Файл: Контрактная служба и внедрение информационных систем в сфере закупок.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 203
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Контрактная служба и внедрение информационных систем в сфере закупок
Контрактная служба в процессе достижения основных целей закупок (на примере города Севастополя)
Информационные системы в сфере закупок
Структура ПК «Региональная контрактная система города Севастополя»:
Репутационные механизмы должны влиять не только на сотрудников контрактных служб, но и на отделы в целом.
На основании результатов периодической оценки показателей эффективности контрактных систем округа (уровень конкуренции, экономичность, эффективность закупок) худшие классы теряют право на сложные, следовательно, коррумпированные методы закупок или полностью переходят на обеспечение закупочной функции централизованного агентства по закупкам [16].
Не только контроль процедур, но и результатов, в России уже есть опыт создания эффективной системы процедурного контроля в сфере государственных закупок. Такой же конвейер должен быть создан для мониторинга значимых результатов закупок.
В настоящее время такие функции возложены на органы финансового контроля, но фактически никто не реализуется.
Любой гражданин, как пользователь результатов выполнения государственного или муниципального контракта, должен иметь право подать жалобу на ненадлежащую услугу (ненадлежащий способ, плохо отремонтированная детская площадка и т.д.) и уполномоченный орган должен рассмотреть жалобу и принять решение, в том числе по результатам проверки прибора, быстро и оперативно.
Отсутствие каталога товаров, работ и услуг означает, что основные инновации контрактной системы, призванные обеспечить новое качество системы государственных закупок, не работают.
Каталог позволяет переключаться между различными режимами оформления повторяющихся покупок стандартных категорий товаров, работ, услуг.
Без каталога полноценная работа института закупок не может быть оправдана доказательством их потребительских характеристик. Отсутствие каталога также означает сохранение непрозрачности при установлении начальной (максимальной) договорной цены на стандартные товары, работы и услуги.
В настоящее время невозможно использовать информацию о ценах уже проведенных аукционов для определения начальной максимальной цены для новых закупок товаров, работ и услуг из-за различий в названиях.
Дальнейшее движение по расширению списка дозировок без каталога приведет к еще большему хаосу, если требования будут предъявляться не к подробному продукту или услуге, а к общему названию изделия.
Полный смысл дозировки будет утрачен, и работа по ее созданию станет сизифовым трудом. Без каталога невозможно автоматизировать процессы закупочных объявлений, протоколов и контрактов, которые вызывают значительные трудозатраты у заказчиков, невозможно создать полную библиотеку стандартных контрактов, осуществлять контроль качества в сфере закупок [15].
Таким образом, каталог представляет собой единую информационную систему, институты планирования закупок, обоснование закупок, определение НМЦК, контроль в области закупок и решение косвенных задач контрактной системы – развитие импортозамещения и продвижение инноваций.
Подсчитано, что затраты на создание и ведение каталога оцениваются в 50-60 миллионов рублей в год (содержание персонала регулятора, обслуживание Информационной системы и т.д.). показатели бюджетной эффективности каталога гарантированно превысят миллиарды рублей в случае правильного создания и ведения.
С количественной точки зрения в государственных закупках преобладают мелкие закупки. Вместо прямой простой покупки клиенты вынуждены выполнять сложные многонедельные процедуры [15].
Для успешного внедрения вышеуказанных рекомендаций также необходимо:
1. Создать эффективную систему бесплатной для заказчиков методической поддержки в виде информирования и консультирования для заказчиков и уполномоченных органов (организаций), а также распространения имеющихся лучших практик в данной сфере
2. Провести ревизию нормативных правовых актов, регулирующих процессы планирования закупок
3. Создать систему мониторинга результатов контрактов.
4. Создать систему проектного управления крупных контрактов (от 100 млн. руб.)
5. Разработать и внедрить библиотеку типовых контрактов
6. Реализовать комплекс мер, направленных на снижение затрат заказчиков в связи с применением Федерального закона 44-ФЗ
7. Возобновить диалог о методах и принципах действия Федерального закона № 44-ФЗ в свете тенденции к возвращению к схемам и правилам регулирования контрактных отношений по модели Федерального закона № 94-ФЗ
8. В целях сокращения издержек осуществлять централизацию функций закупок для небольших учреждений с созданием единых закупочных служб на уровне их вышестоящих органов управления
9. Обеспечить возможности для независимой оценки эффективности функционирования контрактной системы.
Таким образом, сочетание современных методов и технологий в цифровой экономике значительно автоматизирует государственные закупки и администрирование, снижает коррупцию и бюрократию в системах контрактных закупок и оптимизирует рабочее время с учетом современных тенденций цифровизации во всех секторах экономики.
Заключение
Государственный заказ является частью единой системы государственных закупок, которая, в свою очередь, является источником удовлетворения общественных потребностей. Государство выступает крупнейшим заказчиком и потребителем продукции многих отраслей промышленности, превращая общественный спрос в эффективный инструмент экономического регулирования, влияя на его динамику и структуру.
Сильным рычагом влияния государства на экономику является система государственных заказов, закупок продукции, работ и услуг для государственных нужд.
Государственные закупки должны включать выполнение различных функций государства по повышению централизованной управляемости, предотвращению неконтролируемого увеличения расходов, сокращению расходов государственного бюджета, управлению материальными потоками при условии, что они соответствуют рыночным отношениям.
Государственный заказ следует понимать как обоснованный учет реализации продукции, выполнения работ, а также оказания услуг для государственных нужд, или размещение государственного заказа следует понимать как выявление действий поставщиков (исполнителей, предпринимателей) в целях определения государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг. Последним этапом процесса реализации государственного заказа являются государственные закупки, т. е. закупка товаров, работ и услуг для государственных нужд.
Государственные и муниципальные закупки представляют собой самостоятельный институт, целостную систему, которая имеет свои принципы, субъекты и объекты.
Управление закупками для государственных нужд требует значительной систематизации и оптимизации функций федеральных органов исполнительной власти и уточнения обозначенных направлений деятельности. Закупки товаров (работ, услуг) для удовлетворения государственных и муниципальных нужд относятся к компетенции органов исполнительной власти.
В сфере закупок проверка проводится по двум причинам. Принято различать органы, контролирующие закупки (контроль в области закупок), и органы, осуществляющие финансовый контроль в области закупок (финансовый контроль в области закупок).
Органы контроля за закупками действуют на федеральном, региональном и местном уровнях. На федеральном уровне в сфере закупок органом, уполномоченным осуществлять контроль, является ФАС России. ФАС России контролирует закупки и координирует использование закрытых методов идентификации поставщиков (подрядчиков, докладчиков). Исключением является контроль (надзор) за выполнением заказов на государственную охрану и закупкой товаров (работ, услуг), отвечающих федеральным требованиям, информация о которых составляет государственную тайну.
Система государственных закупок в настоящее время находится на стадии своего становления, определяя основные направления дальнейшего развития системы, в то же время постоянно внося изменения в действующее законодательство.
Актуальность вопроса обусловлена развитием системы государственных закупок в условиях рыночной экономики Российской Федерации, необходимостью совершенствования и развития устойчивой и справедливой системы закупок.
В работе было изучено применение информатизации в сфере закупок управления деятельностью контрактной службы, рассмотрен механизм взаимодействия государственных заказчиков с уполномоченным органом в городе Севастополе на уровне субъекта Российской Федерации и разработаны комплексные предложения по его усовершенствованию.
В теоретической части работы было проведено исследование законодательной базы, которая обеспечивает деятельность по государственным закупкам на государственном уровне, на уровне бюджетных организаций и механизмов управления государственными закупками в сфере контрактных закупок в городе Севастополе.
Выявленные проблемные точки позволили нам определить меры, направленные на повышение эффективности Информационных систем в управлении закупками и совершенствование ее в целом.
Предложены меры по совершенствованию технической стороны ПК «РКС», а именно разработка программного обеспечения, которое позволит заказчику минимизировать временное пространство при осуществлении закупок путем электронной цифровизации закупок в целом по региону.
Внедрение ряда мер для совершенствования системы государственных контрактных закупок в г. Севастополь способствовало снижению коррупции и минимизации нарушений законодательства РФ в сфере закупок товаров, работ и услуг, а также полной замене бумажных документов по закупке на цифровые, что позволило значительно сократить временные расходы для осуществления закупочной деятельности.
В первой главе выпускной квалификационной работы рассматриваются теоретико-методические вопросы изучения контрактной службы и внедрения информационных систем в сфере закупок. Изучено управление закупками в современных условиях. Рассмотрена контрактная служба в процессе достижения основных целей закупок. Изучены информационные системы в сфере закупок.
Во второй главе выпускной квалификационной работы рассмотрено управление деятельностью контрактной службы на основе эффективного использования информационных системе в сфере закупок на примере города Севастополя. Проведен анализ использования информационных систем в деятельности контрактных служб организаций города Севастополя за 2018-2020 г.г. Предложена модель совершенствования управления деятельностью контрактной службы на основе эффективного использования информационных систем в сфере закупок на примере города Севастополя. Рассмотрены основные подходы и приоритетные стратегии к совершенствованию управления деятельностью контрактной службы на основе эффективного использования информационных систем в сфере закупок.
Список источников
-
Белицын В. Н. О проекте Федерального закона «О федеральной контрактной системе» / В. Н. Белицын // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки». - 2017. - № 2. – 144 с. -
Борисов, А. Н. Комментарий к Федеральному Закону «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» / А.Н. Борисов, Т.Н. Трефилова. - М.: Деловой двор, 2017. - 592 c. -
Бураканова, Д. К. Принцип профессионализма заказчика как базовый принцип контрактной системы государственных закупок / Д. К. Бураканова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 21 (125). — С. 319-321. -
Ведомости 28.07.2020 «Количество нарушений при госзакупках резко возросло «https://www.vedomosti.ru/eco№omics/articles/2020/07/28/835532-kolichestvo-№arushe№ii -
Губенко Е. С. Контрактная система в публичных закупках [Электронный ресурс]: учебно-практическое пособие/ Губенко Е. С.- Электрон. текстовые данные.- М.: Российский государственный университет правосудия, 2016.- 540 c.- Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/65861.html.- ЭБС «IPRbooks». -
Диагноз аудиторов: почему нарушения при госзакупках выросли вдвое // Официальный сайт ТАСС URL: https://tass.ru/eko№omika/9063951. -
Единая информационная система в сфере закупок URL: http://zakupki.gov.ru/epz/mai№/public/home.html. -
Кузин, В. И. Организационно-правовые основы системы государственного и муниципального управления / В.И. Кузин, С.Э. Зуев. - Москва: СИНТЕГ, 2018. - 120 c. -
О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. // Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». -
Приказ Минфина России от 31 июля 2020 г. № 158н «Об утверждении Типового положения (регламента) о контрактной службе» -
Письмо Минэкономразвития от 19.09.2016 № ОГ-Д28-10895 -
Постановление Правительства Российской Федерации от 23.12.2015 г. № 1414 (с изменениями) «О порядке функционирования единой информационной системы в сфере закупок» -
Постановление Правительства Севастополя от 20.02.2015 № 108-ПП «Об утверждении Порядка функционирования и использования региональной информационной системы Севастополя в сфере закупок» -
Приказ Департамента управления делами Губернатора и Правительства Севастополя от 29.01.2021 г. № 12 -
Рыхтикова Н.А. Госзакупки: законодательная основа, механизмы реализации, риск-ориентированная технология управления / Рыхтикова Наталья Александровна. - М.: Форум, 2019. - 185 c. -
Тасалов, Ф. А. Контрактная система в сфере государственных закупок России и США. Сравнительно-правовое исследование / Ф.А. Тасалов. - М.: Проспект, 2019. - 238 c. -
Указ Президента РФ от 21 декабря 2017 г. № 618 “Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции”. -
Яковлев А. А. Система госзакупок в России: на пороге третьей реформы / А. А. Яковлев // Общественные науки и современность. - 2012. - № 5. - С. 54-70.