Файл: Предупреждение профессионального выгорания у медицинских работников с выраженными показателями профессионального стресса.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 240

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

11 последовательно разворачивающуюся противошоковую фазу. Также ими было описаны функции и состояния органов и систем, сопровождающие эти
«шоковые» реакции – гормональный выброс (адреналиновая группа и кортизол), учащение сокращения сердечной мышцы, кровонаполнение мышц «активного действия» (ног, рук), выброс глюкозы, как энергии для мышечного питания. Все это организм вырабатывает для борьбы и следовательно вся сила и энергия расходуется также «экстренно», как адекватный ответ на шоковой фазе. Так как такой «удар» не естественен для стабильного функционирования организма и даже угрожает ему, эта фаза сменяется противошоковой, где выступают на передний план механизмы, способствующие снижению первичной стресс- реакции [71]. В общем смысле стадия тревоги обеспечивает и мобилизационную и адаптационную реакцию на угрозу, благодаря чему актуализируется состояние
«напряженной готовности» [71] и принимается решение о действии в параметрах
– борьба или бегство.
Следующая стадия, разворачивающаяся в ответ, проявляется в случае сохранения угрозы или повреждающей организм ее силы, т.е., когда реакция организма и действия, которые были осуществлены на первом этапе, не разрешило ситуацию и угроза не была устранена. Здесь, на этом этапе, осуществляется своего рода приспособление к сохраняющимся условиям, содержащим стресс-фактор. Эта стадия получила название стадии резистентности, в прямом смысле понимаемой как проявление «устойчивости организма к факторам внешнего воздействия» [12]. В отношении стресса разворачивается этап сопротивления, целью которого является адаптация и стабилизация шоковых реакций организма на первом этапе. Физиологически здесь снижается сверхактивность реакций, они находятся на уровне, необходимом для обеспечения устойчивого и возможно длительного сопротивления сохраняющимся негативным факторам среды. Реакции и состояние организма на этой стадии Г. Селье назвал «адаптационным синдромом» [71] и выделил его обратимость при устранении внешнего стресс- фактора.

12
Следующая стадия разворачивается при сохранении воздействия и невозможности адаптироваться к силе его воздействия и угрозе.
Продолжительность напряжения истощает ресурсы организма, защитные физиологические и психические силы иссякают и наступает стадия истощения.
Ее характеристикой является проявление «нехарактерных» для нормальной адаптации реакций организма на уровне активации выработки надпочечниками гормонов стресса, что провоцирует уже не «борьбу» с угрозой, а приспособление к условиям, которое происходит уже за счет истощения органов и систем [71].
Сейчас под стрессом обычно понимают комплекс неспецифического ответа организма на стимул.
Изучая человеческую реакцию на стресс, выделяют в первую очередь неспецифически высокую физиологическую активность организма в сопровождении эмоций отрицательного реагирования, как следствие активации защитных механизмов. Такое понимание едино в науке и его можно встретить как у зарубежных, так и отечественных исследователей.
Так, по мнению Р. Лазаруса стресс является реакцией «…угрозы, как предвосхищение человеком будущего столкновения с какой-то опасностью, которая является ключевым механизмом развития эмоционального стресса» [41, с.123]. В. В. Суворова, подчеркивая разрушительность, описывает его как
«…чрезвычайное состояние, которое необходимо преодолеть и из которого надо выйти…» [75], а Ю. Б. Абрамов, подчеркивая суть собственно угрозы, порождающей подобную реакцию и напряжение, указывает на то, что «…стресс
– это приспособительная реакция по отношению к сильным угрожающим жизни раздражителям, и возникает он в конфликтных ситуациях, в которых животное и человек не имеют возможности удовлетворять свои потребности» [2, с. 89].
Большое достижение учеными было сделано в области систематизации возможных источников стресса и типов стрессовых реакций.
Источники, порождающие стресс-реакции, сгруппировали в довольно-таки обобщённом виде в три категории и выделили три группы [12]:


13

внешне существующие условия экономико-политической и социо- психологической организации условий жизни человека (внешние факторы);

условия окружающей среды, специфика которых порождает активацию адаптационного синдрома (факторы окружающей среды);

индивидуальные особенности человека и специфические особенности свойств и качеств личности (факторы, зависящие от самого индивида).
Типы стрессовых реакций систематизированы на сегодняшний день следующим образом (Рисунок 2) [42]:
Рисунок 2 – Современная систематизация типов стрессовых реакций
Важным для понимания стресса является и определения его вида. Характер влияния стимула или стимулов и их вид позволяет выделить, в первую очередь, физиологический и психологический стресс. Если физиологический возникает определённым образом как реакция организма на уровне ответного специфического функционирования органов и систем, то психологический разделяют на эмоциональный и информационный стресс. Первый – это следствие эмоционального реагирования на ситуацию угрозы, протекающего в импульсивной, тормозной или генерализованной форме, приводящего к общему
Дистресс негативный тип протекания стресса в совокупности с невозможностью организма с ним справиться и, как правило, с повреждающими последствиями для общего иммунитета и здоровья человека
Эустресс
1 - стресс, вызванный приятными событиями и положительными эмоциями;
2 - мобилизирующая реакция органима в ответ на несильный
(не разрушающий организм) стресс
Эмоциональный стресс - процессы протекания эмоций в ответ на стимул, негативно влияющие на организм и за счет устойчивого эмоционального возбуждения, нарушающие естественное протекание физиологических процессов
Психологический стресс - стрессовая реакция , вызванная специфическими факторами, существующими в социальной жизни индивида

14 смещению эмоциональной реакции, изменению психической деятельности и мотивации к действию по принципу подчинения актуально действующей эмоции и изменениям в двигательном и речевом поведении в сторону их нарушения или неадекватности. Второй (информационный) – следствие так называемой
«информационной перегрузки», существующей в аспекте индивидуальной невозможности разрешения актуальной задачи в необходимом режиме и ответственности за осуществляемое действие или деятельность.
Современные исследователи стресса большое внимание уделяют внешним факторам развития стресса, особенно это касается трудовой деятельности человека, как постоянно и длительно существующей социо-психологической ситуации в жизни практически каждого человека. Изучение стрессогенности этого фактора позволило также выделить разновидности стресса [85]:

рабочий стресс, как состояние, возникающее вследствие причин, связанных с условиями труда и организацией рабочего места;

профессиональный стресс, вызванный спецификой решаемых задач, обусловленных смыслом самой профессии, родом или видом профессиональной деятельности;

организационный стресс, возникающий вследствие негативного влияния на работника особенностей организации или существующей в ней административно-организационной парадигмы.
Изучение стресса, помимо чисто научного характера, имеет еще и огромные прикладные и практические задачи. В этом смысле изучаются активно личностные ресурсы сохранения здоровья и продуктивности личности. Одной из важных сторон в этом смысле приобретает исследование стрессоустойчивости человека.
Феномен стрессоустойчивости, с одной стороны, имеет естественное происхождение, где степень невосприимчивости обусловлена наследуемыми индивидом генетическими признаками и свойствами. С другой же, устойчивость является формируемым личностью качеством или комплексом средств


15 постстрессовой стабилизации в рамках своего психического и психологического развития в ходе социализации.
Обращаясь к пониманию феномена стрессоустойчивости, сегодня можно встретить несколько отличающиеся друг от друга трактовки. Например, стрессоустойчивость понимается как нервно-психическая, она же эмоциональная, устойчивость. Другие взгляды определяют ее с позиций деятельности индивида как возможности противостоять стрессу. Также есть работы, в которых под устойчивостью понимается имеющаяся у индивида внутренняя организация, обеспечивающая личное реагирование на стресс, предупреждающее негативные последствия [11]. В общем смысле, по мнению
С. В. Субботина, под стрессоустойчивостью следует понимать «…некоторое особое свойство личности, предопределяющее способность человека эффективно действовать в трудных (критических) ситуациях» [74, с.14].
Понимание сути этого явления, выявление механизмов стрессоустойчивости, определение условий и факторов ее развития или активного формирования имеет важное научно-практическое значение с учетом масштабности проблем стресса у современного человека и необходимости предупреждения негативных его последствий или коррекции.
На современном этапе выделяют два значимых параметра формирования стрессоустойчивости – ее целенаправленная тренировка и личностные характеристики в виде черт и психофизиологических особенностей, определяющих толерантность к стрессу [5].
Среди индивидуальных особенностей называют темперамент, как базовое основание силы и устойчивости реагирования на стресс. Также выделяют сформированные личностью способности управления эмоциями при возникающих в ходе жизни реакциях, связываемые с волевыми качествами личности. Также говорят о роли мотивов, смыслов и роли самоотношения и содержания мировоззрения личности как источнике стрессоустойчивости.
К.
Изард, в частности, считает доминирующим фактором стрессоустойчивости комплекс динамики и содержания эмоциональных

16 процессов, разворачивающихся в ответ на угрожающую ситуацию, где гибкость, подвижность и интенсивность процессов в совокупности с видами эмоций и чувств и их насыщенностью, обеспечат необходимую толерантность [31]. М. И.
Дьяченко сходным образом оценивает источники срессоустойчивости и указывает на преобладающее значение сути и глубины переживаний человека, находящегося в стрессогенной или даже экстремальной обстановке [22].
Другими словами, оценка личностью ситуации, эмоции в ситуации и умение прогнозировать реалистичное развитие ее, а также имеющийся опыт личности могут определенным образом являться детерминантами специфики стрессоустойчивого поведения человека.
В общем смысле феномен стрессоустойчивости следует понимать как
«способность сохранять стабильность функций организма и психики при воздействии стресс-факторов, их резистентность (сопротивляемость) и толерантность (выносливость) к экстремальным воздействиям, функциональную приспособляемость (адаптированность) человека к жизни и деятельности в конкретных экстремальных условиях, и наконец, способность компенсировать чрезмерные функциональные сдвиги (нарушения) при воздействии стрессоров
[74].
Уровень стрессоустойчивости личности не представляет собой чего-то неизменного. Под воздействием различных факторов он может, как повышаться, так и понижаться. Человек при этом может применять различные стратегии преодоления стресс-повреждения, выбор которых может зависеть от степени сохранности личности, ее уровня тревожности, специфики эмоциональной сферы личности и протекания у нее эмоций, а также от таких личностных характеристик как направленность и мотивация, где регулируется общая активность и определяется вектор этой активности в виде движение к успеху или к избеганию неудач.
Также большую роль в минимизации последствий стресса играют факторы материальной стабильности и финансовой обеспеченности, наличие близких контактов с поддерживающими межличностными отношениями,


17 наличие общественного статуса и личного авторитета, понимание сути и научных (даже на уровне общей осведомленности) знаний о природе происходящего, а также умений и стратегий преодоления стресса.
Научные исследования, позволившие систематизировать факторы стрессоустойчивости, сформулировали и аспекты противоположного порядка, т.е., усугубляющих негативное воздействие стресса. К ним были отнесены группа черт характера (эмоциональность, неуравновешенность, ригидность, жесткость) и личностных особенностей (авторитарность, неадекватное стремление и даже потребность в достижениях, отсутствие реалистичных установок и убеждений в системе ценностей и пр.).
Стрессоустойчивость человека и его умение совладать со стрессом как в повседневной жизни, так и в критических ситуациях, связанных с угрозой или перенапряжением, по современным научным данным, имеет абсолютную значимость для здоровья, благополучия, эффективности и самореализации человека в социуме вне зависимости от возраста и аспектов самоактуализации. К этому мнению приходят и в отечественной, и в зарубежной школах исследования стресса - Р. Лазарус, С. Фолькман, Э. Эриксон, Л. И. Анцыферова,
М. Тышкова, А. В. Либин, М. А. Грановская и мн. др. [1].
Практико-ориентированная направленность исследований Г. Томэ, Г.
Аммона, С. Р. Мадди, М. Эйнсворта, В. В. Аршавского, Л. И. Анцыферовой и др. доказывает не только факт значимости стрессоустойчивости, но и наличие возможностей обучению навыкам управления стрессоустойчивостью. Как указывает Л. М. Митина, именно «...с отражением собственных возможностей человека, опытом разрешения аналогичных ситуаций, с выбором способа преодоления препятствий в сложной ситуации» в ходе жизнедеятельности развивается у человека «способность противостоять трудностям» [50, c. 47].
Также стрессоустойчивость необходима в рамках профессиональной реализации человека при выполнении им повседневных трудовых обязанностей.
Особенно это касается экстремальных видов деятельности и сфер «человек- человек».

18
На современном уровне развития психологии, как научной, так и практической, разработаны эффективные подходы, методы и приемы формирования навыков управления стрессоустойчивостью.
Все из существующих ныне методов направлены на регуляцию психоэмоциональных и физиологических состояний и подразделяются на группы:

методов психической регуляции,

методов психофизиологической регуляции,

методов гигиенического, физиологического и медико- фармакологического характера.
По данным исследований эффективности этих групп методов и инструментов регуляции можно сформировать достаточный уровень стрессоустойчивости, выраженный в восприимчивости к эмоциогенным и стрессогенным факторам на нормальном уровне, в способности контролировать астено-невротические реакции и даже управлять ими, переносить без ущерба здоровью и психике перегрузки и перенапряжения, сохраняя личностную продуктивность и способность к конструктивной адаптации.
По другому говоря, стрессоустойчивость возможна как результат интеграции всех сфер личности на пике их активности, где эмоциональная, волевая, интеллектуальная деятельность человека в совокупности с направленностью и мотивацией позволит и эффективно справляться с возникающими требованиями и задачами, так и сохранять уровень физического и психического здоровья на оптимально возможном уровне без снижения качества жизни [52].
Таким образом, стресс, являющийся ответом, пусть и неспецифическим, организма на раздражители среды, должен явится лишь средством приспособления человека к изменению условий, а негативные варианты реагирования в виде постстрессовых расстройств могут предупреждаться своевременным развитием навыков регуляции личностью психоэмоционального


19 и психофизического напряжения и последовательным формированием стрессоустойчивости личности.