Файл: Контрактная служба и внедрение информационных систем в сфере закупок.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 201
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Контрактная служба и внедрение информационных систем в сфере закупок
Контрактная служба в процессе достижения основных целей закупок (на примере города Севастополя)
Информационные системы в сфере закупок
Структура ПК «Региональная контрактная система города Севастополя»:
3. Снижение чрезмерной административной нагрузки - технология позволяет организовать всю существующую административную базу и определить требования и правила государственных закупок в пакете программного обеспечения.
По результатам мониторинга результатов внедрения контрактной системы в 2017 году, проведенного советом директоров Счетной палаты Российской Федерации, было заявлено, что с момента принятия закона о системе государственных закупок произошло более 80 изменений и что было вынесено более 100 решений, которые часто повторяются. Это чрезмерное административное бремя значительно усложняет правовые отношения в сфере государственных закупок [8].
Технология блокчейн позволяет создавать списки репутации государственных служащих, содержащие всю информацию о манипуляциях сотрудников с бюджетными средствами. Поэтому каждое коррупционное деяние представляет собой пожизненное публичное доказательство вины конкретного сотрудника.
Такая запись в файле репутации не может быть удалена или исправлена, поскольку такие действия обнаруживаются всеми участниками распределенного файла. В будущем агентства по подбору персонала могут использовать эти списки для отбора кандидатов и оценки конкурентных ситуаций.
Многие страны уже предприняли первые попытки внедрить такие списки в другие сферы деятельности правительств. Практическое применение технологии блокчейн уже доказано в борьбе с коррупцией, поэтому ее применение в российских реалиях - лишь вопрос времени.
Технология блокчейн позволяет хранить все необходимые сертификаты, отчеты, правовые акты и другие юридические документы государственных служащих и потенциальных участников процессов закупок в распределенном архиве. Таким образом, поток бумажных документов будет сведен к минимуму, их проверка будет максимально быстрой, при этом достигается значительная экономия времени при осуществлении формальных, но обязательных операций в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Однако максимальные преимущества технологии блокчейн могут быть достигнуты только в том случае, если одновременно в систему управления закупками будут внедрены другие методы и технологии цифровой экономики. Учитывайте их возможности в контрактной системе:
- Технология больших данных позволяет работать с большими объемами информации, которые невозможно обработать обычным способом, включая структурированные данные и носители.
В рамках контрактной системы технология позволяет систематизировать разнородную в настоящее время информацию по всем рынкам бюджетных организаций по всей стране, увеличивая скорость сбора, обработки и обновления входных данных с целью повышения качества принимаемых решений, получения более подробной информации по отдельным регионам, городам, видам продукции и т.д.
- Искусственный интеллект (ИИ) - одна из важнейших областей цифровой экономики, которая изучает возможность создания интеллектуальных мыслей и действий с помощью компьютерных систем и других искусственных средств.
Технология тесно связана с «Большими данными» и открывает ряд возможностей в контрактной системе для анализа, прогнозирования и планирования на основе собранной информации. Однако наиболее ценным и перспективным направлением ИИ являются как государственные закупки, так и технологии машинного обучения в других сферах деятельности, что позволяет изучать систему и разрабатывать решения для ранее неизвестных алгоритмов.
Системы машинного обучения позволяют быстро применять полученные знания к большим информационным блокам. В отличие от программ с вручную зашифрованными инструкциями для каждой задачи, машинное обучение позволяет системе самостоятельно распознавать и прогнозировать закономерности.
- Интернет объектов является частью пространственной концепции, которая объединяет аналоговые и цифровые плоскости. В этом направлении предпринимаются шаги по автоматизации механических операций наиболее востребованных пользователей с использованием современных технологий в повседневной жизни.
В ближайшем будущем технология Интернета вещей может стать эффективным инструментом для сбора и обработки первичной информации о потребностях государственных учреждений в основных потребностях для поддержки офисной жизни, таких как письменные принадлежности, компьютерное оборудование, полиграфическая продукция и т.д.
Благодаря различным датчикам и сенсорам система, основанная на этой технологии, позволяет заранее запрашивать товар/услугу и автоматически завершать весь цикл покупок, сообщая о проведенных операциях.
Эта технология не предназначена для выполнения сложных задач, но способна автоматизировать небольшие приобретения, тем самым перераспределяя человеческие ресурсы от небольших и аналогичных задач к более важным и ресурсоемким задачам. [15].
2.3. Основные подходы и приоритетные стратегии к совершенствованию управления деятельностью контрактной службы на основе эффективного использования информационных систем в сфере закупок
За последние 10 лет система государственных закупок Российской Федерации была существенно обновлена. Создан централизованный ресурс, не имеющий аналогов в мире - официальный сайт. Официальный сайт является полноценным инструментом единого рынка по всей стране, позволяющим всем участникам конкурировать за государственные или муниципальные заказы независимо от их местонахождения.
Фактически, разработка системы торгов и электронных площадок в рамках государственного и муниципального режима осуществляется с 2005 года в рамках модели государственно-частного партнерства. Операторы этого метода идентификации поставщиков услуг (предпринимателей, исполнителей) в качестве электронных аукционов являются электронными площадками, которые предоставляют возможность участвовать в аукционах без единого бумажного документа.
Вся инфраструктура создана операторами площадок, без инвестиций со стороны государства, что позволило сэкономить до 8-10 млрд. руб. бюджетных средств [16].
За последние 10 лет в стране создана беспрецедентная система процедурного контроля в системе государственных и муниципальных заказов, характеризующаяся высокой эффективностью принимаемых решений.
Любой заявитель может обжаловать нарушение конкуренции на всех этапах закупочного цикла. Количество таких жалоб ежегодно отменяется десятками тысяч покупок, сотнями покупок из-за того, что досье вооружено вашим поставщиком или комиссия незаконно отклоняет более конкурентоспособную заявку.
С 2014 года была предпринята амбициозная попытка построить сервисную модель для государственного и муниципального заказа: интеграция общественного заказа в систему государственного программирования и адресности. Решение этой задачи призван обеспечить принятый Федеральный закон № 44-ФЗ.
Идеология Федерального закона № 44-ФЗ предусматривает, что система государственного и муниципального заказа является одним из ключевых сервисов, обеспечивающих реализацию государственных программ.
Идеология сервиса создает условия для эффективного регулирования всего цикла государственных закупок в соответствии с планами достижения конечного результата, сквозного контроля, а также особого внимания к мониторингу результатов выполнения контракта, в том числе для общественности. Проблемы заключаются в низком уровне доверия к рынку государственных и муниципальных заказов и, следовательно, в низких показателях деятельности субъектов. Уровень доверия к рынку государственных и муниципальных заказов остается очень низким.
Низкое доверие приводит к небольшому числу участников торгов и низкому уровню конкуренции, что, в свою очередь, указывает предпринимателям на низкое качество рынка и неэффективность предложения.
Усиление недоверия рынка по отношению к государственным и муниципальным заказам среднее число участников торгов крайне невелико: за последнее десятилетие это среднее значение колебалось от 2 до 2,5 участников. Однако принятие федерального закона 44-ФЗ ситуацию не изменило.
Уровень коррупции на рынке государственных и муниципальных заказов остается высоким. Ни официальный сайт, ни электронные аукционы еще не превратили рынок государственных и муниципальных заказов в механизм, в котором всегда выигрывает наиболее выгодное предложение для государства [9].
Многие закупки остаются источником обогащения коррумпированных государственных служащих, а не средством достижения целей государственных программ. Затраты клиентов значительно возросли. Большинство клиентов указали, что покупка потребует больших затрат.
Покупатели часто подают две заявки одновременно: одну от себя и одну от дружественной организации, как и в случае заявки, требуется дополнительное одобрение в ФАСе (для тендеров и заявок). Поэтому справедливая стоимость показателя еще ниже.
Согласно результатам исследования НИУ ВШЭ, 84,2 % опрошенных клиентов. 114 адекватные затраты на рабочую силу. В первую очередь, эти затраты связаны с необходимостью подготовки дополнительных документов на этапе планирования закупок, как обоснования цены, так и взаимодействия контролирующих органов (например, при согласовании закупок единственным поставщиком по результатам согласованной процедуры, которая была признана недействительной).
Внедренная ЕИС пока не позволяет нам в полной мере предоставлять клиентам, прежде всего, полный перечень сервисных функций. Аналитические возможности ЕИС также недоступны. Это приводит к низкому качеству проектирования и классовому контролю в области закупок.
Тот факт, что данные являются неполной системой поддержки контрактной системы, которая заключается в первую очередь в отсутствии каталога товаров, работ или услуг, препятствует развитию билетной системы других компонентов системы закупок.
Рекомендации, изложенные ниже, разделены на две большие части: системные рекомендации (охватывающие весь государственный и муниципальный заказ) и тематические рекомендации (затрагивающие определенные процессы государственного и муниципального заказа).
Системные рекомендации. Правила реализации контрактов, 200-страничная документация о государственных закупках, жесткие сроки подачи большого пакета документов (для подготовки заявки требуется в среднем три случая), невозможность внести изменения в уже поданную заявку - все это мешает частным предприятиям участвовать в процедурах государственных закупок и лишает добросовестного клиента возможности выбрать лучшее предложение от надежного поставщика.
До сих пор не было предпринято никаких реальных шагов по устранению административных барьеров для участия в государственных закупках. Кроме того, в связи с переходом на новое законодательство в некоторых случаях увеличилось количество документов, которые необходимо собрать для участия в аукционах.
Необходимо значительно упростить процедуру участия в заявках малых и средних предприятий, лишить заказчиков возможности предъявлять чрезмерные требования к участникам государственных закупок, создать возможность предоставлять необходимые подтверждения не на этапе подачи заявок, а в рамках этапа или даже исполнителя контракта [2].
Конечно, инициатива по волоките закупок не может привести к риску предоставления некачественных товаров, рабочих мест и услуг, поскольку речь идет об интересах граждан. Примером малого бизнеса является разработка инициативы по бюрократизации закупок, а затем распространение ее на всю контрактную систему. Многие строгие ограничения сегодня не работают для предотвращения злоупотреблений, поэтому они бессмысленны.
Долгое время государственная реформа основывалась на парадигме детального регулирования процессов. Культуру взяточничества было предложено «взять в клещи»: с одной стороны, чиновника закрывают показателями эффективности, а с другой - регулируют его работу.
Первый шаг был сделан в федеральном законе 44-ФЗ: была введена функция контрактной службы и контрактного менеджера. Однако в системе государственных закупок возможности менеджеров по контрактам используются недостаточно. Люди, у которых каждый день есть возможность влиять на принятие решений на миллиарды рублей, должны иметь специальную систему ограничений и стимулов.
Более строгие требования к конфликтам интересов, использованию полиграфа, раскрытию не только информации о доходах, но и расходах контрактных менеджеров, совет контрактных менеджеров должен иметь доступ к стимулам, которые полностью компенсируют систему ограничений. Это обычная практика компании.
Такой подход позволяет государству выйти на рынок качественного закупочного персонала и привлечь менеджеров контрактных служб с большим опытом работы в компании, и самое главное, у них нет "скользких" или негативных историй в прошлом.
Для крупных клиентов выбор менеджеров по контрактам и сотрудников контрактных служб должен осуществляться Советом, не входящим в состав округа.