Файл: Актуальность темы дипломной работы обоснована необходимостью изучения проблем развития и функционирования системы профессиональной подготовки кадров овд.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 203
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
53.
Постановление ЦК КПСС от 03.09.1966 г. «О мерах по улучшению подготовки специалистов и совершенствованию руководства высшим и средне-специальным образованием»54 также отчасти сыграло важную роль в развитии системы профессионального образования. В нем было акцентировано внимание на необходимости существенного повышения качества работ высших и средних специальных учебных учреждений по подготовке специалистов. В постановлении отмечалась, что выпускаемые специалисты должны быть вооружены глубокими теоретическими знаниями и уметь квалифицированно их применять на практике. ЦК КПСС также отметила слабую работу министерств в проявлении требовательности к руководству учебных заведений в реализации возложенных на них полномочий, отсутствует систематическая работа по повышению квалификации преподавателей, по ведению планирования подготовки специалистов и контролю результатов обучения. Материально-техническая база образовательных учреждений не отвечает требованиям учебного процесса.
В связи с обозначенными проблемами в постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 03.09.1966 г. № 729 были поставлены задачи: организации институтов повышения квалификации преподавателей; повышения материального обеспечения; прохождения студентами в период обучения практики на предприятиях и учреждениях, подведомственных соответствующим министерствам; и др. Крупным учебным заведениям было разрешено издавать специальную научную и учебно-методологическую литературу. Кроме того, каждому министерству было поручено выделить до 2,5 млн. рублей на строительство зданий учебных заведений, на приобретение учебных материалов и оборудования для повышения качества профессиональной подготовки.
Можно сказать, что наиболее плодотворные признаки улучшения кадрового обеспечения деятельности органов и войск МВД обозначились во второй половине 1960-х гг. Между тем самой главной проблемой рассматриваемого периода оставалось резко негативное отношение общественности, населения к деятельности милиции. Антимилицейские движения прокатились и по союзным республикам, причины которых были как реальные, так и вымышленные ситуации о противоправных действиях сотрудников милиции в отношении граждан. Вследствие этого на первый план выдвигалась существенная потребность в преодолении отрицательных стереотипов о деятельности милиции и ее роли в жизни общества и государства.
Неразрешенными продолжали также оставаться проблемы низкого престижа милицейской службы. Низкий уровень финансово-материального обеспечения делал службу в органах милиции не привлекательной, а также способствовал коррупционным проявлениям действующих сотрудников. Вследствие этого существовала также и текучесть кадров, что препятствовало эффективной профессиональной преемственности опыта и наставнической деятельности. Все это в комплексе не только снижало престиж службы, но и порождало негативные ассоциации образа милиционера в представлении населения.
Большой вклад в разрешение указанных проблем был внесен Н.А. Щёлоковым, занимавший пост министра охраны общественного порядка СССР в 1966 – 1968 гг. и министра внутренних дел СССР с 1968 г. по 1982 г. С его именем связаны значимые преобразования, которые по своей эффективности превзошли предыдущие реформаторские проекты. 26 июля 1966 г. Президиумом Верховного Совета СССР был принят Указ «Об образовании союзно-республиканского министерства охраны общественного порядка СССР» (далее – МООП СССР), которое возглавил Н.А. Щёлоков.
Как отмечают специалисты, за весь 16-летний период управления Н.А. Щёлокову удалось сформировать систему вверенного ведомства таким образом, что она отвечала требованиям власти и общества55.
Прежде всего следует отметить, что произошло расширение численного состава учебных заведений, которые обеспечивали кадрами органы внутренних дел. Так, в 1967 г. в г. Волгоград была открыта Высшая следственная школа МВД СССР. В Санкт-Петербурге в 1968 г. было создано Высшее политическое училище МВД СССР, в котором осуществлялась подготовка будущих специалистов с высшим юридическим образованием для органов внутренних дел. Всего к концу 1960-х гг. в РСФСР было открыто 5 высших и 4 средних специальных учебных заведений, 19 школ подготовки младшего начального состава и 108 учебных пунктов первоначального обучения56.
Среди значимых преобразований, произошедших во второй половине 1960-х гг., следует отметить выдвинутые Н.А. Щёлоковым предложения об открытии специальных Управлений на уровне ведомства, которые занимались ведением политико-воспитательной работы на местах. В городских же и районных отделах вводились должности начальников политико-воспитательной работы, организующих и отвечавших за эффективность ее выполнения.
Также были проведены преобразование, улучшившие условия работы сотрудников милиции. Милицейским работникам были повышены должностные оклады, что мотивировало граждан к поступлению на службу в органы, снизило уровень текучести действующих кадров. Помимо этого, милиционерам были повышены надбавки за выслугу лет, а в трудовой стаж стал также засчитываться период службы в армии.
Изменения также коснулись рабочего графика милиционеров, в 1967 г. он был установлен в 5 рабочих дней. Было также изменено форменное обмундирование сотрудников милиции – с 1969 г. стало темно-серого цвета57.
В части повышения работы по подготовке кадров органов милиции на первый план был выдвинут вопрос о коренном преобразовании системы функционирования кадровых аппаратов, поскольку именно от эффективности их работы напрямую зависит качественный личный состав. В основе этих преобразований стояла принципиальная задача привлечения и работы кадровых сотрудников, способных по своим профессиональным навыкам проводить эффективный отбор будущих милиционеров, а также разрешать вопросы расстановки, обучения и воспитания милиционеров.
В это связи, 4 марта 1967 г. на Коллегии МООП СССР было принято решение № КМ 215р об утверждении плана мероприятий по повышению квалификации руководящих кадров и оперативно-начальствующего состава органов охраны общественного порядка. Руководители всех уровней совместно с кадровыми аппаратами должны были провести большую работу по подбору кадров для их направления на переподготовку: следователей, работников уголовного розыска, БХСС, экспертов-криминалистов, работников оперативной службы, служб Госавтоинспекции58.
Для разрешения указанной задачи в 1966 г. было запланировано проведение специальных сборов по обучению руководителей всех служб и подразделений ведомства. Участие в учебных сборах было обязательным также и для преподавателей учебных заведений высшего и среднего звена. Весь курс обучения длился 15 – 30 дней. В 1967 г. было принято Положение МООР СССР о проведении аттестации начальствующего состава, которая стала обязательной к проведению один раз в три года. По итогам проводимой аттестации определялись направления, по которым надлежит следовать дальше, устранять выявленные в ходе аттестации недостатки.
22 февраля 1968 г. была выпущена директива МООП СССР № 01/68 «О задачах органов охраны общественного порядка на 1968 год» - в ней освещались основные задачи по совершенствованию кадровой работы:
- разработки плана мероприятий по улучшения личного состава органов милиции;
- особое внимание уделять кадровому составу в органах, функционирующих в условиях сложной криминальной обстановки;
- повышать уровень политико-воспитательной работы, чтобы способствовать повышению дисциплины и организованности в рядах личного состава;
- заместители начальников по политико-воспитательной работе в совместном взаимодействии с кадровыми сотрудниками надлежало предпринимать все возможные меры по недопущению какого-либо недобросовестного отношения милицейских сотрудников к порученным обязанностям, чтобы исключать проявлений беззакония, грубого отношения к гражданам, превышения полномочий.
В ходе проводимых преобразований также были обнаружены недостатки в системе кадрового учета. В целях предания ей большей единства 22 февраля 1968 г. был издан приказ № 070, которым была введена инструкция учета кадров, в процессе применения которой этот процесс стал более системным: по каждому штату велись данные сотрудника по его возрасту, уровню образования, профессиональной подготовке, деловых и моральных качествах.
В целом можно констатировать, что существовавшие проблемы в сфере организации и функционирования органов правопорядка 1960-х гг. требовали от властей принятия кардинальных решений. Щёлоковское реформирование, произошедшее во второй половине указанного десятилетия, позволило разрешить ряд острых проблем и выстроить строгую систему принципов подбора кадров, их расстановки и обучения.
В указанный период был расширен численный состав высших учебных заведений, был запущен процесс специализации учебных заведений, чему отчасти способствовала либерализация различных сфер общественной жизни, включая и сферу внутренних дел. В связи с этим изменился и подход к кадровой политике, сформировался определенный «эталон» нового типа сотрудника с качественным образованием, высоким уровнем дисциплины и чувством гражданского долга.
В 1960-х гг. возникло более четкое понимание того, что сотрудники органов милиции должны быть юридически образованы, чтобы свои профессиональные обязанности и полномочия исполнять в соответствии с установленными законом требованиями и пределами. Недостаток квалифицированных кадров с высшим юридическим образованием опосредовал решения о создании на уровне ведомства специализированных юридических вузов. 1 октября 1967 г. был основан первый в истории страны профильный вуз – Высшая следственная школа. Произошедшая в феврале 1969 г. модернизация структуры ведомства способствовала специализации вузов МВД,
2.2. Система профессиональной подготовки кадров МВД СССР в 1970-е гг.
В 1970-е гг. продолжилась реализация стратегия управления образовательной деятельности в сфере подготовки милицейских кадров, заложенная в конце 1960-х гг. сфере как научное направление получила свое развитие в 70-х гг. XX в.
Важную роль в дальнейшем развитии системы милицейского образования сыграл профессор С.М. Крылов, возглавивший Академию МВД СССР (1974 – 1979 гг.). Эффективным, по нашему мнению, стало принятое в 1969 г. решение Н.А. Щёлокова о создании в структуре МВД СССР организационно-инспекторского управления, в последующем – Штаба МВД СССР (сентябрь 1971 г.).
Указанное учреждение было наделено важными функциями в части выработки и принятия стратегических решений руководством МВД СССР. Таким образом, в период 1971 – 1972 гг. было проведено преобразование организационно-инспекторских управлений в штабы различных уровней, которые вели аналитические разработки в вопросах подготовки милицейских кадров, вырабатывали стратегические планы и реализовывали контрольно-проверочные мероприятия.
С.М. Крылов в своих подходах к деятельности штабов придерживался мнения о том, что в них должны быть задействованы исключительно авторитетные работники, обладающие высоким уровнем профессиональной подготовки и которые способны в своей практической реализации разрешать самые сложные управленческие задачи. Именно сотрудники штаба, по его мнению, должны обладать высокой квалификацией, что позволит избежать возможных издержек и проблем, которые могут создать неквалифицированные кадры59.
Вклад С.М. Крылова в развитие системы образования и профподготовки милицейских кадров был сделан благодаря проведенным многочисленным научным исследованиям, включавшим аналитику и статистику преступности за предшествующую полувековую историю. В теорию и практику милицейской работы был внедрен метод сравнительного анализа, используемый сотрудниками органов в направлении противодействия преступности. В проведении таких исследований были задействованы видные ученые страны, а информационно-аналитическая работа штабов стала приобретать системный характер60.
Вследствие преобразования милицейских школ в средние и высшие юридические учебные заведения система милицейского образования становилась полноценной частью государственной системы профессионального образования, предусматривающей полноценную реализацию различных форм учебного процесса. Происходила универсализация образовательной деятельности, искоренялась узкая специализация и образовательная деятельность в целом приобретала более полноценное воплощение. Это проявлялось в появлении новых учебных планов и программ, в обновленной материально-технической базе, новой учебно-методической литературы61.
Введение специализации учебных заведений МВД СССР согласно постановлению Госкомитета Совета Министров СССР о науке и технике от 28.07.1972 г., утвердившего квалификацию юриста, включающую 18 специальностей, объединенных в 10 групп (шифры 120001– 120010)62.
На первоначальном этапе функционирования Академии МВД был образован факультет № 1, программа обучения на котором предусматривала больше учебных часов по управленческим дисциплинам. Обучаться на этом факультете могли лица только лица, которые уже имели на момент поступления высшее образование. Преимущественное большинство курсантов обучалось на факультетах № 2 и № 3, поступившие в Академию МВД уже имея среднее школьное образование63.
В развитии академического обучения важную роль также сыграл приказ МВД СССР от 29 июля 1974 г. № 215 «О мерах по обеспечению высокого уровня подготовки руководящих кадров в Академии МВД СССР». Указанным нормативным актом были созданы организационные предпосылки, благодаря которым в Академии удавалось выстроить милицейскую подготовку с учетом уже накопленного опыта обучения и имеющихся результатов работы органов внутренних дел в части работы с кадрами, осуществления профессиональной деятельности в обеспечении правопорядка и противодействия преступности
Постановление ЦК КПСС от 03.09.1966 г. «О мерах по улучшению подготовки специалистов и совершенствованию руководства высшим и средне-специальным образованием»54 также отчасти сыграло важную роль в развитии системы профессионального образования. В нем было акцентировано внимание на необходимости существенного повышения качества работ высших и средних специальных учебных учреждений по подготовке специалистов. В постановлении отмечалась, что выпускаемые специалисты должны быть вооружены глубокими теоретическими знаниями и уметь квалифицированно их применять на практике. ЦК КПСС также отметила слабую работу министерств в проявлении требовательности к руководству учебных заведений в реализации возложенных на них полномочий, отсутствует систематическая работа по повышению квалификации преподавателей, по ведению планирования подготовки специалистов и контролю результатов обучения. Материально-техническая база образовательных учреждений не отвечает требованиям учебного процесса.
В связи с обозначенными проблемами в постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 03.09.1966 г. № 729 были поставлены задачи: организации институтов повышения квалификации преподавателей; повышения материального обеспечения; прохождения студентами в период обучения практики на предприятиях и учреждениях, подведомственных соответствующим министерствам; и др. Крупным учебным заведениям было разрешено издавать специальную научную и учебно-методологическую литературу. Кроме того, каждому министерству было поручено выделить до 2,5 млн. рублей на строительство зданий учебных заведений, на приобретение учебных материалов и оборудования для повышения качества профессиональной подготовки.
Можно сказать, что наиболее плодотворные признаки улучшения кадрового обеспечения деятельности органов и войск МВД обозначились во второй половине 1960-х гг. Между тем самой главной проблемой рассматриваемого периода оставалось резко негативное отношение общественности, населения к деятельности милиции. Антимилицейские движения прокатились и по союзным республикам, причины которых были как реальные, так и вымышленные ситуации о противоправных действиях сотрудников милиции в отношении граждан. Вследствие этого на первый план выдвигалась существенная потребность в преодолении отрицательных стереотипов о деятельности милиции и ее роли в жизни общества и государства.
Неразрешенными продолжали также оставаться проблемы низкого престижа милицейской службы. Низкий уровень финансово-материального обеспечения делал службу в органах милиции не привлекательной, а также способствовал коррупционным проявлениям действующих сотрудников. Вследствие этого существовала также и текучесть кадров, что препятствовало эффективной профессиональной преемственности опыта и наставнической деятельности. Все это в комплексе не только снижало престиж службы, но и порождало негативные ассоциации образа милиционера в представлении населения.
Большой вклад в разрешение указанных проблем был внесен Н.А. Щёлоковым, занимавший пост министра охраны общественного порядка СССР в 1966 – 1968 гг. и министра внутренних дел СССР с 1968 г. по 1982 г. С его именем связаны значимые преобразования, которые по своей эффективности превзошли предыдущие реформаторские проекты. 26 июля 1966 г. Президиумом Верховного Совета СССР был принят Указ «Об образовании союзно-республиканского министерства охраны общественного порядка СССР» (далее – МООП СССР), которое возглавил Н.А. Щёлоков.
Как отмечают специалисты, за весь 16-летний период управления Н.А. Щёлокову удалось сформировать систему вверенного ведомства таким образом, что она отвечала требованиям власти и общества55.
Прежде всего следует отметить, что произошло расширение численного состава учебных заведений, которые обеспечивали кадрами органы внутренних дел. Так, в 1967 г. в г. Волгоград была открыта Высшая следственная школа МВД СССР. В Санкт-Петербурге в 1968 г. было создано Высшее политическое училище МВД СССР, в котором осуществлялась подготовка будущих специалистов с высшим юридическим образованием для органов внутренних дел. Всего к концу 1960-х гг. в РСФСР было открыто 5 высших и 4 средних специальных учебных заведений, 19 школ подготовки младшего начального состава и 108 учебных пунктов первоначального обучения56.
Среди значимых преобразований, произошедших во второй половине 1960-х гг., следует отметить выдвинутые Н.А. Щёлоковым предложения об открытии специальных Управлений на уровне ведомства, которые занимались ведением политико-воспитательной работы на местах. В городских же и районных отделах вводились должности начальников политико-воспитательной работы, организующих и отвечавших за эффективность ее выполнения.
Также были проведены преобразование, улучшившие условия работы сотрудников милиции. Милицейским работникам были повышены должностные оклады, что мотивировало граждан к поступлению на службу в органы, снизило уровень текучести действующих кадров. Помимо этого, милиционерам были повышены надбавки за выслугу лет, а в трудовой стаж стал также засчитываться период службы в армии.
Изменения также коснулись рабочего графика милиционеров, в 1967 г. он был установлен в 5 рабочих дней. Было также изменено форменное обмундирование сотрудников милиции – с 1969 г. стало темно-серого цвета57.
В части повышения работы по подготовке кадров органов милиции на первый план был выдвинут вопрос о коренном преобразовании системы функционирования кадровых аппаратов, поскольку именно от эффективности их работы напрямую зависит качественный личный состав. В основе этих преобразований стояла принципиальная задача привлечения и работы кадровых сотрудников, способных по своим профессиональным навыкам проводить эффективный отбор будущих милиционеров, а также разрешать вопросы расстановки, обучения и воспитания милиционеров.
В это связи, 4 марта 1967 г. на Коллегии МООП СССР было принято решение № КМ 215р об утверждении плана мероприятий по повышению квалификации руководящих кадров и оперативно-начальствующего состава органов охраны общественного порядка. Руководители всех уровней совместно с кадровыми аппаратами должны были провести большую работу по подбору кадров для их направления на переподготовку: следователей, работников уголовного розыска, БХСС, экспертов-криминалистов, работников оперативной службы, служб Госавтоинспекции58.
Для разрешения указанной задачи в 1966 г. было запланировано проведение специальных сборов по обучению руководителей всех служб и подразделений ведомства. Участие в учебных сборах было обязательным также и для преподавателей учебных заведений высшего и среднего звена. Весь курс обучения длился 15 – 30 дней. В 1967 г. было принято Положение МООР СССР о проведении аттестации начальствующего состава, которая стала обязательной к проведению один раз в три года. По итогам проводимой аттестации определялись направления, по которым надлежит следовать дальше, устранять выявленные в ходе аттестации недостатки.
22 февраля 1968 г. была выпущена директива МООП СССР № 01/68 «О задачах органов охраны общественного порядка на 1968 год» - в ней освещались основные задачи по совершенствованию кадровой работы:
- разработки плана мероприятий по улучшения личного состава органов милиции;
- особое внимание уделять кадровому составу в органах, функционирующих в условиях сложной криминальной обстановки;
- повышать уровень политико-воспитательной работы, чтобы способствовать повышению дисциплины и организованности в рядах личного состава;
- заместители начальников по политико-воспитательной работе в совместном взаимодействии с кадровыми сотрудниками надлежало предпринимать все возможные меры по недопущению какого-либо недобросовестного отношения милицейских сотрудников к порученным обязанностям, чтобы исключать проявлений беззакония, грубого отношения к гражданам, превышения полномочий.
В ходе проводимых преобразований также были обнаружены недостатки в системе кадрового учета. В целях предания ей большей единства 22 февраля 1968 г. был издан приказ № 070, которым была введена инструкция учета кадров, в процессе применения которой этот процесс стал более системным: по каждому штату велись данные сотрудника по его возрасту, уровню образования, профессиональной подготовке, деловых и моральных качествах.
В целом можно констатировать, что существовавшие проблемы в сфере организации и функционирования органов правопорядка 1960-х гг. требовали от властей принятия кардинальных решений. Щёлоковское реформирование, произошедшее во второй половине указанного десятилетия, позволило разрешить ряд острых проблем и выстроить строгую систему принципов подбора кадров, их расстановки и обучения.
В указанный период был расширен численный состав высших учебных заведений, был запущен процесс специализации учебных заведений, чему отчасти способствовала либерализация различных сфер общественной жизни, включая и сферу внутренних дел. В связи с этим изменился и подход к кадровой политике, сформировался определенный «эталон» нового типа сотрудника с качественным образованием, высоким уровнем дисциплины и чувством гражданского долга.
В 1960-х гг. возникло более четкое понимание того, что сотрудники органов милиции должны быть юридически образованы, чтобы свои профессиональные обязанности и полномочия исполнять в соответствии с установленными законом требованиями и пределами. Недостаток квалифицированных кадров с высшим юридическим образованием опосредовал решения о создании на уровне ведомства специализированных юридических вузов. 1 октября 1967 г. был основан первый в истории страны профильный вуз – Высшая следственная школа. Произошедшая в феврале 1969 г. модернизация структуры ведомства способствовала специализации вузов МВД,
2.2. Система профессиональной подготовки кадров МВД СССР в 1970-е гг.
В 1970-е гг. продолжилась реализация стратегия управления образовательной деятельности в сфере подготовки милицейских кадров, заложенная в конце 1960-х гг. сфере как научное направление получила свое развитие в 70-х гг. XX в.
Важную роль в дальнейшем развитии системы милицейского образования сыграл профессор С.М. Крылов, возглавивший Академию МВД СССР (1974 – 1979 гг.). Эффективным, по нашему мнению, стало принятое в 1969 г. решение Н.А. Щёлокова о создании в структуре МВД СССР организационно-инспекторского управления, в последующем – Штаба МВД СССР (сентябрь 1971 г.).
Указанное учреждение было наделено важными функциями в части выработки и принятия стратегических решений руководством МВД СССР. Таким образом, в период 1971 – 1972 гг. было проведено преобразование организационно-инспекторских управлений в штабы различных уровней, которые вели аналитические разработки в вопросах подготовки милицейских кадров, вырабатывали стратегические планы и реализовывали контрольно-проверочные мероприятия.
С.М. Крылов в своих подходах к деятельности штабов придерживался мнения о том, что в них должны быть задействованы исключительно авторитетные работники, обладающие высоким уровнем профессиональной подготовки и которые способны в своей практической реализации разрешать самые сложные управленческие задачи. Именно сотрудники штаба, по его мнению, должны обладать высокой квалификацией, что позволит избежать возможных издержек и проблем, которые могут создать неквалифицированные кадры59.
Вклад С.М. Крылова в развитие системы образования и профподготовки милицейских кадров был сделан благодаря проведенным многочисленным научным исследованиям, включавшим аналитику и статистику преступности за предшествующую полувековую историю. В теорию и практику милицейской работы был внедрен метод сравнительного анализа, используемый сотрудниками органов в направлении противодействия преступности. В проведении таких исследований были задействованы видные ученые страны, а информационно-аналитическая работа штабов стала приобретать системный характер60.
Вследствие преобразования милицейских школ в средние и высшие юридические учебные заведения система милицейского образования становилась полноценной частью государственной системы профессионального образования, предусматривающей полноценную реализацию различных форм учебного процесса. Происходила универсализация образовательной деятельности, искоренялась узкая специализация и образовательная деятельность в целом приобретала более полноценное воплощение. Это проявлялось в появлении новых учебных планов и программ, в обновленной материально-технической базе, новой учебно-методической литературы61.
Введение специализации учебных заведений МВД СССР согласно постановлению Госкомитета Совета Министров СССР о науке и технике от 28.07.1972 г., утвердившего квалификацию юриста, включающую 18 специальностей, объединенных в 10 групп (шифры 120001– 120010)62.
На первоначальном этапе функционирования Академии МВД был образован факультет № 1, программа обучения на котором предусматривала больше учебных часов по управленческим дисциплинам. Обучаться на этом факультете могли лица только лица, которые уже имели на момент поступления высшее образование. Преимущественное большинство курсантов обучалось на факультетах № 2 и № 3, поступившие в Академию МВД уже имея среднее школьное образование63.
В развитии академического обучения важную роль также сыграл приказ МВД СССР от 29 июля 1974 г. № 215 «О мерах по обеспечению высокого уровня подготовки руководящих кадров в Академии МВД СССР». Указанным нормативным актом были созданы организационные предпосылки, благодаря которым в Академии удавалось выстроить милицейскую подготовку с учетом уже накопленного опыта обучения и имеющихся результатов работы органов внутренних дел в части работы с кадрами, осуществления профессиональной деятельности в обеспечении правопорядка и противодействия преступности