Файл: Курсовая работа по курсу Организационное поведение на тему Личностные качества руководителя как фактор управления деловым климатом в организации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 164

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Если при обработке результатов выявится, что максимальная и минимальная экспертные оценки резко отличаются от остальных, то целесообразно результаты работы этих экспертов из общего подсчета исключить. Большая вариативность в оценках экспертов может свидетельствовать о неоднородности экспертной группы, о разном уровне компетентности экспертов.

Общий средний балл оценки ПХЛР позволяет сделать заключение об уровне качеств руководителя, ориентируясь на следующие показатели:

  • меньше 21 балла – практическая непригодность к выполнению функций руководителя;

  • 21-27 баллов - низкий уровень руководителя;

  • 28-36 баллов - средний уровень руководителя;

  • больше 36 баллов – высокий уровень руководителя.

Методика 3. Оценка потребности в достижении

Тест-опросник разработан Карелиным А.А. и направлен на измерение уровня мотивации достижения. Шкала эта состоит из 22 суждений, на которые необходимо дать ответ - "да" или "нет". Бланк опросника, инструкция и ключи к тесту представлены в Приложении 312.

Ответы, совпадающие с ключевыми (по коду), суммируются (по 1 баллу за каждый такой ответ). В отличие от ранее описанных тестов-опросников шкала потребности в достижениях имеет децильные (стеновые) нормы, поэтому конкретный результат можно оценить с помощью таблицы 2.

Таблица 2- Уровень мотивации достижения




Уровень мотивации достижения

Низкий

Средний

Высокий

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Сумма баллов

2-9

10

11

12

13

14

15

16

17

18-19


Ответы "Да" на вопросы 2, 6, 7, 8, 14, 16, 18, 19, 21, 22;

ответы "Нет" на вопросы 1, 3, 4, 5, 9, 11, 12, 13, 15, 17, 20.

Использованные в работе методики позволили определить выявить влияние личностных качеств руководителя на управление деловым климатом в организации.

2.2 Анализ и оценка результатов исследования

После проведения опросов и тестов, предложенных выше, были получены следующие результаты.

Результаты теста "Мотивация успеха" представлены в таблице 3.

Таблица 3 – Результаты теста "Мотивация успеха"

п/п

Фамилия, имя, отчество

Возраст

Кол-во баллов

Уровень мотивации

1.

Акимова Д.И.

25

19

ув

2.

Алексеев А.В.

38

15

с

3.

Герасимов А.А.

32

27

в

4.

Ежова Н.В.

49

7

н

5.

Ерыганова Е.Н.

32

5

н

6.

Костина Т.Н.

47

23

в

7.

Куманин М.С.

34

12

с

8.

Куприянов А.И.

24

14

с

9.

Кутузова Н.В.

39

31

в

10.

Левин А.С.

34

9

н

11.

Марков А.Г.

37

11

с

12.

Почивалова Н.Н.

38

4

н

13.

Самарин Е.Н.

35

17

ув

14.

Самарин О.Н.

30

25

в

15.

Синцева Т.В.

23

16

с

16.

Семин А.П.

41

19

ув

17.

Соколов А.А.

38

20

ув

18.

Тужиков Н.Е.

36

8

н

19.

Таланов С.В.

50

18

ув

20.

Тугушева Д.Ф.

25

13

с


Анализируя, полученные в ходе исследования результаты, позволили выявить, что:

  • высокий уровень мотивации - 4 человека (20%);

  • умеренно высокий уровень мотивации - 5 человек (25%);

  • средний уровень мотивации - 6 человек (30%);

  • низкий уровень мотивации - 5 человек (25%).

Результаты экспертной оценки психологических характеристик личности руководителя представлены в таблице 4.

Таблица 4 - Результаты экспертной оценки психологических характеристик личности руководителя

№ п/п

Качества личности

Средний балл

Уровень

1

Определенность

43

В

2

Осознанность

51

В

3

Целеустремленность

54

В

4

Избирательность

29

С

5

Тактичность

41

В

6

Действенность

38

С

7

Требовательность

47

В

8

Критичность

45

В

9

Ответственность

52

В


Анализ проведенного исследования показывает, что данный руководитель имеет следующий уровень качеств личности: высокий уровень - 89%;средний уровень - 11%; низкий - 0%.

Таким образом, соответствие личностных характеристик содержанию деятельности является непременным условием успешного ее осуществления. Особенно важно такое соответствие для видов деятельности с высоким уровнем ответственности. К таковым, как известно, относится деятельность руководителя (управленца, организатора). Анализ данных показал, что организаторские способности и организаторская направленность личности данного руководителя на высоком уровне.

Результаты оценки потребности в достижении представлены в таблице 5.


Таблица 5 – Результаты оценки потребности в достижении.

п/п

Фамилия, имя, отчество

Возраст

Кол-во баллов

Уровень мотивации достижения

1

Акимова Д.И.

25

15

с

2

Алексеев А.В.

38

14

с

3

Герасимов А.А.

32

19

в

4

Ежова Н.В.

49

8

н

5

Ерыганова Е.Н.

32

11

н

6

Костина Т.Н.

47

17

в

7

Куманин М.С.

34

14

с

8

Куприянов А.И.

24

13

с

9

Кутузова Н.В.

39

15

с

10.

Левин А.С.

34

9

н

11.

Марков А.Г.

37

15

с

12

Почивалова Н.Н.

38

4

н

13

Самарин Е.Н.

35

13

с

14

Самарин О.Н.

30

18

в

15.

Синцева Т.В.

23

16

в

16.

Семин А.П.

41

12

с

17.

Соколов А.А.

38

16

в

18.

Тужиков Н.Е.

36

7

н

19.

Таланов С.В.

50

14

с

20.

Тугушева Д.Ф.

25

15

с


Анализируя, полученные в ходе исследования результаты, позволили выявить, что: высокий уровень мотивации - 4 человека (20%);умеренно высокий уровень мотивации - 5 человек (25%); средний уровень мотивации - 6 человек (30%); низкий уровень мотивации - 5 человек (25%).

3. Рекомендации по усовершенствованию личностных качеств руководителя

На основании проведенных опросов и анкетирования, в организации у небольшого процента руководителей выявлен низкий уровень мотивации и средний уровень качеств личности. Для совершенствования личностных качеств у данных сотрудников можно предложить следующие рекомендации.

1. Проводить тренинги развития личностных качеств руководителей. Тренинг развития лидерских качеств включает в себя систему последовательно выстроенных, но относительно самостоятельных занятий и социально-психологических мероприятий, объединенных в комплексную программу. Целью тренинга является развитие лидерских качеств руководителей и повышение их лидерского статуса в группе. Тренинг направлен на поэтапное решение следующих основных задач:

1. Выработать мотивацию и стремление младших командиров к лидерству;

2. Сформировать лидерское мировоззрение.;

3. Развить профессионально-управленческие и социально-психологические качества участников, повышающие их успешность как руководителей и лидеров.

4. Сформировать положительный опыт лидерского поведения участников в моделируемых ситуациях профессиональной деятельности;

В связи с этим в тренинге развития лидерских качеств большое внимание уделяется не только развитию лидерских способностей, но и формированию лидерской Я-концепции и лидерского мировоззрения участников.

2. Смена среды и неформальное общение. Постоянное пребывание в одной среде вызывает привыкание к знакомым сотрудникам, сложившимся стереотипам поведения на рабочем месте, и все кажется одинаковым. Один из способов справиться с этой ситуаций и развить себя - поездки, не связанные с проблемами производства. Это может быть поездка в другой город или страну, где приняты другие уклад и нормы культуры. В таких поездках вы лучше осознаете, кто вы. Другая обстановка, другие люди, у которых могут быть иные мотивы, интересы и потребности. Плюс такого способа - подчиненные не видят вас в общении, ошибок, которые вы совершаете, вступая в контакт с другими людьми. Вы можете оценить собственные действия и причины поведения других людей в разных ситуациях. Принимая другие роли, осознаете лучше, что могут чувствовать люди, выполняющие другие роли в организации.


3. Амбиции и цели изменяются во времени. Ведущий мотив руководителя - мотив достижений. Самоуважение и достижения подстегивают к деятельности. Проведите оценку связи личного развития и развития организации. Для этого отметьте значимые пункты:

  • организация, в которой я работаю, имеет социальное значение;

  • с момента создания организация расширила сеть клиентов;

  • организация имеет значение на региональном уровне, уровне страны, международном уровне;

  • организация имеет потенциал для развития, расширения влияния;

  • организация имеет признание в форме отраслевых наград;

  • организация имеет международное признание;

  • организация может достичь новых показателей для признания.

Для движения к новой цели вы можете использовать другие способы личностного развития - результаты оценки жизненного опыта, смена среды и неформальное общение, повышение квалификации и взгляд на бизнес со стороны.

4.Построение системы обратной связи. Более полно понять, насколько эффективно работает управляемая организация и вы - как лидер, позволяет обратная связь. Давайте оценку труда других сотрудников и получайте при этом обратную связь от клиентов. Такая система обратной связи позволяет оценить вашу личную эффективность как лидера, совершенствовать правильность действий и оттачивать искусство управления. Делать это можно на постоянной основе или выборочно, если диапазон клиентов - широкий.

5. Поработайте над собой. Если вы считаете себя слишком застенчивым и это мешает вам в общении с людьми, подумайте, может ли это качество быть для вас необходимым? Возможно, оно необходимо при общении другими застенчивыми людьми - в этих случаях вы хорошо понимаете друг друга. Возможно, оно выбивает почву из-под ног агрессивных и настырных людей. Наверное, есть и другие ситуации, где ваша застенчивость просто необходима. Постарайтесь их припомнить.

После того, как вы хоть немного полюбили свою застенчивость, найдите то качество, которое будет ее уравновешивать в ситуациях, когда она вам мешает. Это может быть уверенность. Добавьте себе уверенности во время ведения переговоров, и вы заметите, что стали менее застенчивы.

Подобное упражнение можно проделать и с любым другим качеством, которое, по вашему мнению, мешает вам в жизни и в работе.

  1. Работайте над ошибками. У любого руководителя, даже очень эффективного, неизбежны ошибки. Важны не сами ошибки, а наше отношение к ним. Если после очередной ошибки вы начинаете винить себя, искать оправдание в плохом поведении сотрудников или в сложившихся обстоятельствах, такая реакция останавливает ваше развитие. Ошибки - необходимый элемент развития и обучения. Важно выработать верное отношение к ним, и в похожих ситуациях вы будете реже наступать на те же грабли. Надо помнить при этом, что следующие ситуации скрывают в себе «новые грабли», на которые вы рано или поздно наступите, и это будет следующий этап развития и обучения как руководителя.