Файл: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и высших учебных заведений культуры Орел огу. 2010. 156 стр.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 544
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3.6 Технология организации досуга лиц пожилого возраста
Наша планета подвержена «старению». По оценкам экспертов ООН в 2001 году возраст каждого десятого жителя планеты составлял 60 лет и старше. В соответствии с классификацией Всемирной организации здравоохранения к пожилому возрасту относится население в возрасте от 60 до 74, к старому от 75 до 89 лет, а к долгожителям – 90 лет и старше. Социологи называют эти периоды человеческой жизни «третьим возрастом», а демографы вводят понятие «третьего» (6 - 75 лет) и «четвертого» (свыше 75 лет) возрастов.
. По международным критериям население России считается «старым» уже с конца 60-х годов, когда доля россиян в возрасте 65 лет и старше превысила 7%. Сейчас в нашей стране 12% граждан перешагнули 65-летний рубеж. Согласно социологическим исследованиям, пожилые люди оказались в числе беднейших слоев населения. Страх оказаться беспомощными, тревога за судьбы родных и близких, потеря прежнего социального статуса, материальные трудности, ухудшение физического и психического самочувствия, потеря контактов с близкими людьми и коллегами, конфликт между поколениями, одиночество – вот основные проблемы людей пожилого возраста.
Исследования показывают, что лица пожилого возраста почти постоянно живут в психоэмоциональном напряжении. Они оказались в собственной, построенной их же руками стране, в глубокой временной эмиграции. Пожилые люди лишились своей социально-культурной «ниши». Смена соци-ального статуса сопровождается целым рядом нежелательных перемен: теряются социальные роли; сужается сфера контактов и круг общения; снижается количество доходов, что, естественно, приводит к резкому сокращению культурных контактов и снижению культурной активности. Многих пенсионеров спасает сегодня работа, однако не все могут исполь-зовать это право по различным причинам. Необходима широкая сеть социальной поддержки пожилых, в которой важнейшее место должны занять клубы общения, центры досуга, клубы по интересам, академии народного творчества, самодеятельные театры и ансамбли, кружки и любительские объединения, семейные мастерские прикладного творчества.
Деятельный досуг укрепляет веру в себя, стимулирует жизненный опти-мизм, способствует успешному взаимодействию человека с окружающим его обществом, природой. Этот аспект особенно важен для людей пожилого возраста. Специалисты по геронтологии говорят о расширении культурного общения и культурных интересов как о существенном условии активной жизни в пожилом возрасте. Их активизация в предпенсионном возрасте может определить культурную программу свободного времени людей в более старшем возрасте.
Пожилые люди являются носителями народных традиций, этических норм, ценностей культуры и искусства, художественного опыта и житейской мудрости. Вовлечение молодежи в процесс восстановления духовной куль-туры России с использованием инновационных технологий досуговой дея-тельности – вот далеко не полный комплекс задач, решение которых невоз-можно без активного участия людей пожилого возраста «с молодой душой». Использование педагогического опыта данной категории населения дает положительные результаты. И наоборот, отсутствие содержательных контак-тов детей, родителей и педагогов – ветеранов труда, как отмечают социологи, негативно сказывается на воспитании детей. Предполагается, что в ближайшее время пожилые люди будут занимать более значительное место в социальной, культурной и политической жизни.
При организации досуговой деятельности среди пожилых следует учиты-вать, что представители данной социальной группы обладают повышенной социальной активностью – они хотят говорить, принимать решения, действовать, делиться своим жизненным опытом. Эта активность обусловлена, с одной стороны, болезненной потерей прежнего, привычного статуса, а с другой, сложностью адаптации к новым условиям жизнедеятельности при выходе на пенсию, желанием быть снова востребованными, нужными и полезными обществу. Пожилые люди готовы участвовать во всех видах досуговой деятельности. Организатору досуга не надо вести их за собой – он сам должен присоединиться к их инициативам, использовать творческие возможности и способности людей, опираться на присущую данной категории населения инициативу, активность, самодеятельность.
Исследования показывают, что в способах и интенсивности проведения досуга пожилые люди делятся на две противоположные группы:
- группа с высокой потребностью в общественной работе и социально-ориентированных формах проведения досуга – для них эта деятельность выполняет компенсаторные функции, позволяя человеку в период смены социальных ролей поддерживать чувство собственной значимости;
- для большей части пенсионеров характерны пассивные формы проведения досуга (чтение, телевизор).
Объединяет представителей этих групп акцентированная потребность в признании, стремлении получить от других одобрение и поддержку, подтвер-ждение своим давно сформировавшимся взглядам и принципам.
Основная проблема данной категории – смена социального статуса, сопровождаемая целым рядом нежелательных перемен. Отсутствие условий для социальной активности, отдыха и повседневного общения особенно остро ощущается теми людьми, которые живут в условиях новостроек, большого города или поздно сменили место жительства.
Конфликт между пожилыми людьми и молодым поколением проявляется в несовпадении ценностей, идеалов, жизненных принципов. Забвение нацио-нально-культурных корней и традиций, негативное отношение к прошлому отрицательно сказалось и на отношении к пожилым. Потеря уважения к людям – носителям этого прошлого, усиление общественной изоляции рождает у человека чувство социальной незащищенности, одиночества, отверженности, заброшенности. Депрессии и неуверенность в будущем, постоянное ожидание нежелательных перемен делает эту социальную групппу, по мнению специа-листов, маргинальной, которая отличается от других категорий неопределен-ного социального статуса и большей неудовлетворенностью своей жизни.
Цели и задачи культурно-досуговых программ для пожилых: Возраст, когда человек становится старым, зависит от той роли, которую он играет в обществе. По мнению западных социологов, старость наступает тогда, когда общество отвергает человека.
Профессиональная гимнастика может стать старой и в 25 лет, а писатель или дирижер оркестра может оставаться в зените творческого напряжения и в 80 лет (Гюго, Пикассо, Микеланджело, Мравинский, Илья Глазунов и др.).
Поэтому культурно-досуговые программы должны помочь человеку сфор-мировать представление о старости как о времени дальнейшего раскрытия сил и способностей, адаптироваться к новым социальным ролям, стилю и образу жизни; создать условия для проявления и максимального использования знаний, умений, навыков, жизненного опыта пожилых людей.
Основные задачи культурно-досуговых программ:
- поддержание социального статуса человека в обществе, сохранения объема и качества социальных ролей и форм активности путем дополнения или компенсации трудовой активности пожилых различными видами социо-культурной деятельности в сфере досуга;
- укрепление социальных и межличностных связей, поддержка чувства социальной полноценности и причастности к жизни и делам трудового коллектива, района, города, страны;
- развитие новых интересов и освоение новых видов социальной деятельности, позволяющих заполнить досуг, пополнить бюджет, приобрести новых друзей, расширить кругозор, возобновить трудовую деятельность, адаптироваться к меняющемуся миру, к новым социальным ролям;
- создание условий для удовлетворения потребности в самовыражении, признании, общении, уважении окружающих, потребности в психологической поддержке, обмене жизненным опытом, укреплении физического и пси-хического здоровья.
Для многих пожилых людей культурно-досуговые программы должны стать своеобразным способом социальной реабилитации их прошлого, которое представляет для них особую ценность, независимо от исторической оценки этого прошлого с позиций сегодняшнего знания.
Исходя из основных жизненных проблем пожилых людей и возможностей досуговой деятельности можно предложить для них следующие программы:
Образовательная программа «Вторая профессия». Она включает в себя организацию учебных курсов для подготовки пожилых людей по профессиям, которые дают возможность продлить трудовую деятельность после ухода человека на пенсию, открывают как бы новые перспективы для трудовой активности (курсы машинописи, бухгалтерское дело, техническое творчество, садоводство, моделирование одежды и др.).
Программа «Здоровье». Просветительный раздел программы может включать цикл лекций, встреч по проблемам рационального питания, профилактики заболеваний, эмоциональных расстройств, консультаций по юридическим и медицинским аспектам здоровья и т.д.
Самостоятельным направлением этих программ длжна стать организация групп физкультурно-оздоровительной направленности, например:
«Движение и здоровье». Программа предполагает организацию групповых оздоровительных ритмических движений с использованием элементов танца, гимнастики. В результате улучшается ощущение своего тела, уменьшаются волнения, появляется раскованность, улучшается контакт, устанавливаются дружественные и доверительные отношения с членами группы.
«Искусство и здоровье» - организация дискуссионных групп, предметом интереса которых может быть любой вид или жанр искусства. Искусство здесь не является самоцелью, а служит средством выстраивания внутреннего мира личности, повышения психической культуры.
Например, члены группы изображают на бумаге свои мысли, чувства, эмоции, желания. Каждый рисует то, что он видит внутренним зрением. Затем идет групповое обсуждение, анализ и интерпретация рисунков, раскрывается символическое значение полученных образов.
Подобное обращение к искусству дает возможность заполнить досуг даже тем лицам, которые не владеют навыками исполнительства.
«День за городом» - программа предлагает активное участие в спортивных мероприятиях, художественном творчестве, включает познавательные лекции, предоставляет возможности общения с природой и друг с другом, воз-можности плодотворного отдыха, приобретения новых друзей. Примерный перечень занятий: рыбная ловля, катание на лодках, велосипедах, плавание, рисование, лепка, кормление и наблюдение за птицами, разведение костра, игра в карты, приготовление пищи, различные ремесла (резьба по дереву, вязание, плетение корзины и др.), танцы, хоровое пение, интеллектуальные игры (шарады, викторины, конкурсы, дискуссии), игры, фотография, охота, прогулки по историческим местам, спортивные игры, рассказывания истории и др.
Программа «Искусство» - привлечение лиц пенсионного возраста к заня-тиям в коллективах художественной самодеятельности, группах гимнастики, танца и объединениях народных ремесел; включение в общественную и педагогическую деятельность по месту жительства (руководство подрост-ковыми клубами, кружками рисования, вязания и др.). В рамках данной программы можно предусмотреть самостоятельное направление «Активный досуг» (организация конкурсов «А ну-ка, бабушки», рассказывание народных сказок, пословиц, исполнение частушек, колыбельных песен, демонстрация детских игрушек и др.).
Программа «Живая история» - организация выставок старинных фотог-рафий, альбомов, писем, стихов, демонстрация мод прошлых времен, прове-дение литературных вечеров с устными воспоминаниями о художественной жизни и традициях предыдущих поколений, культурно-исторических эпох.
На базе учреждений социально-педагогической направленности, культуры и досуга могут создаваться объединения по интересам – клубы любителей путешествий, садоводов, домохозяек, любителей природы, птицеводов, любителей игры в бридж и др.
Кроме того целесообразно создавать консультационные службы, выпускать бюллетени «Новостей», содержащих информацию о здоровье, питании, путешествиях, спорте, книгах, информацию о деятельности местных органи-заций кинотеатров, парков и т.д.
В зарубежной практике в работе с пожилыми, часто одинокими людьми, получил распространение метод «терапии рекреацией»34. Одним из средств такой терапии для каждого конкретного человека может стать обращение к миру детства, юности в окружении определенных предметов, вещей, особо хранящихся и заботливо ими оберегаемых. Нередко такие вещи играют роль талисманов, оберегов, передаются по наследству в качестве семейных реликвий. Ученые считают, что символика таких предметов и вещей очень важна для создания психологического комфорта пожилого человека, облегче-ния адаптации на новом месте или в другом качестве. Интересен опыт изуче-ния проблем стариков, живущих как в обычных условиях, так и в домах-при-ютах, с точки зрения удовлетворенности жизнью. Более высокий уровень активности, состояния комфортности наблюдался у пожилых людей, находившихся в мире своих «грез и воспоминаний», символами которых служили их вещи, предметы, памятные подарки и т.п. Семейные реликвии и фотографии, символические драгоценности имеют особое знание для пожилого человека. Некоторые предметы «из прошлой жизни» служат «визитной карточкой» старшего возраста, помогают в общении, в досуговой деятельности. В комнатах имеются специальные выставочные витрины, где приносимое имущество становится доступным для обозрения, обсуждения, вызывает воспоминания-ассоциации,