Файл: Актуальность темы дипломной работы обоснована необходимостью изучения проблем развития и функционирования системы профессиональной подготовки кадров овд.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 206
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
64.
Ряд организационных вопросов был решен при реализации приказов МВД СССР от 14 августа 1974 г. № 233 «О Высших академических курсах Академии» и от 23 августа 1974 г. № 650 «О специальном факультете Академии». В 197 – 1980-е гг. XX в. принципиальной особенностью учебного процесса в Академии являлся более высокий уровень научно-методического обеспечения, которое распространялось как на содержание, так и на организацию обучения.
В практику подготовки милицейских кадров был заложен принцип научности, на основе которого происходило планирование учебных планов, стали широко применяться научные методы и разработки, стало больше времени уделяться контролю учебного процесса. Как отмечают В.Б. Княжев и Л.Л. Грищенко, «особое внимание стало также уделяться вопросам самообразования и самообучения слушателей, что было направлено на формирование у них самостоятельного исследовательского подхода к решению управленческих проблем. Применялись также методы проблемного обучения, обусловившие системное и проблемное построение планов и программ»65.
В учебные планы включались не только теоретические обучающие программы, но также и также исследование практического опыта работы органов внутренних дел. Важное место отводилось также внедрению в учебный процесс технических средств, что позволяло выстроить уже привычные формы обучения (лекции, лабораторные, семинары и т.д.) в более современном научном формате. Применение такого подхода позволяло повысить интерес слушателей, мотивировать поисковую активность в решение значимых практических задач.
Период первой половины 1970-х гг. отмечается как заключительный этап формирования полноценной системы высшего профессионального образования милицейских сотрудников МВД СССР. «Во второй половине десятилетия система профессиональной подготовки милицейских сотрудников проявлялась в следующем:
- для поступления в учебные заведения МВД СССР был определен обязательный ценз наличия у всех поступающих полного среднего образования;
- произошел второй этап расширения сети ведомственных вузов, что было опосредовано увеличившимися потребностями общества в высшем образовании и все еще существовавшей проблемой нехваткой квалицированных кадров в системе МВД;
- произошло завершение специализации ведомственных образовательных учреждений;
- в учебную деятельность вузов системы МВД СССР стали активно внедряться различные технические средства;
- завершилась интеграции двух образовательных систем – ведомственной и общегосударственной»66.
В качестве контроля за выполнением решения коллегии штабом МВД СССР были проведены инспекторские проверки МВД в ряде республик Союза, автономных республик, краев и областей. Достижения и недостатки в работе с кадрами были изложены в Приказе министра МВД СССР № 0500 от 10 июля 1975 г. «О мерах по дальнейшему улучшению работы с кадрами в органах внутренних дел». Было отмечено, что с принятием новых документов: Положения о советской милиции, Дисциплинарного устава, Положения о прохождении службы рядовым и начальствующим составом, укрепивших правовую основу деятельности органов внутренних дел и определивших современные формы и методы работы с личным составом, – проведена большая организаторская и воспитательная работа.
Положительное значение в деле укрепления кадров сыграло принятие Присяги рядовым и начальствующим составом. За короткий период качественно улучшились кадры руководящего и инспекторского состава уголовного розыска, аппарата БХСС, исправительно-трудовых учреждений, военизированной пожарной охраны.
«К 1975 г. в этих службах 70 – 80% сотрудников являлись дипломированными специалистами. Большинство следователей МВД имело высшее юридическое образование, в службе профилактики 70 % сотрудников являлись специалистами с высшей и средней подготовкой. Продолжал повышаться уровень общеобразовательной подготовки рядового и младшего начальствующего состава милиции.
За два года число лиц со средним образованием увеличилось с 52 до 65 %. Приняты меры к укреплению руководящих кадров республиканских, краевых, областных, городских и районных органов внутренних дел. На руководящую работу было выдвинуто немало молодых сотрудников, обладающих необходимым опытом, знаниями, способных по своим деловым и морально-политическим качествам умело руководить органами милиции, следствия, исправительно-трудовыми учреждениями и другими службами МВД»67.
Принимаемые на уровне министерства нормативные акты, во-первых, выстраивали правовой базис, которым в своей деятельности руководствовались кадровые аппараты в своей деятельности, во-вторых, подлежащие реализации контрольные мероприятия по соблюдению этих актов обрели обязательный формат. Характерен в этом отношении приказ МВД СССР № 100 от 24 марта 1977 г. «О мерах по упорядочению контроля за исполнением в центральном аппарате МВД СССР».
Была введена в действие инструкция о порядке организации контроля за исполнением подразделениями решений коллегий, приказов, указаний, планов работы и иных документов, а также поручений министра, его заместителей, начальников республиканских, краевых и областных управлений МВД. Ответственность за своевременное и качественное исполнение по линиям служб документов и поручений несли персонально руководители центрального аппарата, которые определяли систему контроля в руководимых службах, анализировали состояние исполнительской дисциплины, в установленном порядке предоставляли руководству министерства, штабу и управлению делами информацию о ходе исполнения контролируемых документов и поручений.
Конец 1970-х гг. знаменует собой целый перечень нормативных документов по совершенствованию системы повышения квалификации кадров органов внутренних дел.
На основе Постановления ЦК КПСС и Совета министров СССР от 13 октября 1977 г. «О дальнейшем совершенствовании системы повышения квалификации руководящих работников и специалистов народного хозяйства» МВД СССР издает приказ от 13 марта 1978 г. № 70 «О мерах по дальнейшему повышению квалификации кадров органов внутренних дел». В приказе отмечается, что в МВД СССР сложилась и нормативно закреплена постоянно действующая система переподготовки и повышения квалификации кадров на факультетах и курсах при учебных заведениях МВД СССР и других министерств и ведомств, а также в учебных заведениях МВД, УВД, обеспечивающая периодичность обучения один раз в пять лет.
Повышение квалификации соответствовало улучшению уровня руководства органами и подразделениями внутренних дел и эффективности оперативно-служебной деятельности.
В связи с этим МВД СССР издало 13 октября 1977 г. Приказ № 933 в целях дальнейшего совершенствования системы повышения квалификации кадров органов внутренних дел и потребовало от управления кадров, управления учебных заведений, главных управлений, управлений и отделов МВД СССР:
«– принять меры к дальнейшему улучшению перспективного и годового планирования, повышению квалификации; повысить ответственность руководителей органов и учреждений внутренних дел и кадровых аппаратов за выполнение планов и качественный отбор кандидатов на курсы повышения квалификации;
– усилить организационно-методическое руководство системой повышения квалификации, оказывать помощь институтам, факультетам, курсам повышения квалификации, школам усовершенствования начальствующего состава милиции, учебным подразделениям в улучшении качества обучения слушателей широко использовать в учебном процессе современную практику и передовой опыт работы органов и учреждений внутренних дел;
– организовать обучение кадров на строго плановой основе и, прежде всего, сотрудников, зачисленных в резерв на выдвижение, своевременно разрабатывать и утверждать перспективные и годовые планы повышения квалификации начальствующего состава и добиваться их выполнения»68.
Новаторский характер МВД СССР в 1960-1970-е гг. во главе с Н.А. Щёлоковым был очевиден. Области, которые ранее регулировались во многом нормативными актами, стали объектом регулирования правительственных постановлений, а те, которые прежде регламентировались на уровне актов Советов, стали предметами законов.
В 1970-е гг. ведомственные нормативные документы по организации работы с кадрами издаются буквально по каждой основной службе:
– Приказ МВД СССР № 0660 от 11 декабря 1972 г. «О коренном улучшении работы дежурных частей органов внутренних дел»;
– Приказ МВД СССР № 110 от 21 апреля 1976 г. «О дальнейшем совершенствовании деятельности следственных аппаратов ОВД».
– Приказ МВД СССР № 215, который утверждает Инструкцию по работе участковых инспекторов милиции (август 1975 г.)69.
Соответственно можно говорить о том, что внедренные в практику обучения новаторские методы и приемы, что осуществлялось под непосредственным руководством и участием министра Н.А. Щёлокова, на практике продемонстрировало весьма положительные результаты, которых не удавалось достичь за весь период функционирования ведомства МВД. Начавшийся еще в конце 1960-х гг. и продолжившийся в 1970-е гг. курс на повышение уровня подготовки квалифицированных милицейских кадров на практике показал свою эффективность.
2.3. Развитие профессиональной подготовки кадров МВД СССР в 1980-е гг.
Всего в бытность Н.А. Щёлокова министром было открыто 17 высших учебных заведений и несколько десятков школ первоначальной подготовки и повышения квалификации; военные училища МВД были поэтапно переведены на вузовские программы. Разумеется, это отразилось на уровне образования и профессионализма: если в начале 1960-х гг. только 50% участковых уполномоченных имели образование выше начального (еще меньший процент – среди рядового и сержантского состава), а сотрудник уголовного розыска с высшим образованием, полученным в очной форме, был огромной редкостью, то к началу 1980-х гг. большинство оперативников угрозыска имели высшее либо незаконченное высшее образование (так, к примеру, в Московском уголовном розыске все начальники отделений и выше имели дипломы вузов).
В 1976 г. (по сравнению с 1966 г.) число выпускников дневных отделений выросло более, чем в 4 раза, а к концу 1980 г. система учебных заведений МВД стала основным источником пополнения ОВД кадрами с высшим образованием.
Стоит отметить, что реформам Щёлокова все же не удалось в полной мере оградить систему внутренних дел от проникновения в нее элементов с криминальными наклонностями. В начале 1980-х гг. КГБ СССР совместно с Генеральной прокуратурой пресекли деятельность банды, в которую входила немалая часть личного состава 5-го отделения милиции по охране метрополитена во главе с начальником отделения майором Борисом Барышевым. На счету милиционеров было около 33 случаев беззакония, в т.ч. грабежи, избиения и незаконные задержания. Сотрудник опорного пункта 5-го отделения на станции метро «Ждановская» (ныне «Выхино») Николай Лобанов в 1975 г. убил задержанного прямо в помещении пункта, затем расчленил тело и по частям вынес для сокрытия.
5 ноября 1980 г. на станции метро «Полежаевская» был избит доцент Инженерного института, инвалид детства, Геннадий Воробьёв, вскоре после этого скончавшийся.
Наконец, 27 декабря 1980 г. в помещении все того же опорного пункта на станции «Ждановская» дежурные милиционеры (в их числе все тот же Лобанов) избили до смерти сотрудника КГБ майора Вячеслава Афанасьева. Все эти криминальные действия привели к аресту Барышева и некоторых из его подчиненных, последующему суду и приговорам к высшей мере наказания.
Пятое отделение милиции по охране Московского метрополитена было расформировано, личный состав полностью уволен. Начавшаяся после этого проверка в рядах московской милиции привела к увольнению около 400 сотрудников милиции; около 80 сотрудников были осуждены за преступления и злоупотребления70.
После назначения на пост министра внутренних дел СССР сотрудника КГБ, генерала Виталия Федорчука, в рядах правоохранителей началась «чистка», которая, будучи абсолютно бессистемной и направленной лишь на ликвидацию любых напоминаний о периоде руководства Щёлокова, лишила структуры МВД многих сотен дисциплинированных профессионалов «старой закалки». С этого времени советская, а затем и российская милиция стала испытывать то, что принято называть «некомплектом» или «дефицитом кадров»71.
Заместитель министра внутренних дел Василий Лежепеков пытался заполнить огромное количество образовавшихся вакантных мест переводом сотрудников из КГБ, но данная инициатива успехом не увенчалась. В учебном пособии «Ленинские принципы работы с кадрами и их реализация в органах внутренних дел», изданном в 1989 году Академией МВД, указаны два основных типа источников комплектования милицейских кадров.
Первый их них – это «внешние источники», к которым относились партийный аппарат; советский государственный аппарат; предприятия, учреждения и другие организации; Вооруженные Силы СССР; высшие и средние специальные учебные заведения).
Примечательно, что из всех этих организаций и подразделений (кроме вузов и ссузов) человек попадал в милицию по решению профсоюзных, комсомольских, партийных и других органов советской власти.
Таким образом, ситуация с кадровым составом постепенно возвращалась к состоянию, в котором ее принял Щёлоков: в правоохранительные органы мог попасть почти любой гражданин СССР, которому не препятствовали возраст и состояние здоровья, вопрос о профессионализме и уровне образования перестал быть главенствующим. Нередкой была ситуация, при которой в органы попадал человек с юридическим образованием, но никогда не работавший по специальности и не имевший практических навыков, не говоря о том, что специфика милицейской работы была ему абсолютно незнакома.
Ряд организационных вопросов был решен при реализации приказов МВД СССР от 14 августа 1974 г. № 233 «О Высших академических курсах Академии» и от 23 августа 1974 г. № 650 «О специальном факультете Академии». В 197 – 1980-е гг. XX в. принципиальной особенностью учебного процесса в Академии являлся более высокий уровень научно-методического обеспечения, которое распространялось как на содержание, так и на организацию обучения.
В практику подготовки милицейских кадров был заложен принцип научности, на основе которого происходило планирование учебных планов, стали широко применяться научные методы и разработки, стало больше времени уделяться контролю учебного процесса. Как отмечают В.Б. Княжев и Л.Л. Грищенко, «особое внимание стало также уделяться вопросам самообразования и самообучения слушателей, что было направлено на формирование у них самостоятельного исследовательского подхода к решению управленческих проблем. Применялись также методы проблемного обучения, обусловившие системное и проблемное построение планов и программ»65.
В учебные планы включались не только теоретические обучающие программы, но также и также исследование практического опыта работы органов внутренних дел. Важное место отводилось также внедрению в учебный процесс технических средств, что позволяло выстроить уже привычные формы обучения (лекции, лабораторные, семинары и т.д.) в более современном научном формате. Применение такого подхода позволяло повысить интерес слушателей, мотивировать поисковую активность в решение значимых практических задач.
Период первой половины 1970-х гг. отмечается как заключительный этап формирования полноценной системы высшего профессионального образования милицейских сотрудников МВД СССР. «Во второй половине десятилетия система профессиональной подготовки милицейских сотрудников проявлялась в следующем:
- для поступления в учебные заведения МВД СССР был определен обязательный ценз наличия у всех поступающих полного среднего образования;
- произошел второй этап расширения сети ведомственных вузов, что было опосредовано увеличившимися потребностями общества в высшем образовании и все еще существовавшей проблемой нехваткой квалицированных кадров в системе МВД;
- произошло завершение специализации ведомственных образовательных учреждений;
- в учебную деятельность вузов системы МВД СССР стали активно внедряться различные технические средства;
- завершилась интеграции двух образовательных систем – ведомственной и общегосударственной»66.
В качестве контроля за выполнением решения коллегии штабом МВД СССР были проведены инспекторские проверки МВД в ряде республик Союза, автономных республик, краев и областей. Достижения и недостатки в работе с кадрами были изложены в Приказе министра МВД СССР № 0500 от 10 июля 1975 г. «О мерах по дальнейшему улучшению работы с кадрами в органах внутренних дел». Было отмечено, что с принятием новых документов: Положения о советской милиции, Дисциплинарного устава, Положения о прохождении службы рядовым и начальствующим составом, укрепивших правовую основу деятельности органов внутренних дел и определивших современные формы и методы работы с личным составом, – проведена большая организаторская и воспитательная работа.
Положительное значение в деле укрепления кадров сыграло принятие Присяги рядовым и начальствующим составом. За короткий период качественно улучшились кадры руководящего и инспекторского состава уголовного розыска, аппарата БХСС, исправительно-трудовых учреждений, военизированной пожарной охраны.
«К 1975 г. в этих службах 70 – 80% сотрудников являлись дипломированными специалистами. Большинство следователей МВД имело высшее юридическое образование, в службе профилактики 70 % сотрудников являлись специалистами с высшей и средней подготовкой. Продолжал повышаться уровень общеобразовательной подготовки рядового и младшего начальствующего состава милиции.
За два года число лиц со средним образованием увеличилось с 52 до 65 %. Приняты меры к укреплению руководящих кадров республиканских, краевых, областных, городских и районных органов внутренних дел. На руководящую работу было выдвинуто немало молодых сотрудников, обладающих необходимым опытом, знаниями, способных по своим деловым и морально-политическим качествам умело руководить органами милиции, следствия, исправительно-трудовыми учреждениями и другими службами МВД»67.
Принимаемые на уровне министерства нормативные акты, во-первых, выстраивали правовой базис, которым в своей деятельности руководствовались кадровые аппараты в своей деятельности, во-вторых, подлежащие реализации контрольные мероприятия по соблюдению этих актов обрели обязательный формат. Характерен в этом отношении приказ МВД СССР № 100 от 24 марта 1977 г. «О мерах по упорядочению контроля за исполнением в центральном аппарате МВД СССР».
Была введена в действие инструкция о порядке организации контроля за исполнением подразделениями решений коллегий, приказов, указаний, планов работы и иных документов, а также поручений министра, его заместителей, начальников республиканских, краевых и областных управлений МВД. Ответственность за своевременное и качественное исполнение по линиям служб документов и поручений несли персонально руководители центрального аппарата, которые определяли систему контроля в руководимых службах, анализировали состояние исполнительской дисциплины, в установленном порядке предоставляли руководству министерства, штабу и управлению делами информацию о ходе исполнения контролируемых документов и поручений.
Конец 1970-х гг. знаменует собой целый перечень нормативных документов по совершенствованию системы повышения квалификации кадров органов внутренних дел.
На основе Постановления ЦК КПСС и Совета министров СССР от 13 октября 1977 г. «О дальнейшем совершенствовании системы повышения квалификации руководящих работников и специалистов народного хозяйства» МВД СССР издает приказ от 13 марта 1978 г. № 70 «О мерах по дальнейшему повышению квалификации кадров органов внутренних дел». В приказе отмечается, что в МВД СССР сложилась и нормативно закреплена постоянно действующая система переподготовки и повышения квалификации кадров на факультетах и курсах при учебных заведениях МВД СССР и других министерств и ведомств, а также в учебных заведениях МВД, УВД, обеспечивающая периодичность обучения один раз в пять лет.
Повышение квалификации соответствовало улучшению уровня руководства органами и подразделениями внутренних дел и эффективности оперативно-служебной деятельности.
В связи с этим МВД СССР издало 13 октября 1977 г. Приказ № 933 в целях дальнейшего совершенствования системы повышения квалификации кадров органов внутренних дел и потребовало от управления кадров, управления учебных заведений, главных управлений, управлений и отделов МВД СССР:
«– принять меры к дальнейшему улучшению перспективного и годового планирования, повышению квалификации; повысить ответственность руководителей органов и учреждений внутренних дел и кадровых аппаратов за выполнение планов и качественный отбор кандидатов на курсы повышения квалификации;
– усилить организационно-методическое руководство системой повышения квалификации, оказывать помощь институтам, факультетам, курсам повышения квалификации, школам усовершенствования начальствующего состава милиции, учебным подразделениям в улучшении качества обучения слушателей широко использовать в учебном процессе современную практику и передовой опыт работы органов и учреждений внутренних дел;
– организовать обучение кадров на строго плановой основе и, прежде всего, сотрудников, зачисленных в резерв на выдвижение, своевременно разрабатывать и утверждать перспективные и годовые планы повышения квалификации начальствующего состава и добиваться их выполнения»68.
Новаторский характер МВД СССР в 1960-1970-е гг. во главе с Н.А. Щёлоковым был очевиден. Области, которые ранее регулировались во многом нормативными актами, стали объектом регулирования правительственных постановлений, а те, которые прежде регламентировались на уровне актов Советов, стали предметами законов.
В 1970-е гг. ведомственные нормативные документы по организации работы с кадрами издаются буквально по каждой основной службе:
– Приказ МВД СССР № 0660 от 11 декабря 1972 г. «О коренном улучшении работы дежурных частей органов внутренних дел»;
– Приказ МВД СССР № 110 от 21 апреля 1976 г. «О дальнейшем совершенствовании деятельности следственных аппаратов ОВД».
– Приказ МВД СССР № 215, который утверждает Инструкцию по работе участковых инспекторов милиции (август 1975 г.)69.
Соответственно можно говорить о том, что внедренные в практику обучения новаторские методы и приемы, что осуществлялось под непосредственным руководством и участием министра Н.А. Щёлокова, на практике продемонстрировало весьма положительные результаты, которых не удавалось достичь за весь период функционирования ведомства МВД. Начавшийся еще в конце 1960-х гг. и продолжившийся в 1970-е гг. курс на повышение уровня подготовки квалифицированных милицейских кадров на практике показал свою эффективность.
2.3. Развитие профессиональной подготовки кадров МВД СССР в 1980-е гг.
Всего в бытность Н.А. Щёлокова министром было открыто 17 высших учебных заведений и несколько десятков школ первоначальной подготовки и повышения квалификации; военные училища МВД были поэтапно переведены на вузовские программы. Разумеется, это отразилось на уровне образования и профессионализма: если в начале 1960-х гг. только 50% участковых уполномоченных имели образование выше начального (еще меньший процент – среди рядового и сержантского состава), а сотрудник уголовного розыска с высшим образованием, полученным в очной форме, был огромной редкостью, то к началу 1980-х гг. большинство оперативников угрозыска имели высшее либо незаконченное высшее образование (так, к примеру, в Московском уголовном розыске все начальники отделений и выше имели дипломы вузов).
В 1976 г. (по сравнению с 1966 г.) число выпускников дневных отделений выросло более, чем в 4 раза, а к концу 1980 г. система учебных заведений МВД стала основным источником пополнения ОВД кадрами с высшим образованием.
Стоит отметить, что реформам Щёлокова все же не удалось в полной мере оградить систему внутренних дел от проникновения в нее элементов с криминальными наклонностями. В начале 1980-х гг. КГБ СССР совместно с Генеральной прокуратурой пресекли деятельность банды, в которую входила немалая часть личного состава 5-го отделения милиции по охране метрополитена во главе с начальником отделения майором Борисом Барышевым. На счету милиционеров было около 33 случаев беззакония, в т.ч. грабежи, избиения и незаконные задержания. Сотрудник опорного пункта 5-го отделения на станции метро «Ждановская» (ныне «Выхино») Николай Лобанов в 1975 г. убил задержанного прямо в помещении пункта, затем расчленил тело и по частям вынес для сокрытия.
5 ноября 1980 г. на станции метро «Полежаевская» был избит доцент Инженерного института, инвалид детства, Геннадий Воробьёв, вскоре после этого скончавшийся.
Наконец, 27 декабря 1980 г. в помещении все того же опорного пункта на станции «Ждановская» дежурные милиционеры (в их числе все тот же Лобанов) избили до смерти сотрудника КГБ майора Вячеслава Афанасьева. Все эти криминальные действия привели к аресту Барышева и некоторых из его подчиненных, последующему суду и приговорам к высшей мере наказания.
Пятое отделение милиции по охране Московского метрополитена было расформировано, личный состав полностью уволен. Начавшаяся после этого проверка в рядах московской милиции привела к увольнению около 400 сотрудников милиции; около 80 сотрудников были осуждены за преступления и злоупотребления70.
После назначения на пост министра внутренних дел СССР сотрудника КГБ, генерала Виталия Федорчука, в рядах правоохранителей началась «чистка», которая, будучи абсолютно бессистемной и направленной лишь на ликвидацию любых напоминаний о периоде руководства Щёлокова, лишила структуры МВД многих сотен дисциплинированных профессионалов «старой закалки». С этого времени советская, а затем и российская милиция стала испытывать то, что принято называть «некомплектом» или «дефицитом кадров»71.
Заместитель министра внутренних дел Василий Лежепеков пытался заполнить огромное количество образовавшихся вакантных мест переводом сотрудников из КГБ, но данная инициатива успехом не увенчалась. В учебном пособии «Ленинские принципы работы с кадрами и их реализация в органах внутренних дел», изданном в 1989 году Академией МВД, указаны два основных типа источников комплектования милицейских кадров.
Первый их них – это «внешние источники», к которым относились партийный аппарат; советский государственный аппарат; предприятия, учреждения и другие организации; Вооруженные Силы СССР; высшие и средние специальные учебные заведения).
Примечательно, что из всех этих организаций и подразделений (кроме вузов и ссузов) человек попадал в милицию по решению профсоюзных, комсомольских, партийных и других органов советской власти.
Таким образом, ситуация с кадровым составом постепенно возвращалась к состоянию, в котором ее принял Щёлоков: в правоохранительные органы мог попасть почти любой гражданин СССР, которому не препятствовали возраст и состояние здоровья, вопрос о профессионализме и уровне образования перестал быть главенствующим. Нередкой была ситуация, при которой в органы попадал человек с юридическим образованием, но никогда не работавший по специальности и не имевший практических навыков, не говоря о том, что специфика милицейской работы была ему абсолютно незнакома.