Файл: Методические указания по организации выполнения и защиты выпускной квалификационной работы.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 62
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Цель исследования – словесно-логическое описание представления о результате исследования, того, что ожидается в итоге исследовательской работы. Цель формулируется через отглагольное существительное: описание, развитие, изучение или через глагол: описать, развить, изучить. Следует обратить внимание, что необходимо соблюдать единообразие при формулировке целей: либо все они формулируются через отглагольное существительное либо через глагол!
Можно привести примеры наиболее типичных целей:
- определить характеристики явлений;
- изучить динамику явлений;
- выявить, обобщить закономерности;
- обобщить опыт;
- классифицировать явление
Задачи исследования – это выбор путей и средств достижения цели в соответствии с выдвинутой целью. Задачи исследования – поэтапные действия для достижения цели исследования; формулируются через инфинитив глагола: проанализировать, разработать, охарактеризовать и т.д. В работе может быть несколько задач. Количеству задач исследования может соответствовать количество глав или пунктов (параграфов), подпунктов работы. Обычно формулируются три – четыре задачи.
Каждая задача должна начинаться глаголом неопределенной формы, задачи не должны повторять формулировку цели.
Например:
-
проанализировать… -
разработать… -
выявить… -
исследовать… -
оценить… -
установить связь… -
охарактеризовать… и т.д.
В ряде случаев формулировка задачи исследования могут начинаться с существительного:
Например:
-
усовершенствование… -
анализ… -
создание… -
построение… -
определение… -
систематизация … и т.д.
Объект исследования – процесс или явление, определяющее тему и цель исследования; отвечает на вопрос: что рассматривается в исследовании? Например, сестринский уход, деятельность медицинской сестры, деятельность фельдшера и др. Люди не могут быть объектом исследования.
Предмет исследования – более конкретен, чем объект; это часть объекта или то, что происходит с объектом исследования. Это конкретная проблема в теме выпускной квалификационной работы, которая находится в границах объекта исследования: определенные свойства объекта, их соотношения, зависимость объекта и его свойств от каких-либо условий. Предметом исследования могут быть содержание, формы и методы медицинского воздействия, отношения между пациентом и медицинской сестрой и т.д. Именно на предмет исследования ориентируется ВКР, что непосредственно отражается в теме работы. Предмет исследования тесно связан с целью исследования, например, если цель – выявить условия .., то предмет – условия..; цель – описать методику .., то предмет – методика … и т.д.
При определении объекта и предмета исследования необходимо учитывать, что:
-
объект даёт ответ на вопрос "что рассматривается?" -
предмет даёт ответ на вопрос "как рассматривается объект, в каких отношениях, связях, аспектах, функциях?"
Методы исследования – служат инструментом в добывании фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной в работе цели. Методы исследования - это способы сбора и обработки информации. Выбор методов определяется объектом и целями исследования. В пункте - методы исследования – перечисляются методы, с помощью которых проводилось исследование (теоретическое и практическое).
В качестве метода исследования может использоваться:
Метод исследования | Краткая характеристика метода |
теоретический анализ | выделение и рассмотрение отдельных сторон, признаков, особенностей, свойств, явлений; выявление общего; установление общего принципа или правила |
опрос | беседа – ведется в свободной форме без записи ответов собеседника; интервью – разновидность беседы при этом исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности; анкетирование – метод массового сбора информации с помощью анкеты |
наблюдение | целенаправленное восприятие какого-либо явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал, при этом ведутся записи (протоколы) наблюдений; различают наблюдение включённое, когда исследователь становится членом той группы, в которой ведётся наблюдение и не включённое – «со стороны», сплошное и выборочное |
обобщение данных | заключительная обработка эмпирического материала, в ходе которой наработанный материал структурируется, обобщается и формулируется в виде утверждения, суммирующего единичные данные и описывающие взаимосвязи между наблюдаемыми в опыте явлениями (величинами, состояниями, событиями и т.п.) |
математические и статистические методы | применяются для обработки полученных данных методом опроса и для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями; наиболее распространенные математические методы: регистрация ранжирование шкалирование |
сравнение | позволяет установить сходство и различие между предметами и явлениями; чтобы сравнение было плодотворным, оно должно удовлетворять следующим требованиям: сравниваться должны такие явления, между которыми может существовать определённая объективная общность для познания объектов их сравнение должно осуществляться по наиболее важным, существенным признакам |
анализ | в основе метода лежит процесс разложения предмета на составные части; анализ документации; анализ и обобщение опыта работы; количественный и качественный анализ |
описание | вид научного метода, представляющий собой систему процедур сбора, первичного анализа и изложения данных и их характеристик |