Файл: Рганизация и ведение аварийноспасательных работ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 300

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

— 22 —
– эвакуировать с места пожара, аварий, катастроф и иных чрезвы- чайных ситуаций людей, имущество и материальные ценности;
– проявлять взаимовыручку и оказывать первую помощь постра- давшим.
Участники тушения пожара и проведения АСР имеют право:
– проникать в места распространения (возможного распростра- нения) ОФП, а также опасных проявлений аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций;
– при необходимости дополнительно использовать имеющиеся в наличии у собственника средства связи, транспорт, оборудова- ние, средства пожаротушения и огнетушащие вещества;
– ограничивать или запрещать доступ к месту пожара, зонам ава- рий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций лиц, не участвую- щих в их ликвидации, а также движение транспорта и пешеходов на прилегающих к ним территориях.
Участники тушения пожара и проведения АСР при продолжи- тельных действиях (5 часов и более) обеспечиваются горячим пита- нием и условиями для отдыха.
Участники тушения пожара и проведения АСР выполняют обя- занности по следующим основным специализациям:
– начальник караула, начальник дежурной смены (далее – началь- ник караула);
– командир отделения, (далее – командир отделения);
– начальник аварийно-спасательного расчета;
– начальник контрольно-пропускного пункта ГДЗС;
– постовой на посту безопасности ГДЗС;
– командир, старший звена ГДЗС (далее – старший звена ГДЗС);
– газодымозащитник;
– ствольщик;
– связной;
– водитель пожарного или аварийно-спасательного автомобиля
(далее – водитель);
– пожарный;
– спасатель.
Спасатель – должностное лицо аварийно-спасательного расче- та, непосредственно осуществляющего аварийно-спасательные ра-

— 23 —
боты на пожаре. Спасатель непосредственно подчиняется началь- нику аварийно-спасательного расчета.
При выполнении поставленной задачи спасатель обязан выпол- нять требования к аварийно-спасательным и специальным рабо- там, связанным с тушением пожара, если иное не установлено РТП.
А также обязан выполнять должностные инструкции, правила охра- ны труда и техники безопасности при проведении АСР.
Порядок привлечения сил и средств подразделений
пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров
и проведения аварийно-спасательных работ
Порядок привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и про- ведения аварийно-спасательных работ устанавливается планами привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны.
План привлечения разрабатывается для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории субъек- та Российской Федерации (за исключением городов федерального значения).
Расписание выезда разрабатывается для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории города федерального значения, а также каждого муниципального образо- вания, охраняемого местным гарнизоном пожарной охраны.
Разработку плана привлечения на территории субъекта Россий- ской Федерации, расписания выезда в городе федерального значе- ния обеспечивает начальник территориального гарнизона пожар- ной охраны.
Разработку расписания выезда на территории муниципального образования обеспечивает начальник местного гарнизона пожар- ной охраны.
Для разработки плана привлечения (расписания выезда) руково- дители подразделений всех видов пожарной охраны и аварийно-спа- сательных формирований представляют необходимые сведения:
– тактико-технические характеристики пожарных и специальных автомобилей, находящихся на вооружении;
– оперативно-тактическую характеристику района выезда.


— 24 —
План привлечения (расписание выезда в городе федерального значения), согласованный с начальником Главного управления, а также с начальниками всех подразделений федеральной противо- пожарной службы, созданных в целях организации профилактики и тушения пожаров ЗАТО, а также в особо важных и режимных ор- ганизациях (далее – специальные подразделения ФПС), дислоци- рованных на территории данного субъекта Российской Федерации, в части, их касающейся, утверждается руководителем высшего ис- полнительного органа государственной власти субъекта Россий- ской Федерации.
Количество сил и средств подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на сопредельных терри- ториях двух и более субъектов Российской Федерации определяет- ся руководством соответствующих региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации по- следствий стихийных бедствий по согласованию с высшими испол- нительными органами государственной власти заинтересованных субъектов Российской Федерации.
Расписание выезда, согласованное с начальником Главного управления, начальником специального подразделения ФПС, дис- лоцированного на территории муниципального образования, и с ру- ководителями организаций, силы и средства которых привлекаются для тушения пожаров на территории муниципального образования, утверждается главой муниципального образования, в интересах ко- торого оно разработано.
При разработке расписания выезда устанавливается порядок, количество и последовательность привлечения сил и средств под- разделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны, исхо- дя из оперативно-тактической характеристики дислоцированных на территории муниципального образования подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований, оперативно-так- тических особенностей территории муниципального образования, в том числе отдельных объектов и сооружений, расположенных на его территории.

— 25 —
В ходе данной работы предусматривается резерв сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ одновременно в двух и более местах, в том числе за пределами тер- ритории муниципального образования.
При одновременном возникновении на территории, охраняе- мой местным гарнизоном пожарной охраны, двух и более крупных пожаров вопросы организации управления, тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ решаются руководством
Главного управления.
Расписание выезда хранится на центральном пункте пожарной связи (далее – ЦППС). В каждое подразделение пожарной охраны и аварийно-спасательное формирование направляется выписка (ко- пия) из расписания выезда с приложениями к расписанию выезда в части, его касающейся.
Для каждого подразделения пожарной охраны и аварийно-спа- сательного формирования, за исключением специализированных пожарно-спасательных частей (далее – СПСЧ) и специализиро- ванных частей по тушению крупных пожаров ФПС (далее – СПЧ), расписанием выезда определяется территория, в границах которой предусмотрено первоочередное направление сил и средств этого подразделения пожарной охраны по первому сообщению о пожаре
(далее – район выезда).
На территории района выезда подразделения пожарной охраны предусматриваются подрайоны выезда для ближайших подразде- лений пожарной охраны (далее – подрайон выезда). Подрайоном выезда может являться как часть территории, так и вся территория района выезда другого подразделения пожарной охраны.
Подрайоны выезда специальных подразделений ФПС для ока- зания помощи подразделениям пожарной охраны определяются на- чальником Главного управления по согласованию с начальниками специальных управлений (отделов) ФПС и с руководителями охра- няемых организаций.
Запрещается привлечение на тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ за пределами подрайона выезда под- разделений ФПС, созданных в целях обеспечения профилактики пожаров и (или) их тушения в организациях (далее – объектовые


— 26 —
подразделения ФПС), специальных подразделений ФПС и подраз- делений ФПС, созданных в целях охраны имущества организаций от пожаров на договорной основе (далее – договорные подразделе- ния ФПС), если в их составе на дежурстве находится одно отделение на основном пожарном автомобиле.
Подразделения ФПС, созданные в целях охраны имущества организаций от пожаров на договорной основе, подразделения ве- домственной и частной пожарной охраны включаются в расписа- ние выезда после согласования с руководителем (собственником) охраняемой организации, руководителем подразделения пожарной охраны, расположенной (расположенного) на территории соответ- ствующего гарнизона пожарной охраны, путем заключения согла- шений в установленном порядке.
Подразделения добровольной пожарной охраны включаются в расписание выезда после согласования с руководителем подразде- ления добровольной пожарной охраны.
Привлечение специальных подразделений ФПС для тушения пожаров за границей территории охраняемых особо важных и ре- жимных организаций и ЗАТО осуществляется через Единую дежур- но-диспетчерскую службу или ЦППС специальных управлений (от- делов) ФПС.
Специальные пожарные автомобили и аварийно-спасательная техника направляются к месту пожара и проведению аварийно-спа- сательных работ по решению руководителя тушения пожара на ос- новании обстановки, складывающейся на пожаре, прогноза ее раз- вития, оценки тактических возможностей подразделений гарнизона пожарной охраны.
Сбор личного состава, свободного от несения службы, и поста- новка на дежурство резервной техники предусматриваются также при выезде дежурного караула (дежурной смены) для тушения по- жара и (или) проведения аварийно-спасательных работ за пределы муниципального образования, на территории которого дислоциру- ется не более одного подразделения пожарной охраны.
Выезд подразделений пожарной охраны и аварийно-спасатель- ных формирований для тушения пожаров и проведения аварий- но-спасательных работ согласно расписанию выезда производится:

— 27 —
– при поступлении сообщения о пожаре или необходимости прове- дения аварийно-спасательных работ по средствам связи;
– при поступлении сообщения о пожаре или необходимости прове- дения аварийно-спасательных работ в устной форме;
– по внешним признакам;
– при срабатывании пожарной сигнализации, приемно-контроль- ные приборы которой выведены непосредственно в подразделе- ние пожарной охраны.
При составлении расписания выезда учитывается то, что на уча- сток охраняемого района пожарный расчет (отделение) может при- быть позже, чем пожарный расчет (отделение) соседней пожарной части, в случае нахождения его на другом пожаре, а также при нали- чии на маршруте следования указанного расчета разводных мостов, железнодорожных переездов, водных переправ, поэтому предусмат- ривается одновременная высылка не менее одного пожарного рас- чета (отделения) пожарной части, охраняющей сопредельный рай- он выезда, либо объектового подразделения пожарной охраны.
Выезд специальных пожарных автомобилей осуществляется в порядке, определенном в расписании выезда, либо по вызову ру- ководителя тушения пожара согласно оперативно-тактической об- становке, складывающейся на пожаре.
При нахождении специальных пожарных автомобилей в соста- ве караула (дежурной смены) разрешается их направление на по- жары по решению старшего должностного лица, выезжающего во главе караула.
Корректировка расписания выездов проводится по мере необ- ходимости, но не реже одного раза в два года, а также в следующих случаях:
– при издании новых нормативных актов в области организации пожаротушения;
– при изменении границ районов и подрайонов выезда пожарных подразделений, аварийно-спасательных формирований и ОПТ-
КП, а также границ акваторий для пожарно-спасательных судов;
– при изменении количества пожарных подразделений и аварий- но-спасательных формирований, штатной численности личного состава, пожарной и специальной аварийно-спасательной техники.


— 28 —
1   2   3   4   5   6   7   8

Разработка Плана привлечения сил и средств
подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны
для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ
в субъекте Российской Федерации
Для организации работы по разработке плана привлечения ре- шением начальника Главного управления создается рабочая группа по подготовке плана привлечения.
В состав рабочей группы включаются представители всех специ- альных подразделений ФПС, дислоцированных на территории субъекта Российской Федерации.
План привлечения разрабатывается по утвержденной форме.
Дополнительно к плану привлечения прилагаются:
– перечень сил и средств подразделений пожарной охраны и ава- рийно-спасательных формирований на территории субъекта Рос- сийской Федерации;
– состав сил и средств подразделений пожарной охраны и аварий- но-спасательных формирований, направляемых граничащими субъектами Российской Федерации для тушения пожаров и про- ведения аварийно-спасательных работ на территории субъекта
Российской Федерации, в интересах которого разрабатывается план привлечения, с указанием расстояния до географического центра субъекта Российской Федерации, маршрутов следования и состояния дорожных покрытий;
– перечень сил и средств подразделений пожарной охраны и ава- рийно-спасательных формирований субъекта Российской Фе- дерации, направляемых для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории сопредельных субъ- ектов Российской Федерации, с указанием расстояния от места дислокации выделяемых подразделений пожарной охраны и ава- рийно-спасательных формирований до географического центра территории субъекта Российской Федерации, маршрутов следо- вания, состояния дорожного покрытия и компенсирующих меро- приятий на указанный период.
План привлечения хранится в центре управления в кризисных ситуациях Главного управления. В каждое подразделение пожар- ной охраны и аварийно-спасательное формирование направляет-

— 29 —
ся заверенная выписка (копия) из плана привлечения в части, его касающейся.
Корректировка плана привлечения проводится по мере необхо- димости, но не реже одного раза в два года, а также при условиях, указанных выше для расписания выезда.
Особенности привлечения сил и средств
пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны
для тушения пожаров и проведения
аварийно-спасательных работ
Для тушения крупных пожаров и проведения аварийно-спа- сательных работ за пределами субъекта Российской Федерации в первую очередь выделяются силы и средства СПСЧ, СПЧ и ОП-
ТКП с учетом их обеспеченности основной, специальной пожар- ной и аварийно-спасательной техникой, пожарно-техническим вооружением и оборудованием, а также возможности автономного функционирования.
Время готовности СПСЧ, СПЧ и ОПТКП к передислокации для тушения крупных пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории Российской Федерации составляет не более шести часов. При этом готовность дежурной смены – постоянная.
Время готовности других подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований к передислокации для ту- шения крупных пожаров и проведения аварийно-спасательных ра- бот на территории Российской Федерации определяется исходя из местных условий, но не должно превышать шести часов.
Организация тушения пожаров и проведения аварийно-спаса- тельных работ включает в себя:
– оснащение подразделений пожарной охраны и аварийно-спаса- тельных формирований техникой, огнетушащими средствами, аварийно-спасательным оборудованием и определение им кон- кретных задач;
– организацию караульной службы;
– разработку документов предварительного планирования дей- ствий по тушению пожаров и проведению аварийно-спасатель- ных работ;