Файл: Контрактная служба и внедрение информационных систем в сфере закупок.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 174

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Рисунок 3 – Структура механизма управления закупками
Субъектом управления закупками продукции является заказчик продукции.



Рисунок 4 - Государственные и муниципальные заказчики [15].

К основным функциям заказчика относятся следующие (рисунок 5).



Рисунок 5 – Функции заказчика [15].
Контрактная служба действует в соответствии с положением (положениями), разработанным и утвержденным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с типовыми положениями о государственных закупках [16].

Контракты подписываются заказчиками, для которых были определены поставщики (подрядчики, исполнители) [16].

Существует несколько способов осуществления полномочий заказчика:

- полномочия, осуществляемые органами власти:

(a) идентификация поставщиков (субподрядчиков, исполнителей) соответствующих клиентов;

(б) разработка и осуществление закупок, включая определение поставщиков (подрядчиков, докладчиков), заключение государственных и муниципальных контрактов, их выполнение, включая возможность приемки поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), услуг, предоставляемых заинтересованным государственным и муниципальным заказчикам;

- полномочия уполномоченного органа, уполномоченных учреждений идентифицировать поставщиков (подрядчиков, исполнителей) соответствующих клиентов;

- разрешение уполномоченного органа или нескольких уполномоченных органов на разработку и осуществление закупок, включая идентификацию поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

- осуществление полномочий каждого клиента самостоятельно. Заказчик имеет право по контракту привлечь специальную организацию для выполнения закупочных функций, если он проводит торги или аукцион для заключения государственного или муниципального контракта [18].

Однако создание комитета по закупкам, установление начальной (максимальной) цены контракта, предмета контракта и существенных условий контракта, утверждение проекта контракта, тендерной документации
, аукционной документации и подписание контракта должны осуществляться клиентом [8].


    1. 1   2   3   4   5   6

Контрактная служба в процессе достижения основных целей закупок (на примере города Севастополя)



Контрактная служба - это система, которая осуществляет деятельность по закупке товаров/работ/услуг, отвечающих потребностям государственных и муниципальных органов власти. Действует в соответствии с положениями (положениями) о контрактной службе, разработанными на основе соответствующих типовых правил, которые были утверждены Приказом Министерства финансов РФ от 31.12.2008 г. за № 158н «Об утверждении Типового положения (регламента) о контрактной службе» [10].



Рисунок 6 - Основные принципы создания контрактной службы
Согласно ч. 1, 2, ст. 38 Федерального закона № 44 от 05.04.2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», для приобретателей товаров/работ/услуг, чей закупочный годовой оборот превышает 100 млн. руб., создаются контрактные службы.

Создание контрактной службы не подразумевает формирование отдельного структурного закупочного подразделения в компании (ч. 1, ст. 38 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).

Для создания контрактной службы руководитель организации-заказчика может создать соответствующий приказ, возлагающий данные обязанности на отдельных штатных сотрудников соответствующих подразделений [3].

Допускается формирование отдельного подразделения контрактной службы как путем создания нового структурного подразделения, так и с помощью задействования имеющихся трудовых ресурсов.

Основным принципом действия системы контрактных госзакупок является профессионализм, гарантию которого должна обеспечивать работа организации-заказчика, а также профессиональной специализированной организации и контролирующего органа.

В последние должны быть привлечены квалифицированные сотрудники, имеющие соответствующую теоретическую подготовку и практический опыт в области госзакупок. Также должны приниматься меры по повышению квалификационного уровня и образования сотрудников
, работающих в области государственных, их периодическая переподготовка согласно законодательству РФ.

Следующий принцип – прозрачность и открытость – основан на свободном, безвозмездном и доступном получении сведений из системы государственных закупок.

Принцип создания естественной конкуренции обеспечивается запретом на действия, противоречащие Закону № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», включая те действия, которые ограничивают естественную конкуренцию, т.е. количество участников единой информационной системы. Конкурентоспособность государственных закупок является следствием добросовестного исполнения специалистами контрактной службы соответствующих законодательных регламентов.

Профессионализм контрактной службы может быть как стимулом для развития, так и ограничивающим конкуренцию фактором. Переход России на новый экономический путь развития невозможен без принципа стимулирования инноваций. Он также включает высокую квалификацию специалистов контрактной службы, требующую планирования и совершения закупок с учетом интересов государственных заказчиков путем приобретения инновационных и высокотехнологичных продуктов.

Единство как принцип в системе государственных закупок обеспечивается путем планирования закупок и их осуществления квалифицированными сотрудниками организации, которые проводят качественный мониторинг и контролирующий аудит. Ответственность за результат закупок, как принцип, также обеспечивается квалифицированными специалистами по государственным закупкам, деятельность которых направлена на достижение обеспечения потребностей государственных организаций [3].

Исходя из вышесказанного, следует, что профессионализм контрактных служб является одним из основополагающих принципов контрактной системы, и высокая результативность закупок для целей государственных организаций невозможна без высокой профессиональной квалификации лиц, участвующих в процессе осуществления закупок. Поэтому профессионализму в данной сфере уделено особое внимание. Так введены профессиональные стандарты «Специалист по закупкам» и «Эксперт по закупкам» [4].



Рисунок 7 - Принципы, на которых строится система закупок
Согласно результатам проверки действия Закона о контрактной системе проверяющими органами (Счетной палатой, Антимонопольной службой, государственным казначейством и контрольно-счетными органами на местах), в 2019 году было обнаружено 111200 нарушений законодательства в области государственных закупок. Данная цифра превысила показатели предыдущего года на 9100 нарушений, продемонстрировав рост нарушений на 8,8%. Эти данные приведены в отчете Счетной палаты, проводившей мониторинг всех закупок (как государственных, так и корпоративных).

Стоит отметить, что согласно мониторингу самой Счетной палаты в 2019 году было выявлено гораздо меньше нарушений, чем в 2018 году – 839 и 2261 соответственно. Однако итоговая сумма снизилась лишь на 19,4% (293,7 и 236,6 млрд. руб.).

Согласно аудиторским данным Счетной палаты, нарушение закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» происходит по следующим причинам (в порядке убывания):

– коррупционные действия в ходе планирования и исполнения закупок;

- неверное заполнение документации;

– нарушение системы отбора участников торгов;

– несвоевременное размещение графиков торгов;

– необоснованное завышение первоначальной стоимости объекта закупки [10].

Для корректной и качественной работы контрольных органов в сфере закупок его руководителем должно быть определено следующее:

– обязанности каждого из сотрудников согласно занимаемой должности;

– область персональной ответственности для каждого из сотрудников;

– предложения кандидатур компетентных сотрудников, представляемых заказчику на рассмотрение для утверждения их на должности либо освобождения от нее;

– иные обязанности, устанавливаемые Законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

На основании вышеизложенного, следует отметить, что недопущение увеличения количества нарушений со стороны заказчиков, главным образом зависит от профессионализма контрактной службы, а именно от квалифицированных специалистов, входящих в ее состав. Специалисты контрактной службы постоянно следят за изменениями в Российском законодательстве, проходят обучения по специальности и повышают свою квалификацию [11].