Файл: Методические рекомендации для самостоятельной работы для студентов заочной формы обучения Специальность 060301 Фармация Тема Организация деятельности оптовых фармацевтических предприятий Владивосток, 2011 Составители.doc
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 86
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ГБОУ ВПО «Владивостокский государственный медицинский университет Минздравсоцразвития России»
Кафедра управления и экономики фармации
Комплект учебно-методических материалов к
Учебно-методическому комплексу
дисциплины «Управление и экономика фармации»
Методические рекомендации для самостоятельной работы
для студентов заочной формы обучения
Специальность 060301 «Фармация»
Тема: Организация деятельности оптовых фармацевтических предприятий
Владивосток, 2011
Составители:
ассистент кафедры управления и экономики фармации
Некрасова Елена Викторовна
зав.кафедрой управления и экономики фармации
Устинова Любовь Викторовна
Рецензенты:
зав.кафедрой фармацевтической технологии и биотехнологии с курсом ФПК и ППС, к.ф.н., доцент С. В. Степанов
Методические рекомендации одобрены УМС по специальности 060301 «Фармация»
Протокол № 1 от 22.09.2011
Методические рекомендации составлены на основе государственного образовательного стандарта специальности «Фармация», учебного плана заочной формы обучения и предназначены для организации самостоятельной работы студентов заочной формы обучения специальности «Фармация»
Организация деятельности оптовых фармацевтических предприятий.
-
Оптовые посредники: классификация и функции -
Правовые основы регулирования деятельности предприятий оптовой торговли лекарственными средствами -
Организация работы аптечного склада
-
Организация хранения товаров аптечного ассортимента на аптечном складе. -
Автоматизация управления товародвижением на аптечном складе.
1. Оптовые посредники: классификация и функции
Федеральным законом № 61-фз от 12.04.2010 «Об обращении лекарственных средств» определено понятие «предприятие оптовой торговли лекарственными средствами» как организация, осуществляющая оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона
. Также данным законом установлен порядок взаимодействия оптового предприятия с другими субъектами фармацевтического рынка, согласно которому организации оптовой торговли лекарственными средствами могут осуществлять продажу лекарственных средств или передавать их в установленном законодательством Российской Федерации порядке:
1) другим организациям оптовой торговли лекарственными средствами;
2) производителям лекарственных средств для целей производства лекарственных средств;
3) аптечным организациям и ветеринарным аптечным организациям;
4) научно-исследовательским организациям для научно-исследовательской работы;
5) индивидуальным предпринимателям, имеющим лицензию на фармацевтическую деятельность или лицензию на медицинскую деятельность;
6) медицинским организациям, ветеринарным организациям;
7) организациям, осуществляющим разведение, выращивание и содержание животных.
Наличие оптового посредника в системе продвижения товаров аптечного ассортимента от производителя до конечного или институционального потребителя объясняется несколькими причинами:
-
происходит значительное сокращение прямых контактов производителя и институционального потребителя (розничного звена), на организацию которых потребовались бы значительные временные, трудовые и финансовые ресурсы (схема 1); -
нивелируется несоответствие в масштабах производства партий товара и небольшим объемом заказа розничного звена; -
появляется возможность поддержания широкого и полного ассортимента при контакте с небольшим числом поставщиков.
Схема 1. Сравнительная характеристика числа контактов 4 производителей и 4 субъектов розничного звена
Таким образом, главной целью деятельности предприятия оптовой торговли является достижение экономических и маркетинговых результатов за счет оптимизации логистического взаимодействия между субъектами фармацевтического рынка.
Функции, выполняемые этими предприятиями, в зависимости от субъекта, для которого они выгодны, условно можно представить действиями «прямого» и «обратного» хода. Если
эти функции выполняются по отношению к участникам канала сбыта, находящимся до данного оптового предприятия в логистической цепи «производитель — конечный потребитель», то это действия «обратного» хода, в противном случае — «прямого». Действиями только «обратного» хода являются функции по закупке товаров в объемах, выгодных для производителя, принятие риска (в связи с возможным хищением, порчей, истечением срока годности и др.) на себя, таможенные услуги, ответственное хранение товара. Остальные функции (за исключением поставки товаров в количествах и сроки, соответствующие потребностям покупателя и для оказания услуг по управлению) характерны как для «обратного», так и для «прямого» хода: хранение запасов товара на собственных и арендуемых складах; транспортировка и экспедирование товара; кредитование (отсрочка платежа); формирование товарного ассортимента; осуществление мер по стимулированию сбыта; информационные и консультационные услуги.
Так как предприятия оптовой торговли на фармацевтическом рынке РФ представлены юридически самостоятельными лицами, то, согласно международной терминологии, они могут выступать в качестве:
-
дистрибьютора — получают товар в собственность (имеют право на продажу, распоряжение и использование); -
агента (специализированного оператора или партнера по сбыту) — ведут дела нескольких предприятий, не получают товар в собственность, но могут заключать сделки от имени и за счет лиц, заключивших с ними агентский договор.
Для характеристики предприятия оптовой торговли может быть использовано семейство классификаций на основе различных признаков (табл. 1)
Таблица 1. Классификация фармацевтических предприятий оптовой торговли.
Классификацион-ный признак | Тип предприятия оптовой торговли | Краткая характеристика |
Объем осуществляемых функций | С полным циклом обслуживания | Осуществляют все функции, характерные для оптовых посредников |
С ограниченным циклом обслуживания | Предоставляют ограниченный перечень услуг (например, услуги по таможенной очистке грузов, ответственному хранению и т.п.) | |
Степень интеграции функции | Независимая структура | Отсутствует интеграция с производством и розничным звеном |
Интегрирован-ная структура | Оптовое звено имеет вертикально интегрированные связи с одним из участников рынка (производитель, розничное звено) или с обоими | |
Структуры, имеющие собственную аптечную сеть и/или произ-водство | | |
Географические масштабы деятельности | Национальные | Имеют высокоразвитую сеть филиалов, представительств, дочерних предприятий не менее чем в 1/3 субъектов РФ |
Межрегиона-льные | Охватывают несколько экономических регионов России, расположенных, как правило, близко друг к другу | |
Региональные | Специализирующиеся на рынке одного региона | |
Ориентация на покупателя | Ориентированные на розничное звено фармацевтическо- го рынка Специализирующиеся преимущественно на продажах лечебно-профилактическим учреждениям Не имеющие предпочтений в отношении отдельных групп покупателей | |
Форма собственности | Государственные Муниципальные Частные | |
Специализация на определенном ассортименте | Предприятия со смешанным ассортиментом | Осуществляют поставки товаров разных ассортиментных групп и подгрупп |
Узкоспециализированные оптовики | Являются, как правило, эксклюзивными дистрибьюторами отдельных ассортиментных групп или позиций |
Оптовый сектор фармацевтического рынка РФ в последнее 10-летие демонстрировал особо бурное экстенсивное развитие.
По данным Росздравнадзора, количество хозяйствующих субъектов, имеющих лицензию на оптовую торговлю лекарственными средствами, в течение нескольких лет менялось незначительно. Так, в 2004 г. их было более 2,1 тыс., в 2005 г. - 2 тыс., в 2009 г. - 2,2 тыс., а в 2010 г. - 2 тыс.
Однако по оценкам экспертов, в настоящее время на фармацевтическом рынке наблюдается процесс сокращения действующих организаций оптовой торговли. В настоящее время сокращение количества оптовых организаций также связано с происходившими значительными изменениями в законодательстве в области обращения лекарственных средств. Так, усиление государственного регулирования цен на жизненно-необходимые и важнейшие лекарственные средства (ЖНВЛС) и ограничение предельного размера оптовой надбавки стимулирует оптовые организации работать напрямую с производителями, что приводит к сокращению товаропроводящих цепочек за счет сокращения объемов вторичной дистрибьюции.
Данные тенденции на российском рынке дают многим аналитикам основания прогнозировать заметное сокращение количества оптовых компаний в ближайшие 2-3 года. Например, по прогнозу ЦМИ «Фармэксперт», количество дистрибьюторских компаний к 2012 году уменьшится до 600-700. Сокращение числа оптовых компаний в большей степени происходит за счет мелких дистрибьюторских предприятий.
Сокращение организаций оптовой торговли лекарственными средствами происходит также за счет продолжающейся консолидации (слияний и погло-щений на рынке), которой во многом способствовала кризисная ситуация.
В последние годы на европейских фармацевтических рынках нарастает про-цесс консолидации ведущих дистрибьюторских компаний, объединения капиталов и интересов, как в производственной сфере, так и в дистрибуции, в розничной торговле создаются крупные аптечные сети.
Кроме горизонтальной интеграции компаний процесс снижения прибыльности на оптовом рынке лекарственных средств является стимулом выхода дистрибьюторов за рамки собственно оптового бизнеса, стимулирует вертикальную интеграцию. Ряд крупных компаний (прежде всего национальных дистрибьюторов) проявляют интересы в различных смежных секторах рынка. Одни развивают розничное направление деятельности, формируя собственную аптечную сеть, другие развивают производственное направление, третьи совмещают оба эти пути развития, а так же реализовывают проекты в логистике.
Еще одна тенденция в мире — вхождение дистрибьюторов в розничную торговлю. Все больше фармдистрибьюторов имеют собственные аптечные сети, выкупая уже существующие или создавая новые. Как и в других странах, крупные дистрибьюторские компании в России покупают розничные сети с тем, чтобы диверсифицировать риски и снизить издержки.
В Российской Федерации все дистрибьюторы условно делятся на «национальных», действующих на всей территории страны, «межрегиональных», действующих на территориях нескольких регионов, и «региональных», действующих в пределах одного региона. К категории «национальных» относят ЗАО Фирма «ЦВ «ПРОТЕК», ЗАО «СИА ИНТЕРНЕЙШНЛ ЛТД», ЗАО НПК «Катрен», ЗАО «РОСТА», ООО «Альянс Хелскеа Рус» (ЗАО «Аптека-Холдинг») и ООО «Биотэк». Наиболее крупными «межрегиональными» дистрибьюторами являются ЗАО «Р-Фарм», ООО «ФК ПУЛЬС», ООО «МФФ «Аконит», ООО «Морон», ЗАО «Фирма ЕВРОСЕРВИС», ЗАО «Шрея Корпорэйшнл» и ЗАО «Компания Фармстор».
2. Правовые основы регулирования деятельности предприятий оптовой торговли лекарственными средствами
Порядок осуществления фармацевтической деятельности при оптовой реализации ЛС на территории РФ установлен приказом Минздравсоцразвития РФ от 28 декабря 2010 г. № 1222н «Об утверждении правил оптовой торговли лекарственными средствами для медицинского применения».
На лекарственные средства оформляется сопроводительный документ, содержащий информацию:
-
о дате оформления сопроводительного документа; -
о наименовании лекарственного средства (международное непатентованное наименование лекарственного средства и торговое наименование лекарственного средства), сроке годности и номере серии; -
о производителе лекарственного средства с указанием наименования и местонахождения производителя; -
о количестве упаковок; -
о поставщике (идентификационный номер налогоплательщика, полное наименование поставщика, его местонахождение); -
о покупателе (идентификационный номер налогоплательщика, полное наименование покупателя, его местонахождение); -
о должностном лице, составившем сопроводительный документ (должность, Ф.И.О.).
Документ заверяется подписью должностного лица, составившего сопроводительный документ, печатью организации или информационным штрих-кодом и печатью организации.