Файл: Ответы на вопросы к зачету Специфика духовного производства в разных видах человеческой деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 112

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ответы на вопросы к зачету


  1. Специфика духовного производства в разных видах человеческой деятельности

Вначале духовные потребности человека не существовали отдельно от материальных. И только впоследствии, по мере того как производство материальных благ создало для этого необходимые условия (устойчивое воспроизводство прибавочного производства), духовное производство превратилось в самостоятельную отрасль.

Духовное производство – деятельность общества по производству, сохранению, обмену, распределению и потреблению идей, представлений, идеалов, научных знаний и других духовных ценностей. В сфере распределения и освоения духовных ценностей духовное производство охватывает образование, нравственное и эстетическое воспитание и другие формы приобщения к духовной культуре.

При наличии ряда общих моментов с материальным производством духовное производство имеет свою специфику. Предметом труда в нем выступают не только природа и природные вещества, но и общественный прогресс во всем богатстве его социальных связей, человеческое мышление и деятельность людей. Весьма своеобразны и субъект духовного производства, и орудия его деятельности. В обществе формируется особый социальный слой профессионалов, занятых созданием духовных ценностей. В массе своей это представители интеллигенции. Духовное производство – производство сознания, осуществляемое специализированными группами людей, профессионально занятыми квалифицированным умственным трудом. Результатом духовного производства являются идеи и теории, ценности, духовные общественные отношения и сам человек как духовное существо.

Лучшие образцы духовного производства, получив социальную оценку, входят в фонд духовной культуры социума, становятся его достоянием. Потребляя духовные ценности, человек формируется как личность и в этом качестве выступает и как объект, и как субъект духовного производства. Для духовного формирования используются система образования, воспитания, средства коммуникативного воздействия и т.д. Важную роль играет и самостоятельное усвоение субъектом духовных ценностей, самообразование и самовоспитание.

Духовное производство в отличие от материального носит всеобщий, общественный характер, продукты духовного производства доступны всем. Пятью хлебами не накормишь тысячу, а пятью идеями или шедеврами искусств можно удовлетворить духовные потребности миллиона людей. Однако следует заметить, что само производство духовных ценностей всегда индивидуально. Примером может послужить то, что нобелевские премии в науке коллективам авторов не присуждаются. В целом, большие открытия и творения делают одиночки, ведь творчество всегда уникально и индивидуально. Творчество – основная сила духовного производства, в то время как в материальном производстве таких производительных сил множество (сырье, машины, рабочие руки, дороги и пр.).
Духовная деятельность самоценна, обладает значимостью нередко безотносительно к результату. Так искусство существует ради искусства. В отличие от материальной деятельности, для которой ценно не создание, а обладание благами, в духовной деятельности ценно само создание.

Функции духовного производства:

    1. Духовная деятельность, направленная на совершенствование всех средств жизни общества (экономической, политической, социальной) и производство духовных ценностей.

    2. Производство прикладных и фундаментальных идей, причем производство последних является важнейшей функцией.

    3. Производство и распространение в обществе знаний об этих идеях.

    4. Производство общественного мнения. Эта функция тесно связана с производством и распространением знаний, однако в ней подчеркивается политический, идеологический момент.

    5. Формирование духовных потребностей, т.е. внутреннего побуждения человека к духовному творчеству и созданным духовным ценностям.

Виды духовного производства:

  1. Наука.

  2. Искусство.

  3. Религия.


2.Духовная жизнь общества как система религиозных, экзотерических, гуманитарных, художественных и научных практик

Духовная жизнь общества представляет собой совокупность всех процессов жизнедеятельности социума по созиданию, обмену, распределению, хранению и усвоению духовных ценностей и информации. Духовная жизнь общества складывается из повседневного общения людей, из таких форм их деятельности, как познание (наука), художественное творчество (искусство), отправление религиозных культов и богообщение (религия), из проявлений морали. Тогда как духовная сфера – это лишь сторона духовной жизни, связанная со специализированным (профессиональным) духовным производством, с функционированием учреждений и организаций (идеологических, научных, художественных, религиозных), в рамках которых создаются, хранятся, распространяются духовные ценности и информация. Иными словами, духовная сфера – это целенаправленно организуемая духовная жизнь людей. С развитием цивилизации, с переходом к «информационному обществу» значение духовной сферы резко возрастает, что проявляется, в частности, в многократном увеличении информационных потоков, росте числа занятых в духовном производстве (например, за последние сто лет численность ученых в мире возросла со 100 тысяч до 5 миллионов), повышении престижа интеллектуального труда.



Основными элементами духовной сферы выступают наука, образование, религия, идеология, искусство, средства массовой информации (СМИ), поскольку именно в них задействовано подавляющее большинство работников умственного труда.
3.Аксиосфера культуры как область ценностного отношения и целеполагания в деятельности общества и личности.

Культура оказывает влияние на общественную жизнь через систему ценностей. Они отражают социокультурные предпочтения людей по отношению к различным природным и общественным явлениям, результатам материальной и духовной деятельности.

Ценности – это общепринятые убеждения, к которым человек должен стремиться.

Разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям.

Каждый индивид усваивает и формирует определенную иерархию ценностей. Высокий культурный уровень человека позволяет ему отличить подлинные ценности от ложных.

Ценности культуры в нравственной, политической, правовой форме могут выступать в виде социокультурных норм, то есть совокупностей требований и вместе с тем образцов, стандартов поведения.

Выделяют правовые и нравственные системы норм.

Правовая система норм охраняется государством, обеспечивает регулирование деятельности людей. Правовые нормы направлены на соблюдение Конституции и законов. Они носят обязательный характер. Их нарушение вызывает юридические санкции.

Нравственные нормы выражаются в моральных требованиях, обычаях, которым человек должен следовать в человеческом общении и своей жизнедеятельности. Они активно влияют на духовно–нравственную атмосферу в обществе, на взаимоотношения и поведение людей.

Культура выполняет ряд важных общественных функций:

  1. Познавательная функция. Приобщение людей к знаниям и способам профессионально–трудовой, общественно–политической, культурно–эстетической деятельности;

  2. Социализирующая функция. Обусловлена процессом становления личности, усвоения индивидами ценностей, норм, способов поведения, присущих данному обществу;

  3. Нормативно–регулятивная функция. Она вызвана общественной потребностью в социально–культурной ориентации человека, в регуляции его деятельности, регламентации общественных отношений на основе правовых и нравственных норм, эстетических образцов и художественных ценностей, обычаев и традиций;

  4. Коммуникативная функция. Отвечает потребностям людей в общении, во взаимном обмене информацией, социокультурными ценностями, опытом жизнедеятельности;

  5. Функция социальной (исторической) памяти. Культура выполняет важную роль воспроизведения и передачи от поколения к поколению накопленных социальных ценностей, традиций и образцов жизнедеятельности;

  6. Созидательно–преобразовательная функция. Выступает в качестве социокультурного фактора социально–экономического, духовно–нравственного развития общества, его демократизации;

  7. Функция гуманизации всех сфер жизни общества. Эта функция обусловлена необходимостью «очеловечить» производственные отношения, условия и содержание труда, деятельность политических институтов и т.п.


Таким образом, культура – неотъемлемая часть общественной жизни. Культура общества может быть «высокой» и «низкой», но общества вне культуры не бывает.
4.Общее и особенное в содержании понятий ноосфера и аксиосфера
Ноосфера – это окружающая человека среда, в которой природные процессы обмена веществ и энергии контролируются человеческим обществом. При этом процесс взаимодействия общества и биосферы должен быть управляем во взаимных интересах, чтобы не допустить деградацию биосферы как среды обитания общества. 

Понятие «аксиосфера» было введено по аналогии с понятиями «ноосфера», разработанным В.И. Вернадским и П. Тейяром де Шарденом, и «семиосфера», разработанным Ю.М. Лотманом. К 60-м гг. ХХ века, в первую очередь в отечествен ной философской литературе, относятся первые попытки формулировки понятия аксиосферы, определения ее структуры и содержания. Одним из первых, кто стал разрабатывать эту проблематику, был В.Н. Сагатовский. Он утверждал, что «аксиосфера – это совокупность ценностей, являющихся обобщенными устойчивыми представлениями о предпочитаемых благах и приемлемых способах их получения, в которых сконцентрирован предшествующий опыт субъекта и на основе которых принимаются решения о его дальнейшем поведении. При таком понимании аксиосферы система ценностей выступает фундаментальным основанием образа жизни».

В.Н. Сагатовский также предложил свой вариант структуры аксиосферы, исходя из понимания ценностноориентированной деятельности. Эта деятельность может быть «экстрагенной» (если ценности диктуются внешней необходимостью) и «интрогенной» (если ценности определяются внутренней потребностью субъекта).

В. Ядовым исследовалось понятие ценностной ориентации для изучения мотивации личности. В структуре аксиосферы культуры он выделил «ценности – нормы», ценности – идеалы», «ценности – цели», «ценности – средства».

5.Ноосфера (по В.И.Вернадскому) как результат длительной природной и культурной эволюции человеческого рода
Ноосфера («мыслящая оболочка», сфера разума) – высшая ста­дия развития биосферы. Это сфера взаимодействия природы и обще­ства, в пределах которой разумная человеческая деятельность стано­вится главным, определяющим фактором развития.


Понятие «ноосфера» появилось в связи с оценкой роли человека в эволюции биосферы. Непреходящая ценность учения В. И. Вернадского о ноосфере именно в том, что он выявил геологическую роль жизни, живого вещества в плане­тарных процессах, в создании и развитии биосферы и всего разнообразия живых существ в ней. Среди этих существ он выделил чело­векакак мощную геологическую силу. Эта сила способна оказывать влияние на ход биогеохимических и других процессов в охвачен­ной ее воздействием среде Земли и околоземном пространстве (по­ка «ближний» космос). Вся эта среда весьма существенно изменя­ется человеком, благодаря его труду. Он способен перестроить ее согласно своим представлениям и потребностям, изменить факти­чески ту биосферу, которая складывалась в течение всей геологиче­ской истории Земли.

В. И. Вернадский писал, что становление ноосферы «есть не слу­чайное явление на нашей планете», «создание свободного разума», «человеческого гения», а «природное явление, резко материально проявляющееся в своих следствиях в окружающей человека среде» (Размышления натуралиста, 1975). Иными словами, ноосфера – ок­ружающая человека среда, в которой природные процессы обмена ве­ществ и энергии контролируются обществом. Человек, по мнению В. И. Вернадского, является частью биосфе­ры, ее «определенной функцией». Подчеркивая тесную связь челове­ка и природы, он допускал, что предпосылки возникновения челове­ческого разума имели место еще во времена животных предшествен­ников Homo sapiens, и проявление его началось миллионы лет назад, в конце третичного периода. Но как новая геологическая сила смог проявить себя только человек.

По утверждению В. И. Вернадского, в сфере разума – ноосфере – должна господствовать гуманистическая идея, а это предполагает гу­манизацию социальных отношений, разумное отношение к природе, бережное отношение к ее ресурсам, ко всему живому.

Анализируя представления В. И. Вернадского о ноосфере, можно прийти к выводу, что ломка развития человече­ской деятельности должна идти не вопреки, а в унисон с организо­ванностью биосферы, ибо человечество, образуя ноосферу, всеми своими корнями связано с биосферой. Ноосфера – естественное и необходимое следствие человеческих усилий. Это преобразован­ная людьми биосфера соответственно познанным и практически ос­военным законам ее строения и развития. Рассматривая такое раз­витие биосферы в ноосферу с позиций системного подхода, можно заключить, что ноосфера – это новое состояние некоторой глобаль­ной суперсистемы как совокупности трех мощных подсистем: «че­ловек», «производство» и «природа», как трех взаимосвязанных эле­ментов при активной роли подсистемы «человек».