ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 305
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Бланк выполнения задания
Таблица 2.1
Структура представления о системе комплектования и обеспечения нештатных аварийно-спасательных формирований организации
Основополагающие позиции структуры
Элементы обоснования позиций структуры
1
Определение, на какой основе создаются аварийно-спасательные формирования
1.
2.
….
Определение, кем создаются профессиональные аварийно-спасательные службы, профессио- нальные аварийно-спасательные формирования
1.
2.
….
Определение основных задач нештатных аварийно-спасательных формирований
1.
2.
….
Определение принципа деления нештатных аварийно-спасательных формирований
1.
2.
….
Определение сроков приведения в готовность нештатных аварийно-спасательных формирований
1.
2.
….
Определение основных обязанностей личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований
1.
2.
….
1
Количество элементов обоснования разное – от 2 до 16.
— 39 —
Практическое занятие 3
Организация и проведение аварийно-
спасательных и других неотложных работ при ЧС
Задание. Построить структуру представления об организации и проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ при ЧС в виде таблицы.
Рекомендации по выполнению задания
1. Изучите теоретический материал и нормативную правовую базу.
2. Заполните матрицы структуры представления об организации и проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ при ЧС. Бланк выполнения задания (табл. 3.1 и 3.2).
Нормативная правовая база
1. Приказ МЧС РФ от 16.10.2017 № 444 «Об утверждении Боевого устава подразделений пожарной охраны, определяющего поря- док организации тушения пожаров и проведения аварийно-спа- сательных работ».
2. Приказ МЧС России от 05.10.2017 № 464 «Об утверждении Поло- жения о пожарно-спасательных гарнизонах».
3. Методические рекомендации по действиям подразделений феде- ральной противопожарной службы при тушении пожаров и про- ведении аварийно-спасательных работ.
4. Постановление Правительства Российской Федерации от
21.05.2007 № 304 (ред. от 17.05.2011) «О классификации чрезвы- чайных ситуаций природного и техногенного характера».
Теоретическая часть
Аварийно-спасательные и другие неотложные работы организу- ются и проводятся в целях спасания людей и имущества, локализа- ции ЧС и подавления или доведения до минимально возможного уровня воздействия опасных факторов ЧС при всестороннем обе- спечении проводимых работ. АСДНР включают в себя:
– прием и обработку вызовов;
– выезд и следование к месту вызова (ЧС);
– развертывание сил и средств, предназначенных для ликвидации ЧС;
— 40 —
– разведку зоны ЧС;
– поиск, спасание пострадавших в зоне ЧС, оказание им первой ме- дицинской помощи и подготовку к эвакуации в безопасные районы;
– локализацию ЧС;
– выполнение специальных работ и документальное подтвержде- ние их завершения;
– сбор и возвращение сил и средств к месту дислокации.
Прием и обработка вызовов
Прием и обработка вызовов осуществляется оперативным де- журным или дежурным диспетчером аварийно-спасательного фор- мирования, подразделения пожарной охраны (далее – подразделе- ние, уполномоченное на проведение АСДНР) и включает в себя:
– прием от заявителя информации о пожаре (вызове) и ее реги- страцию;
– оценку полученной информации;
– принятие решения о направлении к месту вызова сил и средств, предусмотренных расписанием выезда сил и средств подразде- лений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для ту- шения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории города федерального значения, муниципального об- разования (далее – расписание выезда), планом привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожар- ной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спаса- тельных работ в субъекте Российской Федерации.
При поступлении сообщения о пожаре (вызове) на пульт дис- петчера данная информация о пожаре (вызове) немедленно переда- ется на пульт диспетчера подразделения, в районе выезда которого находится место пожара (вызова).
При получении информации о пожаре (вызове) диспетчером, в районе выезда которого находится место пожара (вызова), осу- ществляются следующие действия:
– подача сигнала «ТРЕВОГА»;
– подготовка и вручение (передача) должностному лицу, возглавля- ющему дежурный караул или дежурную смену подразделения (да- лее – начальник караула), путевки для выезда на пожар (вызов), а также плана (карточки) тушения пожара (при их наличии);
— 41 —
– обеспечение должностных лиц гарнизона пожарной охраны, определенных в соответствии с приложением к расписанию выездов, имеющейся оперативной информацией о пожаре и об объекте пожара.
При приеме информации от заявителя о пожаре диспетчер уточняет:
– адрес пожара (место пожара), ЧС;
– наличие и характер опасности жизни и здоровью людей;
– особенности организации (объекта), на котором возник пожар, ЧС;
– фамилию, имя, отчество заявителя (в том числе – номер телефона заявителя);
– сведения о пожаре или ЧС, которые могут повлиять на успешное выполнение основной задачи.
Подача сигнала «ТРЕВОГА» осуществляется сразу после приема информации о пожаре (вызове), ЧС.
Обработка вызова завершается за возможно короткое время и не задерживает выезд и следование дежурного караула или дежурной смены к месту пожара (вызова), ЧС.
При наличии дополнительной информации и технической воз- можности данная информация о пожаре (вызове) оперативно пе- редается диспетчером начальнику караула и другим должностным лицам гарнизона пожарной охраны, определенным в соответствии с приложением к расписанию выездов, по имеющимся каналам свя- зи во время их следования к месту пожара (вызова), ЧС.
Выезд и следование к месту вызова (ЧС)
Выезд и следование к месту пожара (вызова), ЧС включает в себя сбор личного состава дежурного караула или дежурной смены подразделения (далее – караул) по сигналу «ТРЕВОГА» и его достав- ку на пожарных или аварийно-спасательных автомобилях и иных специальных транспортных средствах к месту пожара (вызова), ЧС.
Выезд и следование к месту пожара (вызова), ЧС осуществляют- ся в возможно короткое время, что достигается:
– сбором и выездом личного состава караула в течение времени, не превышающего нормативное;
— 42 —
– движением пожарных, аварийно-спасательных автомобилей по кратчайшему маршруту с использованием специальных световых и звуковых сигналов с учетом обеспечения безопасности движения;
– знанием особенностей района выезда.
Следование к месту пожара (вызова), ЧС приостанавливается только по распоряжению диспетчера.
В случае вынужденной остановки в пути следования головного пожарного или аварийно-спасательного автомобиля следующие за ним автомобили останавливаются и дальнейшее движение продол- жают только по указанию начальника караула.
При вынужденной остановке второго или следующих за ним пожарных автомобилей остальные, не останавливаясь, продолжают движение к месту пожара (вызова), ЧС. Старший начальник на по- жарном автомобиле, прекратившем движение, немедленно сообща- ет о случившемся диспетчеру.
При самостоятельном следовании к месту пожара (вызова),
ЧС первичного тактического подразделения караула, способного самостоятельно решать отдельные задачи по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров (далее – отделение), и вынужденной остановке пожарного автомобиля командир отделения сообщает о случившемся диспет- черу, при этом принимаются меры по доставке личного состава, по- жарного инструмента и оборудования к месту пожара (вызова), ЧС.
При обнаружении в пути следования к месту пожара (вызова),
ЧС другого пожара начальник караула или должностное лицо под- разделения, следующее к месту пожара (вызова), ЧС в качестве ру- ководителя тушения пожара (ликвидации ЧС):
– сообщает об обнаруженном пожаре, ЧС диспетчеру;
– поступает в зависимости от оперативной обстановки либо по указанию старшего должностного лица гарнизона пожарной охраны;
– выделяет в случае угрозы жизни людей на вновь обнаруженном пожаре силы и средства на их спасание и тушение пожара
(ликвидацию ЧС).
— 43 —
Развертывание сил и средств,
предназначенных для ликвидации ЧС
Развертывание сил и средств, предназначенных для ликвидации
ЧС, – размещение личного состава, специальной техники и обору- дования в зоне ЧС в соответствии с планом ликвидации ЧС либо решением руководителя ликвидации ЧС на проведение АСДНР и ликвидацию ЧС.
Развертывание сил и средств проводится в соответствии с нор- мативными правовыми актами, регламентирующими действия сил, предназначенных для проведения АСДНР, а также инструк- циями по эксплуатации специализированной техники и оборудо- вания и рекомендациями (указаниями) по ликвидации различных видов ЧС, с учетом первоочередного проведения работ на решаю- щем направлении.
При развертывании сил и средств и последующем проведении
АСДНР для обеспечения безопасности участников ликвидации ЧС, возможности маневрирования прибывающей специальной техни- кой и оборудованием, установки резервной специальной техники, оборудования и развертывания дополнительных объектов обеспе- чения АСДНР могут быть проведены необходимые действия по эвакуации транспортных средств, ограничению или запрещению доступа посторонних лиц на место возникновения ЧС и движения транспорта на прилегающей к нему территории. До прибытия со- ответствующих служб органов внутренних дел эти действия выпол- няются личным составом в порядке, определяемом руководителем ликвидации ЧС.
Ведение разведки зоны ЧС
Разведка зоны ЧС представляет собой совокупность мероприя- тий, проводимых в целях сбора информации о ЧС, необходимой для оценки обстановки и принятия решений по организации АСДНР.
Разведка ведется непрерывно с момента получения информа- ции о возникновении ЧС и до ликвидации чрезвычайной ситуации.
При ведении разведки необходимо установить:
– наличие и характер угрозы людям, их местонахождение, пути, способы и средства спасения (защиты), а также возможность за- щиты (эвакуации) имущества;
— 44 —
– основные характеристики опасных факторов ЧС и пути их рас- пространения;
– возможность вторичных проявлений опасных факторов ЧС, в том числе обусловленных особенностями местности, технологии и организации производства на объекте возникновения ЧС;
– наличие и местонахождение ближайших средств, пригодных для ликвидации ЧС, возможные технологии их использования;
– наличие в зоне ЧС объектов повышенной опасности (электроу- становок под напряжением, взрывчатых, химических веществ и пр.), возможность и целесообразность их нейтрализации или вы- вода из зоны ЧС;
– состояние строительных конструкций в зоне ЧС, их особенности, влияющие на ход ведения АСДНР;
– возможные пути ввода сил и средств для проведения АСДНР и иные данные, необходимые для выбора решающего направления действий;
– необходимость оказания пострадавшим экстренной медицин- ской и психологической помощи;
– достаточность сил и средств, привлекаемых к проведению АСДНР.
Личным составом, участвующим в разведке, в зависимости от обстановки выполняются и другие необходимые действия.
При проведении разведки зоны ЧС необходимо использовать документацию и сведения, представляемые должностными лицами, знающими местность, объемно-планировочные и конструктивные особенности зданий и сооружений, технологические процессы про- изводства, инженерные системы противоаварийной и противопо- жарной защиты.
Разведку проводит руководитель ликвидации ЧС, другие лица по его поручению, а также должностные лица, возглавляющие
АСДНР на порученном им участке работы.
При организации разведки руководитель ликвидации ЧС:
– определяет направления разведки и лично проводит ее на наибо- лее сложном и ответственном направлении;
– устанавливает количество и состав групп разведки, ставит перед ними задачи, определяет применяемые средства и порядок связи, а также необходимое для разведки специальное оборудование и снаряжение;
— 45 —
– устанавливает меры безопасности личного состава при проведе- нии разведки и организует контроль за их выполнением;
– устанавливает порядок передачи полученной в ходе разведки ин- формации.
По прибытии на место возникновения ЧС сил и средств руко- водитель ликвидации ЧС организует и возглавляет группу (группы) разведки.
Количество и состав групп разведки определяются с учетом опе- ративной обстановки в зоне ЧС.
Личный состав, ведущий разведку, обязан:
– иметь при себе необходимые средства индивидуальной защиты, спасания, связи, проведения специализированных видов работ, освещения, а также инструмент для вскрытия и разборки кон- струкций;
– вести работы по спасанию людей;
– оказывать при необходимости первую медицинскую помощь по- страдавшим при ЧС;
– принимать по возможности одновременно с разведкой зоны ЧС меры по защите пострадавших и имущества всеми доступными средствами;
– соблюдать требования техники безопасности, правила работы в средствах индивидуальной защиты органов дыхания и зрения, а также со средствами проведения специализированных видов работ;
– докладывать в установленном порядке о результатах разведки.
Поиск и спасание людей и имущества
Спасание людей при ЧС является важнейшим видом АСДНР и представляет собой совокупность мер по перемещению людей из зоны воздействия опасных факторов ЧС и их вторичных проявле- ний или защите людей от воздействия этих факторов, в том числе с использованием средств индивидуальной защиты и защитных соо- ружений (укрытий).
Спасание людей при ЧС должно проводиться с использовани- ем всех возможных форм, способов и методов, а также технических средств, обеспечивающих наибольшую безопасность как постра- давших, так и участников проведения АСДНР.
— 46 —
Если опасные факторы ЧС угрожают жизни и здоровью людей, а также существует вероятность распространения этих факторов, либо для ликвидации опасных факторов ЧС предусматривается применение опасных для жизни людей веществ и составов, то про- водится эвакуация людей из опасной зоны.
Порядок и способы спасания людей определяются руководи- телем ликвидации ЧС в зависимости от обстановки в зоне ЧС и состояния людей. При проведении АСДНР должны учитываться состояние основных и запасных путей эвакуации, техническая ос- нащенность зоны ЧС системами оповещения, аварийного освеще- ния, а также характерные особенности опасных факторов ЧС.
Основными способами спасания людей и имущества являются:
– перемещение их в безопасное место, в том числе с использовани- ем специальных технических средств;
– защита от воздействия опасных факторов ЧС.
Для спасания людей выбираются наиболее безопасные пути и способы. Перемещение спасаемых людей в безопасное место осуществляется с учетом условий ликвидации ЧС и состояния пострадавших.
Защита спасаемых людей от воздействия опасных факторов ЧС в случае невозможности их перемещения в безопасное место осущест- вляется с использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения, а также посредством подачи специальных веществ и материалов, препятствующих распространению, снижающих воздей- ствие опасных факторов ЧС или удаляющих их из зоны ЧС.
Для спасания людей и имущества применяются следующие ос- новные средства:
– аварийно-спасательное оборудование и устройства; спасательные устройства (спасательные рукава, веревки, трапы и индивидуаль- ные спасательные устройства);
– надувные и амортизирующие устройства;
– аппараты защиты органов дыхания;
– летательные аппараты;
– плавательные средства;
– стационарные и ручные пожарные лестницы; автолестницы и ав- топодъемники;
– иные доступные средства спасания, в том числе приспособленные.
— 47 —
В ходе АСДНР пострадавшим оказывается первая медицинская помощь.
Оказание первой медицинской помощи пострадавшим осущест- вляется в соответствии с нормативными правовыми актами, регла- ментирующими действия сил, предназначенных для проведения
АСДНР. С этой целью могут применяться средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения, средства первой медицинской помощи, а также иные, в том числе приспособленные, средства.
До прибытия в зону ЧС медицинского персонала первую меди- цинскую помощь пострадавшим в установленном порядке оказыва- ет личный состав подразделений, проводящих АСДНР.
Спасание людей и имущества при ЧС при достаточном коли- честве сил и средств проводится одновременно с другими видами
АСДНР. Если сил и средств недостаточно, то они используются только для спасания людей, при этом другие виды АСДНР не ведут- ся или приостанавливаются.
Спасательные работы при проведении АСДНР прекращают- ся после тщательного осмотра всех мест возможного нахождения людей и соответствующих докладов руководителей спасательных групп (отделений).
Локализация ЧС
Выбор способа предотвращения распространения и уменьше- ния воздействия опасных факторов ЧС определяется поставленной задачей, характером ЧС, используемым способом проведения лик- видации ЧС, физико-химическими свойствами веществ и другими обстоятельствами.
Применение выбранного способа осуществляется в соответ- ствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими действия сил, предназначенных для проведения АСДНР, а также рекомендациями (указаниями) по ликвидации различных видов ЧС с учетом наличия и состояния материальных, культурных и иных ценностей, конструктивных особенностей зданий (сооружений), поведения строительных конструкций и необходимости обеспече- ния безопасности находящихся в зоне ЧС людей, в том числе лич- ного состава формирований, проводящих АСДНР.
Таблица 2.1
Структура представления о системе комплектования и обеспечения нештатных аварийно-спасательных формирований организации
Основополагающие позиции структуры
Элементы обоснования позиций структуры
1
Определение, на какой основе создаются аварийно-спасательные формирования
1.
2.
….
Определение, кем создаются профессиональные аварийно-спасательные службы, профессио- нальные аварийно-спасательные формирования
1.
2.
….
Определение основных задач нештатных аварийно-спасательных формирований
1.
2.
….
Определение принципа деления нештатных аварийно-спасательных формирований
1.
2.
….
Определение сроков приведения в готовность нештатных аварийно-спасательных формирований
1.
2.
….
Определение основных обязанностей личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований
1.
2.
….
1
Количество элементов обоснования разное – от 2 до 16.
— 39 —
Практическое занятие 3
Организация и проведение аварийно-
спасательных и других неотложных работ при ЧС
Задание. Построить структуру представления об организации и проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ при ЧС в виде таблицы.
Рекомендации по выполнению задания
1. Изучите теоретический материал и нормативную правовую базу.
2. Заполните матрицы структуры представления об организации и проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ при ЧС. Бланк выполнения задания (табл. 3.1 и 3.2).
Нормативная правовая база
1. Приказ МЧС РФ от 16.10.2017 № 444 «Об утверждении Боевого устава подразделений пожарной охраны, определяющего поря- док организации тушения пожаров и проведения аварийно-спа- сательных работ».
2. Приказ МЧС России от 05.10.2017 № 464 «Об утверждении Поло- жения о пожарно-спасательных гарнизонах».
3. Методические рекомендации по действиям подразделений феде- ральной противопожарной службы при тушении пожаров и про- ведении аварийно-спасательных работ.
4. Постановление Правительства Российской Федерации от
21.05.2007 № 304 (ред. от 17.05.2011) «О классификации чрезвы- чайных ситуаций природного и техногенного характера».
Теоретическая часть
Аварийно-спасательные и другие неотложные работы организу- ются и проводятся в целях спасания людей и имущества, локализа- ции ЧС и подавления или доведения до минимально возможного уровня воздействия опасных факторов ЧС при всестороннем обе- спечении проводимых работ. АСДНР включают в себя:
– прием и обработку вызовов;
– выезд и следование к месту вызова (ЧС);
– развертывание сил и средств, предназначенных для ликвидации ЧС;
— 40 —
– разведку зоны ЧС;
– поиск, спасание пострадавших в зоне ЧС, оказание им первой ме- дицинской помощи и подготовку к эвакуации в безопасные районы;
– локализацию ЧС;
– выполнение специальных работ и документальное подтвержде- ние их завершения;
– сбор и возвращение сил и средств к месту дислокации.
Прием и обработка вызовов
Прием и обработка вызовов осуществляется оперативным де- журным или дежурным диспетчером аварийно-спасательного фор- мирования, подразделения пожарной охраны (далее – подразделе- ние, уполномоченное на проведение АСДНР) и включает в себя:
– прием от заявителя информации о пожаре (вызове) и ее реги- страцию;
– оценку полученной информации;
– принятие решения о направлении к месту вызова сил и средств, предусмотренных расписанием выезда сил и средств подразде- лений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для ту- шения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории города федерального значения, муниципального об- разования (далее – расписание выезда), планом привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожар- ной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спаса- тельных работ в субъекте Российской Федерации.
При поступлении сообщения о пожаре (вызове) на пульт дис- петчера данная информация о пожаре (вызове) немедленно переда- ется на пульт диспетчера подразделения, в районе выезда которого находится место пожара (вызова).
При получении информации о пожаре (вызове) диспетчером, в районе выезда которого находится место пожара (вызова), осу- ществляются следующие действия:
– подача сигнала «ТРЕВОГА»;
– подготовка и вручение (передача) должностному лицу, возглавля- ющему дежурный караул или дежурную смену подразделения (да- лее – начальник караула), путевки для выезда на пожар (вызов), а также плана (карточки) тушения пожара (при их наличии);
— 41 —
– обеспечение должностных лиц гарнизона пожарной охраны, определенных в соответствии с приложением к расписанию выездов, имеющейся оперативной информацией о пожаре и об объекте пожара.
При приеме информации от заявителя о пожаре диспетчер уточняет:
– адрес пожара (место пожара), ЧС;
– наличие и характер опасности жизни и здоровью людей;
– особенности организации (объекта), на котором возник пожар, ЧС;
– фамилию, имя, отчество заявителя (в том числе – номер телефона заявителя);
– сведения о пожаре или ЧС, которые могут повлиять на успешное выполнение основной задачи.
Подача сигнала «ТРЕВОГА» осуществляется сразу после приема информации о пожаре (вызове), ЧС.
Обработка вызова завершается за возможно короткое время и не задерживает выезд и следование дежурного караула или дежурной смены к месту пожара (вызова), ЧС.
При наличии дополнительной информации и технической воз- можности данная информация о пожаре (вызове) оперативно пе- редается диспетчером начальнику караула и другим должностным лицам гарнизона пожарной охраны, определенным в соответствии с приложением к расписанию выездов, по имеющимся каналам свя- зи во время их следования к месту пожара (вызова), ЧС.
Выезд и следование к месту вызова (ЧС)
Выезд и следование к месту пожара (вызова), ЧС включает в себя сбор личного состава дежурного караула или дежурной смены подразделения (далее – караул) по сигналу «ТРЕВОГА» и его достав- ку на пожарных или аварийно-спасательных автомобилях и иных специальных транспортных средствах к месту пожара (вызова), ЧС.
Выезд и следование к месту пожара (вызова), ЧС осуществляют- ся в возможно короткое время, что достигается:
– сбором и выездом личного состава караула в течение времени, не превышающего нормативное;
— 42 —
– движением пожарных, аварийно-спасательных автомобилей по кратчайшему маршруту с использованием специальных световых и звуковых сигналов с учетом обеспечения безопасности движения;
– знанием особенностей района выезда.
Следование к месту пожара (вызова), ЧС приостанавливается только по распоряжению диспетчера.
В случае вынужденной остановки в пути следования головного пожарного или аварийно-спасательного автомобиля следующие за ним автомобили останавливаются и дальнейшее движение продол- жают только по указанию начальника караула.
При вынужденной остановке второго или следующих за ним пожарных автомобилей остальные, не останавливаясь, продолжают движение к месту пожара (вызова), ЧС. Старший начальник на по- жарном автомобиле, прекратившем движение, немедленно сообща- ет о случившемся диспетчеру.
При самостоятельном следовании к месту пожара (вызова),
ЧС первичного тактического подразделения караула, способного самостоятельно решать отдельные задачи по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров (далее – отделение), и вынужденной остановке пожарного автомобиля командир отделения сообщает о случившемся диспет- черу, при этом принимаются меры по доставке личного состава, по- жарного инструмента и оборудования к месту пожара (вызова), ЧС.
При обнаружении в пути следования к месту пожара (вызова),
ЧС другого пожара начальник караула или должностное лицо под- разделения, следующее к месту пожара (вызова), ЧС в качестве ру- ководителя тушения пожара (ликвидации ЧС):
– сообщает об обнаруженном пожаре, ЧС диспетчеру;
– поступает в зависимости от оперативной обстановки либо по указанию старшего должностного лица гарнизона пожарной охраны;
– выделяет в случае угрозы жизни людей на вновь обнаруженном пожаре силы и средства на их спасание и тушение пожара
(ликвидацию ЧС).
— 43 —
Развертывание сил и средств,
предназначенных для ликвидации ЧС
Развертывание сил и средств, предназначенных для ликвидации
ЧС, – размещение личного состава, специальной техники и обору- дования в зоне ЧС в соответствии с планом ликвидации ЧС либо решением руководителя ликвидации ЧС на проведение АСДНР и ликвидацию ЧС.
Развертывание сил и средств проводится в соответствии с нор- мативными правовыми актами, регламентирующими действия сил, предназначенных для проведения АСДНР, а также инструк- циями по эксплуатации специализированной техники и оборудо- вания и рекомендациями (указаниями) по ликвидации различных видов ЧС, с учетом первоочередного проведения работ на решаю- щем направлении.
При развертывании сил и средств и последующем проведении
АСДНР для обеспечения безопасности участников ликвидации ЧС, возможности маневрирования прибывающей специальной техни- кой и оборудованием, установки резервной специальной техники, оборудования и развертывания дополнительных объектов обеспе- чения АСДНР могут быть проведены необходимые действия по эвакуации транспортных средств, ограничению или запрещению доступа посторонних лиц на место возникновения ЧС и движения транспорта на прилегающей к нему территории. До прибытия со- ответствующих служб органов внутренних дел эти действия выпол- няются личным составом в порядке, определяемом руководителем ликвидации ЧС.
Ведение разведки зоны ЧС
Разведка зоны ЧС представляет собой совокупность мероприя- тий, проводимых в целях сбора информации о ЧС, необходимой для оценки обстановки и принятия решений по организации АСДНР.
Разведка ведется непрерывно с момента получения информа- ции о возникновении ЧС и до ликвидации чрезвычайной ситуации.
При ведении разведки необходимо установить:
– наличие и характер угрозы людям, их местонахождение, пути, способы и средства спасения (защиты), а также возможность за- щиты (эвакуации) имущества;
— 44 —
– основные характеристики опасных факторов ЧС и пути их рас- пространения;
– возможность вторичных проявлений опасных факторов ЧС, в том числе обусловленных особенностями местности, технологии и организации производства на объекте возникновения ЧС;
– наличие и местонахождение ближайших средств, пригодных для ликвидации ЧС, возможные технологии их использования;
– наличие в зоне ЧС объектов повышенной опасности (электроу- становок под напряжением, взрывчатых, химических веществ и пр.), возможность и целесообразность их нейтрализации или вы- вода из зоны ЧС;
– состояние строительных конструкций в зоне ЧС, их особенности, влияющие на ход ведения АСДНР;
– возможные пути ввода сил и средств для проведения АСДНР и иные данные, необходимые для выбора решающего направления действий;
– необходимость оказания пострадавшим экстренной медицин- ской и психологической помощи;
– достаточность сил и средств, привлекаемых к проведению АСДНР.
Личным составом, участвующим в разведке, в зависимости от обстановки выполняются и другие необходимые действия.
При проведении разведки зоны ЧС необходимо использовать документацию и сведения, представляемые должностными лицами, знающими местность, объемно-планировочные и конструктивные особенности зданий и сооружений, технологические процессы про- изводства, инженерные системы противоаварийной и противопо- жарной защиты.
Разведку проводит руководитель ликвидации ЧС, другие лица по его поручению, а также должностные лица, возглавляющие
АСДНР на порученном им участке работы.
При организации разведки руководитель ликвидации ЧС:
– определяет направления разведки и лично проводит ее на наибо- лее сложном и ответственном направлении;
– устанавливает количество и состав групп разведки, ставит перед ними задачи, определяет применяемые средства и порядок связи, а также необходимое для разведки специальное оборудование и снаряжение;
— 45 —
– устанавливает меры безопасности личного состава при проведе- нии разведки и организует контроль за их выполнением;
– устанавливает порядок передачи полученной в ходе разведки ин- формации.
По прибытии на место возникновения ЧС сил и средств руко- водитель ликвидации ЧС организует и возглавляет группу (группы) разведки.
Количество и состав групп разведки определяются с учетом опе- ративной обстановки в зоне ЧС.
Личный состав, ведущий разведку, обязан:
– иметь при себе необходимые средства индивидуальной защиты, спасания, связи, проведения специализированных видов работ, освещения, а также инструмент для вскрытия и разборки кон- струкций;
– вести работы по спасанию людей;
– оказывать при необходимости первую медицинскую помощь по- страдавшим при ЧС;
– принимать по возможности одновременно с разведкой зоны ЧС меры по защите пострадавших и имущества всеми доступными средствами;
– соблюдать требования техники безопасности, правила работы в средствах индивидуальной защиты органов дыхания и зрения, а также со средствами проведения специализированных видов работ;
– докладывать в установленном порядке о результатах разведки.
Поиск и спасание людей и имущества
Спасание людей при ЧС является важнейшим видом АСДНР и представляет собой совокупность мер по перемещению людей из зоны воздействия опасных факторов ЧС и их вторичных проявле- ний или защите людей от воздействия этих факторов, в том числе с использованием средств индивидуальной защиты и защитных соо- ружений (укрытий).
Спасание людей при ЧС должно проводиться с использовани- ем всех возможных форм, способов и методов, а также технических средств, обеспечивающих наибольшую безопасность как постра- давших, так и участников проведения АСДНР.
— 46 —
Если опасные факторы ЧС угрожают жизни и здоровью людей, а также существует вероятность распространения этих факторов, либо для ликвидации опасных факторов ЧС предусматривается применение опасных для жизни людей веществ и составов, то про- водится эвакуация людей из опасной зоны.
Порядок и способы спасания людей определяются руководи- телем ликвидации ЧС в зависимости от обстановки в зоне ЧС и состояния людей. При проведении АСДНР должны учитываться состояние основных и запасных путей эвакуации, техническая ос- нащенность зоны ЧС системами оповещения, аварийного освеще- ния, а также характерные особенности опасных факторов ЧС.
Основными способами спасания людей и имущества являются:
– перемещение их в безопасное место, в том числе с использовани- ем специальных технических средств;
– защита от воздействия опасных факторов ЧС.
Для спасания людей выбираются наиболее безопасные пути и способы. Перемещение спасаемых людей в безопасное место осуществляется с учетом условий ликвидации ЧС и состояния пострадавших.
Защита спасаемых людей от воздействия опасных факторов ЧС в случае невозможности их перемещения в безопасное место осущест- вляется с использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения, а также посредством подачи специальных веществ и материалов, препятствующих распространению, снижающих воздей- ствие опасных факторов ЧС или удаляющих их из зоны ЧС.
Для спасания людей и имущества применяются следующие ос- новные средства:
– аварийно-спасательное оборудование и устройства; спасательные устройства (спасательные рукава, веревки, трапы и индивидуаль- ные спасательные устройства);
– надувные и амортизирующие устройства;
– аппараты защиты органов дыхания;
– летательные аппараты;
– плавательные средства;
– стационарные и ручные пожарные лестницы; автолестницы и ав- топодъемники;
– иные доступные средства спасания, в том числе приспособленные.
— 47 —
В ходе АСДНР пострадавшим оказывается первая медицинская помощь.
Оказание первой медицинской помощи пострадавшим осущест- вляется в соответствии с нормативными правовыми актами, регла- ментирующими действия сил, предназначенных для проведения
АСДНР. С этой целью могут применяться средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения, средства первой медицинской помощи, а также иные, в том числе приспособленные, средства.
До прибытия в зону ЧС медицинского персонала первую меди- цинскую помощь пострадавшим в установленном порядке оказыва- ет личный состав подразделений, проводящих АСДНР.
Спасание людей и имущества при ЧС при достаточном коли- честве сил и средств проводится одновременно с другими видами
АСДНР. Если сил и средств недостаточно, то они используются только для спасания людей, при этом другие виды АСДНР не ведут- ся или приостанавливаются.
Спасательные работы при проведении АСДНР прекращают- ся после тщательного осмотра всех мест возможного нахождения людей и соответствующих докладов руководителей спасательных групп (отделений).
Локализация ЧС
Выбор способа предотвращения распространения и уменьше- ния воздействия опасных факторов ЧС определяется поставленной задачей, характером ЧС, используемым способом проведения лик- видации ЧС, физико-химическими свойствами веществ и другими обстоятельствами.
Применение выбранного способа осуществляется в соответ- ствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими действия сил, предназначенных для проведения АСДНР, а также рекомендациями (указаниями) по ликвидации различных видов ЧС с учетом наличия и состояния материальных, культурных и иных ценностей, конструктивных особенностей зданий (сооружений), поведения строительных конструкций и необходимости обеспече- ния безопасности находящихся в зоне ЧС людей, в том числе лич- ного состава формирований, проводящих АСДНР.