Файл: Социальная идентичность личности структура и функции, классификация, формирование.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 679
Скачиваний: 17
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В процессе становления социальной идентичности задействованы познавательный, оценочный и поведенческий компоненты. Ряд исследователей отмечают, что социальная идентичность формируется по мере роста социальной осведомлённости, знаний о своей социальной группе. Таким образом, многие учёные в структуре идентичности в качестве ведущего выделяют когнитивный компонент.
Интересны исследования Г. Тэджфела(1920-1982) и его школы, в которых социальная идентификация акцентирует своё внимание на процессах трансформации социально-групповых категорий в категории самосознания личности. Представители теории социальной идентичности считают, что:1) cоциальная идентичность складывается из тех аспектов образа – Я, которые вытекают из восприятия индивидом себя как члена определённых социальных групп; 2) индивид стремится к сохранению или повышению своей самооценки, позитивному образу себя; 3) социальные группы и членство в них связаны с сопутствующей положительной или отрицательной оценкой, существующей в обществе, следовательно, социальная идентичность может быть положительной и отрицательной; 4) оценка индивидом собственной группы определяется взаимоотношениями с некоторыми другими группами через социальное сравнение ценностно-значимых характеристик. Сравнение, результатом которого становится положительное отличие своей группы от чужой, порождает высокий престиж, отрицательное – низкий.
Следствиями изложенных положений теории социальной идентичности является следующее: 1) индивиды стремятся к достижению и сохранению положительной социальной идентичности; 2) позитивная социальная идентичность основана на благоприятных сравнениях ингруппы с несколькими релевантными аутгруппами; 3) так как положительная оценка своей группы возможна как результат сравнения, то члены группы стремятся дифференцировать, отделить свою группу от других. Особенно важна такая дифференциация для тех групп, которые не определены формально; 4) существует ряд переменных, которые оказывают влияние на межгрупповую дифференциацию: а) индивиды должны осознавать принадлежность к группе как один из аспектов своей личности, субъективно идентифицировать себя с группой; б) социальная ситуация должна быть такой, чтобы имели место межгрупповые сравнения; в) ингруппы не сравнивают себя с каждой мысленно доступной аутгруппой. Она должна восприниматься как релевантная для сравнения; г) цель дифференциации сохранить или достигнуть превосходства над аутгруппой; д) когда социальная идентичность не удовлетворяет членов группы, они стремятся либо покинуть группу и присоединиться к другой, либо сделать так, чтобы их настоящая группа стала позитивно отличаться от других.
Развитие идентичности, по Дж. Тёрнеру(род. 1942), осуществляется с помощью двух основных процессов:1) ассимиляции и аккомодации (происходит отбор новых компонентов в структуру идентичности, а затем приспособление структуры к этим компонентам (переструктурирование);2) оценки (определение значения и ценности содержаний идентичности, как новых, так и старых).
Эти процессы взаимосвязаны: процесс оценивания может влиять на отбор содержания для ассимиляции и на форму аккомодации. С другой стороны, ассимилируются также ценности, которые задают критерии оценки. Взаимодействие этих процессов во времени приводит к формированию содержательного и ценностного измерений идентичности. Так как социальные изменения постоянны, индивид сталкивается с постоянным изменением информации для ассимиляции. Для поддержания своей идентичности он может какое-то время не воспринимать эти изменения, используя для этого личные стратегии защиты идентичности[28].
С точки зрения теории самокатегоризации(теория самокатегоризации была сформулирована во второй половине 80-х годов XX века Дж. Тёрнером. Она является логическим продолжением теории социальной идентичности. Предметом теории самокатегоризации является процесс социальной категоризации. Социальная категоризация – отнесение человеком окружающих его людей к тем или иным социальным группам – категориям[27]), процесс становления социальной идентичности содержит три когнитивных процесса: 1) индивид самоопределяется как член социальной категории (пол, национальность, социальный статус); 2) человек не только включает в свой образ – Я общие характеристики групп членства, но и усваивает нормы и стереотипы поведения свойственные им; 3) усвоенные нормы и стереотипы становятся внутренними регуляторами социального поведения человека.
Основной процесс актуализации и развития социальной идентичности, с точки зрения данной теории, есть процесс межличностного и межгруппового социального сравнения. Человек активно оценивает свою группу и сравнивает её с другими. В процессе сравнения задействован эмоциональный процесс. Когда индивид включен в низкостатусную группу, это приводит к реализации различных стратегий направленных на сохранение или достижение положительной идентичности. Например, таких:1) индивидуальная мобильность – попытки покинуть группу; 2) социальная креативность – переоценка критериев, по которым происходит сравнение; 3) социальная конкуренция – приписывание желательных характеристик своей группе и противопоставление группе сравнения.
В данной теории человек также рассматривается как познающий и оценивающий, но не влияющий на социальную группу. Он не изменяет характеристик группы, а лишь принимает их, отвергает или переоценивает[1; 18].
Л. Краппман систематизировал идеи Дж. Мида об осознаваемой идентичности. Он рассматривал условия социальной ситуации, при которых идентичность остаётся сохранной, и назвал ряд способностей, необходимых человеку для сохранения своей идентичности в ситуации взаимодействия. Представления принимающих участие во взаимодействии партнёров о значении одних и тех же символов различны, часто противоречивы. Постоянно поступающая в процессе взаимодействия новая информация должна перерабатываться индивидом так, чтобы привести её в соответствие с прежним накопленным опытом. При этом особенно нужна самопрезентация во взаимодействии. Успех поддержания идентичности зависит от наличия у человека следующих способностей: способности к ролевому дистанцированию, к эмпатии, толерантности к противоречиям, успешной презентации своей идентичности[4, с.131-143].
Наиболее интенсивно социальная идентичность развивается в периоды кризисов, когда происходит конфликт сложившихся в результате живой деятельности образов Я, либо несоответствие представлений о себе требованиям социума. Д. Маттесон ввёл понятие «многофазового кризиса». Он обнаружил, что в разных областях, или сферах жизни, идентичность развивается по - разному. Кроме того, исследования показали, что различные проблемы возникают в характерные для них периоды жизни(например, проблема независимости – в подростковом возрасте). Аналогичные выводы сделал Дж. Колеман(1926-1995). Он обнаружил, что разные области достигают пика проблематичности в разном возрасте. Человеческая жизнь предстает как путь преодоления различных по содержанию кризисов идентичности[18][31].
Понятие идентичности вырастает из психологических и социальных исследований процесса идентификации. Идея разделения мира на «Я – Ты», отрицание субъект-объектного исследования таких понятий, как душа, любовь, индивидуальность как теоретическая основа была присуща русской философии, а затем советской. Онтология личности Ф. Достоевского, признание единственности личности и необходимости синтеза научно-теоретического и художественного типов мышления Н. А. Бердяевым, А. А. Ильиным, Г. Г. Шпетом, единства познающей личности и познаваемого инобытия Л. Карсавиным оказали влияние на лучших представителей советской гуманитарной мысли М. М. Бахтина, Л. С. Выготского, Д. С. Лихачева, А. Ф. Лосева, Ю. М. Лотмана, Б.Ф. Поршнева и др. Специфические человеческие процессы могут родиться только во взаимодействии человека с человеком, как интрапсихологические. Однако отметим, что до И. С. Кона в советской психологии и философии практически не использовался термин «идентичность». Преобладает «идентификация» как уподобление человека обществу.
Популяризатором исследований различных аспектов идентичности в советской философии стал И. С. Кон(1928-2011). Важным вкладом И. С. Кона в становление теории идентичности было не только то, что он одним из первых стал рассматривать эти проблемы. Используя выводы и идеи отечественных и зарубежных авторов, он интерпретировал идентичность как условный конструкт личности. Этот конструкт не является статичным и постоянно содержит динамические мотивационные тенденции, уравновешивает внутренние и внешние импульсы[15]. Другим ценнейшим вкладом Кона в развитии рефлексии на идентичность стали его конкретные междисциплинарные разработки. Как писал сам Кон – он был и философом, и психологом, и социологом, и этнологом, и сексологом[17].
В современной отечественной мысли последних лет появляются новые интересные разработки, научные и публицистические статьи, посвящённые проблематике российской идентичности (национальные аспекты), теории индивидуальной идентичности (В. С. Мухина, В. Г. Федотова, А. С. Мамбеева, Н. В. Антонова, И. В. Романов, В. А. Ядов, А. Б. Орлов и др.)[8].
В концепции А. Б. Орлова для обозначения социальных идентичностей человека используется понятие «персонализация». Эта структура представляет собой динамическую подструктуру личности, которая характеризуется относительно независимым существованием. Самые типичные субличности человека – те, что связаны с социальными (семейными или профессиональными) ролями, которые он принимает на себя в жизни. В случае персонализации ответ на вопрос «кто я?» представляет собой перечень социальных по своей сути ролей, позиций, функций. Генерализация персоны, поглощение одной субперсоной других, приводит, как правило, к возникновению суперперсоны. В генерализированной персоне преодолевается множественность самоотождествлений человека, однако ложность этих самоотождествлений усиливается. Тем не менее именно эта идентификация является первичным элементом самосознания, ощущения собственного Я[22].
В работах В. С. Мухиной(род. 1935) акцент делается на онтогенезе и филогенезе идентификации личности, и ценностной стороне феномена самосознания. Выделяется два основных этапа в развитии самосознания. Первый – присвоение структуры самосознания через механизм межличностной идентификации. Структура характеризуется основными феноменами: именем, притязанием на признание, полом, видением себя во времени. Второй этап – формирование мировоззрения и системы личностных смыслов. Здесь механизмы идентификации и обособления действуют на эмоциональном и когнитивном уровнях. Развитая личность прогнозирует себя в будущем, формирует образ своей жизненной позиции, «сохраняет своё лицо» при взаимодействии с другими. Однако предполагается, что в крайних случаях естественная обособленность может привести к отчуждению. В.С. Мухиной соответственно предполагается три возможности развития: гиперболизированной идентификации с другими индивидами, обособления от них и гармонического взаимодействия[21].
В. А. Ядов(1929-2015) описывает формирование социальной идентичности как процесс социальной идентификации личности. Социальная природа человека предполагает, что он стремится к включению в социум и вместе с тем – к выделению из социума в качестве индивидуальности. Социальная идентичность есть осознание, ощущение, переживание своей принадлежности к различным социальным общностям: таким как малая группа, класс, семья и тому подобное. Чувство принадлежности к социальной общности призвано выполнять важные социальные и социально-психологические функции: обеспечивает подчинение индивида социальной группе, но вместе с тем – групповую защиту и критерии оценки и самооценки. Изучение доминирующих тенденций формирования новой социальной идентичности – важная информация о процессах становления реальных социальных субъектов в условиях социально-экономических преобразований[34][31].
Итак, в зарубежной и отечественной мысли сложились определённые общие и особенные традиции исследования феномена идентичности как психологического и социокультурного феномена. Их суть заключается в том, что идентичность имеет структурное строение, основными параметрами которого являются целевой, содержательный и оценочный. Обычно происходит выделение двух аспектов идентичности: личностного и социального. Чаще в современных теориях личностный аспект вторичен по отношению к социальному. Он формируется на основе использования выработанных в процессе социальной категоризации понятий. Согласно современным теоретическим исследованиям идентичность – изменяющаяся структура; она развивается на протяжении всей жизни, проходит через преодоление кризисов, может изменяться в прогрессивном или регрессивном направлениях, то есть быть «успешной» (эффективной) или «негативной» (индивид отклоняет любые взаимодействия). В таком ракурсе идентичность выступает как первичное и необходимое условие для развития личности. Длительный кризис идентичности становится препятствием для формирования личности. Выявление различных типов идентичности происходит по следующим параметрам: наличие и отсутствие целей, кризиса, возможность формулировать политику жизни, открытость к выбору, сила и наличие решений относительно созидания себя самостью, целенаправленность, возможность овладевания современным опытом и знаниями. Теоретики едины во мнении, что идентичность социальна по происхождению, т. к. формируется в результате взаимодействия с людьми и усвоения каждым выработанного в процессе социальной коммуникации языка. Изменения идентичности обусловлены социальными изменениями[8].