Файл: Социальная идентичность личности структура и функции, классификация, формирование.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 680

Скачиваний: 17

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Установление своей идентичности в профессиональной деятельности, согласно концепции Э. Эриксона, – важнейшая задача, встающая перед человеком в период юности и ранней взрослости. Однако следует помнить, что процесс профессионального самоопределения не заканчивается выбором профессии в юношеском возрасте, а продолжается в течение всей профессиональной жизни человека. Это связано и с тем, что человек может по тем или иным обстоятельствам сменить сферу профессиональной деятельности, и с тем, что в ходе развития науки содержание профессии может претерпевать существенные изменения.

Профессиональная идентификация – это процесс самоотождествления с другими представителями профессиональной среды (реальной или идеальной) на основе устоявшихся эмоциональных связей, обеспечивающих стабилизацию профессиональной деятельности и профессионального развития (Просёлова В.М., 2001). Она представляет собой механизм «врастания» в профессию, результатом которого является формирование профессиональной идентичности – одной из составляющих социальной идентичности человека.

Профессиональная идентичность выражает концептуальное представление человека о своём месте в профессиональной группе [10], а также о месте своей профессиональной группы в системе общественных отношений [7]. Она наделяет человека ценностными ориентирами, позволяя ему ориентироваться в мире профессий, а также обеспечивая максимально широкие возможности для самореализации.

Больший или меньший статус профессиональной идентичности в структуре идентификационных оснований личности в значительной степени зависит от объективной роли института профессии, которую он играет в данном обществе, и в которой ценность профессии фигурирует в общественном сознании. В сообществах с традиционно высоким социальным статусом конкретной профессии профессиональная идентичность выступает как ведущий фактор социального благополучия [7][20].

В отношении вопроса о функциях социальной идентичности также наблюдаются противоречивые точки зрения. Как правило, в психологических исследованиях функция связана с продуцированием определённого результата(Шадриков В.Д., 1982). Но трудность приложения этого определения к проблеме социальной идентичности заключается в запутанности представлений о целях функционирования идентификационных структур. По Эриксону, основной функцией идентичности является адаптация в самом широком смысле этого слова, поскольку развитие в психоаналитической теории рассматривается как адаптация биологической природы человека к жизни в обществе [33].


Обобщение современных исследований социальной идентичности позволил выделить следующие основные функции социальной идентичности: ориентационную (поиск своего места в мире); структурную (сохранение определённости, соотношение детерминизма и неопределённости); целевую (приспособление, построение модели поведения); экзистенциональную (прогнозирование, сохранение и развитие собственного духовного потенциала).

В связи с анализом функций социальной идентичности стоит отметить слова М. Хогга и Д. Абрамса, которые писали о том, что основная человеческая потребность заключается в конструировании смыслов и порядка из шумного, запутанного, жужжащего, необработанного сенсорного опыта. Процесс идентификации помогает людям найти их место в социальной структуре, обрести смысл и систематизировать сенсорный опыт (Hogg M., Abrams D., 1989)[9].

Сегодня проблема социальной идентичности личности становится одной из наиболее обсуждаемых в социальной психологии. Выделяются различные виды идентичности: в зависимости от выраженности личных или социальных аспектов Я (личностная или социальная идентичность), сознательных или бессознательных признаков (сознательная или бессознательная), полного или частичного включения в группу, непосредственного или опосредованного членства. Конкретные виды социальной идентичности складываются в рамках различных психологических подходов и базируются на конструктах ценностей и установок человека.

Заключение

Проблема нашего исследования состояла в необходимости осмысления процесса самоопределения, формирования ценностных ориентаций личности с учётом того, что процесс социализации протекает сегодня в условиях неопределённых социальных ситуаций, многообразия принципов организации социальных общностей, видов деятельности, социальных ролей и групповых норм, что, в конечном итоге, влияет на процесс становления идентичности подрастающего поколения, которое, взрослея и социализируясь, пытается перенять всё многообразие существующих стилей поведения и сформировать свою собственную идентичность.

В процессе данного исследования были поставлены следующие задачи, которые были успешно решены:

1. Проанализировать современные зарубежные и отечественные исследования по проблеме социальной идентичности, а также статус данной проблематики в социальной психологии.



2. Определить особенности формирования социальной идентичности.

3. Охарактеризовать и систематизировать основные структурные компоненты и функции социальной идентичности как целостного образования.

Таким образом, необходимо сделать следующие выводы:

1. Проблемы социальной идентификации личности в последние десятилетия приобрели в психологии особую популярность в связи с бурными социальными изменениями, происходящими во всём мире. Появились разнообразные теоретические подходы к исследованию этого феномена, накоплен богатый эмпирический материал. Однако ряд вопросов, связанных с социальной идентичностью личности, остаются на сегодняшний день дискуссионными.

2. Социальная идентичность – это феномен, возникающий на основании осознании личностью своей принадлежности к разнообразным социальным группам, в которые человек включается в ходе своей жизнедеятельности.

3. Когнитивная и мотивационная сфера конкретной личности опосредована характеристиками тех социальных групп, с которыми она себя идентифицирует. Социальная идентичность не только формируется под влиянием различных групповых свойств и процессов, но и сама оказывает влияние на внутригрупповую динамику и процессы межгруппового взаимодействия. Социальная идентичность личности формируется в процессе взаимодействия личности с социальной реальностью, в процессе которого эта реальность субъективно осмысляется в соответствии с системой жизненных отношений и потребностей.

4. Основные механизмы формирования социальной идентичности имеют когнитивную природу и включают в себя процессы категоризацию, самокатегоризацию, деперсонализацию и социальное сравнение. Вместе с тем, в реализации этих механизмов участвует и эмоциональная сфера, поскольку стремление к достижению и сохранению положительной самооценки составляет основу идентификационных процессов личности.

5. Самоопределение личности предполагает как усвоение накопленного человечеством опыта, который в психологическом плане «Я» протекает как подражание и идентификация (уподобление), так и формирование у индивида неповторимых, только ему присущих свойств, которое протекает как персонификация (обособление). Идентификация и персонификация является двуединым процессом и механизмом самоопределения.

Самоопределение личности изучается на основе единства теории и практики. Современной тенденцией является рост прикладных, междисциплинарных исследований, направленных на решение конкретных задач (профессиональных, информационных, экономических, культурных и т.п.). Подобные исследования играют большую роль в формировании как жизненной стратегии личности в новых социально-экономических условиях, так и в определении перспектив развития общества, экономики, культуры.


В процессе социального самоопределения личность определяет своё положение в системе общественных отношений, способ поведения в зависимости от выбранной позиции, собственную социальную функцию и систему взглядов, ценностных ориентаций и представлений. Основой этого процесса является проблемная ситуация и последующая активность, направленная на принятие решения и выбор. Поэтому можно сказать, что процесс самоопределения является предметом междисциплинарных исследований, прежде всего в области психологии личности, когнитивной и социальной психологии.

Структура социального самоопределения представляет собой сочетание когнитивных и ценностно-смысловых процессов, которые обеспечивают формирование определённой внутренней схемы, в нашем подходе – социальную идентичность как систему личностных конструктов. Поэтому, можно сказать, что самоопределение – это когнитивно-мотивационный процесс, в результате которого формируется социальная идентичность личности. Главное содержание этого процесса составляет ценностно-мотивационная основа личности, которая взаимосвязана с представлением человека о своём месте в социальной среде.

6. Междисциплинарная востребованность как самого понятия идентичности, так и изучения феноменологии, им определяемой, определила для социальной психологии личности более широкие границы своей предметной рефлексии: необходимость содержательных «пересечений» практически со всеми областями современного гуманитарного знания – философией, социологией, этнопсихологией.

Исследования индивидуальной и коллективной идентичности учат противостоять «молчаливой технологической политике», «политике всепригодности», повышенной нестабильности и труднопрогнозируемости, обесцениванию внутренних регуляторов поведения, превращению внутреннего разнообразия в поверхностную эклектичность, нестабильности экономической и политической структуры, национальных отношений, экологических катастроф.

Необходимо также учитывать, что в современном, динамично изменяющемся мире, человек находится под воздействием массовых технологий, средств массовой информации, под натиском однородной информации. Через Интернет, СМИ он получает готовые мыслительные штампы, запрограммированные решения. Через расширение межчеловеческих связей в глобальном масштабе нивелируется традиционное культурное наследие. Задача состоит в том, чтобы научиться сохранить устойчивость внутреннего духовного опыта, в результате чего процессы идентичности приобретает истинно гуманистический смысл. В этой связи особую актуальность приобретает изучение особенностей формирования индивидуальной и коллективной идентичности в процессе становления информационного общества, глобальной культуры;
соотношения глобализации и локализации, системной и социальной интеграции изучение пограничных ситуаций глобального и локального, естественного и искусственного интеллектов. Главной темой будущих исследований может стать тема места человека в новом мире.

Практическая значимость исследования определяется тем, что данные могут использоваться в учебном процессе, так как дополняют и детализируют разделы социальной, педагогической и возрастной психологии.