Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 186
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- спасенные (деблокированные) пострадавшие;
- жильцы дома, подъезда (соседи, подвергшиеся поражению); работники предприятий и служащие учреждений, оказавшиеся вне зданий в момент их разрушения; представители администрации предприятия;
- работники учреждений по эксплуатации жилых зданий; учителя и воспитатели школьных и детских учреждений, а также другие лица, имеющие письменную и устную информацию о местах скопления людей в момент разрушения зданий; очевидцы (свидетели) - случайные прохожие и дети, оказавшиеся рядом с разрушенным зданием.
В случаях, когда в зону ответственности такого подразделения (группы) входит подвергшееся разрушению жилое здание, командир подразделения (группы), по возможности, должен иметь список его жильцов с указанием их точного адреса (номера подъезда, этажа, квартиры) и места работы (учебы). Этот список может быть получен от работников учреждений по эксплуатации жилых зданий и дополнен с их участием необходимой информацией.
При проведении поисково-спасательных работ в зоне разрушения зданий промышленных предприятий и административных зданий подобные списки, кроме фамилий рабочих и служащих, должны содержать информацию о точном месте работы и времени работы каждого. Списки могут быть получены от должностных лиц или администрации (начальников) цехов и отделов, мастеров, руководителей других штатных подразделений, директоров школ и заведующих детскими учреждениями, других лиц.
По результатам поиска любым из рассмотренных способов руководитель формирования составляет донесение в виде схемы (плана) района или участка с легендой, включающей необходимые сведения о местах и условиях нахождения пострадавших (в том числе - погибших), их количестве и состоянии, опасности воздействия на них вторичных поражающих факторов, а также о возможных способах и ориентировочных объемах оказания пострадавшим необходимой помощи.
4. Действия руководителя спасательных работ по организации и проведению аварийно-спасательных работ и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях
Аварийно-спасательные службы (далее - АСС), АСФ в своей деятельности руководствуются законодательством Российской Федерации, соответствующими положениями, уставами, правилами и другими нормативными правовыми актами. Руководство АСФ предполагает неукоснительное выполнение всеми работниками АСС, АСФ приказов и распоряжений, отдаваемых руководителями указанных служб и формирований.
Руководство всеми силами и средствами, привлеченными к ликвидации ЧС, и организацию их взаимодействия осуществляют первые, прибывшие на место руководители АСС, АСФ, которые принимают на себя управленческие полномочия и исполняют их до прибытия руководителей, определенных законодательством Российской Федерации, планами предупреждения и ликвидации ЧС или назначенных органами государственной власти, органами местного самоуправления. Решения этих руководителей являются обязательными для всех граждан и организаций, находящихся в зонах ЧС, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Никто не вправе вмешиваться в деятельность руководителей ликвидации ЧС по руководству работами, иначе как отстранив их в установленном порядке от исполнения обязанностей и приняв руководство на себя или назначив другое должностное лицо.
Полномочия руководителя ликвидации ЧС определяются Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, руководством организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случае крайней необходимости руководители вправе самостоятельно принимать решения, оговоренные законодательством.
Проблема выбора руководителем решения - одна из важнейших в современной науке управления. Она предполагает необходимость всесторонней оценки самим руководителем конкретной обстановки и самостоятельность принятия им одного из нескольких вариантов возможных решений.
Поскольку руководитель имеет возможность выбирать решения, он несет ответственность за их исполнение. Принятые решения подлежат контролю за их реализацией. Поэтому управление должно быть целенаправленным, должна быть известна цель управления. В системе управления обязательно должен соблюдаться принцип выбора принимаемого решения из определенного набора решений («Дерево решений» как математическая, или логико-вероятностная модель, представленная различным количеством (сетью) разнообразных решений, каждое из которых имеет свою степень сложности и риска, необходимый ресурсный потенциал на его реализацию, а также вероятность положительного исхода после его принятия). Чем больше выбор, тем эффективнее управление. При выборе управленческого решения к нему предъявляются следующие требования: обоснованность решения; оптимальность выбора; правомочность решения; краткость и ясность; конкретность во времени; адресность к исполнителям; оперативность выполнения.
В процессе разрешения сложных проблем с целью усиления способности руководителя к принятию обоснованных и объективных решений могут применяться различные научные методы их разработки и оптимизации, арсенал которых принято делить на два основных класса:
- методы моделирования;
- методы экспертных оценок.
Методы моделирования (называемые также методами исследования операций) базируются на использовании математических моделей для решения наиболее часто встречающихся управленческих задач.
Разработка и оптимизация решения конкретной проблемы методами моделирования представляет собой довольно сложную процедуру, которая может быть представлена последовательностью основных этапов:
- постановка задачи;
- определение критерия эффективности анализируемой операции;
- количественное измерение факторов, влияющих на исследуемую операцию;
- построение математической модели изучаемого объекта (операции);
- количественное решение модели и нахождение оптимального решения;
- проверка адекватности модели и найденного решения анализируемой ситуации;
- корректировка и обновление модели. Количество всевозможных конкретных моделей почти также велико, как и число проблем, для решения которых они разработаны. Подробное их рассмотрение выходит за рамки настоящего учебника и является предметом специальной учебной дисциплины, поэтому назовем лишь наиболее применимые к управлению ликвидацией чрезвычайных ситуаций типы моделей: модели теории игр, модели теории очередей, модели управления запасами, модели линейного программирования.
Большая часть разработанных для практического применения оптимизационных моделей сводится к задачам линейного программирования. Однако с учетом характера анализируемых операций и сложившихся форм зависимости факторов могут применяться и другие типы моделей. Скажем, при нелинейных формах зависимости результата операции от основных факторов - модели нелинейного программирования; а при необходимости включения в анализ фактора времени - модели динамического программирования; и, наконец, при вероятностном влиянии факторов на результат операции - модели математической статистики (например, корреляционно-регрессионный анализ).
Наилучший вариант решения, принятого на одном из уровней управляющей системы по какому-либо вопросу, называют оптимальным, а процесс поиска этого варианта - оптимизацией.
Сложность и взаимозависимость технических, организационных, социальных, экономических, экологических и других аспектов управления ликвидацией чрезвычайной ситуации приводят к тому, что принятие управленческого решения неизбежно затрагивает десятки и даже сотни разнообразных факторов, настолько переплетающихся друг с другом, что выделить и проанализировать их отдельно обычными аналитическими методами невозможно.
Многие факторы, определяющие или влияющие на выбор решения, по своей природе не поддаются количественной характеристике, другие - практически не могут быть измерены. Все это сделало необходимой разработку специальных методов, облегчающих выбор управленческих решений в сложных задачах.
В чрезвычайных условиях руководители не могут полностью быть уверенными в результатах решений, но они устанавливают обоснованные приемлемые вероятности. Это известно как одно из условий риска, когда результаты различного (возможного для них) выбора могут определяться в пределах ограниченных параметров.
К решениям, принимаемым в условиях риска, относятся такие, результаты которых не являются определенными, но вероятность каждого результата известна. Вероятность определяется как степень возможности свершения данного события и изменяется от 0 до 1. Сумма вероятностей всех альтернатив должна быть равна единице. В условиях определенности существует лишь одна альтернатива.
Наиболее желательный способ определения вероятности - объективность. Вероятность объективна, когда ее можно определить математическими методами и путем статистического анализа накопленного опыта. Вероятность будет определена объективно, если поступит достаточно информации для того, чтобы прогноз оказался статистически достоверным.
В ЧС руководитель не располагает достаточной информацией для объективной оценки вероятности, однако его опыт с высокой достоверностью подсказывает, что, скорее всего, может случиться в данной ситуации. В этом случае руководитель может использовать суждение о возможности свершения альтернатив с той или иной субъективной или предполагаемой вероятностью. Здесь может быть эффективным вероятностный подход, предполагающий прогнозирование возможных исходов и присвоение им вероятностей. При этом за основу могут быть приняты как известные типовые ситуации (типа - вероятность появления герба при подбрасывании монеты равна 0,5), так и предыдущие распределения вероятностей (например, из выборочных обследований или статистики предшествующих периодов известна вероятность появления ситуации) или субъективными оценками, сделанными аналитиком самостоятельно либо с привлечением группы экспертов.
На современном этапе развития управления как науки всю методологию принятия управленческих (оперативных) решений принято подразделять на определенное число различных классификаций. К подобному роду классификаций можно отнести три основных, суть которых сводится к следующему.
) Методы, основанные на интуиции руководителя, которая обусловлена наличием у него ранее накопленного опыта и суммы знаний в конкретной области деятельности, что помогает выбрать и принять правильное решение. Основной упор здесь делается на его видении и оценке определенной ситуации. У этого метода, разумеется, есть свои положительные и отрицательные моменты. Положительные заключаются в достаточно легком и свободном понимании основных положений поставленной задачи, то есть относительно легкое вхождение в суть проблемы. К отрицательным аспектам можно отнести различия в квалифицированности руководителей (опыт и стаж работы); несопоставимость с мнением большинства, следствием чего может явиться несогласованность в работе коллектива; высокая степень риска; зачастую стихийный характер принимаемого решения и некоторые другие.