Файл: Методические указания по организации выполнения и защиты выпускной квалификационной работы.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 62

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Цель исследования – словесно-логическое описание представления о результате исследования, того, что ожидается в итоге исследовательской работы. Цель формулируется через отглагольное существительное: описание, развитие, изучение или через глагол: описать, развить, изучить. Следует обратить внимание, что необходимо соблюдать единообразие при формулировке целей: либо все они формулируются через отглагольное существительное либо через глагол!

Можно привести примеры наиболее типичных целей:

- определить характеристики явлений;

- изучить динамику явлений;

- выявить, обобщить закономерности;

- обобщить опыт;

- классифицировать явление

Задачи исследования – это выбор путей и средств достижения цели в соответствии с выдвинутой целью. Задачи исследования – поэтапные действия для достижения цели исследования; формулируются через инфинитив глагола: проанализировать, разработать, охарактеризовать и т.д. В работе может быть несколько задач. Количеству задач исследования может соответствовать количество глав или пунктов (параграфов), подпунктов работы. Обычно формулируются три – четыре задачи. 

Каждая задача должна начинаться глаголом неопределенной формы, задачи не должны повторять формулировку цели.

Например:

  • проанализировать…

  • разработать…

  • выявить…

  • исследовать…

  • оценить…

  • установить связь…

  • охарактеризовать… и т.д.

В ряде случаев формулировка задачи исследования могут начинаться с существительного: 

Например:

  • усовершенствование…

  • анализ…

  • создание…

  • построение…

  • определение… 

  • систематизация … и т.д.

Объект исследования – процесс или явление, определяющее тему и цель исследования; отвечает на вопрос: что рассматривается в исследовании? Например, сестринский уход, деятельность медицинской сестры, деятельность фельдшера и др. Люди не могут быть объектом исследования.


Предмет исследования – более конкретен, чем объект; это часть объекта или то, что происходит с объектом исследования. Это конкретная проблема в теме выпускной квалификационной работы, которая находится в границах объекта исследования: определенные свойства объекта, их соотношения, зависимость объекта и его свойств от каких-либо условий. Предметом исследования могут быть содержание, формы и методы медицинского воздействия,  отношения между пациентом и медицинской сестрой и т.д.  Именно на предмет исследования ориентируется ВКР, что непосредственно отражается в теме работы. Предмет исследования тесно связан с целью исследования, например, если цель – выявить условия .., то предмет – условия..; цель – описать методику .., то предмет – методика … и т.д.

 

При определении объекта и предмета исследования необходимо учитывать, что:

  • объект даёт ответ на вопрос "что рассматривается?"

  • предмет даёт ответ на вопрос "как рассматривается объект, в каких отношениях, связях, аспектах, функциях?"

Методы исследования – служат инструментом в добывании фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной в работе цели. Методы исследования - это способы сбора и обработки информации. Выбор методов определяется объектом и целями исследования. В пункте - методы исследования – перечисляются методы, с помощью которых проводилось исследование (теоретическое и практическое). 

В качестве метода исследования может использоваться:

Метод исследования

Краткая характеристика метода

теоретический анализ

выделение и рассмотрение отдельных сторон, признаков, особенностей, свойств, явлений; выявление общего; установление общего принципа или правила

опрос


беседа – ведется в свободной форме без записи ответов собеседника;

интервью – разновидность беседы при этом исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности; 

анкетирование – метод массового сбора информации с помощью анкеты

наблюдение


целенаправленное восприятие какого-либо явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал, при этом ведутся записи (протоколы) наблюдений;

различают наблюдение включённое, когда исследователь становится членом той группы, в которой ведётся наблюдение и не включённое – «со стороны», сплошное и выборочное

обобщение данных

заключительная обработка эмпирического материала, в ходе которой наработанный материал структурируется, обобщается и формулируется в виде утверждения, суммирующего единичные данные и описывающие взаимосвязи между наблюдаемыми в опыте явлениями (величинами, состояниями, событиями и т.п.)

математические 

и статистические методы

применяются для обработки полученных данных методом опроса и для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями; наиболее распространенные математические методы:

регистрация

ранжирование

шкалирование

сравнение

позволяет установить сходство и различие между предметами и явлениями;

чтобы сравнение было плодотворным, оно должно удовлетворять следующим требованиям: сравниваться должны такие явления, между которыми может существовать определённая объективная общность

для познания объектов их сравнение должно осуществляться по наиболее важным, существенным признакам

анализ


в основе метода лежит процесс разложения предмета на составные части;

анализ документации;

анализ и обобщение опыта работы;

количественный и качественный анализ

описание

вид научного метода, представляющий собой систему процедур сбора, первичного анализа и изложения данных и их характеристик