Файл: Муниципальное учреждение дополнительного образования Вейделевская районная детская станция юных натуралистов.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 58
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Эмоциональные
-
Резкая смена настроения в соответствии с его физическим состоянием. -
Часто проявляет вспыльчивость. Способен проявить сдержанность, когда находит это нужным. -
Постепенно начинает обретать уверенность в себе. -
Обладает энтузиазмом. -
Обладает чувством юмора. -
Склонен упрямо придерживаться своих взглядов, утверждать их повсюду.
Сроки реализации программы. Данная программа общим объемом 144 часа изучается в течение 1 года. Одногодичная рабочая программа рассчитана на теоретические занятия, в объёме - 38 часов, и 106 часов - для проведения практических работ.
Режим занятий: Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Режим учебных занятий согласно расписанию. Учебный час - 45 минут. Перерыв между занятиями - 10 мин.
Формы организации занятий.
Групповые занятия - кружковое объединение, секция, звено.
Состав группы: 15 человек
В работе кружкового объединения осуществляется связь с уроками биологии, природоведения, литературы, рисования, трудового обучения.
Программа предлагает эффективные формы образовательно - воспитательной работы с детьми: беседы, игры, праздники, конкурсы, викторины, выставки; экскурсии в парк.
Особенности организации образовательного процесса - тесно связаны с практической деятельностью. Ребята будут самостоятельно решать поставленные задачи, в окружающей среде, оценивать свою работу и обсуждать полученные результаты. Задания в практикуме разделяются на описательные, поисково-познавательные и творческие. Используя данную программу, обучающиеся могут подготовить выполнение и реализацию проектной работы. Данная программа отличается возможностью передачи своего жизненного опыта и экологических знаний в кругу общения.
Формы проведения учебных занятий: различные и делятся на две группы:
-
аудиторные (в кабинете): беседа, викторина, подготовка конкурсу, акции, тестирование, работа с научно -популярной литературой и в сети Интернет, разработка, оформление и защита проекта/ исследовательской работы, реферата подготовка к акции, экологическая игра, демонстрация видеофильма, экологические практикумы и праздники и др.; -
внеаудиторные (вне кабинета в природе): экологические полевые практикумы, экскурсии, наблюдения в окружающей среде, закладка опытов, экологические игры - квесты, социологические опросы для разных возрастных групп населения и другие.
Методы, применяемые в ходе реализации программы.
Для реализации программы используются следующие методы обучения: Словесные.
Беседы, сообщения, которые нацелены на создание условий для развития таких способностей: слушать, видеть, запоминать, наблюдать. Лекции, изложение нового материала. Обсуждения - поиск новых методов решения поставленных задач. Словесные методы развивают способность говорить и доказывать, предлагать свои варианты, логически мыслить.
Наглядные.
Демонстрация аппликаций, рисунков, репродукций, чертежей, изобразительных средств обучения - фильмов, таблиц, схем, учебников, деталей, инструментов, приспособлений.
Практические.
Ребята очень хорошо воспринимают наглядно-демонстрационный материал, так как идет активизация процесса восприятия. Практическая работа выполняется для закрепления полученных знаний. Творческая работа помогает развитию творческих способностей, фантазии, индивидуальности каждого ребенка в отдельности.
Игровые
Помогают организовать досуг, развивают активность мышления, помогают увеличить работоспособность детей, снимают напряжение. Проведение занятий в игровой форме, включение подвижных игр повышает интерес к занятиям и творческую работоспособность.
Исследовательские
Овладение детьми методами научного познания, самостоятельной и коллективной работы.
Методы обучения (по внешним признакам деятельности преподавателя и учащихся):
-
Лекции - изложение педагогом предметной информации. -
Семинары - заранее подготовленные сообщения и выступление в группе и их обсуждение. -
Дискуссии - постановка спорных вопросов, отработка отстаивать и аргументировать свою точку зрения. -
Обучающие игры - моделирование различных жизненных ситуаций с обучающей целью. -
Ролевые игры - предложение обучающихся стать персонажем и действовать от его имени в моделируемой ситуации. -
Презентация - публичное представление определенной темы. -
Практическая работа - выполнение упражнений. -
Самостоятельная работа - выполнение упражнений совместно или без участия педагога. -
Творческая работа - подготовка, выполнение и защита творческих проектов учащимися.
По источнику получения знаний:
-
словесные; -
наглядные: -
демонстрация плакатов, схем, таблиц, моделей; -
использование технических средств; -
просмотр кино- и телепрограмм; -
практические: -
практические задания; -
тренинги; -
деловые игры; -
анализ и решение конфликтных ситуаций и т.д.;
По степени активности познавательной Деятельности обучающихся:
-
объяснительный; -
иллюстративный; -
проблемный; -
частично-поисковый; -
исследовательский;
Планируемые результаты:
Требования к уровню подготовки обучающихся:
Планируемые результаты освоения программы.
В результате освоения программы обучающиеся будут знать:
-
Взаимосвязи человека и природы. -
Влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры). -
Значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода. -
Лекарственные растения, правила сбора, хранения и применения их. -
Многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними. -
Наиболее распространённые виды дикорастущих растений своей местности (деревьев, кустарников, полукустарников, трав). -
Наиболее типичных представителей животного и растительного мира Белгородской области. -
Некоторые охраняемые растения и животные Белгородской области. -
О животных и их приспособленности к окружающей среде и сезонным условиям. -
Основные этапы организации проектно - исследовательской деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация). -
Правила техники безопасности при проведении практической работы. -
Растения, их виды, условия необходимые для роста, части растений. -
Сезонные изменения, происходящие в неживой и живой природе и в жизнедеятельности человека. -
Современные проблемы охраны природы, аспекты, принципы и правила охраны природы. -
Способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты). -
Способы приспосабливаться растений и животных к неблагоприятным природным условиям. -
Съедобные и ядовитые грибы своей местности. -
Экологические проблемы нашего региона.
В результате освоения программы обучающиеся будут уметь:
-
Активно участвовать в экологических акциях и конкурсах разного уровня. -
Вести дневник наблюдений. Вести наблюдения за окружающей природой под руководством педагога. -
Выделять объект исследования, разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы. -
Изготовить простейшие кормушки для зимующих птиц. -
Использовать на занятиях знания, полученные в повседневной жизни. -
Наблюдать за закономерностями развития растений и животных в течение года, за влиянием на жизнь растений и животных климатических факторов. -
Организовать подкормку птиц зимой. -
Отличать съедобные растения и грибы от не съедобных. -
Оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов. -
Планировать и организовывать исследовательскую деятельность. Подготовить доклад, презентацию. -
Предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры). -
Применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения. -
Прогнозировать возможность изменения в растительном и животном мире. -
Работать в группе. -
Соблюдать правила поведения человека в природе. -
Соблюдать правила техники безопасности при выполнении практических работ.
Личностные:
•Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.
•Умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
•Овладение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности.
•Ответственное отношение к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды.
Метапредметные:
•Умение работать с приборами, инструментами, с разными источниками информации.
•Умение составлять рассказы, сообщения, используя результаты наблюдений, материал дополнительной литературы.
•Совершенствование мышления, творческих способностей, умение думать самостоятельно, логично и последовательно.
Образовательные (предметные).
•Овладение простейшими практическими умениями и навыками в области естественных наук.
-
Расширение и углубление знаний о разнообразии мира живой и неживой природы. -
Овладение навыками экологически грамотного и безопасного поведения в природе, бережное отношение к объектам живой и неживой природы.
•Повышение мотивации к экспериментально-исследовательской
деятельности.
•Повышение интереса к естественнонаучному образованию;
•Овладение составляющими исследовательской деятельности, умение ставить вопросы, наблюдать, проводить эксперименты, фиксировать результаты наблюдений, делать выводы и заключения связанные с различными природными явлениями, объяснять, доказывать, защищать свои идеи.
№ п/п | Название темы | Всего часов | В том числе | Форма аттестации | |
теория | практика | ||||
1. | Вводное занятие. | 2 | 2 | - | Собеседование |
2 | Охрана природы. | 16 | 4 | 12 | Тестирование |
3. | Сезонные изменения в природе. | 18 | 4 | 14 | Опрос по карточкам |
4. | Интересное почвоведение. | 14 | 4 | 10 | Тестирование |
5 | Удивительная орнитология. | 24 | 6 | 18 | Тестирование |
6 | Дендрология. | 14 | 4 | 10 | Тестирование |
7 | Интересная микология. | 10 | 6 | 4 | Тестирование |
8 | Удивительная зоология и энтомология. | 14 | 2 | 12 | Тестирование |
9 | Раннецветущие растения. | 16 | 2 | 14 | Тестирование |
10 | Лекарственные растения. | 14 | 2 | 12 | Тестирование |
11 | Итоговое занятие. | 2 | 2 | - | Тестирование |
| Всего. | 144 | 38 | 106 | |
2.
Учебный план
-
Содержание программы.
-
Вводное занятие 2 часа.
Теоретическая часть:
Обсуждение плана работы и задачи объединения. Ознакомление с планом кружка, с видами общественно-полезного труда по озеленению. Практическая часть: Игра - викторина «Мои увлечения».
-
Охрана природы 16 ч.
Теоретическая часть:
Экологические проблемы Белгородской области. Экологическая ситуация в окружающем мире. Бытовые отходы. Применение мусора. Охрана растительного и животного мира. Красная книга Белгородской области. Практическая часть:
Конкурс рисунков «Сохраним природу нашего края». Выполнение поделок из бытовых отходов. Проведение социологических опросов по проблемам окружающей среды. Изготовление экологических плакатов.
-
Сезонные изменения в природе 18ч.
Теоретическая часть:
Сезонные изменения в жизни растений и животных. Миграции, перелеты, спячка, оцепенение, листопад, покой. Причины сезонных изменений, приспособления к сезонным изменениям.
Практическая часть:
Просмотр фильма «Сезонные изменениями в природе и жизни людей». Работа с календарем фенологических изменений в природе.
-
Интересное почвоведение. 14 ч
Теоретическая часть:
Классификация почвенных земель. Разрез почвы. Структура и разнообразие почв. Виды работ на земельных участках и сроки их проведения. Практическая часть:
Подготовка почвы к работе с растениями. Сезонная вспашка и вскопка земельных участков. Приготовление почвенных смесей для растений. Опрос по карточкам.
-
Удивительная орнитология. 24 ч.
Теоретическая часть:
Многообразие птиц. Птицы Белгородской области. Особенности строения птиц. Особенности питания птиц (растениеядные, насекомоядные, хищники). Среда обитания птиц. Птицы леса. Водоплавающие птицы. Роль птиц в жизни человека. Хищные птицы. Лесные доктора. Птицы Белгородской области.
Практическая часть:
Практические работы «Определи место обитания птиц по внешнему виду», «Определение птиц по голосу». Просмотр фильма «Многообразие птиц». Познавательная викторина «Перелётные птицы нашего края». Акции «Кормушка для птиц». Практическое изготовление кормушек для птиц.