Файл: Актуальность темы дипломной работы обоснована необходимостью изучения проблем развития и функционирования системы профессиональной подготовки кадров овд.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 205

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Вот почему под ведомственным образованием в МВД России понимается многоуровневая система многопрофильного курса непрерывного профессионального (юридического, экономического, психологического, педагогического, технического и др.) образования.

Опишем ниже структурные уровни ведомственной образовательной системы:

- первый уровень – начальное профессионального образование;

- второй уровень – среднее профессиональное образование;

- третий уровень – высшее профессиональное образование;

- четвертый уровень – послевузовское профессиональное образование24.

В ходе анализа мы видим несоответствие уровней ведомственного образования и составляющих системы подготовки кадров. Данные понятия подвергаются анализу в соотношении частного с общим.

С учетом изложенного, исследование целей и задачи каждого из элементов системы профессиональной подготовки кадров ОВД, а затем, на основе обобщения и выяснения роли и связи (переплетение и взаимопроникновение) между собой поможет определить сложную социально- правовую природу исследуемой системы. Данный подход позволит правильно понять сущность профессиональной подготовки кадров ОВД Российской Федерации, оценить всю совокупность ее элементов, охватить в целом исследуемый феномен.

Профессиональное образование сотрудников ОВД позволяет формировать подготовленного к выполнению служебных обязанностей работника. Данная система обладает соответствующими приемами и методами, при использовании которых, происходит целостный процесс как профориентации, так и подготовки, переподготовки, и повышения квалификации сотрудников ОВД, результатом чего является кадрового обеспечения Министерства внутренних дел специалистами по сохранению общественного порядка.

Данный процесс имеет непрерывный характер, что позволяет обеспечить органы внутренних дел тем количеством сотрудников, в котором они нуждаются. Обученные таким образом сотрудники обладают всеми необходимыми профессиональными и личностными характеристики позволяющими им достичь высоких результатов при выполнении назначенных для них служебных заданий25.

В процессе подготовки сотрудников система профессионального образования должна не только обеспечивать обучающихся необходимым фундаментом теоретических данных, но способствовать формированию профессионально важных умений и навыков, которые должны иметь на момент окончания обучения автоматизированный характер, т.е. сотрудник должен научиться использовать усвоенные им навыки на уровне автоматизма, что позволит не только решить стратегически важные задачи,
стоящие перед ним, но и в некоторых ситуациях избежать жертв со стороны гражданского населения или коллег из органов внутренних дел.

Выше нами были отмечены как профессиональные качества, которыми должен обладать сотрудник правоохранительных органов, так и моральные и нравственные принципы, им присущие. Помимо данной совокупности требований, предъявляемых к работникам органов внутренних дел, в ходе профессиональной подготовки происходит формирование правовой культуры, физическая подготовка, система моральных и этических норм и т.д.26.

Рассмотрим примеры требований, предъявляемых к подготовке сотрудников подразделений органов внутренних дел РФ. Например, к большинству сотрудников, планирующих построить свою карьеру в Органах внутренних дел, предъявляют требования о наличии прав, позволяющих управлять транспортными средствами разных видов.

Также для сотрудников, обеспечивающих безопасность порядка в США или Англии, обязательным условием является наличие навыка работе на компьютере и поиска информации в интернете. Стоит отметить, что сложно представить на современном этапе сотрудников правоохранительных органов, не обладающих данным умением27.

Очень часто сотрудники внутренних органов при выполнении своих служебных обязанностей сталкиваются с недоверием и не желанием сотрудничать со стороны гражданского населения, что также является дополнительным препятствием решения поставленных перед работником стратегически важных задач.

По мнению американского ученого А. Вольмера, сотрудник полиции должен обладать следующими личностными качествами: «полицейские должны обладать мудростью Соломона, храбростью Давида, терпением Иакова, умением руководить, присущим Моисею, добротой самаритянки, стратегическим гением Александра Македонского и, наконец, знанием физических, биологических и общественных наук. Если бы человек обладал всеми этими качествами, он мог бы стать хорошим полицейским»28.

Требования, которым должен соответствовать сотрудник органов внутренних дел, сформулированы и описаны в ГОСах высшего и среднего профессионального образования по специальностям, которые готовят работников правоохранительной системы (например, 40.05.02«Правоохранительная деятельность»).



Документы содержат стандарты работы сотрудника органов внутренних дел, а также личностные и профессиональные характеристики, которые должны быть сформированы за время обучения в ВУЗе.

Поэтому в ходе обучения специалиста педагоги должны уделять внимание формированию тех качеств, которые позволят будущим сотрудникам правоохранительных органов решать стратегически важные задачи, сформулированные государственным аппаратом.

Таким образом, мы можем говорить о готовности специалиста решать боевые задачи в случае, если им пройден процесс обучения в образовательных учреждениях МВД России и усвоены как теоретические знания, так и сформированы практические навыки.

Также нельзя не упомянуть о служебно-боевой подготовке, процесс которой связан не с обучением, а уже приобретением практических навыков работы в органах внутренних дел. Само определение предполагает наличие двух компонентов в данной структуре – боевой и служебной практической деятельности.

Соответственно, в ходе оперативно-служебной подготовки сотрудники применяют усвоенные в процессе получения профессиональной подготовки знания, умения и навыки с учетом специфики сформулированных руководством служебных задач и социального заказа, утвержденного государственным аппаратом.

Результатом прохождения процесса подготовки специалисты считают формирование у будущего сотрудника внутренних дел комплекса умений и навыков, способствующих выполнению на высоком уровне служебных обязанностей, обеспечивая общественную безопасность29.

Нами проанализированы теоретические источники с целью изучения подходов к изучению профессиональной подготовки сотрудников ОВД, ее структуры и составляющих данный процесс компонентов, результатом чего является обобщенное определение данного термина, представленное ниже.

Профессиональная подготовка кадров в органах внутренних дел Российской Федерации как определенная социально-правовая категория представляет собой обусловленную потребностями государства многоуровневую систему многопрофильного непрерывного обучения граждан и действующих сотрудников ОВД, осуществляемого как в образовательных и научно-исследовательских учреждениях различного типа и вида, так и непосредственно на местах службы.


Процесс подготовки является составляющей общероссийской системы обеспечения кадрами правоохранительных органов, специалисты которой занимаются ориентацией молодого поколения, мотивируя их к поступлению на службу в органы внутренних дел и также организуют сам процесс их обучения, приобретения необходимых в работе навыков30.

Таким образом, выделим задачи, которые решает процесс профессиональной подготовки кадров ОВД:

1. Непрерывный процесс обеспечения правоохранительной системы кадрами, обладающих соответствующими навыками и умениями, приобретенными в ходе обучения в учреждениях профессионального образования.

2. Получение обучающимися в учреждениях профессионального образования курсантами знаний, умений и навыков, повышение правовой культуры, формирование системы нравственных принципов и норм, необходимых для выполнения служебных задач.

3. Получение дополнительных знаний, практических навыков с целью повышения уровня профессиональной подготовки в ходе повышения квалификации.

4. Создание слаженной работы кадрового аппарата, составляющих его компонентов, обеспечивающего сотрудниками правоохранительную систему.


1.3. Методологические подходы к оптимизации системы профессиональной подготовки кадров в органах внутренних дел



Система профессиональной подготовки кадров правоохранительной системы находится постоянно в процессе изменения, развития, добавления приемов и методик, способствующих воспитанию высококлассных специалистов органов внутренних дел, соответствующих определенным стандартам и выполняющим служебные задачи с целью обеспечения безопасности общественного порядка31.

В структуру системы подготовки сотрудников входит целый штат работников, составляющих специализированные подразделения и отвечающие за выполнение определенного круга служебных обязанностей. Выполняемые ими задачи способствуют достижению единой цели и предназначения функционирования системы МВД России.

При этом сами сотрудники, проходя процесс служебной подготовки внутри данной системы приобретают не только практические навыки работы в органах внутренних дел, но и расширяют кругозор в сфере правовой культуры, формируют мировоззрение, систему нравственных и моральных принципов, стимулируя в дальнейшем правомерное поведение гражданского населения32.

С целью определения направлений развития системы подготовки сотрудников органов внутренних дел необходимо выбрать подход, с помощью которого возможно произвести оптимизацию системы подготовки.

Оптимизация системы подготовки сотрудников представляет собой изменение ее структуры, содержания и составляющих с целью ее более результативного функционирования33.

При использовании системного подхода к процессу оптимизации системы профессиональной подготовки наиболее результативными считают выполнение следующего алгоритма действий:

  1. изменение существующей структуры учреждений профессионального образования в сфере обучения будущих сотрудников правоохранительной системы;

  2. совершенствование правового регулирования организационной структуры персонала, выполняющих функции по подготовке сотрудников ОВД;

  3. обновление на постоянной основе материалов, используемых для подготовки сотрудников ОВД;

  4. контроль за процессом подготовки сотрудников с целью получения обратной связи и внесения необходимых изменений34.