Файл: Предупреждение профессионального выгорания у медицинских работников с выраженными показателями профессионального стресса.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 293

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

78

п./п.
Параметр
Среднее значение
контрольной
группы до
тренинга
Среднее значение
контрольной
группы после
тренинга
8
Эмоциональное истощение (ЭИ)
40,8±11,9 43,3±9,1 9
Деперсонализация (Д)
23,2±5,7 25,7±4,2 10
Редукция профессионализма (РП)
31,9±8,6 34,4±8,7 11
Уровень эмпатийности (УЭ)
45,3±4,2 46,9±3,5 12
Интерес к работе (ИкР)
2,7±1,3 1,9±1 13
Удовлетворенность достижениями в работе (УДвР)
1,7±1,7 0,9±1,1 14
Удовлетворенность взаимоотношениями с сотрудниками (УВсС)
3,2±1,0 3,6±0,7 15
Удовлетворенность взаимоотношениями с руководством (УВсР)
0,6±0,7 0,2±0,4 16
Уровень притязаний в профессиональной деятельности
(УПвПД)
2±1,1 1,7±0,8 17
Предпочтение выполняемой работы высокому заработку (ПВРВЗ)
2,2±1,4 2,1±1,1 18
Удовлетворенность условиями труда (УУТ)
1,4±0,7 0,9±0,3 19
Профессиональная ответственность
(ПО)
1±0,9 0,6±0,7 20
Общая удовлетворенность трудом
(ОУТ)
12,5±3,1 10,6±2,7
Наглядно средние значения уровня профессионального выгорания и удовлетворенности профессиональной деятельностью у испытуемых контрольной группы до тренинга и после тренинга представлены в гистограммах на рисунках 13-17. Как видно из таблицы 6 и рисунков 13-17, у контрольной группы респондентов произошел хоть и незначительный, но рост уровня выгорания, а также снижение удовлетворенности трудом.
Динамика психического выгорания у испытуемых контрольной группы представлена на рисунке 13.

79
Сокращения: ПИ – Психоэмоциональное истощение; ЛО – Личностное отдаление; ПМ –
Профессиональная мотивация; ИПв – Индекс психического выгорания
Рисунок 13 – Сравнение уровня психического выгорания у респондентов контрольной группы до и после тренинга
Динамика уровня эмоционального выгорания у испытуемых контрольной группы представлена на рисунке 14.
Рисунок 14 – Сравнение уровня эмоционального выгорания (методика
В.В. Бойко) у респондентов контрольной группы до и после тренинга
Динамика уровня профессионального выгорания у испытуемых контрольной группы представлен на рисунке 15.
ПИ
ЛО
ПМ
ИПв
До тренинга
После тренинга
Напряжени
Резистенция
Истощение
До тренинга
После тренинга

80
Сокращения: ЭИ – Эмоциональное истощение; Д – Деперсонализация; РП – Редукция
профессионализма
Рисунок 15 – Сравнение уровня выгорания (методика К. Маслач, Д. Джексон) у респондентов контрольной группы до и после тренинга
Динамика уровня эмпатийности у испытуемых контрольной группе представлена на рисунке 16.
Рисунок 16 – Сравнение уровня эмпатийности у респондентов контрольной группы
Динамика удовлетворенности трудом у испытуемых контрольной группы представлена на рисунке 17.
ЭИ
Д
РП
До тренинга
После тренинга
Уровень эмпатийности
До тренинга
После тренинга


81
Сокращения: ИкР – Интерес к работе; УДвР – Удовлетворенность достижениями в работе;
УВсС – Удовлетворенность взаимоотношениями с сотрудниками; УВсР –
Удовлетворенность взаимоотношениями с руководством; УПвПД – Уровень притязаний в
профессиональной деятельности; ПВРВЗ – Предпочтение выполняемой работы высокому
заработку; УУТ – Удовлетворенность условиями труда; ПО – Профессиональная
ответственность; ОУТ – Общая удовлетворенность трудом
Рисунок 17 – Сравнение уровня удовлетворенности трудом у респондентов контрольной группы до и после тренинга
Для того чтобы установить существуют ли между показателями профессионального выгорания и удовлетворенности трудом респондентов контрольной группы до и после тренинга достоверные различия был произведен расчет t-критерия Стьюдента.
Результаты расчета t-критерия Стьюдента представлены в таблице 7.
Таблица 7 – Результаты расчета t-критерия Стьюдента

п./п.
Параметр
Вывод
1
Психоэмоциональное истощение (ПИ)
t
Эмп
(1,9), различия не достоверны
2
Личностное отдаление (ЛО)
t
Эмп
(0,4), различия не достоверны
3
Профессиональная мотивация (ПМ)
t
Эмп
(0,4), различия не достоверны
4
Индекс психического выгорания (ИПв)
t
Эмп
(1,5), различия не достоверны
5
Напряжение (Н) t
Эмп
(3,1), различия достоверны
6
Резистенция (Р) t
Эмп
(0,5), различия не достоверны
ИкР
УДвР
УВсС
УВсР
УПвПД
ПВРВЗ
УУТ
ПО
ОУТ
До тренинга
После тренинга

82

п./п.
Параметр
Вывод
7
Истощени (И) t
Эмп
(0,4), различия не достоверны
8
Эмоциональное истощение (ЭИ)
t
Эмп
(1,1), различия не достоверны
9
Деперсонализация (Д)
t
Эмп
(1,5), различия не достоверны
10
Редукция профессионализма (РП)
t
Эмп
(1), различия не достоверны
11
Уровень эмпатийности (УЭ) t
Эмп
(1,7), различия не достоверны
12
Интерес к работе (ИкР)
t
Эмп
(3,3), различия достоверны при р≤0,01 13
Удовлетворенность достижениями в работе
(УДвР)
t
Эмп
(2,5), различия достоверны при р≤0,05 14
Удовлетворенность взаимоотношениями с сотрудниками (УВсС)
t
Эмп
(1,3), различия не достоверны
15
Удовлетворенность взаимоотношениями с руководством (УВсР)
t
Эмп
(2,5), различия достоверны при р≤0,05 16
Уровень притязаний в профессиональной деятельности (УПвПД)
t
Эмп
(2), различия не достоверны
17
Предпочтение выполняемой работы высокому заработку (ПВРВЗ)
t
Эмп
(0,6), различия не достоверны
18
Удовлетворенность условиями труда (УУТ)
t
Эмп
(2,3). различия достоверны при р≤0,05 19
Профессиональная ответственность (ПО)
t
Эмп
(1,5), различия не достоверны
20
Общая удовлетворенность трудом (ОУТ)
t
Эмп
(2), различия не достоверны
Как видно из таблицы 7, повторный замер уровня профессионального выгорания и удовлетворенности трудом у респондентов контрольной группы позволил установить достоверное снижение интереса к работе (при р≤0,01), удовлетворенности достижениями в работе (при р≤0,05), удовлетворенности взаимоотношениями с руководством (при р≤0,05),удовлетворенности условиями труда (при р≤0,05).
Итак, результаты расчета t-критерия Стьюдента позволяют утверждать, что значимого снижения уровня выгорания и роста удовлетворенности трудом у респондентов контрольной группы, не принимавших участия в тренинговой


83 работе, не произошло. Напротив, можно указать на снижение уровня удовлетворенности работой респондентов данной группы в области интереса к работе, достижений в работе, отношений с руководством и условий труда.
1   2   3   4   5   6

Выводы по второй главе
Качественная, количественная и математико-статистическая обработка эмпирических данных, полученных в ходе опытно-экспериментального исследования, позволила, в целом, доказать истинность выдвинутой во введении гипотезы исследования о том, что программа предупреждения профессионального выгорания медицинских работников обеспечит снижение профессионального выгорания сотрудников, а также будет способствовать повышению их удовлетворенности трудом.
Вместе с тем необходимо отметить, что проведенная тренинговая программа положительно повлияла только на некоторые показатели удовлетворенности труда – на интерес к работе, на удовлетворенность условиями труда, на общую удовлетворенность трудом. Также не удалось достичь снижения деперсонализации и редукции профессионализма, хотя и удалось препятствовать их дальнейшему росту.
В результате проведения исследования были сформулированы рекомендации по предупреждению профессионального выгорания для медицинских работников и предложены всем испытуемым, принимавшим участие в экспериментальном исследовании профессионального выгорания и необходимости его предупреждения (Приложение А).

84
Заключение
Поступательное социально-экономическое развитие
Российской
Федерации представляется невозможным без постоянной поддержки и модернизации системы здравоохранения. Ведущим приоритетом отрасли выступает высокое качество предоставляемой населению медицинской помощи, а качество оказываемой помощи находится в прямой связи с профессиональной эффективностью медиков.
Профессиональное становление медицинского работника представляет собой процесс, с одной стороны, заключающийся в формировании необходимых для выполнения своих прямых обязанностей компетенций, с другой стороны, состоящий в развитии профессионально значимых личностных качеств. Первому направлению профессионального развития медицинских специалистов традиционно уделяется значительно больше внимания, чем второму направлению, что подтверждает и внедрение концепции непрерывного медицинского образования.
Однако, учитывая, что профессия врача относится к категории субъект- субъектных профессий, важно учитывать, что его профессиональная деятельность проходит в условиях высокого умственного и психоэмоционального напряжения, сопряжена с взаимодействием с пациентами, переживающими стресс, обусловленный заболеванием и процессом лечения, а потому эмоциональное состояние медицинских работников играет ничуть не меньшую роль в структуре их эффективности, чем развитые профессиональные компетенции.
По итогам выполнения исследования удалось достичь поставленной во введении цели работы, что позволило теоретически обосновать, составить и экспериментально проверить программу предупреждения профессионального выгорания медицинских работников.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:


85
- был рассмотрен стресс как научная категория современной отечественной и зарубежной психологии;
- были изучены условия и факторы развития профессионального стресса в трудовой деятельности медицинских работников;
- был проанализирован профессиональный стресс как источник профессионального выгорания у медицинских работников;
- был выполнен анализ современных подходов психологической профилактики и предупреждения профессионального выгорания медицинских работников;
- был определен уровень и специфика эмоционального состояния испытуемых медицинских работников;
- была разработана и апробирована программа предупреждения профессионального выгорания медицинских работников;
- был проведен анализ полученных данных исследования.
Качественный и количественный анализ эмпирических данных позволил доказать истинность выдвинутой гипотезы исследования о том, что программа предупреждения профессионального выгорания медицинских работников обеспечит снижение профессионального выгорания сотрудников, а также повысит их удовлетворенность трудом.
Таким образом, цель работы была достигнута, задачи реализованы, а гипотеза доказана в полном объеме.

86
Список используемой литературы
1.
Аббабаков В. А. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. М.: Пере; СПб.: Речь, 2014.166 с.
2.
Абрамов Ю. Б. Особенности эмоционального стресса у крыс в сигнальной и бессигнальной ситуациях // Стресс и его патологические механизмы: материалы Всесоюз. симпоз. Кишинев: Штиинца, 2013. С. 46–47.
3.
Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания: 3-е издание. СПб. :
Питер, 2016. 288 с.
4.
Андреева Н. Ю. Особенности профессионального выгорания как нарушенной идентичности // Среднее профессиональное образование. 2019. № 9.
С. 65–67.
5.
Апчел В. Я. Стресс и стрессоустойчивость человека. СПб. : Воен. - мед. академия, 2019. 85 с.
6.
Белоногова Е. Профессиональное выгорание // Здоровье детей. 2018.
№ 4. С. 24–25.
7.
Бодров В. А. Когнитивные процессы и психологический стресс //
Психологический журнал. 2016. Т. 17. № 4. С. 64–74.
8.
Бодров В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление. М.:
Per Se, 2016. 523 с.
9.
Бодров В. А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. М. : ИП РАН, 2015.12 8 с.
10.
Бойко
В.
В.
Синдром
«эмоционального выгорания» в профессиональном общении. СПб. : Питер, 2019. 105 с.
11.
Бохан Т. Г. Системные детерминанты стрессоустойчивости в возрастном и этнопсихологическом контексте // Сибирский психологический журнал. 2017. №25. С. 180–185.