Файл: Курсовая работа по курсу Организационное поведение на тему Личностные качества руководителя как фактор управления деловым климатом в организации.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 165
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Сконцентрируйтесь на решении следующей рабочей задачи с учетом ошибок, которые были совершены ранее. Займите свой ум работой, а не переживаниями и вы отучите его от оправданий своей бездеятельности.
-
Оцените свои ограничения как руководитель. У руководителя, как и у каждого человека, есть целый ряд ограничений - физических, социальных, психологических, духовных. Нередко они служат толчком к творчеству, к поиску новых путей. Некоторые ограничения преодолимы: например, вы не очень общительны, но можете развить свою общительность.
Но есть ограничения непреодолимые, осознание которых болезненно и на которых нельзя, тем не менее, застревать. Дело не в том, чтобы принять свои ограничения и успокоиться - надо узнать, что наилучшим образом работает на вас и быть естественным в своем развитии.
-
Принимайте конструктивную критику. Есть категория руководителей, которые остро переживают критику своих коллег или подчиненных. Если критика помогает достижению поставленных целей, ее нужно принимать конструктивно и использовать для своего развития. Если критикующие не понимают целей руководителя, то на такую критику не следует обращать внимания; в этом случае их мнение скорее всего, выражает не отношение к вашей работе, а защиту собственных амбиций и ожиданий13.
Необходимо научиться распознавать различные виды критики. Самая верная критика исходит от нас самих. Учитесь конструктивно оценивать себя, и тогда никто не скажет вам ничего такого, чего бы вы уже не сказали себе. Но не все, что вы в себе раскритиковали, стоит объявлять миру - многое следует оставить внутри себя.
Если придерживаться всех вышеперечисленных рекомендаций, то через некоторое время можно заметить, что эффективность, как руководителя, значительно увеличилась, а само руководство превратилось в удовольствие, а не в тяжелую обязанность.
Заключение
Руководителем становится тот человек, кто способен привести группу к разрешению тех или иных ситуаций, проблем, задач, разработке и принятия управленческих решений.
Руководитель с организаторскими способностями в состоянии быстро и правильно оценивать ситуацию, выделять задачи, нуждающиеся в первоочередной реализации
Опытный руководитель всегда понимает, что при решении различных задач он не может полагаться только на себя, на свой опыт и знания, и привлекает к управленческой деятельности добросовестных и активных работников. Часто именно по окружению можно судить о степени талантливости руководителя.
В данной курсовой работе выявлены личностные качества руководителя в процессе разработки управленческих решений, подобраны методы диагностики личности руководителя, проведено исследование по оценке личностных качеств руководителя. Субъектами исследования были выбраны руководители Пензенского центра организации работы железнодорожных станций, среди которых 8 женщин и 12 мужчин.
Анализируя, полученные в ходе исследования результаты, позволили выявить, что:
-
высокий уровень мотивации - 4 человека (20%); -
умеренно высокий уровень мотивации - 5 человек (25%); -
средний уровень мотивации - 6 человек (30%); -
низкий уровень мотивации - 5 человек (25%).
Так же исследование показало, что руководитель организации имеет следующий уровень качеств личности: высокий уровень - 89%;средний уровень - 11%; низкий - 0%.
По результатам исследований были предложены рекомендации по усовершенствованию личностных качеств руководителя.
Глоссарий
Личность – это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.
Руководитель – это человек в организации, который наделен полномочиями и отвечает за принятие и осуществление важных решений.
Персонал – это кадровый состав предприятия (организации), или совокупность сотрудников, стремящихся к достижению определѐнных целей.
Процесс управления – это деятельность субъекта управления по согласованию совместного труда работающих для достижения целей организации.
Доминантность – стремление и способность занимать в группе главенствующее положение и оказывать преобладающее влияние на других, диктовать другим свою волю. Бытовое название доминантного человека - сильная личность.
Тренинг – метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков, а также социальных установок.
Мотивация – побуждение к действию; психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.
Список используемой литературы
-
Абчук, В. А. Менеджмент в 2 ч. Часть 1: учебник и практикум для вузов / В. А. Абчук, С. Ю. Трапицын, В. В. Тимченко. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 239 с.; + -
Анопченко, Т. Ю. Менеджмент: кейсы, тренинги, деловые игры. Практикум / Т. Ю. Анопченко, А. М. Григан, А. А. Лысоченко [и др.]. — 4-е изд., стер. – Москва : Дашков и К, 2019. — 282 с.; + -
Безручко, П. Практики регулярного менеджмента: управление исполнением, управление командой / Павел Безручко. — Москва: Альпина Паблишер, 2019. — 368 с.; -
Борискина, Т. Б. 454 вопроса по менеджменту: учебное пособие / Т. Б. Борискина, О. С. Пескова. – Москва: ИНФРА-М, 2019. – 100 с.; -
Быстров, О.Ф. Теория менеджмента. Монография. / О.Ф. Быстров, Д.Э. Тарасов – Москва: Русайнс, 2020. – 182 с.; -
Виханский, О. С. Менеджмент: учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва: Магистр: ИНФРА-М, 2021. — 656 с.; -
Генкин, Б. М. Мотивация и организация эффективной работы (теория и практика): монография / Б. М. Генкин. — 2-е изд., испр. — Москва: Норма: ИНФРА-М, 2020. — 352 с.; -
Грушенко, В. И. Менеждмент. Восприятие сущности менеджмента в условиях стратегических изменений: учебное пособие / В. И. Грушенко. — Москва : ИНФРА-М, 2019. — 288 с.; -
Деминг, Э. Менеджмент нового времени: простые механизмы, ведущие к росту, инновациям и доминированию на рынке / Эдвардс Деминг ; пер. с англ. — Москва : Альпина Паблишер, 2019. — 182 с.; -
Егоршин, А. П. Карьера одаренного менеджера: научно-популярное издание / А. П. Егоршин, С. Г. Захарова. — 2-е изд., доп. и перераб. — Москва : Логос ; Нижний Новгород : НИЭМ, 2020. — 376 с.; -
Егоршин, А. П. Эффективный менеджмент организации : учебное пособие / А.П. Егоршин. – Москва: ИНФРА-М, 2021. – 388 с.; -
Иванова, И. А. Менеджмент: учебник и практикум для вузов / И. А. Иванова, А. М. Сергеев. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 305 с.; -
Иванова, Т. Ю. Теория менеджмента. Синергетический менеджмент : учебник для вузов / Т. Ю. Иванова, Э. М. Коротков, В. И. Приходько. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 331 с.; -
Кисляков, Г. В. Менеджмент: основные термины и понятия: словарь / Г.В. Кисляков, Н.А. Кислякова. – 2-е изд. – Москва : ИНФРА-М, 2019. – 176 с.; -
Кнышова, Е. Н. Менеджмент: Учебное пособие / Кнышова Е. Н. — Москва : ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2020. — 304 с.; -
Коротун, О. Н. Менеджмент: основные технологии: учебное пособие для бакалавров / О. Н. Коротун, И. С. Кошель, В. В. Мазур. — 2-е изд. — Москва : Дашков и К, 2020. — 108 с.; -
Куприянов, Ю. В. Бизнес-системы. Основы теории управления: учебное пособие для вузов / Ю. В. Куприянов. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 217 с.; -
Мардас, А. Н. Основы менеджмента. Практический курс: учебное пособие для вузов / А. Н. Мардас, О. А. Гуляева. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 175 с.; -
Менеджмент в 2 ч. Часть 1: учебник и практикум для вузов / И. Н. Шапкин [и др.] ; под общей редакцией И. Н. Шапкина. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 384 с.; -
Менеджмент в 2 ч. Часть 2: учебник и практикум для вузов / И. Н. Шапкин [и др.] ; под общей редакцией И. Н. Шапкина. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 313 с.; -
Менеджмент: век XXI: сб. статей / под ред. О. С. Виханского, А. И. Наумова- – Москва : Магистр: ИНФРА-М, 2019. – 352 с.; -
Менеджмент: традиционные и современные модели: справочное пособие / В. В. Филатов, А. Е. Алексеев, Ю. А. Галицкий [и др.]; под ред. В. В. Князева, Д. С. Петросяна. – Москва: ИНФРА-М, 2020. – 474 с.; -
Моделирование управленческих решений в сфере экономики в условиях неопределенности: монография / И. И. Белолипцев, С. А. Горбатков, А. Н. Романов, С. А. Фархиева ; под ред. А. Н. Романова. – Москва: ИНФРА-М, 2019. — 299 с.; -
Основы современного управления: теория и практика: учебник / под. ред. А.Т. Алиева, В. Н. Боробова. – 2-е изд. — Москва : Дашков и К, 2020. — 526 с.; -
Понуждаев, Э. А. Популярный менеджмент или Весь менеджмент на 150 страницах : учебное пособие / Э. А. Понуждаев. — 3-е изд., стер. — Москва : Флинта, 2021. — 150 с.; -
Райченко, А.В. Общий менеджмент: учебник / А.В. Райченко. – М. : ИНФРА-М, 2021. – 384 с.; + -
Рассказов, С. В. Корпоративное управление: учебник / С.В. Рассказов, А.Н. Рассказова, П.П. Дерюгин. – Москва: ИНФРА-М, 2020. – 338 с.; + -
Рыжиков, С. Н. Менеджмент: методы управления: учебное пособие / С.Н. Рыжиков. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 202 с.; + -
Титов, В. Н. Теория и история менеджмента: учебник и практикум для вузов / В. Н. Титов, Г. Н. Суханова. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 487 с.; + -
Хейг, П. Управленческие концепции и бизнес-модели: полное руководство / Пол Хейг ; пер. с англ. — Москва : Альпина Паблишер, 2019. — 370 с.; -
Шарапова, Т. В. Основы теории управления: учебное пособие для вузов / Т. В. Шарапова. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 210 с.; +
Приложение 1
Тест "Мотивация успеха"
1.Когда имеется выбор между двумя вариантами, его лучше сделать быстрее, чем отложить на определенное время.
2.Я легко раздражаюсь, когда замечаю, что не могу на все 100% выполнить задание.
3.Когда я работаю, это выглядит так, будто я все ставлю на карту.
4.Когда возникает проблемная ситуация, я чаще всего принимаю решение одним из последних.
5.Когда у меня два дня подряд нет дел, я теряю покой.
6.В некоторые дни мои успехи ниже средних.
7.По отношению к себе я более строг, чем по отношению к другим.
8.Я более доброжелателен, чем другие.
9. Когда я отказываюсь от трудного задания, потом сурово осуждаю себя, так как знаю, что в нем я добился бы успеха.
10.В процессе работы я нуждаюсь в небольших паузах для отдыха.
11.Усердие — это не основная моя черта.
12.Мои достижения в труде не всегда одинаковы.
13.Меня больше привлекает другая работа, чем та, которой я занят.
14.Порицание стимулирует меня сильнее, чем похвала.
15.Я знаю, что мои коллеги считают меня дельным человеком.
16.Препятствия делают мои решения более твердыми.
17.У меня легко вызвать честолюбие.
18.Когда я работаю без вдохновения, это обычно заметно.
19.При выполнении работы я не рассчитываю на помощь других.
20.Иногда я откладываю то, что должен был сделать сейчас.
21.Нужно полагаться только на самого себя.
22.В жизни мало вещей, более важных, чем деньги.
23.Всегда, когда мне предстоит выполнить важное задание, я ни о чем другом не думаю.
24.Я менее честолюбив, чем многие другие.
25.В конце отпуска я обычно радуюсь, что скоро выйду на работу.
26.Когда я расположен к работе, я делаю ее лучше и квалифицированнее, чем другие.
27.Мне проще и легче общаться с людьми, которые могут упорно работать.
28.Когда у меня нет дел, я чувствую, что мне не по себе.
29.Мне приходится выполнять ответственную работу чаще, чем другим.
30.Когда мне приходится принимать решение, я стараюсь делать это как можно лучше.
31.Мои друзья иногда считают меня ленивым.
32.Мои успехи в какой-то мере зависят от моих коллег.
33.Бессмысленно противодействовать воле руководителя.
34.Иногда не знаешь, какую работу придется выполнять.
35.Когда что-то не ладится, я нетерпелив.
36.Я обычно обращаю мало внимания на свои достижения.
37.Когда я работаю вместе с другими, моя работа дает большие результаты, чем работа других.
38.Многое, за что я берусь, я не довожу до конца.
39.Я завидую людям, которые не загружены работой.
40.Я не завидую тем, кто стремится к власти и положению.
41.Когда я уверен, что стою на правильном пути, для доказательства своей правоты я иду вплоть до крайней меры.
Ключ к тесту.
Вы получили по 1 баллу за ответ «да» на следующие вопросы: 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 14, 16, 17, 21, 22, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 32, 37, 41.
Вы также получили по 1 баллу за ответ «нет» на вопросы: 6, 13, 18, 20, 24, 31, 36, 38, 39.
Ответы на вопросы 1, 11, 12, 19, 23, 33, 34, 35, 40 не учитываются.
Подсчитайте сумму набранных баллов.
Результат:
От 1 до 10 баллов: низкая мотивация к успеху.
От 11 до 16 баллов: средний уровень мотивации.
От 17 до 20 баллов: умеренно высокий уровень мотивации.
Свыше 21 балла: слишком высокий уровень мотивации к успеху.
Приложение 2
Экспертная оценка психологических характеристик личности руководителя
№ п/п | Содержание признака | Оценка, балл | |
1.1 | Проявляет интерес к деятельности руководителя | | |
1.2 | Самостоятельно включается в организаторскую работу | | |
1.3 | Проявляет интерес к планированию деятельности коллектива | | |
1.4 | Проявляется интерес к организационной стороне деятельности руководителя | | |
1.5 | Проявляет интерес к контролю за деятельностью членов коллектива | | |
Средний балл | | ||
2.1 | Считает, что главное – это результат и качество труда | | |
2.2 | Считает, что руководитель несет ответственность за деятельность | | |
2.3 | Считает необходимым поддержание дисциплины | | |
2.4 | Считает, что вработе в равной степени важны как организа-ционные, так и воспитательные аспекты | | |
2.5 | Считает, что руководитель обязан способствовать инициативной и самостоятельной работе членов коллектива | | |
2.6 | Считает, что отношения не долкны носить формальный | | |
2.7 | Считает, что труд руководителя важен для коллектива | | |
Средний балл | | ||
3.1 | Стремится принести максимальную пользу общественному делу | | |
3.2 | Стремится получить социальное признание | | |
3.3 | Стремится наиболее полно раскрыть свои организаторские способности | | |
3.4 | Стремится работать так, чтобы избежать претензий со стороны коллектива | | |
3.5 | Стремится инициативно и ответственно выполнять свои обязанности | | |
3.6 | Стремится получить удовольствие от своей организаторской работы | | |
3.7 | Стремится к позитивным взаимоотношениям | | |
Средний балл | | ||
4.1 | Способен давать точные характеристики | | |
4.2 | Способен быстро оценивать особенности и состояние других людей | | |
4.3 | Способен представить себя в ситуации, переживаемой другим человеком | | |
4.4 | Способен представить себя в ситуации, переживаемой другим человеков | | |
4.5 | Способен к сопереживанию и сочувствию | | |
4.6 | Способен проявлять интерес и внимание к своим коллегам | | |
4.7 | Способен ориентироваться во взаимоотношениях | | |
Средний балл | | ||
5.1 | Способен находить правильный тон во взаимоотношениях | | |
5.2 | Способен находить индивидуальный подход к людям | | |
5.3 | Способен проявлять участие, приходить на помощь | | |
5.4 | Способен находить общий язык с разными людьми в разных обстоятельствах | | |
5.5 | Способен проявлять взвешенность в оценках | | |
5.6 | Способен общаться с людьми без наигранности и нарочитости | | |
5.7 | Способен общаться с людьми без грубости и чванства | | |
Средний балл | | ||
6.1 | Способен воздействовать убедительностью доводов | | |
6.2 | Способен к волевому воздействию | | |
6.3 | Способен к эмоциональному воздействию | | |
6.4 | Способен воздействовать личным примером (действием) | | |
6.5 | Способен вызывать уверенность в услеке дела | | |
6.6 | Способен словом побуждать коллектив к действию (далу) | | |
6.7 | Способен правильно выбрать момент для воздействия | | |
Средний балл | | ||
7.1 | Способен смело предъявлять требования | | |
7.2 | Способен проявлять самостоятельность в предъявлении требований | | |
7.3 | Способен проявлять гибкость в требованиях | | |
7.4 | Способен проявлять настойчивость в требованиях | | |
7.5 | Способен проявлять постоянство в требованиях | | |
7.6 | Способен выражать требование в разной форме (от шутки до приказа) | | |
7.7 | Способен находить должную меру требования | | |
Средний балл | | ||
8.1 | Способен проявлять самостоятельность в оценках других людей | | |
8.2 | Способен проявлять прямоту и смелость критики, но без придирчив ости | | |
8.4 | Способен логично и аргументированно делать критические замечания | | |
8.5 | Способен проявлять глубину и сущность в критических замечаниях | | |
8.6 | Способен точно дифференцировать поведение и действия людей | | |
8.7 | Способен к самокритичности в оценках своего поведения | | |
Средний балл | | ||
9.1 | Способен объективно оценить свои успехи и неудачи | | |
9.2 | Способен работать с полной отдачей сил | | |
9.3 | Способен довести до конца начатое дело | | |
9.4 | Способен интересы дела ставить выше личных интересов | | |
9.5 | Способен видеть в ошибках коллектива прежде всего свои личные ошибки как руководителя | | |
9.6 | Способен признавать ошибочность своих решений | | |
9.7 | Способен ответственно выполнять любую работу | | |
Средний балл | |