Файл: Муниципальное учреждение дополнительного образования Вейделевская районная детская станция юных натуралистов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 57

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Вейделевская районная детская станция юных натуралистов»

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МУДО

«Вейделевская районная детская

станция юных натуралистов»

___________ Данченко Ю. В.

Приказ № 1 от «31» августа 2022 г.


Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа

по естественнонаучной направленности

«Друзья природы»

Педагог дополнительного образования

Резниченко Светлана Владимировна

Возраст обучающихся: 10-14 лет

Вейделевка

2022 год

Содержание:

1.2.Цель программы 5

1.3.Задачи программы 5

6.Дендрология. 14ч. Теоретическая часть: 13

2.2.Календарный учебный график реализации программы 15

«Друзья природы» 15

Дидактические материалы, необходимые для демонстрации на занятиях: 22

Перечень оборудования, инструментов, необходимых для реализации программы. 22

Перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы. 22

4.Список литературы для педагога: 24

Список литературы для детей: 24

  1. Пояснительная записка.

    1. Характеристика особенностей программы.

Направленность программы

Модифицированная дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Друзья природы» имеет естественнонаучную направленность и ориентирована на формирование научного мировоззрения и удовлетворение познавательных интересов у обучающихся школьного возраста в области естественных наук, способствует формированию интереса к экспериментально - исследовательской и проектной деятельности.

За основу взята типовая программа из Сборника «Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. «Исследователи природы» под редакцией И.В. Костинской.

Тематический цикл - эколого-биологический.

Предметная область - биология, орнитология, краеведение, экология.


Форма обучения - очная (возможна при неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановке в регионе - очно-заочная форма обучения с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения).

Форма организации деятельности обучающихся - групповая, коллективная.

Функциональное предназначение программы - дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа.

Уровень сложности - базовый уровень.

Отличительная особенность программы - Составлена на основе типовой программы «Исследователи природы» из Сборника «Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ, под редакцией И.В. Костинской.

Программа имеет взаимосвязь научно - исследовательской и экологической направленности. Так как программа предполагает экскурсии в природу, во время прогулки ребята обращают внимание на разнообразие растений и животных. В связи с этим в программу включены занятия по работе на свежем воздухе, которые направлены на развитие творческого потенциала ребенка, сближение детей с родной природой, воспитание бережного, заботливого отношения к ней и формирование экологических навыков при работе. Основное отличие данной программы заключаются в том, что тематика занятий позволяет связать теорию с практической работой и экологической пропагандой. Создание педагогом условий для активной самореализации детей. Освоение программы способствуют развитию учебных и исследовательских компетенций.

Новизна программы: заключается в совмещение различных видов деятельности, она предоставляет обучающимся возможность удовлетворять свои индивидуальные потребности в общении с окружающим миром, развивать свой творческий потенциал, помогает адаптироваться в современном обществе через систему знаний о нем, а также привлекать внимание детей и взрослых к проблемам экологии по средствам организации и проведения просветительских и агитационных программ.

Дети познают азы технологических приемов при изучении природоохранных и экологических областей и умении дальнейшего использования навыков в практической деятельности, основываясь на полученные знания путем самостоятельного развития интереса к получению новой информации.



Данная программа дополняет и расширяет знания детей об окружающем мире, прививает интерес к предметам естественнонаучной направленности и позволяет использовать эти знания на практике. Предметно - практическая и продуктивная деятельность детей способствует развитию навыков анализирующего наблюдения, активизации мыслительной деятельности и речи обучающихся. Содержание программы на 70 % состоит из практических занятий, побуждающих думать, наблюдать, рассуждать, высказывать свою точку зрения, обосновывать её, делать выводы. Это дает ребенку возможность почувствовать себя активным участником в окружающих его природных процессах - найти свое место в мироздании. Такой подход к обучению поддерживает и развивает естественную любознательность детей.

Актуальность программы «Друзья природы» обусловлена важностью природоохранной работы, необходимостью знать и изучать родную природу, понимать целесообразность взаимоотношений подрастающего поколения с окружающей средой.

Экологическое образование и воспитание экологической культуры подрастающего поколения становится одной из главных задач, стоящих перед обществом. Чтобы избежать неблагоприятного влияния деятельности человека на окружающую среду, не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций, опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления, а значит обязательно быть экологически грамотным.

Актуальность программы также обусловлена проектно - исследовательской значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и других учебных заведениях. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время личностно ориентированный и деятельные подходы.

Исследовательская деятельность, задействована в программе и она, является средством освоения действительности и её главные цели - установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Особенно это актуально для обучающихся 10 -14 лет, поскольку в этом возрасте происходит развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для обучающихся знаний и способов деятельности.


Педагогическая целесообразность программы. Содержание программы обеспечивает приобретение знаний и умений, позволяющих в дальнейшем использовать их как в процессе обучения в разных дисциплинах естественнонаучного направления, так и в повседневной жизни для решения конкретных задач. Программа обеспечивает развитие умений в научно - практической деятельности, воспитание экологически развитой личности, раскрытие творческих способностей. Создает условия для полноценного развития интеллектуальных способностей каждого обучающегося, укрепление интереса к занятиям естественнонаучного направления. Приучает ребенка быть усидчивым, внимательным, а так же экологически заинтересованным человеком. Так же существенную роль играет овладение детьми навыков работы с научной литературой: поиск и подбор необходимых литературных источников, их анализ, сопоставление с результатами, полученными самостоятельно. У обучающихся формируется логическое мышление, память, навыки публичного выступления перед аудиторией, ораторское мастерство.

    1. Цель программы

Цель программы: Формирование у обучающихся системы ценностных отношений к природе и к окружающему миру на основе изучения ими природных объектов, углубление познавательных интересов детей, развитие у них потребности участвовать в деятельности по изучению и охране природы.

    1. Задачи программы

-систематизировать имеющиеся знания, продолжить формировать определенные новые знания и умения, закрепить их на практике;

- способствовать развитию любознательности, расширению кругозора обучающихся, развитию памяти, логического мышления, творческих способностей.

- воспитывать трудолюбие, уважительное отношение к результатам труда,

Предметные:

  • расширение кругозора обучающихся, развитие их воображения и эмоциональной сферы;

  • укрепление интереса к познанию окружающего мира, к предметам естественнонаучного цикла;

  • обучать пользоваться литературой.

Личностные:

  • развитие у детей положительных личностных качеств (доброты, терпения, ответственности и др.), познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы;

  • творческих способностей;

  • формирование экологической деятельности.


Метапредметные:

  • воспитывать в детях любовь к малой родине, ее природе и людям;

  • приобщить ребенка к здоровому образу жизни и гармонии тела.

Адресат программы:

Дети в возрасте от 10 до 14 лет, которых можно увлечь впечатлениями и открытиями, самостоятельностью поиска информации. Программа рассчитана на возрастную категорию детей от 10 до 14 лет. Этот возраст - оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте у обучающихся развивается эмоционально - ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно - экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также его поведении в природе. Изучение данной программы способствует формированию экологической ответственности как важнейшего компонента экологической культуры.

Программа рассчитана на обучающихся 10 -14 лет. Набор детей в группы осуществляется на добровольной основе в соответствии с возрастной категорией. При этом учитывается возрастные особенности обучающихся. Дополнительная образовательная программа формируется с учётом психолого - педагогических особенностей развития детей.

Возрастные особенности детей 10 - 14 лет

Физические

  1. Рост в этом возрасте не только быстрый, но и неравномерный. Поэтому часто чувствует себя усталым, неуклюжим. Думает, что привлекает всеобщее внимание, чувствует себя неловко.

  2. Начинают появляться признаки полового созревания. Проявляет интерес к противоположному полу. У девочек это проявляется раньше.

  3. Девочки обычно выглядят старше мальчиков.

  4. Большинство обладает большим аппетитом.

  5. Иногда может казаться ленивым (естественный способ защиты его организма от чрезмерного напряжения).

Интеллектуальные

  1. Происходят изменения в мышлении. Требует фактов и доказательств. Он больше не принимает с готовностью все, что ему говорят, и подвергает все критике. Особенно критичен к авторитетам. Не любит разделять одинаковые убеждения с другими. Для него трудно принять те соображения, которые идут вразрез с его желаниями.

  2. Начинает мыслить абстрактно, но обычно находит всему только крайние «контрастные» объяснения. Либо видит всё в чёрном, либо в белом цвете.

  3. Возрастает способность к логическому мышлению.

  4. Способен к сложному восприятию времени и пространства.

  5. Способен к проявлению творческого воображения и творческой деятельности.

  6. Способен прогнозировать последствия своих поступков.

  7. Обладает развитым навыком чтения.