Файл: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и высших учебных заведений культуры Орел огу. 2010. 156 стр.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 541
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, с активной творческой деятельностью человека (трудовая, тех-ническая, спортивно-игровая, художественно-театральная, научно-исследова-тельская, прикладная). Культуротворческая деятельность в значительной мере компенсирует недостаток возможностей для более полной реализации творческих способностей ребенка, подростка, взрослого человека. Такой дефицит весьма распространен среди работающих на предприятиях.
Единство всех функций педагогики досуга позволяет социальным работ-никам, организаторам культурного досуга и творчества наиболее полно решать задачи педагогического процесса в различных социальных средах.
Важнейшими методологическими категориями, характеризующими суть и диалектику развития педагогики досуга являются ее принципы. Принципы в педагогике досуга – генеральная идея, объективная норма, свод главных правил реализации культурно-воспитательного назначения субъекта или объекта. Соблюдение данных правил подразумевается всей логикой социальных, педагогических, культурных процессов.
В самой категории принципа находят отражение фундаментальные идеи досуговедения, основные исходные положения теории, нормы поведения и деятельности группы людей или отдельного человека, основные особенности, структура и функционирование того или иного социально-культурного инсти-тута. Они подвержены постоянной и непрерывной трансформации и дифферен-циации, обусловлены новой социально-культурной ситуацией, изменениями в политической и экономической жизни общества, процессами жизнеобеспече-ния, социализации и гуманизации, изменяющимися потребностями и интере-сами людей.
Как отрасль педагогической и культурологической наук педагогика досуга отличается множественностью принципов. Это объясняется закономерностями, характерными для различных видов общественной, социально-культурной, педагогической практики, учреждений и предприятий сферы досуга, образо-вания искусства, спорта, социально-культурной реабилитации, межкультурного сотрудничества.
К общим принципом педагогики досуга прежде всего относится принцип
педагогизации окружающей социально-культурной среды. Этот принцип нацелен на учет такого важного фактора, как понятие «педагогическая закономерность». С позиции педагогической науки закономерность трактуется как объективная повторяющаяся диалектическая связь различных явлений социально-культурной действительности. К их числу относится сочетание продуктивного и непродуктивного в социокультурной досуговой деятель-ности.
Другая закономерномть – аккумулирование в досуговой деятельности необ-ходимого заряда творческой энергетики, позволяющей реализовать внутренний потенциал человека.
Для более глубинного педагогического проникновения в сущность досу-говой деятельности в социально-культурной сфере очень важно помнить о диалектике соотнесения времени, пространства и содержания. Вся досуговая деятельность протекает в рамках свободного времени, определенного куль-турного пространства и выбранного содержания творчества. Они тесно взаимосвязаны и формируют вкусы людей всех возрастов, удовлетворяют их интересы, пристрастия, реализуют духовные и физические силы.
Наконец, досуговая деятельность, связанная с духовным миром, обладает такой закономерностью, как зеркальность и универсальность. Не только досуг, но и все другие ее сферы, включая и образование, и искусство, и спорт, отражают и воспроизводят окружающий мир во всем его богатстве и неповторимости, что делает эту деятельность поистине волшебной.
Универсальным характером обладает и принцип личностного подхода, актуализирующий социальную природу человека как способ движения личности в социальном пространстве и времени, как систему ее качеств и характеристик, важных для реализации отношений человека к природе, обществу, своим телесным и духовным потребностям, для процесса его социализации. Он предполагает признание личности ребенка, подростка, взрос-лого человека высшей социальной и культурной ценностью, уважение уникаль-ности и культурного своеобразие каждой личности, признание прав и свобод людей в социально-культурной сфере. По сути, это принцип саморазвития, самоутверждения и самореализации человека.
Принцип преемственности в первую очередь предполагает межкультур-ное взаимодействие и взаимовлияние поколений. Он означает сохранение и развитие материальных и духовных ценностей, созданных в прошлом, передачу детям, подросткам, юношеству социального знания и опыта старших, под-держание преемственности народных традиций и норм в жизни социума.
Принцип учета культурного многообразия взаимодействующих субъек-тов и объектов
касается большинства многонациональных по составу реги-онов Российской Федерации. Межэтническое досуговое общение как сложное социально-психологическое явление в определенной мере затрагивает систему моральных норм и нравственных ценностей, сегодня оно составляет и основу межнациональных отношений.
Принцип ориентации на культурно-ценностные отношения и органи-зацию культуротворчества в отдельных социальных группах и общностях пронизан гуманистическим подходом к построению межличностных отно-шений в процессе досуга и творчества, к рациональному, педагогически оправ-данному использованию содержания и всего воспитательного потенциала досуговой, творческой деятельности.
Принцип самодеятельности реализуется во всех видах досугового твор-чества: от индивидуальных форм, любительских объединений до массового праздника. Самодеятельность, как сущностное свойство личности, обеспечи-вает высокий уровень достижений в любой личностной и коллективной Дея-тельности. Принцип самодеятельности зиждется на творческой самооргани-зации, увлеченности и инициативе людей.
Таким образом, различные научно-педагогические подходы предполагают достаточно широкий веер разнообразных принципиальных характеристик содержания и организации культурного досуга людей. Это свидетельствует о об активных поисках и интересных находках, направленных на развитие теории и практики досуга и творчества детей, подростков и взрослых.
Возможность использования досуговой деятельности в социально-педаго-гических целях базируется на том, что она является носителем человеческой культуры. Социально-педагогическую работу можно рассматривать в этом контексте как процесс передачи и усвоения культуры, систематизированного общественного опыта, знаний и ценностных ориентаций относительно объек-тов окружающего мира. Любое изменение личности в социальном плане – это прежде всего изменение в содержании и структуре ее культуры. Деятельность способствует превращению культуры из внешней объективно-предметной в индивидуальную объективно-психическую форму.
Вопросы для самопроверки:
1. Что изучает педагогика досуга?
2. Что, по вашему мнению, должно считаться объектом педагогики досуга? Аргументируйте ваш выбор.
3. Что такое дифференциация педагогики досуга?
4. Охарактеризуйте функции педагогики досуга.
5. Дайте характеристику принципам педагогики досуга.
Список рекомендуемой литературы:
1. Ариарский М.А. Досуговедение в системе человекознания. – Л.; ЛГИК, 1990.
2. Бакланова Т.И. Педагогика художественной самодеятельности: Учеб. пособие. – М., 1992.
3. Ерасов Б.С. Социальная культурология: В 2 ч. – М.: Аспект-Пресс, 1994.
4. Культурно-досуговая деятельность: Учебник /Под ред. А.Д.Жаркова и В.М.Чижикова. – М.: МГУКИ, 1998.
5. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: Учебник. – М.: МГУКИ, 2004.
6. Стрельцов Ю.А. Социальная педагогика: Учебн. пособие. – М.: МГУКИ, 1998.
7. Ярошенко Н.Н. Педагогические парадигмы социально-культурной Дея-тельности: Учебн. пособие. – М.. 2004.
1.2 Генезис педагогики досуга
Как самостоятельная, самодостаточная область человеческого познания педагогика досуга оформилась во второй половине ХХ века. Ее истоки просматриваются в культурно-историческом опыте народов, в развитии досу-говедения как науки, отражающей педагогическое осмысление культурно-досуговой практики. Одним из основоположников мирового досуговедения считается Джофф Дюмазедье. Его основные труды: «На пути к обществу досуга» (1962 г.), «Досуг и город» (Т. I. – 1966 г.; Т. 2. – 1976 г.).1 Но настоящую сенсацию в зарубежном досуговедении произвела монография Дж. Дюмазедье «Культурная революция свободного времени» (1988 г.).2 По этой книге в течение 1989-1991 гг. в ряде городов Канады, США, Великобритании, Австралии была проведена серия научных конференций.
В 80-х годах ХХ столетия Д.Кларк и Ч.Критчер выпускают книгу под интригующим названием «Дьявол находит работу для праздных рук».3 Уже в самом названии книги отчетливо слышится сигнал тревоги: досуг – это не только благо, но и своеобразное поле для асоциального поведения. И это действительно так. Досуг – явление достаточно сложное. В зависимости от того, на что он направлен, он может быть позитивным или негативным. Отсюда такой интерес к проблемам досуга, как в теории, так и на практике, что, в свою очередь, не может не дать положительного эффекта.
Педагогика досуга имеет в нашей стране добротную историко-педагоги-ческую основу. В числе отечественныз педагогов, занимавшихся исследова-ниями вопросов внешкольного образования, семейной педагогики, организа-ции досуга, влияния на развитие личности окружающей социальной среды в первую очередь следует назвать работы В.П.Вахтерова, К.Н.Вентцеля, И.И.Горбунова-Посадова, А.С.Залужного, А.У.Зеленко, Н.Ф.Каптерева, М.В.Крупениной, П.Ф.Лесгафта, К.И.Львова, В.Г.Марца, Е.Н.Медынского, Г.С.Моложавого, А.Ф.Родина, Н.А.Рыбникова, С.Т.Шацкого, В.Н.Шульгина.
Среди современных российских ученых, внесших значительный вклад в развитие педагогики досуга, следует назвать работы М.А.Ариарского, Н.К.Бак-лановой, В.З.Дуликова, А.Д.Жаркова, Т.Г.Киселевой, Ю.Д.Красильникова, Ю.А.Стрельцова, Ю.С.Моздоковой, Г.Н.Новиковой, Н.Н. Ярошенко и др.4 В работах этих авторов рассматривается широкий круг проблем социально-культурологического образования, его педагогических компонентов, обеспече-ния органической взаимосвязи культурологической и педагогической подго-товки специалистов социокультурной сферы, социальной работы с идеей наци-онально-культурного возрождения России.
Единство всех функций педагогики досуга позволяет социальным работ-никам, организаторам культурного досуга и творчества наиболее полно решать задачи педагогического процесса в различных социальных средах.
Важнейшими методологическими категориями, характеризующими суть и диалектику развития педагогики досуга являются ее принципы. Принципы в педагогике досуга – генеральная идея, объективная норма, свод главных правил реализации культурно-воспитательного назначения субъекта или объекта. Соблюдение данных правил подразумевается всей логикой социальных, педагогических, культурных процессов.
В самой категории принципа находят отражение фундаментальные идеи досуговедения, основные исходные положения теории, нормы поведения и деятельности группы людей или отдельного человека, основные особенности, структура и функционирование того или иного социально-культурного инсти-тута. Они подвержены постоянной и непрерывной трансформации и дифферен-циации, обусловлены новой социально-культурной ситуацией, изменениями в политической и экономической жизни общества, процессами жизнеобеспече-ния, социализации и гуманизации, изменяющимися потребностями и интере-сами людей.
Как отрасль педагогической и культурологической наук педагогика досуга отличается множественностью принципов. Это объясняется закономерностями, характерными для различных видов общественной, социально-культурной, педагогической практики, учреждений и предприятий сферы досуга, образо-вания искусства, спорта, социально-культурной реабилитации, межкультурного сотрудничества.
К общим принципом педагогики досуга прежде всего относится принцип
педагогизации окружающей социально-культурной среды. Этот принцип нацелен на учет такого важного фактора, как понятие «педагогическая закономерность». С позиции педагогической науки закономерность трактуется как объективная повторяющаяся диалектическая связь различных явлений социально-культурной действительности. К их числу относится сочетание продуктивного и непродуктивного в социокультурной досуговой деятель-ности.
Другая закономерномть – аккумулирование в досуговой деятельности необ-ходимого заряда творческой энергетики, позволяющей реализовать внутренний потенциал человека.
Для более глубинного педагогического проникновения в сущность досу-говой деятельности в социально-культурной сфере очень важно помнить о диалектике соотнесения времени, пространства и содержания. Вся досуговая деятельность протекает в рамках свободного времени, определенного куль-турного пространства и выбранного содержания творчества. Они тесно взаимосвязаны и формируют вкусы людей всех возрастов, удовлетворяют их интересы, пристрастия, реализуют духовные и физические силы.
Наконец, досуговая деятельность, связанная с духовным миром, обладает такой закономерностью, как зеркальность и универсальность. Не только досуг, но и все другие ее сферы, включая и образование, и искусство, и спорт, отражают и воспроизводят окружающий мир во всем его богатстве и неповторимости, что делает эту деятельность поистине волшебной.
Универсальным характером обладает и принцип личностного подхода, актуализирующий социальную природу человека как способ движения личности в социальном пространстве и времени, как систему ее качеств и характеристик, важных для реализации отношений человека к природе, обществу, своим телесным и духовным потребностям, для процесса его социализации. Он предполагает признание личности ребенка, подростка, взрос-лого человека высшей социальной и культурной ценностью, уважение уникаль-ности и культурного своеобразие каждой личности, признание прав и свобод людей в социально-культурной сфере. По сути, это принцип саморазвития, самоутверждения и самореализации человека.
Принцип преемственности в первую очередь предполагает межкультур-ное взаимодействие и взаимовлияние поколений. Он означает сохранение и развитие материальных и духовных ценностей, созданных в прошлом, передачу детям, подросткам, юношеству социального знания и опыта старших, под-держание преемственности народных традиций и норм в жизни социума.
Принцип учета культурного многообразия взаимодействующих субъек-тов и объектов
касается большинства многонациональных по составу реги-онов Российской Федерации. Межэтническое досуговое общение как сложное социально-психологическое явление в определенной мере затрагивает систему моральных норм и нравственных ценностей, сегодня оно составляет и основу межнациональных отношений.
Принцип ориентации на культурно-ценностные отношения и органи-зацию культуротворчества в отдельных социальных группах и общностях пронизан гуманистическим подходом к построению межличностных отно-шений в процессе досуга и творчества, к рациональному, педагогически оправ-данному использованию содержания и всего воспитательного потенциала досуговой, творческой деятельности.
Принцип самодеятельности реализуется во всех видах досугового твор-чества: от индивидуальных форм, любительских объединений до массового праздника. Самодеятельность, как сущностное свойство личности, обеспечи-вает высокий уровень достижений в любой личностной и коллективной Дея-тельности. Принцип самодеятельности зиждется на творческой самооргани-зации, увлеченности и инициативе людей.
Таким образом, различные научно-педагогические подходы предполагают достаточно широкий веер разнообразных принципиальных характеристик содержания и организации культурного досуга людей. Это свидетельствует о об активных поисках и интересных находках, направленных на развитие теории и практики досуга и творчества детей, подростков и взрослых.
Возможность использования досуговой деятельности в социально-педаго-гических целях базируется на том, что она является носителем человеческой культуры. Социально-педагогическую работу можно рассматривать в этом контексте как процесс передачи и усвоения культуры, систематизированного общественного опыта, знаний и ценностных ориентаций относительно объек-тов окружающего мира. Любое изменение личности в социальном плане – это прежде всего изменение в содержании и структуре ее культуры. Деятельность способствует превращению культуры из внешней объективно-предметной в индивидуальную объективно-психическую форму.
Вопросы для самопроверки:
1. Что изучает педагогика досуга?
2. Что, по вашему мнению, должно считаться объектом педагогики досуга? Аргументируйте ваш выбор.
3. Что такое дифференциация педагогики досуга?
4. Охарактеризуйте функции педагогики досуга.
5. Дайте характеристику принципам педагогики досуга.
Список рекомендуемой литературы:
1. Ариарский М.А. Досуговедение в системе человекознания. – Л.; ЛГИК, 1990.
2. Бакланова Т.И. Педагогика художественной самодеятельности: Учеб. пособие. – М., 1992.
3. Ерасов Б.С. Социальная культурология: В 2 ч. – М.: Аспект-Пресс, 1994.
4. Культурно-досуговая деятельность: Учебник /Под ред. А.Д.Жаркова и В.М.Чижикова. – М.: МГУКИ, 1998.
5. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: Учебник. – М.: МГУКИ, 2004.
6. Стрельцов Ю.А. Социальная педагогика: Учебн. пособие. – М.: МГУКИ, 1998.
7. Ярошенко Н.Н. Педагогические парадигмы социально-культурной Дея-тельности: Учебн. пособие. – М.. 2004.
1.2 Генезис педагогики досуга
Как самостоятельная, самодостаточная область человеческого познания педагогика досуга оформилась во второй половине ХХ века. Ее истоки просматриваются в культурно-историческом опыте народов, в развитии досу-говедения как науки, отражающей педагогическое осмысление культурно-досуговой практики. Одним из основоположников мирового досуговедения считается Джофф Дюмазедье. Его основные труды: «На пути к обществу досуга» (1962 г.), «Досуг и город» (Т. I. – 1966 г.; Т. 2. – 1976 г.).1 Но настоящую сенсацию в зарубежном досуговедении произвела монография Дж. Дюмазедье «Культурная революция свободного времени» (1988 г.).2 По этой книге в течение 1989-1991 гг. в ряде городов Канады, США, Великобритании, Австралии была проведена серия научных конференций.
В 80-х годах ХХ столетия Д.Кларк и Ч.Критчер выпускают книгу под интригующим названием «Дьявол находит работу для праздных рук».3 Уже в самом названии книги отчетливо слышится сигнал тревоги: досуг – это не только благо, но и своеобразное поле для асоциального поведения. И это действительно так. Досуг – явление достаточно сложное. В зависимости от того, на что он направлен, он может быть позитивным или негативным. Отсюда такой интерес к проблемам досуга, как в теории, так и на практике, что, в свою очередь, не может не дать положительного эффекта.
Педагогика досуга имеет в нашей стране добротную историко-педагоги-ческую основу. В числе отечественныз педагогов, занимавшихся исследова-ниями вопросов внешкольного образования, семейной педагогики, организа-ции досуга, влияния на развитие личности окружающей социальной среды в первую очередь следует назвать работы В.П.Вахтерова, К.Н.Вентцеля, И.И.Горбунова-Посадова, А.С.Залужного, А.У.Зеленко, Н.Ф.Каптерева, М.В.Крупениной, П.Ф.Лесгафта, К.И.Львова, В.Г.Марца, Е.Н.Медынского, Г.С.Моложавого, А.Ф.Родина, Н.А.Рыбникова, С.Т.Шацкого, В.Н.Шульгина.
Среди современных российских ученых, внесших значительный вклад в развитие педагогики досуга, следует назвать работы М.А.Ариарского, Н.К.Бак-лановой, В.З.Дуликова, А.Д.Жаркова, Т.Г.Киселевой, Ю.Д.Красильникова, Ю.А.Стрельцова, Ю.С.Моздоковой, Г.Н.Новиковой, Н.Н. Ярошенко и др.4 В работах этих авторов рассматривается широкий круг проблем социально-культурологического образования, его педагогических компонентов, обеспече-ния органической взаимосвязи культурологической и педагогической подго-товки специалистов социокультурной сферы, социальной работы с идеей наци-онально-культурного возрождения России.