Файл: Курсовая работа по курсу Организационное поведение на тему Личностные качества руководителя как фактор управления деловым климатом в организации.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 164
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Если при обработке результатов выявится, что максимальная и минимальная экспертные оценки резко отличаются от остальных, то целесообразно результаты работы этих экспертов из общего подсчета исключить. Большая вариативность в оценках экспертов может свидетельствовать о неоднородности экспертной группы, о разном уровне компетентности экспертов.
Общий средний балл оценки ПХЛР позволяет сделать заключение об уровне качеств руководителя, ориентируясь на следующие показатели:
-
меньше 21 балла – практическая непригодность к выполнению функций руководителя; -
21-27 баллов - низкий уровень руководителя; -
28-36 баллов - средний уровень руководителя; -
больше 36 баллов – высокий уровень руководителя.
Методика 3. Оценка потребности в достижении
Тест-опросник разработан Карелиным А.А. и направлен на измерение уровня мотивации достижения. Шкала эта состоит из 22 суждений, на которые необходимо дать ответ - "да" или "нет". Бланк опросника, инструкция и ключи к тесту представлены в Приложении 312.
Ответы, совпадающие с ключевыми (по коду), суммируются (по 1 баллу за каждый такой ответ). В отличие от ранее описанных тестов-опросников шкала потребности в достижениях имеет децильные (стеновые) нормы, поэтому конкретный результат можно оценить с помощью таблицы 2.
Таблица 2- Уровень мотивации достижения
| Уровень мотивации достижения | ||||||||||
Низкий | Средний | Высокий | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | ||
Сумма баллов | 2-9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18-19 |
Ответы "Да" на вопросы 2, 6, 7, 8, 14, 16, 18, 19, 21, 22;
ответы "Нет" на вопросы 1, 3, 4, 5, 9, 11, 12, 13, 15, 17, 20.
Использованные в работе методики позволили определить выявить влияние личностных качеств руководителя на управление деловым климатом в организации.
2.2 Анализ и оценка результатов исследования
После проведения опросов и тестов, предложенных выше, были получены следующие результаты.
Результаты теста "Мотивация успеха" представлены в таблице 3.
Таблица 3 – Результаты теста "Мотивация успеха"
№ п/п | Фамилия, имя, отчество | Возраст | Кол-во баллов | Уровень мотивации |
1. | Акимова Д.И. | 25 | 19 | ув |
2. | Алексеев А.В. | 38 | 15 | с |
3. | Герасимов А.А. | 32 | 27 | в |
4. | Ежова Н.В. | 49 | 7 | н |
5. | Ерыганова Е.Н. | 32 | 5 | н |
6. | Костина Т.Н. | 47 | 23 | в |
7. | Куманин М.С. | 34 | 12 | с |
8. | Куприянов А.И. | 24 | 14 | с |
9. | Кутузова Н.В. | 39 | 31 | в |
10. | Левин А.С. | 34 | 9 | н |
11. | Марков А.Г. | 37 | 11 | с |
12. | Почивалова Н.Н. | 38 | 4 | н |
13. | Самарин Е.Н. | 35 | 17 | ув |
14. | Самарин О.Н. | 30 | 25 | в |
15. | Синцева Т.В. | 23 | 16 | с |
16. | Семин А.П. | 41 | 19 | ув |
17. | Соколов А.А. | 38 | 20 | ув |
18. | Тужиков Н.Е. | 36 | 8 | н |
19. | Таланов С.В. | 50 | 18 | ув |
20. | Тугушева Д.Ф. | 25 | 13 | с |
Анализируя, полученные в ходе исследования результаты, позволили выявить, что:
-
высокий уровень мотивации - 4 человека (20%); -
умеренно высокий уровень мотивации - 5 человек (25%); -
средний уровень мотивации - 6 человек (30%); -
низкий уровень мотивации - 5 человек (25%).
Результаты экспертной оценки психологических характеристик личности руководителя представлены в таблице 4.
Таблица 4 - Результаты экспертной оценки психологических характеристик личности руководителя
№ п/п | Качества личности | Средний балл | Уровень |
1 | Определенность | 43 | В |
2 | Осознанность | 51 | В |
3 | Целеустремленность | 54 | В |
4 | Избирательность | 29 | С |
5 | Тактичность | 41 | В |
6 | Действенность | 38 | С |
7 | Требовательность | 47 | В |
8 | Критичность | 45 | В |
9 | Ответственность | 52 | В |
Анализ проведенного исследования показывает, что данный руководитель имеет следующий уровень качеств личности: высокий уровень - 89%;средний уровень - 11%; низкий - 0%.
Таким образом, соответствие личностных характеристик содержанию деятельности является непременным условием успешного ее осуществления. Особенно важно такое соответствие для видов деятельности с высоким уровнем ответственности. К таковым, как известно, относится деятельность руководителя (управленца, организатора). Анализ данных показал, что организаторские способности и организаторская направленность личности данного руководителя на высоком уровне.
Результаты оценки потребности в достижении представлены в таблице 5.
Таблица 5 – Результаты оценки потребности в достижении.
№ п/п | Фамилия, имя, отчество | Возраст | Кол-во баллов | Уровень мотивации достижения |
1 | Акимова Д.И. | 25 | 15 | с |
2 | Алексеев А.В. | 38 | 14 | с |
3 | Герасимов А.А. | 32 | 19 | в |
4 | Ежова Н.В. | 49 | 8 | н |
5 | Ерыганова Е.Н. | 32 | 11 | н |
6 | Костина Т.Н. | 47 | 17 | в |
7 | Куманин М.С. | 34 | 14 | с |
8 | Куприянов А.И. | 24 | 13 | с |
9 | Кутузова Н.В. | 39 | 15 | с |
10. | Левин А.С. | 34 | 9 | н |
11. | Марков А.Г. | 37 | 15 | с |
12 | Почивалова Н.Н. | 38 | 4 | н |
13 | Самарин Е.Н. | 35 | 13 | с |
14 | Самарин О.Н. | 30 | 18 | в |
15. | Синцева Т.В. | 23 | 16 | в |
16. | Семин А.П. | 41 | 12 | с |
17. | Соколов А.А. | 38 | 16 | в |
18. | Тужиков Н.Е. | 36 | 7 | н |
19. | Таланов С.В. | 50 | 14 | с |
20. | Тугушева Д.Ф. | 25 | 15 | с |
Анализируя, полученные в ходе исследования результаты, позволили выявить, что: высокий уровень мотивации - 4 человека (20%);умеренно высокий уровень мотивации - 5 человек (25%); средний уровень мотивации - 6 человек (30%); низкий уровень мотивации - 5 человек (25%).
3. Рекомендации по усовершенствованию личностных качеств руководителя
На основании проведенных опросов и анкетирования, в организации у небольшого процента руководителей выявлен низкий уровень мотивации и средний уровень качеств личности. Для совершенствования личностных качеств у данных сотрудников можно предложить следующие рекомендации.
1. Проводить тренинги развития личностных качеств руководителей. Тренинг развития лидерских качеств включает в себя систему последовательно выстроенных, но относительно самостоятельных занятий и социально-психологических мероприятий, объединенных в комплексную программу. Целью тренинга является развитие лидерских качеств руководителей и повышение их лидерского статуса в группе. Тренинг направлен на поэтапное решение следующих основных задач:
1. Выработать мотивацию и стремление младших командиров к лидерству;
2. Сформировать лидерское мировоззрение.;
3. Развить профессионально-управленческие и социально-психологические качества участников, повышающие их успешность как руководителей и лидеров.
4. Сформировать положительный опыт лидерского поведения участников в моделируемых ситуациях профессиональной деятельности;
В связи с этим в тренинге развития лидерских качеств большое внимание уделяется не только развитию лидерских способностей, но и формированию лидерской Я-концепции и лидерского мировоззрения участников.
2. Смена среды и неформальное общение. Постоянное пребывание в одной среде вызывает привыкание к знакомым сотрудникам, сложившимся стереотипам поведения на рабочем месте, и все кажется одинаковым. Один из способов справиться с этой ситуаций и развить себя - поездки, не связанные с проблемами производства. Это может быть поездка в другой город или страну, где приняты другие уклад и нормы культуры. В таких поездках вы лучше осознаете, кто вы. Другая обстановка, другие люди, у которых могут быть иные мотивы, интересы и потребности. Плюс такого способа - подчиненные не видят вас в общении, ошибок, которые вы совершаете, вступая в контакт с другими людьми. Вы можете оценить собственные действия и причины поведения других людей в разных ситуациях. Принимая другие роли, осознаете лучше, что могут чувствовать люди, выполняющие другие роли в организации.
3. Амбиции и цели изменяются во времени. Ведущий мотив руководителя - мотив достижений. Самоуважение и достижения подстегивают к деятельности. Проведите оценку связи личного развития и развития организации. Для этого отметьте значимые пункты:
-
организация, в которой я работаю, имеет социальное значение; -
с момента создания организация расширила сеть клиентов; -
организация имеет значение на региональном уровне, уровне страны, международном уровне; -
организация имеет потенциал для развития, расширения влияния; -
организация имеет признание в форме отраслевых наград; -
организация имеет международное признание; -
организация может достичь новых показателей для признания.
Для движения к новой цели вы можете использовать другие способы личностного развития - результаты оценки жизненного опыта, смена среды и неформальное общение, повышение квалификации и взгляд на бизнес со стороны.
4.Построение системы обратной связи. Более полно понять, насколько эффективно работает управляемая организация и вы - как лидер, позволяет обратная связь. Давайте оценку труда других сотрудников и получайте при этом обратную связь от клиентов. Такая система обратной связи позволяет оценить вашу личную эффективность как лидера, совершенствовать правильность действий и оттачивать искусство управления. Делать это можно на постоянной основе или выборочно, если диапазон клиентов - широкий.
5. Поработайте над собой. Если вы считаете себя слишком застенчивым и это мешает вам в общении с людьми, подумайте, может ли это качество быть для вас необходимым? Возможно, оно необходимо при общении другими застенчивыми людьми - в этих случаях вы хорошо понимаете друг друга. Возможно, оно выбивает почву из-под ног агрессивных и настырных людей. Наверное, есть и другие ситуации, где ваша застенчивость просто необходима. Постарайтесь их припомнить.
После того, как вы хоть немного полюбили свою застенчивость, найдите то качество, которое будет ее уравновешивать в ситуациях, когда она вам мешает. Это может быть уверенность. Добавьте себе уверенности во время ведения переговоров, и вы заметите, что стали менее застенчивы.
Подобное упражнение можно проделать и с любым другим качеством, которое, по вашему мнению, мешает вам в жизни и в работе.
-
Работайте над ошибками. У любого руководителя, даже очень эффективного, неизбежны ошибки. Важны не сами ошибки, а наше отношение к ним. Если после очередной ошибки вы начинаете винить себя, искать оправдание в плохом поведении сотрудников или в сложившихся обстоятельствах, такая реакция останавливает ваше развитие. Ошибки - необходимый элемент развития и обучения. Важно выработать верное отношение к ним, и в похожих ситуациях вы будете реже наступать на те же грабли. Надо помнить при этом, что следующие ситуации скрывают в себе «новые грабли», на которые вы рано или поздно наступите, и это будет следующий этап развития и обучения как руководителя.