Файл: Курсовая работа по курсу Организационное поведение на тему Личностные качества руководителя как фактор управления деловым климатом в организации.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 163
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
7.
Прежде всего, личность руководителя включает в себя три составляющие. Биографические характеристики – возраст, пол, социально-экономический статус, образование. Если пол и возраст не имеют четкую корреляцию с эффективностью управленческой деятельности, то статус и образование существенно на нее влияют. Вторым элементом являются способности: нужно различать общие интеллектуальные, как совокупность всех познавательных возможностей человека; и специфические способности – знания и умения, компетентность и информированность.
Руководитель должен владеть тремя группами умений и навыков: технологическими, имеющими отношение к предмету и содержанию труда. Психологическими навыками, позволяющими успешно взаимодействовать с группой, завоевывать доверие и авторитет. И концептуальными, дающими руководителю возможность видеть организацию в целом. Но существуют факторы, которые могут снижать влияние тех или иных способностей. Это мотивация руководителя, его опыт и отношения с персоналом.
Третий элемент – это непосредственно черты личности руководителя. Традиционно их делятся на три группы: психофизические, деловые, профессионально-организаторские.
К первой группе относятся: интенсивность внимания, волевые усилия, объемная память, эмоциональные реакции (уравновешенность и стрессоустойчивость), общительность, доминантность и так далее.
К группе деловых качеств относят предприимчивость, независимость, стремление к достижению, умение видеть перспективу, идти на риск и так далее.
К профессионально-организаторским качествам относятся: целеустремленность, оперативность, распорядительность, требовательность, умение справедливо оценивать работу других и так далее8.
Перечисленные качества личности не исчерпывают всех характеристик руководителя, ведь он, как правило, обладает индивидуальными особенностями.
Итак, если технологические и экономические задачи можно доверить технике, компьютеру, то социально-психологические проблемы (оценивание, мотивация работника) способна решать только личность. У субъекта управления – руководителя – нет единого универсального алгоритма управленческой деятельности, поэтому к управленческому труду привлекают людей, с одной стороны, способных по своим личным качествам оказывать целенаправленное воздействие, с другой – стремящихся совершенствовать эти качества.
1.3 Личностные качества руководителя
Личность руководителя можно представить в виде групп характеристик, которые составляют: психологические особенности и черты личности, способности (интеллектуальные способности и приобретенные способности к управлению), биографические характеристики, физические характеристики.
1. Психологические качества проявляются на практике главным образом через характер человека. Они носят в большей степени характер врожденных или приобретенных и развитых у руководителя навыков и умений, способствующих выполнению своих функций. К руководителям, чаще всего относят такие черты, как: доминантность, уверенность в себе, эмоциональная уравновешенность, стрессоустойчивость, креативность, стремление к достижению цели, предприимчивость, ответственность, надежность в выполнении задания, независимость и так далее.
2. Следующей составляющей личности руководителя являются способности. Способности можно разделить на врожденные - интеллект, и приобретенные - знания и умения, способствующие в выполнении руководящих функций9.
К интеллектуальным способностям относятся: ум и логика, рассудительность, проницательность, оригинальность, концептуальность, образованность, знание дела, речевая развитость, любопытство и познавательность, интуитивность.
К специфическим (специальным) способностям личности можно отнести специальные умения, знания, важные для успешного выполнения управленческой деятельности: умение заручаться поддержкой, умение кооперироваться, завоевывать популярность и престиж, такт и дипломатичность, умение брать на себя риск и ответственность, умение убеждать, умение менять себя, умение быть надежным, умение шутить и понимать юмор, умение разбираться в людях, умение организовывать. В свою очередь, к организаторским качествам относятся:
- Психологическая избирательность - способность адекватно, без искажения отражать психологию организации.
- Критичность и самокритичность - способность видеть недостатки в поступках и действиях других людей и своих поступках.
- Психологический контакт - способность устанавливать меру воздействия, влияния на других людей.
- Требовательность - способность предъявлять адекватные требования в зависимости от особенностей ситуации.
- Способность заряжать своей энергией других людей, активизировать их.
- Целеустремленность - умение поставить четкую и ясную цель и стремиться к её достижению.
3. К биографическим характеристикам руководителя относятся непосредственно объективные факты его биографии.
Возраст руководителя. Возраст - это во многом опыт, поэтому по статистике пик "расцвета" руководителей предприятий приходится на 35-50 лет. Именно к этому возрасту достигается оптимальное сочетание знаний, жизненного и производственного опыта, коммуникативных навыков руководителя с его ещё довольно активным поведением.
Для возрастной группы 28-34 года ещё характерно отсутствие практического опыта, необходимых технических знаний, коммуникативных навыков и прочее. Как правило, в этом возрасте происходит стадия освоения новой роли, которую называют "периодом проб и ошибок", а ошибки руководителя носят довольно глобальный характер и получают широкий общественный резонанс.
В возрастной группе 51-60 заметно ухудшается состояние здоровья, усталость, физическая активность снижается. Хотя инерция работы сохраняется, перспективы личности обращены в пенсионный период. Происходит перестройка мотивационной сферы.
Пол руководителя. В большинстве случаев женщины реже становятся лидерами и меньше склонны, чем мужчины добиваться этой роли. Это объясняется тем, что мужчины обладают большим стремлением обладать преимуществом в группе и решать групповые задачи. Большое значение имеет наличие определенного стереотипа руководителя. От исполнения мужской роли ожидают и соответствующего поведения лидера. А женщинам, для того чтобы к ним относились, как к достойным руководителям, приходится доказывать свои способности и присущие им деловые качества.
Также можно отметить, что есть определенные отличия между женщинами и мужчинами руководителями.
Женщины, ориентированные на отношения с людьми, превосходят мужчин в демократичности руководства. Любую информацию они воспринимают эмоционально-образно, чувствительны к нюансам в общении, отношениях.
Женщин-руководителей отличает высокая проницательность, хитрость, образное восприятие мира, мечтательность, сильный самоконтроль поведения, эмоциональная неустойчивость, тревожность. При принятии решений чаще опираются на интуицию, чем на логику.
Женщинам легче управлять коллективом, в котором преобладает женский состав. В смешанных коллективах женщины реже становятся лидерами (руководителями).
Социально экономический статус и образование. Эффективный руководитель должен обладать обязательным образованием и знаниями в области менеджмента, экономики, юриспруденции, специальными знаниями, связанными с деятельностью компании, также руководитель, как лицо организации должен в совершенстве обладать хотя бы одним общепринятым английским языком. Также у руководителей повысился интерес к психологическим вопросам управления.
4. К физиологическим качествам относятся такие качества руководителя, как рост, вес, сложение или фигура, внешний вид или представительность, энергичность движений и состояние здоровья. Конечно, в какой-то степени может существовать связь между наличием этих качеств и лидерством. Однако быть физически выше и крупнее, чем средний человек в группе, ещё не дает никакого права быть в ней лидером10.
2. Исследование по оценке личностных качеств руководителя
2.1 Методы диагностики личности руководителя
В первой главе был проведен теоретический анализ влияния личностных качеств руководителя в процессе разработки управленческих решений. Исходя из этого, было проведено исследование, в ходе которого необходимо осуществить диагностику, которая позволяет выявить влияние личностных качеств руководителя на управление деловым климатом в организации. Субъектами исследования были выбраны руководители Пензенского центра организации работы железнодорожных станций, среди которых 8 женщин и 12 мужчин.
Для осуществления этой цели воспользуемся следующими методиками.
Методика 1. Тест "Мотивация успеха"
Методика разработана Литвинцевой Н.А. и направлена на исследование уровня мотивации к успеху.
Тест состоит из 41 вопроса, на которые необходимо дать ответ "да" или "нет". Вы должны ответить "да" или "нет" на 41 вопрос теста. Бланк опросника, инструкция и ключи к тесту представлены в Приложении 1.
Ответы фиксируются на листе бумаги: 1 - "да", 2 - "нет", 3 - "да" и так далее. Время, отводимое на выполнение теста - 15 мин.
Методика 2. Экспертная оценка психологических характеристик личности руководителя. Методика разработана Карелиным А.А. и направлена на оценку психологических характеристик личности руководителя (приложение 2)11.
В бланке экспертной оценки представлены 9 психологических характеристик личности руководителя, которые диагностируются по проявлению в деятельности девяти признаков каждой характеристики:
1. Определенность - раскрывает структуру интересов кризисным аспектам своей деятельности.
2. Осознанность - осознание целей организаторской деятельности.
3. Целеустремленность - приоритет мотивов организаторской деятельности.
4. Избирательность - способность глубоко и полно отразить психологические особенности коллектива.
5. Тактичность - способность соблюдать чувство меры и находить наилучшую форму взаимоотношений.
6. Действенность - способность увлечь за собой людей, активизировать их деятельность, найти наилучшие средства эмоционально-волевых воздействий и правильно выбрать момент их применения.
7. Требовательность - способность проявлять требовательность в различных формах в зависимости от особенностей конкретной управленческой ситуации.
8. Критичность - способность обнаружить и выразить значимые для деятельности отклонения от установленных норм.
9. Ответственность - способность брать на себя ответственность за результаты своей деятельности и деятельности коллектива.
Экспертам разъясняется, что указанные в бланке экспертной оценки качества должны быть оценены ими применительно к конкретному руководителю в пятибалльной шкале: низшая оценка - 1, высшая - 5. Эксперты выступают анонимно и бланк экспертной оценки не подписывают.
После того как эксперты выставили оценки, в бланках экспертной оценки необходимо подсчитать сумму баллов по каждой из девяти характеристик, полученные результаты перенести в таблицу обобщенных экспертных оценок (таблица 1) и вычислить сумму баллов, выставленных каждым экспертом по всем девяти показателям.
Таблица 1- Обобщённые экспертные оценки
Прежде всего, личность руководителя включает в себя три составляющие. Биографические характеристики – возраст, пол, социально-экономический статус, образование. Если пол и возраст не имеют четкую корреляцию с эффективностью управленческой деятельности, то статус и образование существенно на нее влияют. Вторым элементом являются способности: нужно различать общие интеллектуальные, как совокупность всех познавательных возможностей человека; и специфические способности – знания и умения, компетентность и информированность.
Руководитель должен владеть тремя группами умений и навыков: технологическими, имеющими отношение к предмету и содержанию труда. Психологическими навыками, позволяющими успешно взаимодействовать с группой, завоевывать доверие и авторитет. И концептуальными, дающими руководителю возможность видеть организацию в целом. Но существуют факторы, которые могут снижать влияние тех или иных способностей. Это мотивация руководителя, его опыт и отношения с персоналом.
Третий элемент – это непосредственно черты личности руководителя. Традиционно их делятся на три группы: психофизические, деловые, профессионально-организаторские.
К первой группе относятся: интенсивность внимания, волевые усилия, объемная память, эмоциональные реакции (уравновешенность и стрессоустойчивость), общительность, доминантность и так далее.
К группе деловых качеств относят предприимчивость, независимость, стремление к достижению, умение видеть перспективу, идти на риск и так далее.
К профессионально-организаторским качествам относятся: целеустремленность, оперативность, распорядительность, требовательность, умение справедливо оценивать работу других и так далее8.
Перечисленные качества личности не исчерпывают всех характеристик руководителя, ведь он, как правило, обладает индивидуальными особенностями.
Итак, если технологические и экономические задачи можно доверить технике, компьютеру, то социально-психологические проблемы (оценивание, мотивация работника) способна решать только личность. У субъекта управления – руководителя – нет единого универсального алгоритма управленческой деятельности, поэтому к управленческому труду привлекают людей, с одной стороны, способных по своим личным качествам оказывать целенаправленное воздействие, с другой – стремящихся совершенствовать эти качества.
1.3 Личностные качества руководителя
Личность руководителя можно представить в виде групп характеристик, которые составляют: психологические особенности и черты личности, способности (интеллектуальные способности и приобретенные способности к управлению), биографические характеристики, физические характеристики.
1. Психологические качества проявляются на практике главным образом через характер человека. Они носят в большей степени характер врожденных или приобретенных и развитых у руководителя навыков и умений, способствующих выполнению своих функций. К руководителям, чаще всего относят такие черты, как: доминантность, уверенность в себе, эмоциональная уравновешенность, стрессоустойчивость, креативность, стремление к достижению цели, предприимчивость, ответственность, надежность в выполнении задания, независимость и так далее.
2. Следующей составляющей личности руководителя являются способности. Способности можно разделить на врожденные - интеллект, и приобретенные - знания и умения, способствующие в выполнении руководящих функций9.
К интеллектуальным способностям относятся: ум и логика, рассудительность, проницательность, оригинальность, концептуальность, образованность, знание дела, речевая развитость, любопытство и познавательность, интуитивность.
К специфическим (специальным) способностям личности можно отнести специальные умения, знания, важные для успешного выполнения управленческой деятельности: умение заручаться поддержкой, умение кооперироваться, завоевывать популярность и престиж, такт и дипломатичность, умение брать на себя риск и ответственность, умение убеждать, умение менять себя, умение быть надежным, умение шутить и понимать юмор, умение разбираться в людях, умение организовывать. В свою очередь, к организаторским качествам относятся:
- Психологическая избирательность - способность адекватно, без искажения отражать психологию организации.
- Критичность и самокритичность - способность видеть недостатки в поступках и действиях других людей и своих поступках.
- Психологический контакт - способность устанавливать меру воздействия, влияния на других людей.
- Требовательность - способность предъявлять адекватные требования в зависимости от особенностей ситуации.
- Способность заряжать своей энергией других людей, активизировать их.
- Целеустремленность - умение поставить четкую и ясную цель и стремиться к её достижению.
3. К биографическим характеристикам руководителя относятся непосредственно объективные факты его биографии.
Возраст руководителя. Возраст - это во многом опыт, поэтому по статистике пик "расцвета" руководителей предприятий приходится на 35-50 лет. Именно к этому возрасту достигается оптимальное сочетание знаний, жизненного и производственного опыта, коммуникативных навыков руководителя с его ещё довольно активным поведением.
Для возрастной группы 28-34 года ещё характерно отсутствие практического опыта, необходимых технических знаний, коммуникативных навыков и прочее. Как правило, в этом возрасте происходит стадия освоения новой роли, которую называют "периодом проб и ошибок", а ошибки руководителя носят довольно глобальный характер и получают широкий общественный резонанс.
В возрастной группе 51-60 заметно ухудшается состояние здоровья, усталость, физическая активность снижается. Хотя инерция работы сохраняется, перспективы личности обращены в пенсионный период. Происходит перестройка мотивационной сферы.
Пол руководителя. В большинстве случаев женщины реже становятся лидерами и меньше склонны, чем мужчины добиваться этой роли. Это объясняется тем, что мужчины обладают большим стремлением обладать преимуществом в группе и решать групповые задачи. Большое значение имеет наличие определенного стереотипа руководителя. От исполнения мужской роли ожидают и соответствующего поведения лидера. А женщинам, для того чтобы к ним относились, как к достойным руководителям, приходится доказывать свои способности и присущие им деловые качества.
Также можно отметить, что есть определенные отличия между женщинами и мужчинами руководителями.
Женщины, ориентированные на отношения с людьми, превосходят мужчин в демократичности руководства. Любую информацию они воспринимают эмоционально-образно, чувствительны к нюансам в общении, отношениях.
Женщин-руководителей отличает высокая проницательность, хитрость, образное восприятие мира, мечтательность, сильный самоконтроль поведения, эмоциональная неустойчивость, тревожность. При принятии решений чаще опираются на интуицию, чем на логику.
Женщинам легче управлять коллективом, в котором преобладает женский состав. В смешанных коллективах женщины реже становятся лидерами (руководителями).
Социально экономический статус и образование. Эффективный руководитель должен обладать обязательным образованием и знаниями в области менеджмента, экономики, юриспруденции, специальными знаниями, связанными с деятельностью компании, также руководитель, как лицо организации должен в совершенстве обладать хотя бы одним общепринятым английским языком. Также у руководителей повысился интерес к психологическим вопросам управления.
4. К физиологическим качествам относятся такие качества руководителя, как рост, вес, сложение или фигура, внешний вид или представительность, энергичность движений и состояние здоровья. Конечно, в какой-то степени может существовать связь между наличием этих качеств и лидерством. Однако быть физически выше и крупнее, чем средний человек в группе, ещё не дает никакого права быть в ней лидером10.
2. Исследование по оценке личностных качеств руководителя
2.1 Методы диагностики личности руководителя
В первой главе был проведен теоретический анализ влияния личностных качеств руководителя в процессе разработки управленческих решений. Исходя из этого, было проведено исследование, в ходе которого необходимо осуществить диагностику, которая позволяет выявить влияние личностных качеств руководителя на управление деловым климатом в организации. Субъектами исследования были выбраны руководители Пензенского центра организации работы железнодорожных станций, среди которых 8 женщин и 12 мужчин.
Для осуществления этой цели воспользуемся следующими методиками.
Методика 1. Тест "Мотивация успеха"
Методика разработана Литвинцевой Н.А. и направлена на исследование уровня мотивации к успеху.
Тест состоит из 41 вопроса, на которые необходимо дать ответ "да" или "нет". Вы должны ответить "да" или "нет" на 41 вопрос теста. Бланк опросника, инструкция и ключи к тесту представлены в Приложении 1.
Ответы фиксируются на листе бумаги: 1 - "да", 2 - "нет", 3 - "да" и так далее. Время, отводимое на выполнение теста - 15 мин.
Методика 2. Экспертная оценка психологических характеристик личности руководителя. Методика разработана Карелиным А.А. и направлена на оценку психологических характеристик личности руководителя (приложение 2)11.
В бланке экспертной оценки представлены 9 психологических характеристик личности руководителя, которые диагностируются по проявлению в деятельности девяти признаков каждой характеристики:
1. Определенность - раскрывает структуру интересов кризисным аспектам своей деятельности.
2. Осознанность - осознание целей организаторской деятельности.
3. Целеустремленность - приоритет мотивов организаторской деятельности.
4. Избирательность - способность глубоко и полно отразить психологические особенности коллектива.
5. Тактичность - способность соблюдать чувство меры и находить наилучшую форму взаимоотношений.
6. Действенность - способность увлечь за собой людей, активизировать их деятельность, найти наилучшие средства эмоционально-волевых воздействий и правильно выбрать момент их применения.
7. Требовательность - способность проявлять требовательность в различных формах в зависимости от особенностей конкретной управленческой ситуации.
8. Критичность - способность обнаружить и выразить значимые для деятельности отклонения от установленных норм.
9. Ответственность - способность брать на себя ответственность за результаты своей деятельности и деятельности коллектива.
Экспертам разъясняется, что указанные в бланке экспертной оценки качества должны быть оценены ими применительно к конкретному руководителю в пятибалльной шкале: низшая оценка - 1, высшая - 5. Эксперты выступают анонимно и бланк экспертной оценки не подписывают.
После того как эксперты выставили оценки, в бланках экспертной оценки необходимо подсчитать сумму баллов по каждой из девяти характеристик, полученные результаты перенести в таблицу обобщенных экспертных оценок (таблица 1) и вычислить сумму баллов, выставленных каждым экспертом по всем девяти показателям.
Таблица 1- Обобщённые экспертные оценки
Эксперт | Оценка ПХЛР, сумма баллов | Σ | Средний балл | |||||||||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | | | |
1 … n | | | | | | | | | | | | |
Е | | | | | | | | | | | | |
Средний балл | | | | | | | | | | | |