Файл: Рганизация и ведение аварийноспасательных работ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 306

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

— 30 —
– организацию связи и взаимодействия между подразделениями пожарной охраны и аварийно-спасательными формированиями, а также с другими службами жизнеобеспечения муниципального образования (объекта);
– поддержание высокой профессиональной готовности подразделе- ний пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований.
Все мероприятия по организации пожаротушения должны быть направлены на своевременное прибытие подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований к месту пожара, на спасение людей и имущества, на скорейшую ликвидацию пожара.
При поступлении сообщения о происшедшей на территории местного гарнизона пожарной охраны аварийной ситуации, не свя- занной с возникновением пожара, к месту вызова в первую очередь направляются ближайшие аварийно-спасательные формирования.
При поступлении сообщения о возникновении пожара в районе выезда подразделения пожарной охраны, участвующего в аварий- но-спасательных работах, руководитель проведения аварийно-спа- сательных работ должен принять меры к направлению указанного подразделения в свой район выезда.
Порядок привлечения подразделений пожарной охраны к ава- рийно-спасательным работам определяется начальником местно- го гарнизона пожарной охраны с учетом обеспечения пожарной безопасности на территории соответствующего муниципального образования и оформляется в виде соответствующего приложения к расписанию выезда.
Запрещается привлечение подразделений пожарной охраны к аварийно-спасательным работам, на ведение которых они не ат- тестованы.
Проведение предварительного планирования действий
по тушению пожаров и проведению
аварийно-спасательных работ
Организация работы по предварительному планированию дей- ствий по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ возлагается на начальников главных управлений МЧС Рос- сии по субъектам Российской Федерации, специальных подразде- лений ФПС.

— 31 —
Мероприятия предварительного планирования действий по ту- шению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ долж- ны соответствовать оперативно-тактическим и инженерно-техни- ческим особенностям организации (населенного пункта), правилам охраны труда в конкретных организациях, приборно-техническому обеспечению прогнозирования параметров возникновения и разви- тия пожара, решению ряда технических задач по привлечению сил и средств подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований, применению различных средств и способов туше- ния пожаров, а также требованиям руководящих документов.
Начальники главных управлений МЧС России по субъектам
Российской Федерации, специальных подразделений ФПС органи- зуют разработку документов предварительного планирования дей- ствий по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ на основе прогноза обстановки и моделирования возможных аварийных ситуаций.
Взаимодействие между различными видами пожарной охраны и аварийно-спасательными формированиями, территориальными, муниципальными, объектовыми службами жизнеобеспечения при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ обе- спечивается старшими должностными лицами из числа начальству- ющего состава ФПС главных управлений МЧС России по субъек- там Российской Федерации.
Руководители органов управления и подразделений всех видов пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований обя- заны обеспечивать безусловное выполнение требований Приказа
МЧС № 156 «Об утверждении Порядка тушения пожаров подразде- лениями пожарной охраны» подчиненными органами управления и подразделениями.


— 32 —
Бланк выполнения задания
Таблица 1.1
Обязанности должностных лиц и участников тушения пожара и проведения АСР
Участник или должностное лицо
Кому подчиняется
Основные обязанности
Спасатель
Начальник аварийно-спасательного расчета
Руководитель тушения пожара
Таблица 1.2
Порядок привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ
Действие
(процесс)
Подведомственная территория
Ответственный за действие (процесс)
Входные сведения или документы
Выходные доку
- менты
Ответственный за утверждение выход
- ных документов
Сроки корректиров
- ки выходных доку
- ментов
Причины коррек
- тировки выходных документов
Разработка плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасатель- ных работ
Разработка распи- сания выезда сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасатель- ных работ

— 33 —
Практическое занятие 2
Комплектование нештатных
аварийно-спасательных формирований
организации
Задание. Построить структуру представления о системе ком- плектования и обеспечения нештатных аварийно-спасательных формирований организации в виде таблицы.
Рекомендации по выполнению задания
1. Изучите теоретический материал и нормативную правовую базу.
2. Заполните матрицы структуры представления о системе комплек- тования и обеспечения нештатных аварийно-спасательных фор- мирований организации. Бланк выполнения задания (табл. 2.1).
Нормативная правовая база
1. Федеральный закон от 12.02.1998 № 28-ФЗ (ред. от 30.12.2015)
«О гражданской обороне».
2. Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ (ред. от 23.06.2016)
«О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
3. Федеральный закон от 22.08.1995 № 151-ФЗ (ред. от 18.07.2017)
«Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей».
4. Приказ МЧС России от 23.12.2005 № 999 (ред. от 30.06.2014) «Об утверждении порядка создания нештатных аварийно-спасатель- ных формирований».
5. Постановление Правительства Российской Федерации от
21.05.2007 № 304 (ред. от 17.05.2011) «О классификации чрезвы- чайных ситуаций природного и техногенного характера».
Теоретическая часть
На основании Федерального закона «Об аварийно-спасатель- ных службах и статусе спасателей» аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования создаются:
– на постоянной штатной основе – профессиональные аварий- но-спасательные службы, профессиональные аварийно-спаса- тельные формирования;


— 34 —
– на нештатной основе – нештатные аварийно-спасательные фор- мирования;
– на общественных началах – общественные аварийно-спасатель- ные формирования.
– Профессиональные аварийно-спасательные службы, профессио- нальные аварийно-спасательные формирования создаются:
– в федеральных органах исполнительной власти – решением
Правительства Российской Федерации по представлениям соот- ветствующих министерств, ведомств и организаций Российской
Федерации, согласованным с федеральным органом исполни- тельной власти, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных си- туаций, и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти;
– в субъектах Российской Федерации – органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с зако- нодательством Российской Федерации;
– в организациях, занимающихся одним или несколькими видами деятельности, при осуществлении которых законодательством
Российской Федерации предусмотрено обязательное наличие у организаций собственных аварийно-спасательных служб, ава- рийно-спасательных формирований;
– руководством организаций по согласованию с органами управле- ния при органах исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, специально уполномоченных на решение задач в об- ласти защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
– в органах местного самоуправления – по решению органов мест- ного самоуправления, если иное не предусмотрено законодатель- ством Российской Федерации.
Нештатные аварийно-спасательные формирования создают ор- ганизации из числа своих работников в обязательном порядке, если это предусмотрено законодательством Российской Федерации, или по решению администраций организаций в порядке, предусмотрен- ном законодательством Российской Федерации.

— 35 —
Нештатные аварийно-спасательные формирования
Нештатные аварийно-спасательные формирования представ- ляют собой самостоятельные структуры, созданные на нештатной основе, оснащенные специальной техникой, оборудованием, сна- ряжением, инструментами и материалами, подготовленные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и зонах чрезвычайных ситуаций.
Нештатные аварийно-спасательные формирования создают все учреждения и предприятия (далее – организации), подведомствен- ные Федеральному агентству по здравоохранению и социальному развитию, из числа своих работников.
Нештатные аварийно-спасательные формирования создаются с учетом примерного расчета и перечня. Оснащение нештатных ава- рийно-спасательных формирований осуществляется в соответствии с примерными нормами оснащения (табелизации) нештатных ава- рийно-спасательных формирований специальными техникой, обо- рудованием, снаряжением, инструментами и материалами.
Основными задачами нештатных аварийно-спасательных фор- мирований являются:
– проведение аварийно-спасательных работ и первоочередное жиз- необеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий;
– участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и тех- ногенного характера, а также в борьбе с пожарами;
– обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактив- ному, химическому, биологическому (бактериологическому) и иному заражению или загрязнению;
– санитарная обработка населения, специальная обработка техни- ки, зданий и обеззараживание территорий;
– участие в восстановлении функционирования объектов жизнео- беспечения населения и территорий;
– обеспечение мероприятий гражданской обороны по вопросам восстановления и поддержания порядка, связи и оповещения, за- щиты животных и растений, медицинского, автотранспортного и иного обеспечения.


— 36 —
Применение нештатных аварийно-спасательных формирова- ний осуществляется по планам гражданской обороны и защиты на- селения организаций, разрабатываемых в установленном порядке.
Организации, создающие нештатные аварийно-спасательные формирования:
– укомплектовывают нештатные аварийно-спасательные формиро- вания личным составом, оснащают их специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, в том числе за счет существующих аварийно-спасательных, ремонт- но-восстановительных, медицинских и других подразделений;
– осуществляют подготовку и руководство деятельностью нештат- ных аварийно-спасательных формирований;
– поддерживают нештатные аварийно-спасательные формирования в состоянии готовности к выполнению задач по предназначению.
Нештатные аварийно-спасательные формирования подразде- ляются:
– по подчиненности: территориальные и формирования организаций;
– по численности: отряды, команды, группы, звенья, посты.
Количество и перечень создаваемых нештатных аварийно-спа- сательных формирований определяется исходя из прогнозируемых объемов проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при возникновении чрезвычайных ситуаций и их возможно- стей по проведению указанных работ.
Для нештатных аварийно-спасательных формирований сроки приведения в готовность не должны превышать: в мирное время –
6 часов, в военное время – не более 3 часов.
Личный состав нештатных аварийно-спасательных формирова- ний комплектуется за счет работников организаций. Военнообязан- ные, имеющие мобилизационные предписания, могут включаться в нештатные аварийно-спасательные формирования на период до их призыва (мобилизации).
Зачисление граждан в состав нештатных аварийно-спасатель- ных формирований производится приказом руководителя соответ- ствующей организации.
Обеспечение нештатных аварийно-спасательных формиро- ваний специальной техникой, оборудованием, снаряжением, ин-

— 37 —
струментами и материалами осуществляется за счет техники и имущества, имеющихся в организациях для обеспечения производ- ственной деятельности.
Финансирование мероприятий по созданию, подготовке, осна- щению и применению нештатных аварийно-спасательных форми- рований осуществляется за счет финансовых средств организаций, создающих нештатные аварийно-спасательные формирования.
Личный состав нештатных аварийно-спасательных формирова- ний обязан:
– знать характерные особенности опасностей, возникающих при ведении военных (боевых) действий или вследствие этих дей- ствий, и способы защиты от них;
– знать особенности чрезвычайных ситуаций природного и техно- генного характера;
– знать поражающие свойства отравляющих веществ, аварийных химически опасных веществ, применяемых в организации, поря- док и способы защиты при их утечке или выбросе;
– знать предназначение формирования и функциональные обязан- ности;
– знать производственные и технологические особенности органи- зации, характер возможных аварийно-спасательных и других не- отложных работ, вытекающих из содержания паспорта безопас- ности объекта;
– знать порядок оповещения, сбора и приведения формирования в готовность;
– знать место сбора формирования, пути и порядок выдвижения к месту возможного проведения аварийно-спасательных работ;
– знать назначение, технические данные, порядок применения и возможности техники, механизмов и приборов, а также средств защиты, состоящих на оснащении формирования;
– знать порядок проведения санитарной обработки населения, специальной обработки техники, зданий и обеззараживания тер- риторий;
– уметь выполнять функциональные обязанности при проведении аварийно-спасательных работ;


— 38 —
– уметь поддерживать в исправном состоянии и грамотно приме- нять специальные технику, оборудование, снаряжение, инстру- менты и материалы;
– уметь оказывать первую помощь раненым и пораженным, а также эвакуировать их в безопасные места;
– уметь работать на штатных средствах связи;
– уметь проводить санитарную обработку населения, специальную обработку техники, зданий и обеззараживание территорий;
– уметь незамедлительно реагировать на возникновение аварийной ситуации на потенциально опасном объекте, принимать меры по ее локализации и ликвидации;
– выполнять другие аварийно-спасательные работы, обусловлен- ные спецификой конкретной организации.
1   2   3   4   5   6   7   8