Файл: Курсовая работа (курсовой проект) по учебному курсу Общая и экспериментальная психология Вариант 37 (при наличии).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 86

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»

44.03.02 Психолого-педагогическое образование

(институт)

Психология и педагогика дошкольного образования

(кафедра)

КУРСОВАЯ РАБОТА (КУРСОВОЙ ПРОЕКТ)
по учебному курсу «Общая и экспериментальная психология»
Вариант 37(при наличии)


Студент

Альбина Ришатовна Сабитова







(И.О. Фамилия)




Группа

ППОбп-1901а













Преподаватель

Плотникова Татьяна Юрьевна







(И.О. Фамилия)




Тольятти 2023
Содержание

Введение………………………………………………………………..……….……3

Глава 1. Теоретический аспект исследования механизмов психологической защиты……………………………………………………………………………..…6

1.1. Психологическая защита в аспекте современных условий………………..6

1.2. Приёмы психологической защиты………………..…………………………8

1.3. Основные механизмы психологической защиты…………....…………….10

Глава 2. Личностноразвивающий потенциал психологической защиты в образовательном процессе……….………………………………………………15

2.1. Организация и методы исследования личностноразвивающего потенциала психологической защиты…………………………..………………………….....15

2.2. Характеристика выборки и анализ результатов констатирующего эксперимента……………………………………………………………….….…..17

2.3. Особенности развития личности в студенческом возрасте
………………21

2.4. Психологическая поддержка личностного развития студентов……….…22

Заключение………………………………………………………………………...25

Список использованных источников……………..………………….......……...27

Приложение 1…………………………………………………………………….30

Введение
Актуальность данной темы проявляется в том, что в последние годы проблема личности по праву занимает не последнее место в российской и заграничнойпсихологии. Научный интерес к изучению этой темы основан на многогранности феноменологии личности, междисциплинарном статусе проблемы. Однако, несмотря на разработку и появления большого количества работ, направленных на исследование закономерностей развития личности, по-прежнему вне поля зрения российских ученых остается проблема развития её психологических механизмов, оптимизирующих взаимодействия с внешней (социальной) средой.

Социальные процессы, протекающие в настоящее время в стране, придают разработке этой проблематики особую актуальность. Ситуация развития личности в современном российском обществе характеризуется крайней нестабильностью, связанной с произошедшими социально-экономическими и политическими изменениями.

Изменения коснулись не только общего среднего, но и высшего образования. Предпринимаются попытки разработки и внедрения новых идей и технологий обучения и воспитания, основанных на внутренней свободе, творчестве, единства отношений преподавателя и студента.
Проблема исследования - психологическое состояние студентов первого курса.

Объектисследования – механизмы психологической защиты у студентов.

Предмет - возможности реализации личностноразвивающего потенциала психологической защиты в учебном процессе вуза.

Цельисследованиязаключается в изучении психологических механизмов защиты у студентов.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:

- рассмотреть психологическую защиту в аспекте современных условий;

- изучить соотношение психологической защиты и адаптивного поведения;

- обозначить основные механизмы психологической защиты;

- проанализировать организацию и методы исследования личностноразвивающего потенциала психологической защиты;



- исследовать ситуацию развития личности в студенческом возрасте;

- определить психологическую поддержку личностного развития студентов.

В данной курсовой работе были использованы следующиеметоды исследования:

- метод целенаправленной выборки материала;

- сравнительный анализ;

- метод научного анализа;

- метод наблюдения;

- описательный метод.

Гипотеза исследования - механизмы психологической защиты «отрицание» и «проекция» в большей степени свойственны студентам - первокурсникам.

Теоретическая значимость.Проведенный теоретический анализ литературы, посвященной проблеме психологической защиты, показал, что в современной отечественной науке накоплен богатый теоретический и эмпирический материал, иллюстрирующий многомерность и противоречивость данного феномена (Ф.В. Бассин, Ф.Е. Василюк, Р.М. Грановская, Л.Р. Гребенников, Б.В. Зейгарник, А.А. Налчаджян, А.М. Штыпель). В то же время, остается невыясненным вопрос о том, какие механизмы личности позволяют ей конструктивно противостоять агрессивной среде, защищая себя, свою целостность, свою внутреннюю свободу, и каковы пути оптимизации самозащитных усилий личности.

Практическая значимость исследования заключается в том, что ее результаты могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе вуза, при организации работы психологической службы средне-образовательных, высших учебных заведений. Разработанные тренинговые занятия по развитию адаптивных качеств личности могут быть использованы как в деятельности практических психологов психологической службы, так и в рамках проведения спецкурса у студентов.

База исследования - Советский политехнический колледж г. Советский ХМАО-Югры.

Структураданной исследовательской работы состоит из: введения, основной части, включающей шесть пунктов, заключение, списка использованной литературы.



Глава 1. Теоретический аспект исследования механизмов психологической защиты


    1. Психологическая защита в аспекте современных условий



Психологическая защита-это бессознательные процессы, происходящие в психике, направленные на минимизацию воздействия негативных переживаний. Защитные средства являются основой процессов сопротивления. Психологическая защита, как понятие, впервые была озвучена Фрейдом, который первоначально имел в виду под ней, прежде всего, вытеснение (активное, мотивированное устранение чего-либо из сознания)[10, с.90].

Функции психологических защиты заключаются в снижении конфронтации, возникающей внутри личности, снятии напряжения, вызванного конфронтацией импульсов бессознательного и принятых требований среды, возникающих в результате социального взаимодействия. Минимизируя такой конфликт, защитные механизмы регулируют поведение человека, повышая его адаптационные способности.

Психика человека характеризуется способностью защищаться от негативных окружающих людей или внутренних воздействий.

Психологическая защита личности присутствует в каждом человеческом субъекте, но различается по степени интенсивности.

Психологическая защита охраняет психическое здоровье людей, защищает их «я» от воздействия стрессовых воздействий, повышенной тревожности, тревожности, негативных, деструктивных мыслей, от конфронтаций, ведущих к ухудшению здоровья[18, с.91].

Психологическая защита как концепция родилась в 1894 году благодаря известному психоаналитику Зигмунду Фрейду, который пришел к выводу, что субъект может проявлять два разных мотива реагирования на неприятные ситуации. Он может либо задержать их в сознательном состоянии, либо исказить такие обстоятельства, чтобы уменьшить их объем или отклонить в другую сторону.

Все защитные механизмы характеризуются двумя связывающими их признаками. Прежде всего, они бессознательны. Индивидуум активирует защиту спонтанно, не осознавая, что делает. Во-вторых, основная задача защитных средств состоит в том, чтобы максимально исказить действительность или полностью отрицать ее, чтобы субъект перестал воспринимать ее как тревожную или небезопасную. Следует подчеркнуть, что часто люди используют несколько защитных механизмов одновременно, чтобы защитить свою собственную личность от неприятных, угрожающих событий. Однако такое искажение нельзя считать преднамеренной ложью или преувеличением[15, с.109].


В то же время, несмотря на то, что все доступные защитные действия направлены на защиту психики человека, предотвращение его впадения в депрессию, помогают перенести стресс, они часто наносят вред. Человек не может постоянно пребывать в состоянии отречения или обвинять других в своих бедах, заменяя реальность искаженной картиной, выпавшей из подсознания.

Психологическая защита, кроме того, может препятствовать личностному росту, развитию человека. Это может стать препятствием на пути к успеху.

Негативные последствия рассматриваемого явления возникают тогда, когда определенный механизм защиты многократно повторяется в аналогичных ситуациях бытия, однако отдельные события, хотя и сходные с теми, которые изначально спровоцировали защиту, не нуждаются в прикрытии, поскольку субъект сам может сознательно найти решение проблемы[11, с.104].

Также защитные механизмы превращаются в разрушительную силу, когда человек использует их несколько одновременно. Субъект, часто прибегающий к защитным механизмам, обречен на провал.Психологическая защита личности не является врожденным навыком.Она приобретается в процессе прохождения социализации в детстве. Основным источником формирования механизмов внутренней защиты и примерами их применения являются родители, которые своим примером использования защиты «заражают» собственных детей.


    1. Приёмы психологической защиты


Многие выдающиеся психологи утверждают, что умение защищаться от негативных эмоциональных реакций завистников и недоброжелателей, умение сохранять эмоциональную гармонию во всех видах неприятных обстоятельств и не реагировать на раздражающие, оскорбительные выпады является характерной чертой зрелой личности, эмоционально развитой и интеллектуально сформированной личности. Это гарантия здоровья и главное отличие успешного человека. Это именно положительная сторона функции психологической защиты. Поэтому субъектам, испытывающим давление со стороны общества и принимающим негативные психологические атаки злобных критиков, необходимо изучать адекватные методы защиты от негативных воздействий[4, с.80].

Прежде всего, необходимо осознать, что раздраженный и эмоционально подавленный человек не может сдерживать эмоциональные импульсы и адекватно реагировать на критику.