Файл: Ответы на вопросы к зачету Специфика духовного производства в разных видах человеческой деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 114

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Каждому типу художественного сознания свойственны и определенные связи метода и стиля. В одних случаях связь эта взаимооднозначна (когда одному методу соответствует один стиль — например, готический или классицистический), а в других — неоднозначна (когда один метод — например, романтический или реалистический — порождает разные стили, не допуская канонизации того или иного стилевого выражения). Таким образом, тип связи метода и стиля в конечном итоге обусловлен соотношением личности и общества. Неразвитость личности на ранних этапах истории или же ее подавление политической организацией общества в новое и новейшее время в тоталитарных государствах ведет к превращению стиля в сверхличностную художественную структуру, заданную заранее силой традиции или приказом канона. В демократическом обществе свобода личности влечет за собой и индивидуализацию стиля, признание права каждого художника на собственный стиль или даже полистильность его творчества (например, у П. Пикассо, М. А. Булгакова, Д. Д. Шостаковича, Ф. Феллини).

Второе измерение художественной культуры — зональное, или морфологическое — мы обнаруживаем тогда, когда от общей характеристики ее духовного'содержания переходим к характеристике ее особенностей в разных видах искусства; ибо целостность художественной культуры общества охватывает многообразие тех форм, в которых творчество выступает в искусствах словесных, изобразительных, в музыке, танце, театре, кино, архитектуре и т. д. Нужно иметь в виду, что все эти виды искусства не просто сосуществуют один рядом с другим, но образуют некую исторически самоорганизовавшуюся систему. Поскольку художественное творчество имеет духовное содержание и материальную форму, морфологическое строение художественной культуры определяется тем, как меняется их соотношение в общем пространстве культуры, в котором художественная деятельность находится как бы между сферой духовного производства и производства материального. Это ведет к тому, что на обеих границах художественной культуры образуются переходные зоны, в которых деятельность людей, оставаясь материальной в одном случае и духовной в другом, становится одновременно художественной. Так, в переходной зоне от материальной культуры к художественной находятся архитектура и прикладные искусства, плоды художествен ного ремесла, а с переходом ремесленного производства к индустриальному здесь образовалась в XX веке еще одна разновидность материально-художественного творчества — художественное конструирование, или дизайн.


Такое же положение характерно для места встречи духовной культуры и культуры художественной: здесь художественная деятельность овладевает основным средством объективации духовной активности человека — языком, вначале устным, а затем и письменным. В результате возникают такие же двойственные структуры, как и в архитектуре и прикладных искусствах: в устной речи — ораторское искусство, а в культуре письменной словесности — художественная публицистика. Точно так же музыка, живопись, театр часто «оформляют» политическое и религиозное содержание.

В собственном пространстве художественной культуры соотношение материальной и духовной сторон искусства меняется постепенно, спектрально. Словесное творчество (художественная литература в ее поэтической и прозаической формах) отделяется от прямой связи с идеологией и образует чисто художественные структуры — поэму, повесть, роман и т. д. Точно так же изобразительное творчество (живопись, скульптура, графика и присоединившаяся к ним в наше время художественная фотография) отделились от связи с утилитарно-технической деятельностью и стали чисто художественными формами искусства. Следующие полосы в этом спектре, в которых продолжает меняться соотношение духовного и материального начал в структуре художественной образности, — музыкальная культура, начинающаяся с «омузыкаливания» словесных форм творчества (пение), а затем вырабатывающая чисто инструментальные формы, в которых удельный вес мате- риально-звуковой стороны становится еще большим, а с Другого края, рядом с изобразительными искусствами, — пантомима и танец, в которых художественная культура совершает переход от неподвижных форм предметно-зри- мого творчества к формам движения. Духовно-выразитель- ные возможности этих искусств еще более расширяются за счет самого этого движения — ведь материалом искусства становится здесь живое человеческое тело, его мимические и жестикуляционные средства, которые непосредственно выражают жизнь человеческого духа.


15. Искусство как средство сохранения, воспроизводства, передачи и закрепления социокультурного опыта, духовной культуры, духовных ценностей. Искусство как основа духовного воспроизводства общества. Искусство как чувственная сфера культуры
Искусство - форма культуры, связанная со способностью человека к эстетическому освоению мира, к его воспроизведе­нию в образах и символах, опирающихся на творческое вообра­жение. Искусством принято называть специфическую форму общественного сознания и человеческой деятельности, кото­рая представляет собой отражение окружающей действи­тельности в художественных образах. Посредством создания произведений искусства происходит реализация познавательной деятельности людей. Искусство включает в себя различные спо­собы художественного освоения мира - виды искусства.

Искусство является особым способом познания и отражения жизни со своими законами и средствами. Эти особенности искус­ства изучает наука - эстетика (от греч. чувственный). Она иссле­дует сущность и формы прекрасного в художественном творчест­ве, а также общие законы искусства, проявляющиеся в его раз­личных разновидностях (поэзии, музыке, живописи и т.д.).

Основными чертами искусства являются:

1) чувственное восприятие окружающею мира (искусство обращается не к логике разума, а к эмоциям, чувствам и сердцу человека);

2) субъективность позиции автора в отображении мира в произведении искусства и индивидуальность его восприятия зрителем («на вкус и цвет товарищей нет»);

3) образность (создание автором художественного образа как рожденного воображением художника индивидуального восприятия мира);

4) индивидуальность инеповторимость законченных авторских произведений (законы Ньютона основывались на предыдущих научных открытиях и безусловно были бы открыты рано или поздно и без Ньютона, произведения Шекспира без него никто бы не написал).

Развитие искусства и процессы художественного творчества напрямую не зависят от опытного знания и материальных потребностей общества. Очень часто и в неблагоприятные периоды истории рождались настоящие шедевры.

Основной категорией искусства является прекрасное (кра­сота), сущность которого познается в противопоставлении категории безобразного. Таким образом искусство формирует у человека чувство прекрасного, направленность на некий идеал. Искусство выполняет в обществе множество функций:


- воспитательную - способствует формированию целостной человеческой личности, чувств и мыслей людей;

- познавательную - особая форма познания окружающей действительности;

- коммуникативную - способствует общению людей, сбли­жению их интересов;

- гедонистическую - призвана доставлять человеку бескорыстную радость эстетического наслаждения.

-рекреационную - призвана организовать досуг.

Существует несколько классификаций разнообразных видов искусств на основе различных критериев:

1) пространственные искусства (живопись, скульптура, ар­хитектура и др.) занимают определенную часть пространства, не меняются во времени и не находятся в движении. Им противо­стоят временные искусства (литература, музыка, театр и др.), которые меняются на протяжении того времени, пока ими на­слаждается зритель или слушатель;

2) изящные (свободные) и прикладные (практические);

3) по средствам художественного самовыражения - речевые и изобразительные;

4) по способу восприятия - зрительные и слуховые.

Не все виды искусства можно четко классифицировать. По­этому искусства, объединяющие в себе особенности нескольких видов, называют синтетическими (дизайн, киноискусство, све­томузыка и др.).

Кроме многочисленных видов, искусство существует в ог­ромном разнообразии направлений, течений и стилей, которые формируют исторически сложившиеся общие художественные признаки. Это романский и готический стили, барокко, класси­цизм, романтизм, реализм, модернизм и т.д.
16.Аксиологические основы искусства в духовно-нравственном воспитании.
Духовные ценности – это установки и ориентиры, выступающие в качестве идеала, эталона должного, которые определяют отношение человека к объектам действительности и регулируют его поведение и деятельность.

Несмотря на декларирование в государственных документах приоритета общечеловеческих ценностей, в настоящее время в российском обществе не существует единой системы ценностей, которая могла бы стать основой современного воспитания подрастающего поколения. Это положение нашло свое отражение как в педагогической теории, так и в педагогической практике. Наиболее полно его анализ сделан Н.Д. Никандровым [13]. Он ставит под сомнение правомерность термина «общечеловеческие ценности» (существуют ли ценности, которые принимают все люди, весь род человеческий?) и делает обзор существующих систем ценностей. Вслед за ним приведем некоторые фрагменты из истории человеческой мысли.


Конфуций (551 – 479 гг. до н.э) ввел понятие некоего синтетического качества «жэнь», которое вполне соответствует современной гуманности и проявляется в таких более частных качествах, как справедливость, верность, искренность и др.

В древней Греции сложилось понятие «калогатии» как идеала физического и нравственного совершенства, развитое в учении о воспитании Сократом, Платоном, Аристотелем и другими великими греками.

Многое о нравственных добродетелях сказано в великих религиозных книгах – Библии, Коране и др. Так, по ветхозаветному преданию Бог передал людям через пророка Моисея десять заповедей, четыре из которых определяют отношение человека к Богу, шесть – отношения между людьми: чти отца твоего и мать твою; не убий; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; не пожелай добра ближнего твоего. Восприняв десять заповедей Ветхого Завета, христианство дополнило их учением о любви к ближнему, последовательно изложенным в Нагорной проповеди Иисуса Христа. Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой – в этом основная, хотя и не вся суть христианской любви как ценности. Эти ценности присутствуют и в Коране: «Аллах любит тех, кто делает добро; Аллах с теми, кто терпеливо сносит (трудности); не делай зла другим и тебе не сделают зла; если творишь добро, творишь добро для своей собственной души; если творишь зло, делаешь это самому себе» [Цит. по: 13, с. 5].

Законы Хаммурапи и Солона, Домострой и различные декларации, которые предшествовали революциям или следовали за ними, так или иначе провозглашали моральные нормы, включая освященные веками ценности.

В последние годы эти попытки предпринимаются и в педагогических трудах. Подходов здесь достаточно много. Так, В.А. Караковский предлагает довольно обобщенный комплекс общечеловеческих ценностей: человек, семья, труд, знания, культура, земля, мир [8]. Н.Е. Щуркова выстраивает следующую иерархию ценностей: природа, человек, общество, образ жизни, достойный человека, который строится на принципах добра, истины, красоты, внутренний мир «Я» [16, с.5]. Другие системы ценностей названы нами в лекции об основных направлениях духовно-нравственного воспитания.

Таким образом, даже эти примеры еще раз подтверждают мысль о неоднозначности понятия «общечеловеческие ценности». Еще один довод – это различия европейских и российских ценностей. В Европе получили развитие индивидуалистические ценности, а в России – общинные, коллективистские. Именно коллективизм во все времена был основой лучших проявлений русского характера: душевности отношений между людьми, самопожертвования, широты души русского человека.