Файл: Социальная идентичность личности структура и функции, классификация, формирование.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 684
Скачиваний: 17
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Базовым механизмом формирования социальной идентичности является идентификация[31]. Следует отметить, что в современной психологии принято отличать понятие «идентификация» от понятия «идентичность». Если под идентичностью вслед за Э. Эриксоном сегодня принято понимать некоторое состояние самоотождествления, то идентификация – это совокупность процессов и механизмов, которые ведут к достижению этого состояния(Заковоротная М.В., 1999)[20]. Исследование идентификации не аналогично анализу идентичности. Идентичность включает в себя различные аспекты, а идентификация – описание таких аспектов. Идентичность – результат, ставшее, отстаивание и защита себя, идентификация – приспособление, процесс постоянного выбора, принятие норм, традиций, установок. Потому на каждом уровне описания процесс идентификации предшествует осмыслению идентичности(Заковоротная М.В., 2004)[8]. Идентификация – это осознанное или неосознанное отождествление себя с кем-либо. В одном случае идентификация по З. Фрейду представляет собой «процесс, посредством которого ребёнок присваивает характеристики другого лица, обычно родителя, чтобы освободиться от собственной тревоги и ослабить внутренние конфликты» [29]. В другом – это силовое принуждение или эмоциональные привязанности членов социальных групп. Психоаналитическая теория акцентирует внимание на глубинных механизмах формирования социальной идентичности, коренящихся в беспокойстве и страхе утраты своего Я, ущемления потребностей. Отсюда проявления агрессивности в отношении других групп, представляющих реальную или мнимую опасность для данной группы или общности.
Если стремление к идентичности не достигается индивидуальными творческими усилиями, человек, согласно теории Э. Фромма, может обрести некоторый отличительный признак, идентифицируясь с другим человеком или группой: «Раб идентифицируется с хозяином, гражданин – с государством, рабочий – с компанией. В этом случае чувство идентичности вырастает не из бытия кем-либо, а из принадлежности кому-либо» [30]. Способ или форма интеграции с кем-либо происходит на основе характеристики, которая становится социальной ролью, достоянием личности и признаётся группой для утверждения состоявшегося акта идентификации.
Если идентификацию понимать как совокупность добровольного выбора групп и коалиций для отождествления себя с ними и для вхождения в их состав полноправным членом, то идентичность в этом случае будет представлять собой такое же количество способов интеграции человека с группами разного уровня и ранга (семья, трудовой коллектив, профессиональный союз, народ, граждане страны и т. п.)[31].
Социальная идентичность – это результат процесса социальной идентификации, под которым понимается процесс определения себя через членство в социальной группе. Социальная идентификация выполняет важные функции, как на групповом, так и личностном уровне: именно благодаря этому процессу общество получает возможность включить индивидов в систему социальных связей и отношений, а личность реализует базисную потребность групповой принадлежности, обеспечивающей защиту, возможности самореализации, оценки другими и влияния на группу.
Одним из первых о важности социальной идентичности заговорил Курт Левин(1890-1947), который полагал, что человек нуждается в прочном ощущении групповой идентификации, чтобы сохранять ощущение внутреннего благополучия.
Практически ни одно из основных теоретических направлений социальной психологии ХХ века не обошло своим вниманием данный феномен, предлагая собственные взгляды на проблему социальной идентичности[24].
Наибольшая заслуга в разработке данного понятия с точки зрения его структурно-динамических характеристик по праву принадлежит Э. Эриксону, и все дальнейшие исследователи данной проблематики так или иначе соотносились с его концепцией. Э.Эриксон разработал концепцию психосоциальной идентичности, которая близка к современному пониманию феномена социальной идентичности. С точки зрения Эриксона, только часть идентичности осознаваема, часть находится в области в предсознания, а по большей части она расположена в бессознательном, может даже подвергаться вытеснению. Психосоциальная идентичность – продукт взаимодействия между обществом и личностью. В качестве опосредующего инструмента идентификации выступает «идеология» – систематизированная совокупность идей и идеалов.
Проблема соотношения тождества, постоянства, и в то же время непрерывного изменения, динамики, которая заложена в понимании идентичности, предложенном Э.Эриксоном, придаёт категории «идентичность» определённую семантическую двойственность, отмечаемую многими исследователями. В частности, П. Рикёр(1913-2005) находит истоки подобной двойственности в этимологии данного понятия. Считается, что корень слова «идентичность» складывается из двух латинских корней: «iten» («в высшей степени сходный», «тот же самый», «аналогичный») и «ipse» («самость»). Получается, что в термине «идентичность» происходит наложение друг на друга двух смыслов: устойчивость – изменчивость во времени и тожественность самому себе – инаковость. Таким образом, сам термин «идентичность» указывает на диалектичность её природы, проявляющуюся в многообразии связей между постоянством и изменчивостью идентичности [23][20].
Факт объективного столкновения двух противоположных тенденций современного общественного развития – тенденции к стереотипизации образа жизни и одновременно к универсализации общественных связей, к всесторонности включения человека в общественную практику – естественно, стал предметом научной рефлексии для социальной психологии. С развитием её психотерапевтически ориентированных направлений он начал выступать как обоснование тех или иных невротических проявлений человека. Это позволило американскому психологу Э. Эриксону, окончательно придавшему понятию идентичности статус самостоятельной научной категории, полагать, что его изучение станет столь же центральным в наше время, как анализ сексуальности во времена 3. Фрейда[33]. Заметим, что этот прогноз во многом подтвердился.
Впервые детально понятие идентичности было представлено в известной работе Э. Эриксона «Детство и общество»(1950). Однако уже в начале 70-х годов создатель структурной (или структуральной) антропологии К. Леви-Стросс(1908-2009) утверждал, что кризис идентичности станет новой бедой века, и прогнозировал изменение статуса данной проблемы из социально-философского и психологического в междисциплинарный [Леви-Стросс К., 1985]. На протяжении последующих лет число работ, посвященных проблематике идентичности, неуклонно росло, и на состоявшемся в 1980 году первом мировом конгрессе по идентичности было представлено около двухсот междисциплинарных исследований персональной и социальной идентичности. Время, прошедшее после первого мирового конгресса по идентичности, лишь подтвердило наметившуюся ранее тенденцию: проблема идентичности и сегодня продолжает оставаться актуальной и интересной для исследователей в самых разных областях гуманитарного знания[25].
В символическом интеракционизме подчёркивается принцип осознания своей социальной позиции сквозь призму восприятия её другими, то есть путём противопоставления позициям других групп и общностей. Таким образом, люди упрощают, схематизируют правила социального взаимодействия[31]. В рамках символического интеракционизма основы исследования социальной идентичности были заложены работами Ч. Кули(1864-1929) и Дж. Мида(1863-1931). Дж. Мид рассматривал идентификацию как результат социального взаимодействия[24]. В концепции Дж. Мида большое внимание уделяется речи, языку, игре, которые способствуют овладению социальными нормами через принятие ребёнком на себя роли другого. При рождении человек не обладает идентичностью, она возникает как результат его социального опыта, взаимодействия с другими людьми. Таким образом, акцент делается на социальной обусловленности идентичности: она возникает только при условии включенности индивида в социальную группу, в общении с членами этой группы. При этом исключительное значение придаётся символической коммуникации – вербальной и невербальной. Развитие идентичности идёт от неосознаваемой к осознаваемой. Неосознанно человек отождествляется с окружающими. Осознаваемая идентичность предполагает наличие способности к рефлексии. С одной стороны, общество определяет идентичность индивида, задавая нормы и законы её существования, с другой стороны, индивид задаёт собственное окружение в смысле выбора целей, ценностей, потребностей. Возможны ситуации, когда человек стоит перед проблемой: каким образом достичь переживания себя как взаимосвязанного целого. Такие ситуации возникают, когда человек находится между разными социальными группами, имеющими разные нормы и ценностные ориентации. В таких случаях могут возникнуть две различные идентичности. В концепции Дж. Мида отмечен очень важный момент в развитии социальной идентичности. Она может быть принята как данность, механически и остаться неосознанной, а может подвергнуться рефлексии, быть соотнесенной с личностными характеристиками и стать структурным элементом личности. Дж. Мид рассматривает два процесса становления идентичности: идентификацию и рефлексию[16].
В настоящее время каждый человек сталкивается с проблемой выбора собственной социальной идентичности. Ситуация, когда он принимает единственную социальную позицию, почти нереальна. С одной стороны, такое положение можно считать «неуспешной социализацией», с другой – у каждого есть возможность для проявления своей индивидуальности. Процесс становления и развития социальной идентичности способствует сохранению целостности и индивидуальности опыта человека, «… даёт ему возможность предвидеть как внутренние, так и внешние опасности и соразмерить свои способности с социальными возможностями, предоставляемыми обществом» [32].
В работах А.Уотермана(1892-1967) акцентируется ценностно-волевой аспект социальной идентичности. Он считает, что социальная идентичность связана у человека с наличием чёткого самоопределения, включающего систему целей, ценностей, убеждений, которым человек следует в жизни. Цели, ценности, убеждения автор называет элементами идентичности. Они формируются в результате интернализации, выбора среди различных альтернативных вариантов в период кризиса идентичности и являются основанием для определённого жизненного направления, смысла жизни. Процесс формирования идентичности охватывает средства, с помощью которых человек идентифицирует, оценивает и отбирает ценности, цели и убеждения, которые станут элементами его идентичности. Идентичность невозможно рассматривать без учёта содержательной специфики целей, ценностей, убеждений, которые выбирает человек. Каждый её элемент относится к какой-либо сфере человеческой жизни. А. Уотерман выделил 4 сферы жизни наиболее важные для формирования идентичности: 1) выбор профессии; 2)принятие и оценка религиозных и моральных убеждений; 3) выработка политических взглядов; 4)принятие набора социальных ролей, включая половые роли и ожидания в отношении супружества и родительства.
Необходимо исследовать процессуальную и содержательную стороны социальной идентичности в их единстве и взаимосвязи, что даст возможность проследить пути формирования идентичности и понять значение для личности выборов, сделанных в какой-либо сфере жизни. Формирование идентичности – не единичный акт, а серия взаимосвязанных выборов, посредством которых человек принимает свои личные цели, ценности, убеждения. Развитие идентичности не является линейным процессом, оно может идти вспять, т. е. возвращаться на более низкий уровень. Даже имея достигнутую идентичность, субъект может вновь испытать кризис и ввергнуться в диффузное состояние. Чувство решённости, достижения идентичности разрушается по мере того, как цели, ценности, убеждения теряют свою жизненность, перестают соответствовать требованиям изменившейся жизни. Если при этом запускается процесс разрешения кризиса, у субъекта есть шанс вновь достичь зрелой идентичности. Но если субъект не хочет замечать происходящих изменений и затрачивать усилия на личностные поиски, возникает опасность погрузиться в диффузное состояние.Существуют приписанные направления социальной идентичности, в рамках которых должен самоопределиться субъект. Данные направления заданы извне, каждый неизбежно сталкивается с ними. В таких рамках есть немного возможностей для проявления собственной индивидуальности, индивид лишь принимает или отвергает те или иные ценности. Совсем иная ситуация возникает тогда, когда личность сама создаёт социальную группу или является значимым фактором её развития или изменения[4, с.131-143][31].
В работах ярчайшего представителя французской школы социальной психологии С.Московичи(1925-2014) предложена гипотеза об организации сознания индивида по типу идентификационной матрицы как особой категориальной подсистемы в системе знаний субъекта. Основу идентификационной матрицы составляет множество принадлежностей: общечеловеческая, половая, религиозная, этническая, профессиональная и т.д. Идентификационная матрица «распределяет» поступающую информацию по категориям, с которыми человек себя отождествляет[20].
В современной феноменологической социологии и социологии П. Бурдьё(1930-2002), как и в теориях интеракционизма, чётко обозначилось стремление совместить макросоциальную и социально-психологическую парадигмы становления личности как активного социального деятеля – агента социума и субъекта собственной жизнедеятельности. В этих подходах подчёркивается, что индивиды конструируют социальную реальность в контексте данной культуры, продуцируют модели социальных взаимоотношений, опираясь на собственные индивидные и личностные свойства и свойства других социальных субъектов, которые взаимодействуют с ними. Таким способом люди формируют схемы социальных взаимосвязей в обществе и действуют в согласии с этими схемами[5].
Идентичность оказывается в центре меняющейся социокультурной реальности. Вместе с тем, рассматривая становление идентичности как определённый вектор социокультурной динамики, следует говорить о непрерывном процессе самоидентификации, в ходе которого индивид узнаёт себя, конструирует и меняет жизненные смыслы, приспосабливая их к внешнему миру. Проблема идентичности есть проблема выбора и умения вовремя сделать другой выбор, если прежняя идентичность потеряла ценность.
Исследователи понимают идентичность не как релятивистское приписывание подобно кодировке себе и другим определённых черт той или иной идентичности (этнической или гражданской, конфессиональной или профессиональной), а как интериоризацию, как усвоение и достояние. И в этом случае идентичность предстаёт не как постоянно и произвольно меняющаяся категория, а как набор интериорированных представлений, идей, черт, норм и форм поведения, изменяющихся в результате осознанной активности личности или под влиянием среды, этнических лидеров и творческих личностей в русле заданной культуры.