Файл: Курсовой проект по учебному курсу Административное право.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 103
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2.
И это далеко не полный перечень конкретных предложений, реализация которых, по нашему мнению, будет способствовать истинному, устойчивому, а не эфемерному решению следующих актуальных проблем:
сокращению числа административных деликтов (в первую очередь сопряженных с неисполнением административных наказаний, назначенных за ранее совершенные противоправные деяния);
воспитанию населения в духе правоуважения, которое, по утверждению Н.А. Крикорова, инициирует предрасположенность членов общества к устойчивому и массовому правомерному поведению3;
повышению процента взыскания административных штрафов, назначенных органами административной юрисдикции;
возвращению КоАП РФ имиджа демократического, правового акта, применяемого с соблюдением принципов законности, гуманизма и справедливости.
2. Производства по исполнению постановления о наложении административного штрафа
2.1. Рассмотрение дела об административном штрафе
Согласно части 1 статьи 22.1 КоАП РФ основными видами данных субъектов являются следующие:
судьи (мировые судьи);
комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
федеральные органы исполнительной власти и их структурные подразделения, территориальные органы и их структурные подразделения, а также иные государственные органы в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными нормативными правовыми актами (законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации);
Банк России в соответствии с задачами и функциями, возложенными на него федеральными законами;
органы и учреждения уголовно-исполнительной системы;
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие региональный государственный надзор либо переданные им полномочия в области федерального государственного надзора;
государственные учреждения, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным в соответствии с федеральными законами на осуществление некоторых разновидностей государственного надзора или контроля, а также государственные учреждения, подведомственные органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченным в соответствии с федеральными законами на осуществление определенных разновидностей государственного надзора.
только два вида административных наказаний - предупреждение (ст. 3.4 КоАП РФ) и административный штраф (ст. 3.5 КоАП РФ) - могут быть назначены любыми субъектами административной юрисдикции в соответствии с их предметной компетенцией, закрепленной в статьях 23.1 - 23.88 КоАП РФ.1
Федеральные органы исполнительной власти наделены значительным объемом юрисдикционных полномочий, включающих в себя все публичные процедуры от инициирования возбуждения дела о правонарушении до вынесения постановления по делу об административном правонарушении, а в некоторых случаях также и исполнения такого постановления.
Объем юрисдикционной деятельности органа исполнительной власти обусловлен видом органа, содержанием отнесенных к его ведению эксклюзивных правомочий и его административным подчинением. Наибольшими юрисдикционными полномочиями среди органов этого вида наделены федеральные службы, действующие в сферах административно-политической деятельности и, соответственно, подчиненные Президенту РФ. Содержание их компетенции в различных сферах административного принуждения предопределено их статутными эксклюзивными правомочиями в сферах контроля, надзора и разрешительной деятельности (публичного санкционирования)
КоАП не детализирует содержание юрисдикционных правомочий любого публичного органа или организации, такие правомочия формализованы в контексте общих административных процедур, прежде всего рассмотрения дела об административном правонарушении, широкий перечень юрисдикционных органов и организаций, наделенных такими обобщающими правомочиями, указан в главе 23 КоАП, при этом КоАП не определяет, какие конкретно виды деятельности отнесены к их ведению, а именно: управомочен ли юрисдикционный орган осуществлять все процессуальные действия в полном объеме, включая и вынесение постановления о назначении административного наказания, либо вынесение такого постановления отнесено к исключительному ведению суда.
Виды правоограничений, устанавливаемых федеральными органами исполнительной власти, выносящими постановления о назначении административного наказания, обусловлены содержанием их властной деятельности. Министерства РФ, федеральные службы и федеральные агентства вправе выносить постановления о назначении только одного административного наказания, а именно административного штрафа, внесудебная процедура вынесения административного наказания в редких случаях применяется и в отношении административного выдворения, только на основе административного решения управомоченного должностного лица выносится постановление юрисдикционного органа о назначении предупреждения, судебная процедура в этих случаях КоАП вообще не предусмотрена (ч. 1 ст. 28.6 КоАП).
1
Рассмотрение дела об административном правонарушении регламентируется гл. 29 КоАП РФ. Эта стадия состоит из четырех этапов:
подготовка к рассмотрению дела;
анализ обстоятельств дела;
вынесение постановления или определения по делу;
доведение принятого решения до сведения заинтересованных лиц.
Прежде всего, в соответствии со ст. 29.1 КоАП РФ осуществляется подготовка к рассмотрению дела, которая включает разрешение следующих вопросов:
относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела;
имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом;
правильно ли составлен протокол и другие материалы;
имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу;
достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу;
имеются ли ходатайства и отводы1.
В соответствии со ст. 29.5 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения, а по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица.
Если по делу проведено административное расследование, то оно рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование. При получении такого дела судом его рассматривает районный суд.
Дела об административных правонарушениях несовершеннолетних, а также дела о невыполнении работодателем соглашений, достигнутых путем согласительной процедуры, об увольнении работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки, вовлечении несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ рассматриваются по месту жительства правонарушителя.
В соответствии со ст. 29.6 КоАП РФ, по общему правилу, дело должно быть рассмотрено в 15-дневный срок, а судом - 2-месячный. Этот срок процессуальный, и его нарушение не влечет прекращения производства по делу об административном правонарушении.
В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выявлении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен, но не более чем на один месяц. О продлении срока выносится мотивированное определение. Но в любом случае дело должно быть рассмотрено, а решение по нему принято до того, как истек срок давности привлечения к административной ответственности.
1
Рассмотрение дела, в соответствии со ст. 29.7 КоАП РФ, начинается с объявления о том, кто рассматривает данное дело, какое именно дело подлежит рассмотрению, кто привлекается к административной ответственности. Затем устанавливается личность участников производства, им разъясняются их процессуальные права и обязанности. Далее оглашается протокол об административном правонарушении, заслушиваются объяснения, показания, заключения участников производства, исследуются доказательства. В случае участия в деле прокурора - заслушивается его заключение.
При рассмотрении дела необходимо выяснить: было ли совершено административное правонарушение; виновно ли данное лицо в его совершении; подлежит ли оно административной ответственности; имеются ли обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность; причинен ли имущественный ущерб.
При рассмотрении дела судьей или коллегиальным органом обязательно составляется протокол рассмотрения дела об административном правонарушении (ст. 29.8 КоАП РФ).
В протоколе о рассмотрении дела об административном правонарушении указываются:
дата и место рассмотрения дела;
наименование и состав коллегиального органа, рассматривающего дело;
событие рассматриваемого административного правонарушения;
сведения о явке лиц, участвующих в рассмотрении дела, об извещении отсутствующих лиц в установленном порядке;
отводы, ходатайства и результаты их рассмотрения;
объяснения, показания, пояснения и заключения соответствующих лиц, участвующих в рассмотрении дела;
документы, исследованные при рассмотрении дела.
Протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении подписывается председательствующим в заседании коллегиального органа и секретарем заседания.
При наличии хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по данному делу, при объявлении нарушителю устного замечания, при передаче дела для решения вопроса о привлечении виновного к дисциплинарной ответственности, а также при обнаружении в деянии признаков преступления рассмотрение дела завершается прекращением производства.
Разрешение дела об административном правонарушении выражается в вынесении органом (должностным лицом) постановления или определения по делу.
Постановление выносится, если разбирательство закончено, то есть принято решение о привлечении виновного к ответственности.
Виды постановлений и определений по делу об административном правонарушении закреплены в ст. 29.9 КоАП РФ.
Постановление может быть либо о прекращении дела производством, либо о наложении административного наказания. В последнем случае постановление должно содержать все данные, свидетельствующие о том, что в ходе рассмотрения дела установлены факт административного правонарушения и лицо, его совершившее.
В постановлении указываются (ст. 29.10 КоАП РФ):
должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесшего постановление;
дата и место рассмотрения дела;
сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело;
обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;
статья КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения;
мотивированное постановление по делу;
срок и порядок обжалования постановления.1
Судья, рассматривающий дело, вправе при отсутствии спора одновременно с наложением административного наказания решить вопрос о возмещении имущественного ущерба.
В постановлении по делу помимо определения меры административного наказания должны быть решены вопросы о вещественных доказательствах, изъятых предметах, документах и ценностях. Предметы, явившиеся орудием совершения административного правонарушения или непосредственным его объектом, конфискуются либо передаются в соответствующие учреждения или уничтожаются. В остальных случаях они возвращаются по принадлежности.
Объявление постановления по делу об административном правонарушении является одним из способов реализации права правонарушителей и потерпевших на защиту, поэтому оно должно осуществляться строго в соответствии со ст. 29.11 КоАП РФ.
Постановление по делу объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. В исключительных случаях по решению лица (органа), рассматривающего дело об административном правонарушении, составление мотивированного постановления может быть отложено на срок не более чем три дня со дня окончания разбирательства дела, за исключением дел об административных правонарушениях, указанных в частях 3 - 5 статьи 29.6 КоАП РФ, при этом резолютивная часть постановления должна быть объявлена немедленно по окончании рассмотрения дела. День изготовления постановления в полном объеме является днем его вынесения.
И это далеко не полный перечень конкретных предложений, реализация которых, по нашему мнению, будет способствовать истинному, устойчивому, а не эфемерному решению следующих актуальных проблем:
сокращению числа административных деликтов (в первую очередь сопряженных с неисполнением административных наказаний, назначенных за ранее совершенные противоправные деяния);
воспитанию населения в духе правоуважения, которое, по утверждению Н.А. Крикорова, инициирует предрасположенность членов общества к устойчивому и массовому правомерному поведению3;
повышению процента взыскания административных штрафов, назначенных органами административной юрисдикции;
возвращению КоАП РФ имиджа демократического, правового акта, применяемого с соблюдением принципов законности, гуманизма и справедливости.
2. Производства по исполнению постановления о наложении административного штрафа
2.1. Рассмотрение дела об административном штрафе
Согласно части 1 статьи 22.1 КоАП РФ основными видами данных субъектов являются следующие:
судьи (мировые судьи);
комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
федеральные органы исполнительной власти и их структурные подразделения, территориальные органы и их структурные подразделения, а также иные государственные органы в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными нормативными правовыми актами (законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации);
Банк России в соответствии с задачами и функциями, возложенными на него федеральными законами;
органы и учреждения уголовно-исполнительной системы;
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие региональный государственный надзор либо переданные им полномочия в области федерального государственного надзора;
государственные учреждения, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным в соответствии с федеральными законами на осуществление некоторых разновидностей государственного надзора или контроля, а также государственные учреждения, подведомственные органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченным в соответствии с федеральными законами на осуществление определенных разновидностей государственного надзора.
только два вида административных наказаний - предупреждение (ст. 3.4 КоАП РФ) и административный штраф (ст. 3.5 КоАП РФ) - могут быть назначены любыми субъектами административной юрисдикции в соответствии с их предметной компетенцией, закрепленной в статьях 23.1 - 23.88 КоАП РФ.1
Федеральные органы исполнительной власти наделены значительным объемом юрисдикционных полномочий, включающих в себя все публичные процедуры от инициирования возбуждения дела о правонарушении до вынесения постановления по делу об административном правонарушении, а в некоторых случаях также и исполнения такого постановления.
Объем юрисдикционной деятельности органа исполнительной власти обусловлен видом органа, содержанием отнесенных к его ведению эксклюзивных правомочий и его административным подчинением. Наибольшими юрисдикционными полномочиями среди органов этого вида наделены федеральные службы, действующие в сферах административно-политической деятельности и, соответственно, подчиненные Президенту РФ. Содержание их компетенции в различных сферах административного принуждения предопределено их статутными эксклюзивными правомочиями в сферах контроля, надзора и разрешительной деятельности (публичного санкционирования)
КоАП не детализирует содержание юрисдикционных правомочий любого публичного органа или организации, такие правомочия формализованы в контексте общих административных процедур, прежде всего рассмотрения дела об административном правонарушении, широкий перечень юрисдикционных органов и организаций, наделенных такими обобщающими правомочиями, указан в главе 23 КоАП, при этом КоАП не определяет, какие конкретно виды деятельности отнесены к их ведению, а именно: управомочен ли юрисдикционный орган осуществлять все процессуальные действия в полном объеме, включая и вынесение постановления о назначении административного наказания, либо вынесение такого постановления отнесено к исключительному ведению суда.
Виды правоограничений, устанавливаемых федеральными органами исполнительной власти, выносящими постановления о назначении административного наказания, обусловлены содержанием их властной деятельности. Министерства РФ, федеральные службы и федеральные агентства вправе выносить постановления о назначении только одного административного наказания, а именно административного штрафа, внесудебная процедура вынесения административного наказания в редких случаях применяется и в отношении административного выдворения, только на основе административного решения управомоченного должностного лица выносится постановление юрисдикционного органа о назначении предупреждения, судебная процедура в этих случаях КоАП вообще не предусмотрена (ч. 1 ст. 28.6 КоАП).
1
Рассмотрение дела об административном правонарушении регламентируется гл. 29 КоАП РФ. Эта стадия состоит из четырех этапов:
подготовка к рассмотрению дела;
анализ обстоятельств дела;
вынесение постановления или определения по делу;
доведение принятого решения до сведения заинтересованных лиц.
Прежде всего, в соответствии со ст. 29.1 КоАП РФ осуществляется подготовка к рассмотрению дела, которая включает разрешение следующих вопросов:
относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела;
имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом;
правильно ли составлен протокол и другие материалы;
имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу;
достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу;
имеются ли ходатайства и отводы1.
В соответствии со ст. 29.5 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения, а по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица.
Если по делу проведено административное расследование, то оно рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование. При получении такого дела судом его рассматривает районный суд.
Дела об административных правонарушениях несовершеннолетних, а также дела о невыполнении работодателем соглашений, достигнутых путем согласительной процедуры, об увольнении работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки, вовлечении несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ рассматриваются по месту жительства правонарушителя.
В соответствии со ст. 29.6 КоАП РФ, по общему правилу, дело должно быть рассмотрено в 15-дневный срок, а судом - 2-месячный. Этот срок процессуальный, и его нарушение не влечет прекращения производства по делу об административном правонарушении.
В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выявлении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен, но не более чем на один месяц. О продлении срока выносится мотивированное определение. Но в любом случае дело должно быть рассмотрено, а решение по нему принято до того, как истек срок давности привлечения к административной ответственности.
1
Рассмотрение дела, в соответствии со ст. 29.7 КоАП РФ, начинается с объявления о том, кто рассматривает данное дело, какое именно дело подлежит рассмотрению, кто привлекается к административной ответственности. Затем устанавливается личность участников производства, им разъясняются их процессуальные права и обязанности. Далее оглашается протокол об административном правонарушении, заслушиваются объяснения, показания, заключения участников производства, исследуются доказательства. В случае участия в деле прокурора - заслушивается его заключение.
При рассмотрении дела необходимо выяснить: было ли совершено административное правонарушение; виновно ли данное лицо в его совершении; подлежит ли оно административной ответственности; имеются ли обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность; причинен ли имущественный ущерб.
При рассмотрении дела судьей или коллегиальным органом обязательно составляется протокол рассмотрения дела об административном правонарушении (ст. 29.8 КоАП РФ).
В протоколе о рассмотрении дела об административном правонарушении указываются:
дата и место рассмотрения дела;
наименование и состав коллегиального органа, рассматривающего дело;
событие рассматриваемого административного правонарушения;
сведения о явке лиц, участвующих в рассмотрении дела, об извещении отсутствующих лиц в установленном порядке;
отводы, ходатайства и результаты их рассмотрения;
объяснения, показания, пояснения и заключения соответствующих лиц, участвующих в рассмотрении дела;
документы, исследованные при рассмотрении дела.
Протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении подписывается председательствующим в заседании коллегиального органа и секретарем заседания.
При наличии хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по данному делу, при объявлении нарушителю устного замечания, при передаче дела для решения вопроса о привлечении виновного к дисциплинарной ответственности, а также при обнаружении в деянии признаков преступления рассмотрение дела завершается прекращением производства.
Разрешение дела об административном правонарушении выражается в вынесении органом (должностным лицом) постановления или определения по делу.
Постановление выносится, если разбирательство закончено, то есть принято решение о привлечении виновного к ответственности.
Виды постановлений и определений по делу об административном правонарушении закреплены в ст. 29.9 КоАП РФ.
Постановление может быть либо о прекращении дела производством, либо о наложении административного наказания. В последнем случае постановление должно содержать все данные, свидетельствующие о том, что в ходе рассмотрения дела установлены факт административного правонарушения и лицо, его совершившее.
В постановлении указываются (ст. 29.10 КоАП РФ):
должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесшего постановление;
дата и место рассмотрения дела;
сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело;
обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;
статья КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения;
мотивированное постановление по делу;
срок и порядок обжалования постановления.1
Судья, рассматривающий дело, вправе при отсутствии спора одновременно с наложением административного наказания решить вопрос о возмещении имущественного ущерба.
В постановлении по делу помимо определения меры административного наказания должны быть решены вопросы о вещественных доказательствах, изъятых предметах, документах и ценностях. Предметы, явившиеся орудием совершения административного правонарушения или непосредственным его объектом, конфискуются либо передаются в соответствующие учреждения или уничтожаются. В остальных случаях они возвращаются по принадлежности.
Объявление постановления по делу об административном правонарушении является одним из способов реализации права правонарушителей и потерпевших на защиту, поэтому оно должно осуществляться строго в соответствии со ст. 29.11 КоАП РФ.
Постановление по делу объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. В исключительных случаях по решению лица (органа), рассматривающего дело об административном правонарушении, составление мотивированного постановления может быть отложено на срок не более чем три дня со дня окончания разбирательства дела, за исключением дел об административных правонарушениях, указанных в частях 3 - 5 статьи 29.6 КоАП РФ, при этом резолютивная часть постановления должна быть объявлена немедленно по окончании рассмотрения дела. День изготовления постановления в полном объеме является днем его вынесения.