Файл: Предупреждение профессионального выгорания у медицинских работников с выраженными показателями профессионального стресса.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 237

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

87 12.
Брайт Д. Стресс. Теории, исследования, мифы: Секреты болезни цивилизации: 2-е междунар. изд. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК; М.: ОЛМА-ПРЕСС,
2013. 352 с.
13.
Васильев С. В. Синдром профессионального выгорания //
Медицинская сестра. 2019. № 3. С. 30–32.
14.
Водопьянова Н. Е. Профилактика и коррекция синдрома выгорания.
СПб.: Изд-во СПбГУ, 2016.160 с.
15.
Водопьянова Н. Е. Профилактика и коррекция синдрома выгорания: методология, теория, практика. СПб.: Изд-во СПБГУ, 2011. 160 с.
16.
Волобаев В. М. О феномене «выгорания» с позиции синдромного метода исследования // Психотерапия. 2018. № 7. С. 56–57.
17.
Воробьева О. В. Стресс и расстройства адаптации // РМЖ. 2019. Т.
17. № 11 (350). С. 789–793.
18.
Высоцкий В. И. Синдром «профессионального выгорания» //
Педагогическая диагностика. 2016. № 6. С.110–120.
19.
Грабе М. Синдром выгорания – болезнь нашего времени: почему люди выгорают и что можно против этого предпринять. СПб.: Речь, 2018. 96 с.
20.
Гринберг Дж. Организационное поведение: от теории к практике. М.:
Вершина, 2014. 878 с.
21.
Дарвиш О. Б. Взаимосвязь профессиональных установок с синдромом «профессионального выгорания» // Педагогическое образование и наука. 2017. № 5. С. 11–14.
22.
Дьяченко М. И. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях: психологический аспект. Минск: Университетское, 2015. 208 с.
23.
Ермакова Е. В. Изучение синдрома эмоционального выгорания как нарушения ценностно-смысловой сферы личности (теоретический аспект) //
Культурно-историческая психология. 2015. № 1. С. 27–39.
24.
Жалагина Т. А. Профессиональный стресс и профессиональная деформация личности. Тверь: Тверской гос. ун-т, 2015. 163 с.

88 25.
Журавлев А. Стресс, выгорание, совладание в современном контексте. М.: Изд-во Института психологии РАН, 2011. 512 с.
26.
Завязкин О. В. Как избежать стресса. Донецк: Сталкер, 2019. 320 с.
27.
Здоровцова А. О. Специфика профессионального выгорания у административного персонала учреждений социального обслуживания города
Красноярска // Актуальные проблемы современного социального знания: материалы Всерос. научно-практич. конф. с междунар. уч. / под общ. ред.
Л.Е. Ананьиной. Красноярск, 2017. С. 44–46.
28.
Иванова И. В. Актуальность профилактики профессионального выгорания педагога в условиях модернизации образования // Вестник образовательного консорциума
Среднерусский университет.
Серия:
Гуманитарные науки. 2017. Т. 1. № 10. С. 56–59.
29.
Иванова Н. К. Профессиональное выгорание: формирование практических умений и навыков по успешному преодолению стресса // Работник социальной службы: проф. науч.-практ. журн. 2019. № 3. С. 99–102.
30.
Иванова Н. Л. Проблема профессиональных деформаций личности в современных исследованиях // Психология обучения. 2012. № 3. С. 4–15.
31.
Изард К. Эмоции человека. М.: Директ-Медиа, 2018. 954 с.
32.
Калмыкова О. Ю. Профилактика профессионального стресса в организации. Самара: Самарский гос. технический ун-т, 2012. 177 с.
33.
Коновалова В. «Огнеопасная» работа: организационные симптомы и факторы профессионального выгорания // Кадровик. 2019. № 5. С. 58–63.
34.
Копылова О. А. Профессиональный стресс и его влияние на психическое здоровье специалистов по социальной работе. Тверь: Тверской гос. ун-т, 2017. 102 с.
35.
Корытова Г. С. Профессиональный стресс: психологическая защита и копинг в педагогической деятельности. Томск: ТГПУ, 2015. 451 с.
36.
Кошелев А. Н. Синдром «белого воротничка», или профилактика
«профессионального выгорания». М.: ГроссМедиа : РОСБУХ, 2018. 240 с.


89 37.
Кошелев А. Н. Синдром «белого воротничка», или профилактика
«эмоционального выгорания». М.: ГроссМедиа : РОСБУХ, 2018. 240 с.
38.
Кукулите Т. Г. Характеристика синдрома и факторов, влияющих на эмоциональное выгорание педагогов // Ученые записки Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики. 2019. № 3 (67). С. 45–49.
39.
Куликов Л. В. Стресс и стрессоустойчивость личности //
Теоретические и прикладные вопросы психологии / ред. А. А. Крылова. СПб.,
2015. Вып. 1. Ч. 1. С. 123–132.
40.
Куприянов Р. В. Профессиональный стресс в деятельности специалиста социальной сферы: теория и практика. Казань: КГТУ, 2019. 131 с.
41.
Лазарус Р. С. Эмоция как процесс защиты // Психология эмоций: хрестоматия / В. Вилюнас. СПб.: Питер, 2014. С. 210–223.
42.
Леонова А. Б. Психопрофилактика стрессов. М.: Изд-во Московского университета, 2019. 121 с.
43.
Любченко П. Н. Профилактика и купирование профессионального стресса // Клиническая медицина. 2017. Т. 85. № 9. С. 22–27.
44.
Мальцева Н. В. Исследование синдрома психического выгорания в связи с индивидуальными и личностными свойствами учителей // Актуальные проблемы профессионального развития педагогов в условиях модернизации образования: материалы межрегион, науч.-практ. конф. педагогических работников в образовательных учреждениях. Тюмень, 2015. С. 86–90.
45.
Марищук В. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. СПб.: Сентябрь, 2011. 260 с.
46.
Маслач К. Практикум по социальной психологии. СПб.: Питер, 2020.
– 522 с.
47.
Мезенцева Е. М. Теоретический и методологический анализ подходов к изучению профессионального стресса в психологии // Альманах современной науки и образования. 2016. № 11 (113). С. 83–85.
48.
Мельников В. И. Психология стресса в профессиональной деятельности. Новосибирск: Изд-во СГУПС, 2018. 72 с.

90 49.
Митева И. Ю. Курс управления стрессом. М.; Ростов на Д: Март,
2015. 285 с.
50.
Митина Л. М. Психология развития конкурентоспособной личности.
М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2013. 400 с.
51.
Михайлова О. Б. Долой профессиональное выгорание, или как жить долго и счастливо на работе // Секретарское дело. 2017. № 11. С. 6–12.
52.
Мочаев С. А. Стрессоустойчивость личности: как ее обрести //
Народное образование. 2011. № 8. С. 261–265.
53.
Назарова
С.
Супервизия как средство предотвращения профессиональной деформации специалистов // Социальная педагогика. 2017. № 2. С. 115–120.
54.
Накусов С. Гореть, но не сгорать // Спорт в школе. 2011. № 2. С. 10–
12.
55.
Орел В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы // Психологический журнал. 2011. № 1. С. 90–101.
56.
Осухова Н. Профилактика профессионального выгорания //
Школьный психолог. 2016. № 16. С. 16–32.
57.
Палий О. Н. Как уберечь своих сотрудников от выгорания //
Менеджмент и кадры: психология управления, соционика и социология. – 2018.
№ 1. С. 7–10.
58.
Панькина М. Гореть и.… сгорать // Психология для руководителя.
2019. № 10. С. 72–73.
59.
Полунина О. В. Увлеченность работой и профессиональное выгорание: особенности взаимосвязей // Психологический журнал / ред. А.Л.
Журавлев. 2019. Т. 30. № 1. С. 73–85.
60.
Полякова О. Б. Burnout – гореть или выгорать // Мир образования – образование в мире. 2010. № 2. С. 148–158.


91 61.
Профессиональный стресс и стрессоустойчивость специалистов экстремального профиля деятельности.
Архангельск:
Северный государственный медицинский университет, 2017. 160 с.
62.
Психологические перегрузки сотрудников: методы борьбы/ сост.
М. Турик // Справочник по управлению персоналом. 2012. № 6. С. 122–125.
63.
Пугачева М. Л. Профессиональное выгорание: многое зависит от руководителя // Директор школы. 2017. № 3. С. 41–45.
64.
Ронгинская Т. И. Специфика синдрома выгорания в профессиях с высоким уровнем стресса // Вестник Санкт-Петербургского университета.
Психология и педагогика. 2016. № 2. С. 107–121.
65.
Руденский Е. В. Психология стресса. Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 2017. 220 с.
66.
Рукавишников А. А. Личностные детерминанты и организационные факторы генезиса психического выгорания у педагогов: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.03. М., 2013. 177 с.
67.
Рутман Э. М. Как преодолеть стресс. М.: АСТ, 2018. 160 с.
68.
Савельев
Д.
В.
Медицина: профессиональные стрессы, производственные конфликты и рекомендации по их разрешению. СПб.: НПЦ
ПСН, 2018. 261 с.
69.
Самоукина Н. В. Психология профессиональной деятельности. СПб.:
Питер, 2014. 224 с.
70.
Сандомирский М. Е. Защита от стресса. Физиологически ориентированный подход к решению психологических проблем (метод РЕТРИ).
М.: Изд-во Института психотерапии, 2011. 336 с.
71.
Селье Г. Стресс без дистресса // Юридическая психология: хрестоматия / авт.-сост. В. В. Романов. М.: Юрайт, 2019. С. 122–133.
72.
Сидоров
П.
И.
Синдром профессионального выгорания.
Архангельск: Изд-во СГМУ, 2017. 176 с.
73.
Смирнова С. А. Профессиональный стресс врача терапевта участкового в аспекте организации деятельности. Оренбург: Пресса, 2015. 261 с.

92 74.
Субботин С. В. Устойчивость к психическому стрессу как характеристики метаиндивидуальности учителя: дис. ... канд. психол. Наук.
Пермь, 2019. 152 с.
75.
Суворова В. В. Психофизиология стресса. М.: Педагогика, 2017. 208 с.
76.
Тарасов Е. А. Как победить стресс. М.: Айрис Пресс, 2012. 352 с.
77.
Тимофеев М. Правила борьбы с «выгоранием» // Справочник по управлению персоналом, 2017. № 8. С. 70–72.
78.
Уколова М. А. Место стресса в адаптационной деятельности организма // Стресс и его патогенетические механизмы: материалы Всесоюз. симпоз. Кишинев: Штиинца, 2018. С. 39–11.
79.
Управляем стрессом. М.: Книги «Искателя», 2012. 255 с.
80.
Факторы риска и профилактика профессионального стресса и выгорания. Ростов-н/Д.: Фонд науки и образования, 2019. 113 с.
81.
Филиппченкова С. И. Профессиональный стресс и социально- психологическая адаптация специалиста в изменяющихся условиях профессиональной деятельности: 1-е изд. – Тверь: Тверской гос. технический ун- т, 2019. 119 с.
82.
Фонталова Н. С. Психологический стресс и его проявления в профессиональной деятельности. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2010. 67 с.
83.
Фонтана, Д. Как справиться со стрессом. М.: Педагогика-Пресс,
2015. 351 с.
84.
Цыган В. Н. Адаптация при стрессе и ее значение в развитии посттравматического стресса // Проблемы реабилитации. 2020. № 1. C. 79–87.
85.
Черепанова Е. М. Психологический стресс. М.: Академия, 2017. 96 с.
86.
Чистякова С. А. Что делать, если вы заметили первые признаки выгорания? // Директор школы. 2010. № 4. С. 51–54.
87.
Что делать, если вы заметили первые признаки выгорания? //
Социальная работа. 2015. № 2. С. 31–33.


93 88.
Чуркина, Ю. А. Профессиональное выгорание в разнотипных профессиях // Психология и современный мир: мат междунар. науч.конференции
(Архангельск, 23 апреля 2019 г). Архангельск: ПГУ, 2019. Вып. 2. Ч. 1. С. 215–
217.
89.
Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. СПб.:
Питер, 2016. 255 с.
90.
Эмоциональное выгорание медицинских работников как предпосылка астенизации и психосоматических патологий // Вестник Санкт-
Петербургского университета. Медицина. 2019. № 3. С. 57–71.
91.
Berglas S. Reclaiming the fire: how successful people overcome burnout.
New York : Random House, 2001. 241 p.
92.
Han B.-C. The burnout society. Stanford: Stanford Briefs, 2015. 68 p.
93.
McIntyre T. M. Educator stress: an occupational health perspective.
Cham: Springer, 2017. 511 p.
94.
Rankin J. G. First aid for teacher burnout: how you can find peace and success. New York: Routledge, 2017. 194 p.
95.
Sharma R. R Executive burnout: Eastern and Western concepts, models and approaches for mitigation. Bingley: Emerald Publishing, 2016. 400 p.

94
Приложение А
Рекомендации по профилактике выгорания и организации
здоровьесберегающего стиля жизни
1. Необходимо в полном объеме удовлетворять свои физиологические потребности:
- регулярно принимать пищу;
- делать зарядку и выполнять самомассаж;
- проходить медицинский осмотр у врачей;
- достаточно спать;
- носить комфортную одежду, которая нравится;
- брать отпуск в полном объеме;
- ограничить время телефонных разговоров;
- удовлетворять сексуальные потребности;
- вести оптимально активный образ жизни.
2. Необходимо в полном объеме удовлетворять свои психологические потребности:
- выделять время для саморефлексии;
- читать художественную и публицистическую литературу;
- иметь хобби;
- снизить уровень стрессового воздействия в жизни;
- уметь говорить «нет»;
- не стесняться просить помощи у окружающих, когда это необходимо;
- вести активную социальную жизнь.
3. Необходимо в полном объеме удовлетворять свои эмоциональные потребности:
- поддерживать отношения с родственниками и друзьями;
- поощрять и награждать себя за успехи;
- перечитывать любимые книги и пересматривать любимые фильмы;
- проводить достаточно времени с детьми;

95
- стараться чаще смеяться и улыбаться;
- осознавать свои потребности;
- научиться выражать свои эмоции и делать это конструктивно.
4. Необходимо в полном объеме удовлетворять свои духовные потребности:
- проводить время на природе;
- поддерживать в себе оптимизм и надежду;
- ориентироваться не только на материальные ценности;
- не брать на себя ответственность за все;
- быть открытым новому и неизвестному;
- участвовать в осуществлении того, во что верится;
- медитировать, молиться или петь.
5. Стараться создавать благоприятные условия для работы:
- делать перерывы в работе в течение дня;
- уметь отстаивать свои принципы;
- распределять рабочее время так, чтобы избежать перегрузок;
- выделять время для завершения определенной работы;
- уделять время профессиональному росту;
- заботиться о своих финансовых интересах.
6. Стремиться к обретению жизненного баланса
- стремиться к балансу в своей профессиональной жизни в пределах каждого рабочего дня;
- стремиться к балансу между работой, семьей, общением с людьми, игрой и отдыхом.
7. В любой профессиональной или жизненной ситуации необходимо стараться мыслить рационально, не позволять эмоциям брать верх.
8. В любой профессиональной или жизненной ситуации необходимо стараться быть позитивным.
9. Использовать навыки аутотренинга.
10. В случае переживания стресса полезно увеличить физическую нагрузку.
11. В случае переживания стресса полезно выговориться.