Файл: Курсовая работа (курсовой проект) по учебному курсу Общая и экспериментальная психология Вариант 37 (при наличии).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 89

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 2. Личностноразвивающий потенциал психологической защиты в образовательном процессе
2.1. Организация и методы исследования личностноразвивающего потенциала психологической защиты
Исходя из особенностей контингента испытуемых и специфики поставленных в исследовании задач, нами была разработана программа эмпирического исследования, направленного на решение следующих практических задач:

- выявление психологических новообразований и основных противоречий юношеского возраста, составляющих основу личностного развития студентов;

- определение закономерностей социально-психологической адаптации студентов к условиям обучения в вузе;

- составление программы тренинговых занятий по развитию адаптивных качеств личности.

Беря во внимание теоретические знания, мы провели эмпирические исследования, цель которых заключается в выявлении защитных механизмом студентов третьего курса колледжа специальность «Повар-кондитер». В данном исследовании приняли участие студенты третьего курса Советского политехнического колледжа г.Советский ХМАО-Югра в колличестве 16 человек, из них 11 девушек и 5 юношей.

В нашем исследовании использовался метод тестирования опросник Плутчика-Келлермана-Конте (Life Style Index), целью которого является исследование уровня напряженности 8 основных психологических защит. Изучение иерархии системы психологической защиты и оценка общей напряженности всех измеряемых защит (ОНЗ), т.е. среднего арифметического из всех измерений 8 защитных механизмов.

Испытуемым предлагается прочитать 92 утверждения, которые описывают чувства, поведение и реакции людей в определенных жизненных ситуациях, и, отметить те из них, которые имеет отношения к испытуемому.

С помощью данной методики можно подсчитать наиболее высокий индекс напряженности каждой из защит у респондентов однородной группы.

Подробное описание методики, инструкция и ключ к опроснику приведены в Приложении 1.

Методика личностного дифференциала (адаптирована в НИИ им. В. М. Бехтерева), целью значится возможность проанализировать отношение к самому себе и другим людям, выявление представлений индивида о личной важности, уровне требований, волевой саморегуляции и развитости коммуникационных способностей в межличностных отношениях.


Личностный дифференциал, основанный на самооценке функционального состояния, является очень значимой методикой для перевода получаемой объективной информации на язык субъективно-рефлексивных черт личности - на язык самого испытуемого. Этот метод позволяет глубоко проникнуть во внутренний мир личности, целостность его «психических координат». Данная разновидность методики содержит полюса трех традиционных факторов семантического дифференциала: оценки, силы и активности. В качестве противоположных позиций шкал употребляются прилагательные, означающие личностные качества [26, с. 240].

Участникам диагностики даются бланки, на которых в двух колонках размещены противоположные значения, описывающие самочувствие, настроение и активность, между колонками есть цифры, означающие степень выраженности данных характеристик. Участникам диагностики предлагается выбрать полюс характеристики своего состояния в данный момент и отметить степень его выраженности, выделив ту или другую цифру. Подробное описание методики, инструкция и ключ к опроснику приведены в Приложении 1.

2.2. Характеристика выборки и анализ результатов констатирующего эксперимента.
В исследовании принимали участие студенты 3 курса специальности «Повар – кондитер», в количестве 16 человек, из них 11 девушек и 5 юношей. Средний возраст испытуемых 20-21 года.

Взаимоотношения внутри учебной группы спокойные, уважительные по отношению к одногруппникам, видимые разногласия отсутствуют, выделяется несколько микрогрупп, внутри которых сформированы дружеские и доверительные отношения, межгрупповых конфликтов не наблюдалось.

Между собой студенты находятся в хороших отношениях, замечено стремление оказывать необходимую помощь друг другу. Студенческий коллектив сплоченный, способный к самостоятельной организации. У студентов высокий уровень дисциплины, разный уровень активности и разнообразные интересы.

У испытуемых хорошо развито чувство ответственности, солидарности. Коллектив проявил высокое развитие социальных и культурных компетенций.

Каждый участник группы характеризуется определенным типом темперамента, разной направленностью на процесс учебы, а так же, мотивацией.

В ходе исследования была проведена диагностика напряженности механизмов психологической защиты у студентов по опроснику Плутчика-Келлермана-Конте. C помощью опросника Плутчика–Келлермана–Конте можно исследовать уровень напряженности 8 основных психологичеcких защит, изучить иерархию системы психологической защиты и оценить общую напряженность всех измеряемых защит Особенностью данной методики является то, что каждый механизм психологической защиты у испытуемого может быть напряжен на 100%.



Результаты исследования приведены на рисунке 1.

Результаты исследования указывают на то, что у студентов преобладают деструктивные типы психологической защиты (вытеснение, регрессия, отрицание, проекция). Среди конструктивных типов психологической защиты высокие показатели у гиперкомпенсации и рационализации.




Рисунок 1. Результаты исследования уровня напряженности механизмов психологической защиты у студентов по методике Плутчика-Келлермана-Конте, в %
Из представленных на рисунке 3 данных, можно сделать следующие выводы:

Механизм рационализация выражен на 77%. Испытуемые, использующие рационализацию, блокируют те мотивы, которые выступают как социально неприемлемые или неодобряемые, или же индивидуально нежелательные - ввиду расхождения с Я-концепцией, жизненными планами и конкретными целями деятельности. Взамен они формулируют более приемлемые объяснения собственного поведения, обеспечивающие состояние внутреннего комфорта, связанного с желанием сохранить чувство собственного достоинства, самоуважение.

Выраженность механизма гиперкомпенсация составляет 65%. Студентам, использующим такой тип психологической защиты свойственен высокий уровень притязаний, ситуативное проявление излишней самоуверенность, использование утрированных способов самоутверждения в «зоне слабости», стремление занять доминирующую позицию по отношению к другим.

Компенсация выражена на 62%. У студентов, находящихся в состоянии тревоги (подготовка к сдаче зачета, экзамена и т.д), она может проявляться в виде дополнительных усилий, прикладываемых к той или иной дисциплине, являющейся «слабым звеном» , по мнению студента.

Выраженность механизма психологической защиты «проекция» составляет 67%. В результате этого процесса внутреннее ошибочно воспринимается как происходящее извне. Студент приписывает человеку или явлению свои собственные мысли, чувства, мотивы, черты характера и т.п., полагая, что все это он воспринял извне.

63% составляет выраженность механизма отрицания, проявляющегося как отказ признавать существование чего-то нежелательного. Например, отказ признавать свои неуспехи на контрольных срезах, несерьезное отношение к экзаменам и т.д.

Выраженность регрессии составляет 74%, данный вид психологической защиты может проявляться как истерические реакции наподобие сосания пальцев, чрезмерная сентиментальность, нарочитая демонстрация беспомощности.


В наименьшей степени выражен механизм замещения (58 %), т.е. склонность к замещению действия, объекта или потребности на более безопасные.

Механизм вытеснения выражен на 68%. Чрезмерная напряженность данного механизма может способствовать возникновению фобических реакций и расстройств, а так же истерических проявлений. Обычно механизм вытеснения проявляется в мотивированном забывании или игнорировании.

Методика «Личностный дифференциал», инструмент изучения определенных свойств личности, ее самосознания, межличностных отношений.

Результаты исследования по методике «Личностный дифференциал» приведены на рисунке 2.

В процессе анализирования полученных данных было установлено, что немногие студенты критичны по отношению к себе, большинство обладают достаточным самоконтролем и способны держаться принятой линии поведения, мало зависят от внешних обстоятельств и оценок.

Рисунок 2. Результаты исследования личностного дифференциала студентов по методике Личного дифференциала.
Фaктoр «oцeнкa» вырaжeн нa 40%, чуть мeньшe половины студентов довольно сaмoкритичны, не всегда удoвлетвoрены свoим повeдeнием и имeют невысокий урoвень принятия сaмoгo сeбя.

Фактор «сила» выражен на 50%, у половины студентов хорошо развиты волевые стороны личности, осознаваемые ими самими. Они уверенны в себе, склонны рассчитывать на собственные силы.

Фaктoр «активнoсть» выражен на 70%, большинство студентов социально активы, общительны, открыты для диалога, принимают человека таким, какой он есть.
2.3. Особенности развития личности в студенческом возрасте
Как утверждает Б.Г. Ананьев, студенческий возраст является периодом в жизни человека, создающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения. Обучение в высших учебных заведениях оказывает мощное воздействие и влияние на психику человека, развитие его личности. В процессе обучения в вузе, при благоприятном обучении, происходит развитие психики на всех уровнях. Это предопределяет его направленность, формируется определенный склад мышления, которая затем – сформирует качества профессиональные.

Развитие студента на каждом курсе обучения в вузе имеет свои особенности, рассмотрим их.


Первый курс – приобщает студента к студенческой коллективной форме жизни, из вчерашнего абитуриента (школьника) личность узнает о существовании «другого мира».

Второй курс – это период напряженной и сложной деятельности студента. Студенты получают профессиональную подготовку, происходит реализация воспитания и обучения. Начинает формироваться личностные культурные особенности, вкусы, потребности. Как правило, адаптация к новым условиям уже пройдена.

Третий курс –начало специализации, проявляется интерес к обучению, выбранной профессии. Далее следует – сужение интересов в рамках выбранной специализации, и как следствие, поведение личности обуславливается особенностями выбранной профессией.

Четвертый курс – первый практический опыт с профессией в период прохождения учебной практики. Для данного периода характерна переоценка ценностей и поиск инноваций в выбранной сфере (специальности), поиск наиболее эффективных решений.

Пятый курс – предвосхищение скорый окончанием обучения в вузе, формируется четкие представления, установки о выбранной деятельности. Появляются новые актуальные ценности – материальные, семейные, трудоустройства и так далее. После окончания вуза студент отходит от коллективной студенческой жизни.

Психологическое развитие личности студента – это процесс возникновения и разрешения противоречий, перехода внешнего во внутреннее, саморазвития, движения вперед.

Б.Г. Ананьев представлял психологическое развитие личности студента как возрастающую по масштабам и уровню интеграцию – образование подструктур и усложняющийся синтез. И в это же время происходит возрастающей дифференциации психических функций (развитие, усложнение).
2.4. Психологическая поддержка личностного развития студентов
В многообразии нынешних кризисов, материальных и духовных, менее заметен, но не менее страшен кризис психологии человека. Проблема полноценной психической жизни человека встаёт особенно остро. Всё это ставит перед нами задачу выработки методов психологической помощи личности в её формировании.

Динамически изменяющиеся социальные условия еще более увеличивают давление, исходящее от педагогических стратегий, позиций и директивных установок педагогов «сегодняшнего дня». Вследствие этого в образовательных институтах субъект воспитания и обучения сталкивается с множеством вопросов и задач, связанных с его личностным становлением.