Файл: Социальная идентичность личности структура и функции, классификация, формирование.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 678

Скачиваний: 17

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«МИЧУРИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Социально-педагогический институт

Курсовая работа

на тему: «Социальная идентичность личности: структура и функции, классификация, формирование»
Направление 44.03.05«Педагогическое образование»

профиль подготовки «История и обществознание»

Научный руководитель:

к.пед.н., ст.преподаватель

кафедры педагогики и психологии

М.С.Невзорова
____________________

подпись научного руководителя


Выполнил:

Студент 4 курса очной формы обучения

Широков А.А.

Мичуринск, 2017

Содержание

Введение………………………………………………………………...….3
§ 1. Проблема формирования социальной идентичности личности в

работах зарубежных и отечественных авторов …….................................7

§ 2. Структура, функции, классификация социальной идентичности

личности …………………………………………………………………..24
Заключение……………………………………………………………….32

Список литературы……………………………………………………..36

Введение
Исследователи проблем идентичности до сих пор не пришли к единому мнению относительно того, кому принадлежит открытие этого понятия для психологической науки. Если в философии можно проследить преемственность развития термина «идентичность» от античности через немецкую классическую философию и до постмодерна [19], то в психологии это сделать довольно трудно, потому что, войдя в терминологический аппарат психологической науки, это понятие обрело множество смыслов в связи с множественностью теоретических парадигм его интерпретаций. И всё же, несмотря на обширную предшествующую историю анализа категории «идентичность», статус самостоятельного научного понятия она получила в работах Э.Эриксона(1902-1994)(Баклушинский А.С., Белинская Е.П., 1998)[20].

Термин «идентификация личности», происходящий от средневекового латинского слова identifico – «отождествляю», обозначает механизм, работа которого основана на существовании эмоциональной связи индивида с другими людьми[13]. Идентификация человека представляет собой реакцию его психики, при которой он ассоциирует себя с другим индивидом или группой лиц. На уровне общения это может выражаться в бессознательном отождествлении себя с собеседником с целью познания его установок и ориентиров[12]. За счёт идентификации у маленького ребёнка происходит формирование поведенческих стереотипов, образующих черты личности, определение ценностных ориентаций и полоролевой идентичности[13].


Процесс отождествления характеризуется относительной ограниченностью. Человек устроен таким образом, что он обладает способностью уподобления только тому, кто имеет с ним хотя бы некоторые сходные черты. Посредством идентификации вырабатывается инструмент понимания. Она является своеобразным зеркалом, отражающим общее и способствующим лучшей коммуникации.

Человек обладает глубинной потребностью в признании своих внутренних убеждений со стороны общества. В определённых ситуациях индивид нуждается в защите «своих» против неблагоприятных обстоятельств окружающего мира. Цементирующим элементом выступает общность черт менталитета отдельного участника социума и группы[12].

Для обретения идентичности необходим социальный опыт, который приобретается в процессе социализации. Человек на любом отрезке своего жизненного цикла интериоризирует ценности социального мира. Каждый в ходе социализации стремится быть таким, каким его хотят видеть те, с кем он вступает во взаимодействие. Быть личностью, значит быть обладателем совокупности идентичностей – гендерной, семейной, этнической, профессиональной, имущественной. При этом важно не только иметь идентичность, но и считаться её имеющим. В современной науке под социализацией понимается процесс усвоения и воспроизведения индивидом социального опыта путём вхождения в социальную среду, в систему социальных связей[3]. В процессе социализации идентичность может поддерживаться, видоизменяться или переформировываться под воздействием социальных процессов[31].

Э. Фромм(1900 - 1980) обращается к проблеме идентичности, анализируя диалектическую взаимосвязь индивидуального и всеобщего в человеческой природе. В своей ставшей бестселлером книге «Бегство от свободы», написанной в 1941 году во время вынужденной эмиграции из нацистской Германии в США и посвященной анализу психологических механизмов деперсонализации, сложившихся в тоталитарных системах (фашизме, сталинизме), он определяет персональную идентичность как результат индивидуализации человека (Фромм Э., 1987). По мнению Фромма, последняя есть следствие обособления его от сил природы и от других людей, что впервые становится возможным лишь на определённом этапе человеческой истории, а именно в Новое время.

Но, как отмечает Э. Фромм, одновременно «одной из ведущих человеческих потребностей, составляющей самую сущность человеческого бытия», является потребность в связи с окружающим миром, потребность избежать одиночества, что достигается путём самоотождествления с какими-либо идеями, ценностями, социальными стандартами, то есть путём формирования социальной идентичности[25].



Социальная идентичность возникает в результате осознания своего членства в социальной группе вместе с ценностным и эмоциональным значением, придаваемым этому членству. Социальная идентичность является динамической структурой, образующейся за счёт механизмов идентификации, интернализации и рефлексии. Эта структура развивается на протяжении всей жизни человека в соответствии с изменениями социального контекста и проявляется в различных формах. Социальная идентичность опосредует влияние группы на социальное поведение индивидов. Поэтому картина тенденций развития социальной идентичности является основой для прогнозов массового социального поведения различных групп населения. К общесоциологическим основаниям становления социальной идентичности относятся общественное разделение труда, отношения собственности и власти, различия статусов и ролей, различия культур, исторических судеб народов и этносов, борьба за ресурсы и формирование многообразных общностей на основе общности условий их жизнедеятельности, то есть интересов, отличных от интересов других общностей[31].

В современных условиях идентичность становится одним из центральных понятий в социальной психологии, поскольку оно связано с наболевшими областями социальной теории и практики. Проблематика социальная идентичности является междисциплинарной, затрагивающей интересы социологии, истории, культурологии, когнитивной психологии, психологии личности и социальной психологии. Однако, долгое время она находилась на периферии научного анализа в психологии. В последние годы она обрела своё место в социальной психологии благодаря многочисленным исследованиям в этой области отечественными и зарубежными учёными (Агеев B.C., Андреева Г.М., Антонова И.В., Баранова Т.С., Белинская Е.П., Бергер П., Буякас Т.М., Ермолаева Е.П., Заковоротная М.В., Качанов Ю.Л., Лебедева Н.М., Лукман Т., Павленко В.Н., Солдатова Г.У., Соколова В.Ф., Стефаненко Т.Г., Хотинец В.Ю., Цуциев А.А., Шнейдер Л.Б., Ядов В.А., D. Abrams, М. Augustinos, М. В. Brewer, L. Chante, S. Condor, J.C. Deschamps, N. Ellemers, S. Hall, M. Hogg, S. Moscovici, A. Kwiatkowska, H. R. Markus, D. Oysterman, J. M. Salazar, S. Stryker, H. Tajfel, J. Turner, K. Yandley, I. Walker и другие)[11].

Проблема исследования:социальная идентичность личности, её структура и функции, классификация, формирование.


Цель исследования: изучение формирования социальной идентичности личности.

Объект исследования: социальная идентичность личности.

Предмет исследования: структура и функции, классификация, формирование социальной идентичности личности.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать современные зарубежные и отечественные исследования по проблеме социальной идентичности, а также статус данной проблематики в социальной психологии.

  2. Определить особенности формирования социальной идентичности.

  3. Охарактеризовать и систематизировать основные структурные компоненты и функции социальной идентичности как целостного образования.


Методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования, сравнение, сопоставление, обобщение, синтез.

Структура курсовой работы:

Курсовая работа состоит из введения, двух параграфов, заключения, списка литературы.
§ 1 Проблема формирования социальной идентичности личности в работах зарубежных и отечественных авторов

В настоящее время наблюдается значительное изменение условий первичной социализации, которое связано с уменьшением воздействия на становление личности семейных отношений и возрастанием влияния более подвижных социальных структур, прежде всего СМИ и неформальных сообществ, организаций, групп по интересам, добровольных ассоциаций, временных объединений, созданных для достижения конкретных целей. Происходит расширение масштабов и увеличение роли вторичной социализации. Например, ещё в середине XX века человек мог рассчитывать на то, что полученное в молодости образование определит его профессиональную карьеру в течение всей жизни, а сегодня, чтобы соответствовать высокому динамизму общественной жизни, необходимо постоянное переобучение и переквалификация.

Традиционные социально-психологические и социологические теории акцентируют внимание на таком механизме социализации, как адаптация личности к формам социального бытия. Без прохождения стадии адаптации невозможно представить себе развитие социального субъекта как деятельного агента, формирующего новые социальные структуры и отношения. Сам процесс социализации предполагает конформное поведение: либо в сторону конформного консерватизма, либо столь же конформного новаторства. Однако высказанное выше суждение, будучи применимым к обществу с более или менее устойчивой системой ценностей, сложившейся формой социального неравенства, легитимными политическими институтами, совершенно не годится для понимания социальных процессов в обществе, переживающем изменения во всех социальных институтах, в системе ценностных структур и обыденных повседневных взаимоотношений между людьми, между индивидами и социальными институтами. Одним из основных механизмов реализации процесса социализации в современном обществе выступает механизм ресоциализации. Элементами данного механизма выступают социальное дистанцирование субъекта от первичной социальной группы, выбор в качестве референтной группы социальной общности универсального типа, плюрализация стандартов социального действия при одновременном усвоении определённого минимума социальных норм. В этом случае можно говорить о включении процесса интернализации, так как
индивид выбирает для себя те группы, на которые он будет ориентироваться при построении своей идентичности.

П. Бергер(1929-2017), Т. Лукман(1927-2016) выделяют «успешную» и «неуспешную»социализацию. Под «успешной социализацией» понимается установление высокого уровня симметрии между социумом и субъективной реальностью. То есть в процессе развития идентичности не возникает противоречий между сложившимися образами Я и тем, что предлагает общество. «Неуспешную» социализацию следует понимать в терминах асимметрии между объективной и субъективной реальностями. Максимального успеха социализация достигнет в обществах с очень простым разделением труда и минимальным распределением знания. В настоящее время происходит всё большее расслоение общества, что подразумевает необходимость выбора собственной позиции, а следовательно, затрудняет успешную социализацию. Осуществление выбора собственной позиции предполагает включение механизма интернализации, в результате которого индивид принимает значимое для себя. Неуспешная социализация может быть результатом гетерогенности социализирующего окружения. Такие противоречия часто возникают между процессами социализации в семье и в группе сверстников. Общество, в котором возможны разные пути социализации, содержит в себе особые сочетания объективной реальности и идентичности. В результате рефлексии растёт общее понимание релятивности всех социальных процессов, включая и собственное положение в обществе, которое теперь оценивается, скорее, как одно из возможных. Вследствие этого, собственное институциональное поведение понимается как «роль», от которой можно отдалиться в своём сознании и которую можно «разыгрывать»под социальным контролем. П. Бергер, Т. Лукман связывают социальную идентичность с большой эмоциональной нагрузкой, отмечают роль предубеждений, чувств, то есть первичное место в формировании идентичности отводят эмоциональному компоненту[6].

В психоанализе социализация понимается как приобретение контроля над импульсами. По З. Фрейду(1856-1939), ребёнок изначально асоциален, и усвоение социальных норм и требований осуществляется через подавление инстинктивного начала[29]. Для А. Адлера(1870-1937) определяющим в социализации является чувство общности, «социальное чувство», вызывающее социальные контакты ребёнка с другими людьми[2].

В ходе социализации расширяется кругозор и разнообразие форм активности человека: совершенствуются эмоции, появляются новые потребности, расширяется информативность, множатся социальные контакты. В современном обществе ответственность за направление и эффективность процесса социализации «несёт» уже не столько первичная или вторичная группа социализации и не столько окружающая социальная среда, сколько сам человек, выбирающий предоставленные ему социальной ситуацией альтернативы. Таким образом, можно сказать, что социализация выступает условием формирования социального опыта и базой для развития социальной идентичности.