Файл: Курсовая работа по курсу Организационное поведение на тему Личностные качества руководителя как фактор управления деловым климатом в организации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 165

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сконцентрируйтесь на решении следующей рабочей задачи с учетом ошибок, которые были совершены ранее. Займите свой ум работой, а не переживаниями и вы отучите его от оправданий своей бездеятельности.

  1. Оцените свои ограничения как руководитель. У руководителя, как и у каждого человека, есть целый ряд ограничений - физических, социальных, психологических, духовных. Нередко они служат толчком к творчеству, к поиску новых путей. Некоторые ограничения преодолимы: например, вы не очень общительны, но можете развить свою общительность.

Но есть ограничения непреодолимые, осознание которых болезненно и на которых нельзя, тем не менее, застревать. Дело не в том, чтобы принять свои ограничения и успокоиться - надо узнать, что наилучшим образом работает на вас и быть естественным в своем развитии.

  1. Принимайте конструктивную критику. Есть категория руководителей, которые остро переживают критику своих коллег или подчиненных. Если критика помогает достижению поставленных целей, ее нужно принимать конструктивно и использовать для своего развития. Если критикующие не понимают целей руководителя, то на такую критику не следует обращать внимания; в этом случае их мнение скорее всего, выражает не отношение к вашей работе, а защиту собственных амбиций и ожиданий13.

Необходимо научиться распознавать различные виды критики. Самая верная критика исходит от нас самих. Учитесь конструктивно оценивать себя, и тогда никто не скажет вам ничего такого, чего бы вы уже не сказали себе. Но не все, что вы в себе раскритиковали, стоит объявлять миру - многое следует оставить внутри себя.

Если придерживаться всех вышеперечисленных рекомендаций, то через некоторое время можно заметить, что эффективность, как руководителя, значительно увеличилась, а само руководство превратилось в удовольствие, а не в тяжелую обязанность.

Заключение

Руководителем становится тот человек, кто способен привести группу к разрешению тех или иных ситуаций, проблем, задач, разработке и принятия управленческих решений.

Руководитель с организаторскими способностями в состоянии быстро и правильно оценивать ситуацию, выделять задачи, нуждающиеся в первоочередной реализации

Опытный руководитель всегда понимает, что при решении различных задач он не может полагаться только на себя, на свой опыт и знания, и привлекает к управленческой деятельности добросовестных и активных работников. Часто именно по окружению можно судить о степени талантливости руководителя.


В данной курсовой работе выявлены личностные качества руководителя в процессе разработки управленческих решений, подобраны методы диагностики личности руководителя, проведено исследование по оценке личностных качеств руководителя. Субъектами исследования были выбраны руководители Пензенского центра организации работы железнодорожных станций, среди которых 8 женщин и 12 мужчин.

Анализируя, полученные в ходе исследования результаты, позволили выявить, что:

  • высокий уровень мотивации - 4 человека (20%);

  • умеренно высокий уровень мотивации - 5 человек (25%);

  • средний уровень мотивации - 6 человек (30%);

  • низкий уровень мотивации - 5 человек (25%).

Так же исследование показало, что руководитель организации имеет следующий уровень качеств личности: высокий уровень - 89%;средний уровень - 11%; низкий - 0%.

По результатам исследований были предложены рекомендации по усовершенствованию личностных качеств руководителя.
Глоссарий

Личность – это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.

Руководитель – это человек в организации, который наделен полномочиями и отвечает за принятие и осуществление важных решений.

Персонал – это кадровый состав предприятия (организации), или совокупность сотрудников, стремящихся к достижению определѐнных целей.

Процесс управления – это деятельность субъекта управления по согласованию совместного труда работающих для достижения целей организации.

Доминантность – стремление и способность занимать в группе главенствующее положение и оказывать преобладающее влияние на других, диктовать другим свою волю. Бытовое название доминантного человека - сильная личность.

Тренинг – метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков, а также социальных установок.

Мотивация – побуждение к действию; психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.

Список используемой литературы

  1. Абчук, В. А. Менеджмент в 2 ч. Часть 1: учебник и практикум для вузов / В. А. Абчук, С. Ю. Трапицын, В. В. Тимченко. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 239 с.; +

  2. Анопченко, Т. Ю. Менеджмент: кейсы, тренинги, деловые игры. Практикум / Т. Ю. Анопченко, А. М. Григан, А. А. Лысоченко [и др.]. — 4-е изд., стер. – Москва : Дашков и К, 2019. — 282 с.; +

  3. Безручко, П. Практики регулярного менеджмента: управление исполнением, управление командой / Павел Безручко. — Москва: Альпина Паблишер, 2019. — 368 с.;

  4. Борискина, Т. Б. 454 вопроса по менеджменту: учебное пособие / Т. Б. Борискина, О. С. Пескова. – Москва: ИНФРА-М, 2019. – 100 с.;

  5. Быстров, О.Ф. Теория менеджмента. Монография. / О.Ф. Быстров, Д.Э. Тарасов – Москва: Русайнс, 2020. – 182 с.;

  6. Виханский, О. С. Менеджмент: учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва: Магистр: ИНФРА-М, 2021. — 656 с.;

  7. Генкин, Б. М. Мотивация и организация эффективной работы (теория и практика): монография / Б. М. Генкин. — 2-е изд., испр. — Москва: Норма: ИНФРА-М, 2020. — 352 с.;

  8. Грушенко, В. И. Менеждмент. Восприятие сущности менеджмента в условиях стратегических изменений: учебное пособие / В. И. Грушенко. — Москва : ИНФРА-М, 2019. — 288 с.;

  9. Деминг, Э. Менеджмент нового времени: простые механизмы, ведущие к росту, инновациям и доминированию на рынке / Эдвардс Деминг ; пер. с англ. — Москва : Альпина Паблишер, 2019. — 182 с.;

  10. Егоршин, А. П. Карьера одаренного менеджера: научно-популярное издание / А. П. Егоршин, С. Г. Захарова. — 2-е изд., доп. и перераб. — Москва : Логос ; Нижний Новгород : НИЭМ, 2020. — 376 с.;

  11. Егоршин, А. П. Эффективный менеджмент организации : учебное пособие / А.П. Егоршин. – Москва: ИНФРА-М, 2021. – 388 с.;

  12. Иванова, И. А. Менеджмент: учебник и практикум для вузов / И. А. Иванова, А. М. Сергеев. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 305 с.;

  13. Иванова, Т. Ю. Теория менеджмента. Синергетический менеджмент : учебник для вузов / Т. Ю. Иванова, Э. М. Коротков, В. И. Приходько. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 331 с.;

  14. Кисляков, Г. В. Менеджмент: основные термины и понятия: словарь / Г.В. Кисляков, Н.А. Кислякова. – 2-е изд. – Москва : ИНФРА-М, 2019. – 176 с.;

  15. Кнышова, Е. Н. Менеджмент: Учебное пособие / Кнышова Е. Н. — Москва : ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2020. — 304 с.;

  16. Коротун, О. Н. Менеджмент: основные технологии: учебное пособие для бакалавров / О. Н. Коротун, И. С. Кошель, В. В. Мазур. — 2-е изд. — Москва : Дашков и К, 2020. — 108 с.;

  17. Куприянов, Ю. В. Бизнес-системы. Основы теории управления: учебное пособие для вузов / Ю. В. Куприянов. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 217 с.;

  18. Мардас, А. Н. Основы менеджмента. Практический курс: учебное пособие для вузов / А. Н. Мардас, О. А. Гуляева. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 175 с.;

  19. Менеджмент в 2 ч. Часть 1: учебник и практикум для вузов / И. Н. Шапкин [и др.] ; под общей редакцией И. Н. Шапкина. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 384 с.;

  20. Менеджмент в 2 ч. Часть 2: учебник и практикум для вузов / И. Н. Шапкин [и др.] ; под общей редакцией И. Н. Шапкина. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 313 с.;

  21. Менеджмент: век XXI: сб. статей / под ред. О. С. Виханского, А. И. Наумова- – Москва : Магистр: ИНФРА-М, 2019. – 352 с.;

  22. Менеджмент: традиционные и современные модели: справочное пособие / В. В. Филатов, А. Е. Алексеев, Ю. А. Галицкий [и др.]; под ред. В. В. Князева, Д. С. Петросяна. – Москва: ИНФРА-М, 2020. – 474 с.;

  23. Моделирование управленческих решений в сфере экономики в условиях неопределенности: монография / И. И. Белолипцев, С. А. Горбатков, А. Н. Романов, С. А. Фархиева ; под ред. А. Н. Романова. – Москва: ИНФРА-М, 2019. — 299 с.;

  24. Основы современного управления: теория и практика: учебник / под. ред. А.Т. Алиева, В. Н. Боробова. – 2-е изд. — Москва : Дашков и К, 2020. — 526 с.;

  25. Понуждаев, Э. А. Популярный менеджмент или Весь менеджмент на 150 страницах : учебное пособие / Э. А. Понуждаев. — 3-е изд., стер. — Москва : Флинта, 2021. — 150 с.;

  26. Райченко, А.В. Общий менеджмент: учебник / А.В. Райченко. – М. : ИНФРА-М, 2021. – 384 с.; +

  27. Рассказов, С. В. Корпоративное управление: учебник / С.В. Рассказов, А.Н. Рассказова, П.П. Дерюгин. – Москва: ИНФРА-М, 2020. – 338 с.; +

  28. Рыжиков, С. Н. Менеджмент: методы управления: учебное пособие / С.Н. Рыжиков. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 202 с.; +

  29. Титов, В. Н. Теория и история менеджмента: учебник и практикум для вузов / В. Н. Титов, Г. Н. Суханова. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 487 с.; +

  30. Хейг, П. Управленческие концепции и бизнес-модели: полное руководство / Пол Хейг ; пер. с англ. — Москва : Альпина Паблишер, 2019. — 370 с.;

  31. Шарапова, Т. В. Основы теории управления: учебное пособие для вузов / Т. В. Шарапова. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 210 с.; +



Приложение 1

Тест "Мотивация успеха"
1.Когда имеется выбор между двумя вариантами, его лучше сделать быстрее, чем отложить на определенное время.

2.Я легко раздражаюсь, когда замечаю, что не могу на все 100% выполнить задание.

3.Когда я работаю, это выглядит так, будто я все ставлю на карту.

4.Когда возникает проблемная ситуация, я чаще всего принимаю решение одним из последних.

5.Когда у меня два дня подряд нет дел, я теряю покой.

6.В некоторые дни мои успехи ниже средних.

7.По отношению к себе я более строг, чем по отношению к другим.

8.Я более доброжелателен, чем другие.

9. Когда я отказываюсь от трудного задания, потом сурово осуждаю себя, так как знаю, что в нем я добился бы успеха.

10.В процессе работы я нуждаюсь в небольших паузах для отдыха.

11.Усердие — это не основная моя черта.

12.Мои достижения в труде не всегда одинаковы.

13.Меня больше привлекает другая работа, чем та, которой я занят.

14.Порицание стимулирует меня сильнее, чем похвала.

15.Я знаю, что мои коллеги считают меня дельным человеком.

16.Препятствия делают мои решения более твердыми.

17.У меня легко вызвать честолюбие.

18.Когда я работаю без вдохновения, это обычно заметно.

19.При выполнении работы я не рассчитываю на помощь других.

20.Иногда я откладываю то, что должен был сделать сейчас.

21.Нужно полагаться только на самого себя.

22.В жизни мало вещей, более важных, чем деньги.

23.Всегда, когда мне предстоит выполнить важное задание, я ни о чем другом не думаю.

24.Я менее честолюбив, чем многие другие.

25.В конце отпуска я обычно радуюсь, что скоро выйду на работу.

26.Когда я расположен к работе, я делаю ее лучше и квалифицированнее, чем другие.

27.Мне проще и легче общаться с людьми, которые могут упорно работать.

28.Когда у меня нет дел, я чувствую, что мне не по себе.

29.Мне приходится выполнять ответственную работу чаще, чем другим.

30.Когда мне приходится принимать решение, я стараюсь делать это как можно лучше.

31.Мои друзья иногда считают меня ленивым.

32.Мои успехи в какой-то мере зависят от моих коллег.

33.Бессмысленно противодействовать воле руководителя.

34.Иногда не знаешь, какую работу придется выполнять.

35.Когда что-то не ладится, я нетерпелив.

36.Я обычно обращаю мало внимания на свои достижения.

37.Когда я работаю вместе с другими, моя работа дает большие результаты, чем работа других.


38.Многое, за что я берусь, я не довожу до конца.

39.Я завидую людям, которые не загружены работой.

40.Я не завидую тем, кто стремится к власти и положению.

41.Когда я уверен, что стою на правильном пути, для доказательства своей правоты я иду вплоть до крайней меры.


Ключ к тесту.

Вы получили по 1 баллу за ответ «да» на следующие вопросы: 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 14, 16, 17, 21, 22, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 32, 37, 41.

Вы также получили по 1 баллу за ответ «нет» на вопросы: 6, 13, 18, 20, 24, 31, 36, 38, 39.

Ответы на вопросы 1, 11, 12, 19, 23, 33, 34, 35, 40 не учитываются.

Подсчитайте сумму набранных баллов.

Результат:

От 1 до 10 баллов: низкая мотивация к успеху.

От 11 до 16 баллов: средний уровень мотивации.

От 17 до 20 баллов: умеренно высокий уровень мотивации.

Свыше 21 балла: слишком высокий уровень мотивации к успеху.

Приложение 2

Экспертная оценка психологических характеристик личности руководителя

№ п/п

Содержание признака

Оценка, балл

1.1

Проявляет интерес к деятельности руководителя




1.2

Самостоятельно включается в организаторскую работу




1.3

Проявляет интерес к планированию деятельности коллектива




1.4

Проявляется интерес к организационной стороне деятельности руководителя




1.5

Проявляет интерес к контролю за деятельностью членов коллектива




Средний балл




2.1

Считает, что главное – это результат и качество труда




2.2

Считает, что руководитель несет ответственность за деятельность




2.3

Считает необходимым поддержание дисциплины




2.4

Считает, что вработе в равной степени важны как организа-ционные, так и воспитательные аспекты




2.5

Считает, что руководитель обязан способствовать инициативной и самостоятельной работе членов коллектива




2.6

Считает, что отношения не долкны носить формальный




2.7

Считает, что труд руководителя важен для коллектива




Средний балл




3.1

Стремится принести максимальную пользу общественному делу




3.2

Стремится получить социальное признание




3.3

Стремится наиболее полно раскрыть свои организаторские способности




3.4

Стремится работать так, чтобы избежать претензий со стороны коллектива




3.5

Стремится инициативно и ответственно выполнять свои
обязанности





3.6

Стремится получить удовольствие от своей организаторской работы




3.7

Стремится к позитивным взаимоотношениям




Средний балл




4.1

Способен давать точные характеристики




4.2

Способен быстро оценивать особенности и состояние других людей




4.3

Способен представить себя в ситуации, переживаемой другим человеком




4.4

Способен представить себя в ситуации, переживаемой другим человеков




4.5

Способен к сопереживанию и сочувствию




4.6

Способен проявлять интерес и внимание к своим коллегам




4.7

Способен ориентироваться во взаимоотношениях




Средний балл




5.1

Способен находить правильный тон во взаимоотношениях




5.2

Способен находить индивидуальный подход к людям




5.3

Способен проявлять участие, приходить на помощь




5.4

Способен находить общий язык с разными людьми в разных обстоятельствах




5.5

Способен проявлять взвешенность в оценках




5.6

Способен общаться с людьми без наигранности и нарочитости




5.7

Способен общаться с людьми без грубости и чванства




Средний балл




6.1

Способен воздействовать убедительностью доводов




6.2

Способен к волевому воздействию




6.3

Способен к эмоциональному воздействию




6.4

Способен воздействовать личным примером (действием)




6.5

Способен вызывать уверенность в услеке дела




6.6

Способен словом побуждать коллектив к действию (далу)




6.7

Способен правильно выбрать момент для воздействия




Средний балл




7.1

Способен смело предъявлять требования




7.2

Способен проявлять самостоятельность в предъявлении требований




7.3

Способен проявлять гибкость в требованиях




7.4

Способен проявлять настойчивость в требованиях




7.5

Способен проявлять постоянство в требованиях




7.6

Способен выражать требование в разной форме (от шутки до приказа)




7.7

Способен находить должную меру требования




Средний балл




8.1

Способен проявлять самостоятельность в оценках других людей




8.2

Способен проявлять прямоту и смелость критики, но без придирчив ости




8.4

Способен логично и аргументированно делать критические замечания




8.5

Способен проявлять глубину и сущность в критических замечаниях




8.6

Способен точно дифференцировать поведение и действия людей




8.7

Способен к самокритичности в оценках своего поведения




Средний балл




9.1

Способен объективно оценить свои успехи и неудачи




9.2

Способен работать с полной отдачей сил




9.3

Способен довести до конца начатое дело




9.4

Способен интересы дела ставить выше личных интересов




9.5

Способен видеть в ошибках коллектива прежде всего свои личные ошибки как руководителя




9.6

Способен признавать ошибочность своих решений




9.7

Способен ответственно выполнять любую работу




Средний балл