Файл: Курсовая работа (курсовой проект) по учебному курсу Общая и экспериментальная психология Вариант 37 (при наличии).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 87

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Решение данных проблем становится возможным не только при замене авторитарных стилей и методов воздействия на личностноразвивающие и психологически поддерживающие.

Высокая выраженность затруднений психологического характера у студентов, с одной стороны, и недостаточная развитость системы психологической помощи в колледже - с другой, обусловили поиск соответствующих форм и методов работы, направленной на помощь студентам, в разрешении их психологических проблем и повышение их психологической резистентности.

Современная гуманистическая парадигма, обращаясь к субъектности человека, трактует психологическую поддержку как позитивное содействие в развитии его личности. Уже определены некоторые механизмы психологической поддержки: понимание, признание, авансирование, доверие, похвала, эмпатия.

Под поддержкой понимается сложное образование, которое субъективно воспринимается как переживание положительно окрашенного чувства уверенности в себе, собственной нужности, возникающее при сопереживании и получении помощи. Семантически слово «поддержка» подразумевает помощь, содействие, стремление поддержать, т.е. «не дать упасть», «оказать помощь», «выступить в защиту», «не дать нарушиться чему-либо».

Оказывать психологическую поддержку можно посредством отдельных слов, высказываний, прикосновений, совместных действий, выражением лица, жестами и др. Особое значение приобретают навыки самоподдержки и самопомощи.

Психологическая поддержка становится востребованной не только в кризисных, травмирующих ситуациях, но и в наиболее ответственные периоды развития человека. Необходимо отметить, что спецификой поддержки в современных условиях является помощь в понимании, право на выбор, творчество и на ошибки с принятием добровольной ответственности.

Сущность психологической поддержки субъекта обучения и воспитания заключается в целенаправленном, активном сопровождении процесса формирования психически здоровой и развитой личности.

Таким образом, «поддерживающее развитие», по мнению Волковой А.И., есть не что иное, как предоставление субъекту возможности саморазвития [20, с. 19-22].

Психологическая поддержка не сводится к психологическому поглаживанию (одобрение, авансирование оценки и др.), а представляет собой сложную деятельность, в основе которой должна быть новая культура воспитания, ощущение внутренней свободы, творческие и демократические отношения педагога и учащегося.


Обобщение различных точек зрения позволяет заключить, что психологическая поддержка - это вид межличностного взаимодействия, направленного на психологическую помощь субъекту, в ходе которого возникает положительно окрашенное чувство уверенности в себе, в своих возможностях [9, с.51].

Одной из главных форм психологической поддержки выступает личностное консультирование, адресованное тем, кто испытывает трудности в самореализации, в достижении целей, в удовлетворении потребностей, в принятии решений. Личностное консультирование предполагает в качестве ведущего вопроса не «Кто ты?», а «Что с тобой?» и гибкое соблюдение верной психологической дистанции. Характер психологической поддержки может варьироваться в зависимости от проблемы.

Психологическая поддержка становится востребованной не только в кризисных, травмирующих ситуациях, но и в наиболее ответственные периоды развития человека. Необходимо отметить, что спецификой поддержки в современных условиях является помощь в понимании, право на выбор, творчество и на ошибки с принятием добровольной ответственности.
Заключение
Категория психологической защиты относится в современной психологии к разряду давно и прочно утвердившихся. Она давно вошла во все психологические словари и справочники как общепринятое понятие из области психологии личности. В широком смысле термин «Защита психологическая» употребляется для обозначения любого поведения, устраняющего психологический дискомфорт - одно из самых общих определений этого феномена. За этим и аналогичными определениями стоит представление об индивидуально-психологической природе явления психологической защиты и ее механизмов, рожденное еще в рамках психоанализа З. Фрейда

Среди факторов развития личности обучение - один из самых значимых и определяющих, поскольку оно является единственным способом получения образования. Именно в обучении происходит зарождение и развитие основных психических и личностных новообразований, приобретение опыта осуществления учебной, познавательной, исследовательской и профессиональной деятельности.

Задачи развития личности и проблемы, встающие перед студентами, обуславливают необходимость оказания им психологической поддержки в целях: психологического обеспечения свободного и гармоничного развития личности в современном обществе на всех этапах ее становления и самореализации; предупреждения развития негативных тенденций в психологии людей, преодолении трудностей личностного роста, коррекции отклоняющегося поведения, устранения конфликтных ситуаций во взаимоотношениях.



Результаты проведенного нами исследования позволили сформулировать следующие выводы:

1. Сопротивляемость личности к деструктивным факторам проживания жизни обеспечивается функционированием психологической защиты, которая представляет собой регулятивную систему, действующую в ситуации внутреннего или внешнего конфликта.

2. Психологическая защита и развитие личности тесно взаимосвязаны. Психологическая защита является условием развития личности, поскольку обеспечивает ее адаптацию. В то же время, развитие личности является условием активной психологической защиты, так как обеспечивает процесс трансформации личности и ее бытия, необходимый для конструктивного взаимодействия с миром.

3. Возможности оптимизации самозащитных усилий личности связаны с конструированием развивающей среды, в наибольшей мере способствующей реализации личностного потенциала.

4. Психологическая поддержка студентов в образовательном процессе вуза выступает фактором повышения их сопротивляемости к деструктивным влияниям. Успешность психологической поддержки студентов определяется консолидацией усилий ректората, учебно-методического управления, кафедр, деканатов и психологической службы колледжа.

5. Данное исследование показало необходимость дальнейшей разработки проблемы психологической защиты в аспекте активности личности, нацеленной на выявление механизмов противостояния личности деструктивным внешним влияниям и на изучение возможностей развития этих механизмов.
Список использованных источников
1.Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. В двух томах. Том 1. - М.: Педагогика, 1980. -379 с.

2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - М.: Наука, 1977.-416 с.

3. Анцыферова Л.И. Психология повседневности: жизненный мир личности и «техники» ее бытия / Психологический журнал. - Т.14. - № 2. - 1993. - С.3-16.

4.Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа. - М.: Издательство МГУ, 1990. -381 с.

5. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии. - 1989. - №1. - С.92-100.

6. Бекмаханова Е.К. Проблема психологической адаптации студентов. - Алма-Ата, 1983. -468 с.

7. Бернс Р. развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986.- 361 с.

8. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. - М.: ИП РАН, 1995.-258 с.


9. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М.: «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. – 318 с.

10. Гребенников Л.Р. Механизмы психологической защиты: генезис, функционирование, диагностика. Дис. …. канд. психол. наук. - М., 1994. – 299 с.

11. Зачепицкий Р.А. Социально-психологические аспекты психологической защиты. // Социально - психологические исследования в психоневрологии. - Л., 1980. - С.22-27.

12. Зейгарник Б.В. Патопсихология. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. – 401 с.

13. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. - М.: МГУ, 1982. – 390 с.

14. Ильин Г.А. Причины неприятия психоанализа // Бессознательное: природа, функции, методы исследования. - Тбилиси, 1985.- 267 с.

15. Костандов Э.А. Восприятие и эмоции. - М.: Медицина, 1977.

16. Костюк Г.С. Развитие и воспитание // Общие основы педагогики. - М., 1967, с.139-197.

17. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Педагогическое взаимодействие. - Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского педуниверситета, 1997.- 309 с.

18. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Социализация и воспитание. - Ростов-на-Дону, 1997. -562 с.

19. Крутов В.И., Агаджанян Н.А. Проблема адаптации и здоровья студента // Вестник высшей школы. - 1982. - № 5. - С 39-41.

20. Лазурас Р. Теория стресса и психофизиологические исследования / Эмоциональный стресс. - Л., 1970. – 410 с.

21. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М., 1978. – 268 с.

22. Мадорская С.М. Проблема социальной адаптации студентов к учебному процессу. Дисс. канд. философских наук. - Минск., 1986.- 381 с.

23. Петровский В.А. К психологии активности личности. / Вопросы психологии. - 1974. - № 3. - С.26-38.

24. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. - Ростов-на-Дону, изд-во «Феникс», 1996. -350 с.

25. Положение о психологической службе в системе народного образования // Вопросы психологии 1991, №1, с.182.

26. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. - Самара, 1998.- 301с.

27. Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности (к философским основаниям современной педагогики.) / Вопросы психологии. - 1986. - № 4. - С.101-109.

28. Славина Л.С. Задачи индивидуального подхода при перевоспитании. / Вопросы психологии. - 1975. - № 3. - С.156 - 161.

29. Славина Л.С. Роль семьи в формировании отношения школьника к учению и школе // Известия АПН РСФСР. - М., 1951. - Вып.36. - С.131-186.

30. Тарабрина Н.В. Экспериментально-психологическая методика изучения фрустрационных реакций. Методические рекомендации. - Л. 1984.- 310 с.


31. Тукаев Р.Д. Механизмы психологической защиты при эмоционально-стрессовой психотерапии // Восьмой съезд невропатологов, психиатров и наркологов. Тезисы докладов 25-28 октября 1988г., т.3, С.506-507.

Приложение 1.
Методики диагностики стратегий психологической защиты у студентов.

Опросник Плутчика-Келлермана-Конте «Индекс жизненного стиля» (Life Style Index, LSI).