Файл: Контрактная служба и внедрение информационных систем в сфере закупок.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 207
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Контрактная служба и внедрение информационных систем в сфере закупок
Контрактная служба в процессе достижения основных целей закупок (на примере города Севастополя)
Информационные системы в сфере закупок
Структура ПК «Региональная контрактная система города Севастополя»:
Дополнение – Формирование аукционной документации с проектом контракта.
Необходимо усовершенствовать программный комплекс путем создания дополнительного программного обеспечения или функционала для формирования документации с проектом контракта, где соблюдены все условия и требования, установленные ранее в сформированной закупке.
Система закупок в г. Севастополь представляет собой один из основных механизмов для совершения закупок для государственных и муниципальных потребностей города.
SWOT-анализ системы закупок представлен в Приложении 1.
Для повышения эффективности и производительности работы государственных заказчиков необходимо внедрять программное обеспечение в рамках ПК «РКС», которое дает возможность для создания контрактов на начальном этапе (подготовка документации на закупки), что облегчает работу и экономит время специалиста по контрактным закупкам (управляющего).
В настоящее время создается лишь документация, не предоставляя возможности для немедленной публикации. Эта функция должна охватывать не только закупки по конкурсу, но и закупки в небольших количествах.
В этом случае специалист по закупкам (управляющий) будет иметь возможность для составления проекта контракта в области ПК «РКС» на основании подготовленного технического задания, которое также может быть создано в данном программном комплексе. А это «привязывает» ПК не только к плану-графику, но и к контрактному проекту, и к закупочной документации.
Например, на поставку товара конкурентным способом при формировании позиции плана графика мы заполняем все технические характеристики (параметры), либо используем автоматическое распознавание технического задания (как предусмотрено выше), которые в последующем будут взаимодействовать с проектом контракта и документацией о закупке, что позволит правильно определить не только код КТРУ, но и все ограничения (запреты), которые к данному предмету относятся.
Это может быть проект контракта на поставку медикаментов или продуктов питания, поставка спортинвентаря или канцтоваров и т.д. Проект контракта формируется индивидуально под каждый отдельный вид закупки. После чего формируется печатная форма документация о закупке уже с готовым проектом контракта. В итоге мы получаем готовую документацию в печатной форме с проектом контракта для дальнейшей выгрузки в ЕИС.
Данный функционал позволит не только сэкономить время заказчиков, но и увеличит продуктивность и открытость всей контрактной системы города Севастополя.
Отдельный подраздел РКС – Заключение контрактов с ресурсоснабжающими организациями через РКС.
Пример:
В Москве заключение договоров с ресурсоснабжающими предприятиями осуществляется с помощью Единой Автоматизированной Информационной Системы Торгов (ЕАИСТ), введенной в городе. Этот функционал позволяет заказчикам в г. Москва заключать с ресурсоснабжающими предприятиями контракты в электронном виде, путем взаимодействия информационных систем и определять, как заказчик осуществляет свою деятельность, уточняя его возможные действия в рамках функциональности системы.
РСО отправляет ЕАИСТ подробные спецификационные данные контракта для согласования с покупателем. При успешном получении информации в разделе «Планирование» ЕАИТ создается объект данных монополиста (ОДМ). Вновь сформированные данные ОДМ переходят в статус «Обработка [5].
Объект данных монополиста, содержащий сведения о детализированной спецификации заключаемого контракта является первым шагом по планированию и заключения контракта на оказание коммунальных услуг и содержит:
- информацию о поставщике;
- размер аванса в процентах и признака ежемесячного авансового платежа;
- общую сумму контракта;
- сведения о позициях спецификации контракта в разрезе услуги – Справочник предмета государственного заказа (СПГЗ), с учетом графика поставки и цены за единицу (тарифа), с адресом оказания услуг;
- загрузка файлов в случае, если РСО направила их для дополнительной информации.
Также в карточке Объекта фиксируется история записей, также есть возможность просмотра версий ОДМ, направленных РСО в зафиксированный момент времени.
Заказчик получает через ЕАИСТ от РСО детализированные данные спецификации предварительного расчета, с которыми ему необходимо ознакомиться. В статусе ОДМ «Обработка» он может произвести следующие действия:
– направить замечания в протоколе разногласий к данной спецификации;
– принять данную спецификацию, чтобы заключить контракт.
Формирование проекта контракта
Отправка поставщиком проекта контракта/договора доступна с момента публикации лота заказчиком в составе плана-графика.
РСО направляет пакет со сведениями о контракте/договоре, сформированными в собственной информационной системе, и документ контракта/договора, подписанный электронной подписью.
При необходимости в состав документов контракта/договора включаются отдельными файлами приложения к контракту/договору (обязательно подписываются электронной подписью) и иные документы [1].
Таким образом для удобства работы с коммунальными предприятиями, ресурсоснабжающими организациями необходимо вынести в отдельный подраздел РКС, в котором будут формироваться проекты и заключаться контракты на основании п. 8, 22, 23 и 29 ч. 1 ст. 93 Закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» с использованием ЭЦП. Где также будут проходить юридическое согласование с обеих сторон (рисунок 10).
Рисунок 10 - Схема формирования проекта контракта
Концепция экономики в оцифрованном виде определяется как деятельность, в которой оцифрованные данные, обработка больших информационных массивов и использование результатов аналитики значительно повышают эффективность производственной деятельности, включая оборудование и технологии, методы хранения, реализации, доставки товаров/услуг в сравнении с прежними формами управления [5].
Матрица взаимодействия с представителями профессионального сообщества и смежниками при решении задач закупочной деятельности для разработки и последующего внедрения инновационных управленческих технологий представлена в Приложении 2.
Используемые в цифровой экономике технические методы в виде интернета вещей (ИВ), искусственного интеллекта (ИИ), «больших данных», машинного обучения, блокчейна представляют наибольший интерес. Каждый из них применим к технологии управления системой контрактных закупок.
Одна из важнейших и применяемых технологий системы контрактной цифровой экономики – блокчейн, с помощью которой функции государства децентрализуются и распределяются их между гражданами, повышая их доверие к государственной системе [2].
Общий принцип технологии блокчейн показан на рисунке 11.
Рисунок 11 - Общий принцип технологии блокчейн [5].
Рассмотрим возможности, которые могут возникнуть при внедрении технологии блокчейн в систему государственных закупок:
1. Управление временными ресурсами: сокращение времени на протяжении всего цикла поставок, от этапа планирования до мониторинга и мониторинга деятельности организации в области поставок.
На примере подготовки и подачи заявки на участие в процессе закупок мы изучаем торговые цепочки и анализируем влияние технологии блокчейн с точки зрения экономии источников времени.
Переход от бумажной процедуры в рамках нынешней системы закупок к электронной процедуре почти вдвое сокращает количество операций, необходимых для подачи заявки на участие в процедуре закупок.
Аналогичная тенденция наблюдается и на других этапах процесса закупок, и в связи с полной автоматизацией процесса закупок некоторые промежуточные звенья от этапа планирования до реализации контракта становятся избыточными.
2. Смарт-контракты - это электронный алгоритм, который означает определенное условие, когда происходит транзакция и одна сторона получает ранее принятую «плату».
Это могут быть деньги, документы или другое вознаграждение, ранее переданное в электронном виде. Поэтому оплата будет произведена только в том случае, если покупатель получит товар.
В системе государственных закупок смарт-контракты в первую очередь направлены на упрощение процедуры участия в государственных закупках, снижение транзакционных издержек и разработку механизма мониторинга качества выполняемых контрактов.
Кроме того, смарт-контракты позволяют связать все подразделения криптовалюты системы государственных закупок с реализуемым контрактом, тем самым укрепляя систему контроля и мониторинга бюджетных расходов.
Смарт-контракт позволяет компаниям и государственным органам минимизировать количество посредников при заключении государственных контрактов и повысить эффективность управления временными ресурсами.
Рисунок 12 - Схема работы смарт-контракта [8]
В 2018 году уже были предприняты первые попытки запустить смарт-контракты в систему государственных закупок Российской Федерации.
В частности, в апреле 2018 года Фонд «ВЭБ-Инновации» подписал первый интеллектуальный контракт на электронной платформе B2B-Center, закрепленной на блокчейн-платформе Ethereum. Глеб Юн, вице-президент ВЭБа, выказал свое мнение о внедрении смарт-контрактов в течение контрактного периода системы XIV Всероссийского форума-доклад «Госаказ»: «Успешно проведены экспериментальные закупки на основе технологии блокчейн, - сказал Глеб Юн, вице-президент Внешэкономбанка в ходе XIV Всероссийского форума–выставки «Госаказ», - на следующем этапе мы планируем создать собственную систему крипторасчетов. Наш опыт станет новой вехой в развитии государственных и корпоративных государственных закупок в России.
Смарт-контракты снимут наиболее острые проблемы отрасли: упростят участие в закупках, снизят транзакционные издержки и позволят контролировать качество исполнения контрактов».
Однако эксперты расходятся во мнениях относительно безопасности и юридических знаний интеллектуальных контрактов. Поэтому доктор финансовых наук, президент НП «Центр развития инновационных предприятий» Алексей Михеев выразил сомнения по поводу того, как будут описаны алгоритмы взаимодействия в таких договорах и каким будет механизм рассмотрения любых споров между сторонами в суде.
Несмотря на некоторые противоречивые моменты, «умные контракты» системы государственных закупок имеют много существенных преимуществ перед существующими:
- Независимость - нет чрезмерной потребности в специалистах;
- Безопасность-регистрация контракта в зашифрованном виде в распределенной сети;
- Надежность-резервное хранение документов в блокчейне;
- Экономия-минимизация количества ненужных посредников и чрезмерного бумажного документооборота;
- Точность-исключение человеческого фактора при заполнении стандартов и форм из-за его отсутствия;
- Финансовая стабильность-обеспечение гарантии оплаты контракта по результатам его исполнения.
Кроме того, внедрение смарт-контрактов в систему государственных закупок включает в себя продукты различных типов, контракты, первичные документы и т.д. необходимость разработки соответствующих технических спецификаций, что позволяет стандартизировать закупочную деятельность нескольких заказчиков, в противном случае упрощает организацию совместных закупок и способствует повышению прозрачности всей контрактной системы как для участников, внешних наблюдателей, так и для регулирующих органов.
Если используется технология блокчейн, такие шаблоны и формы будут включены в код, который может использовать любой организатор рынка. Стандартные формы и стандарты документов уже активно внедряются в наиболее развитых регионах Российской Федерации, таких как Московская область и Ленинградская область.
Однако эти тенденции часто достигают районов, удаленных от центров технологического развития страны, слишком поздно, что требует внедрения новой модели контрактной системы на федеральном уровне.
Это позволяет интегрировать существующие независимые системы закупок в разных регионах в единое информационное пространство, создавая при этом глобальную базу знаний о государственных закупках по всей стране.