях и развитии
Диалектика (от греч «вести беседу, спор») - учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания и основанный на этом учении универсальный метод мышления и действия

Объективная диалектика изучает развитие реального мира

Субъективная диалектика исследует закономерности диалектического мышления

Принципы диалектики: взаимосвязь всех явлений; всеобщность движения и развития; источник развития - становление и разрешение противоречий; развитие как отрицание; противоречивое единство общего и единичного, формы и содержания, сущности и явления, необходимого и случайного…
Категории диалектики: материя, сознание, развитие, качество, количество, отрицание, противоречие, необходимость и случайность, причина и следствие

Законы диалектики

● Закон перехода количественных изменений в качественные. (Раскрывает всеобщий механизм развития). Категории - (качество, количество, мера, скачок).

● Закон единства и борьбы противоположностей. (Обозначает всеобщий источник развития). Категории –

(диалектическая противоположность, диалектическое противоречие)

● Закон отрицания. Указывает направление развития. Категории – (отрицание, двойное отрицание)

  • Существует диалектическая логика, которая превосходит формальную логику



Билет 13

  1. Иррационализм 19 века

Иррационализм - обозначение течений в философии, которые, в противоположность рационализму, ограничивают или отрицают возможности разума в процессе познания и делают основой миропонимания нечто иррациональное, выдвигая на первый план волю, чувство, интуицию, мистическое «озарение», воображение, инстинкт, «бессознательное» и т. п.

Основная особенность иррационализма XIX века заключается в критике разума, науки, логики, системности, поскольку рациональность и ее следствия разрушают саму вечно становящуюся и развивающуюся жизнь. Представители данного направления

• датский, мыслитель Серен Кьеркегор (1813-1855),

• немецкий философ Артур Шопенгауэр (1788-1860)

• немецкий философ Фридрих Ницше (1844-1900)

Они полагают, что центральной характеристикой человека является нечто иррациональное, мистическое,
непостижимое средствами науки и логики, необъяснимое и невыразимое в понятийном мышлении.

Причиной возникновения иррационализма является кризис немецкой трансцендентальной философии. Представители неклассического типа философии увидели у И. Канта и Г. Гегеля только чистую теорию и схоластический схематизм, которые не объясняют, а лишь упрощают и схематизируют противоречивую и таинственную жизнь. Поэтому центральная задача неклассической философии состоит в том, чтобы обнаружить за господством рациональности некую первичную иррациональную реальность («голодная воля» у А. Шопенгауэра, «абсурдная вера» в С. Кьеркегора, «воля к власти» у Ф. Ницше).

Артур Шопенгауэр (1788--1860) последователь Канта, особенно его учения об априорных формах чувственности. выделял два аспекта постигания субъекта или Я: тот, который дан в качестве объекта восприятия, и ото, который сам по себе, то есть проявлением воли. Мир обусловлен субъектом и ограничен сферой видимости. Сторонник волюнтаризма, Сознательная воля у него подчинена слепой, неразумной, бесцельно действующей мировой воле. Критика кантовской вещи в себе трансформировалась в утверждении воли к жизни в качестве основного движущего фактора развития и безусловного первоначала мира. Все явления суть разные ступени объективации воли. Познание, в т.ч. научное, имеет приспособительный характер. Воля, будучи темной и таинственной силой, крайне эгоцентрична, что означает для людей беспокойство, конфликты и тд. Этический идеал Ш - нирвана, полный аскетизм, умерщвление воли. Другой путь освобождения от страданий --- искусство, художник созерцает саму сущность воли и ее адекватные вечные объективации (идеи), что позволяет умиротворить неистовство воли.

Ницше Фридрих (1844-1900).Претерпел эволюцию от романтической эстетизации опыта культуры через "переоценку всех ценностей" и критику европейского нигилизма к всеобъемлющей концепции волюнтаризма. Основные положения:

1) все существующее есть воля к власти и могуществу;

2) перспективизм --- сам мир есть множество борющихся друг с другом картин мира (перспектив), исходящих из центров власти(силы).

Противник противопоставления истинному миру мира эмпирического. В основе морали он видит желание (зачастую, бессознательное) физиологически слабых индивидов господствовать над сильными и здоровыми. Апелляция к разуму и правде есть замена физического насилия, способ одной воли доминировать над другой. В том же смысле значима и любая рациональная аргументация. В любой фил полемике речь идет не о поиске истины, а о жизнеутверждении одной стороны за счет противоборствующей. Аналогично наука, ценности. все это суть субъективные интерпретации внешнего мира, за которыми стоит цель сохранять некие формы жизни


  1. Материя. Атрибуты сущности

Материя – это фундаментальная категория, которая фиксирует материальное единство мира. Категория «материя» обозначает объективную реальность. Это все то, что существует вне сознания человека и независимо от него.

Атрибут сущности - это именованная характеристика, являющаяся некоторым свойством сущности. Наименование атрибута должно быть выражено существительным в единственном числе (возможно, с характеризующими прилагательными). Примерами атрибутов сущности "Сотрудник" могут быть такие атрибуты как "Табельный номер", "Фамилия", "Имя", "Отчество", "Должность", "Зарплата" и т.п.
Билет 14

1. Идеи гуманизма и натурфилософии в эпоху Возраждения.

Основными идеями эпохи Возрождения, стали идеи гуманизма:

● признание человека в качестве высшей ценности

● повышенное внимание к развитию человеческого таланта, возможностей его разума

● воспевание красоты человеческого тела

● внимание к насущным проблемам общества, повседневной жизни человека

Для натурфилософии Возрождения характерны следующие основные особенности:

● пантеизм, идея взаимопроникновения природы и бога

● идея тождества микро и макрокосмоса и вследствие этого своеобразное органистическое мировоззрение, трактующее природу по аналогии с человеком

● гилозоизм, убеждение в оживленности и даже одушевленности всего бытия

● качественная интерпретация природы
2. Материя. Атрибуты явления.

"Материя" - одно из фундаментальнейших понятий философии. Однако в различных философских системах его содержание понимается по-разному. Для идеалистической философии, например, характерно то, что она или совсем отвергает существование материи или отрицает ее объективность. Так, выдающийся древнегреческий философ Платонрассматривает материю как проекцию мира идей. Сама по себе материя у Платона ничто. Для того чтобы превратиться в реальность, в ней должна воплотиться какая-нибудь идея.

У последователя Платона, Аристотеля, материя тоже существует лишь как возможность, которая превращается в действительность только в результате соединения ее с формой. Формы же в конечном итоге берут свое начало от Бога.