Файл: Ответы на вопросы к зачету Специфика духовного производства в разных видах человеческой деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 115

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

6.Аксиосфера как непосредственная характеристика и «двигатель» культурного развития человека.
Аксиосфера культуры представляет собой не просто совокупность тех или иных ценностей в жизни человека, а интегральную систему ценностных связей и отношений к миру природы и общества. Все те системы, которые являются и функциональными, и исторически развивающимися (а к ним, в первую очередь, относится аксиосфера культуры), характеризуются самоорганизующимися процессами.

Это, образно говоря, та духовная атмосфера бытия человека, в которой созидаются, функционируют и совершенствуются все без исключения ценности. Аксиосфера — это общественная система взглядов, мировоззрений, идеологий и т.д., которая объединяет многообразные идеалы как эталоны человеческого представления и понимания функционирования культуры и природного мира и тем самым позволяет выразить ценностное отношение к предметам, вещам и явлениям. Именно аксиосфера является фундаментом культуры общества и социальной жизни в целом. Она составляет базовую основу общества, благодаря чему последнее сохраняет стабильность, несмотря на присущие ему конфликты. Особенность аксиосферы — высокая устойчивость, не позволяющая изменять ее произвольно, по чьему-либо желанию. Это ее качество и позволяет судить о культуре как о «второй природе» (Маркс), то есть о некой объективной реальности второго порядка.

Аксиосфера культуры поистине неисчерпаема по своему содержанию и формам проявления. На каждом новом историческом этапе развития аксиосферы в ней меняются взаимосвязи и взаимоотношения различных видов ценностей — этических, эстетических, политических и т.д. Изменяется и их доминирующее положение в культурной иерархии. Этот принцип общественной организации жизни людей наиболее полно выражает основную направленность ценностных ориентиров человека в культурном саморазвитии.

Концентрированным выражением возвышенных духовных ценностей является идеал. Это мыслимые представления личности о высшей жизненной ценности, о гуманном обществе, о нравственном совершенстве человека, о высокоморальных отношениях между людьми, о гармонизации и упорядочении деятельности человека в окружающей его природной среде, о совершенствовании организации научного знания и т.д. Идеал, кроме всего прочего, выполняет регулятивную функцию в обществе. Он служит неким вектором, позволяющим определять стратегические цели, достижению которых человек нередко готов посвятить всю свою жизнь. А поскольку идеал — это мысленный (фантастический) образ о желаемом совершенстве, его невозможно достигнуть в эмпирически конкретных условиях жизни личности. Он, подобно горизонту, все время отдаляется. И тем не менее только идеал выступает в качестве некоего ориентира, фактора, одухотворяющего жизнь человека, придающего ей смысл.

7.Целостное представление о человеке в отечественной и западной традиции.
I. Античность Понимание по принципам:

1. человеческое и природное едины. 2. природа человека двойственна, человек состоит из души и тела. Аристотель понимает человека как живое целостное существо, которое 1) наделённо разумной душой ; 2) обладающее способностью к общественной деятельности

3. человек рассматривается как нравственное существо. Самосовершенствование человека через познание. Добродетельным может быть только знающий человек.

II. Средние века Считается, что человек сотворён по образцу и подобию Бога. Человек должен стремиться сохранять это богоподобие. Величайший грех – гордыня. Возникает первичное представление о личности, которая складывается из 3-х сил, способностей:1. разум (способность мышления), 2. воля (способность желать), 3. сердце (способность любить)

III. эпоха Возрождения Философия основывается на принципе антропоцентризма. Позиция человека в мире оказывается центральной, и человек оказывается в центре внимания философа, учёного и художника. Далее титанизм провозглашает, что человек в своих творческих проявлениях почти равен Богу (он могуч и универсален в своих творческих проявлениях).

IV. эпоха Нового времени Рене Декарт считал, что единственное достоверное свидетельство человеческого существования – это мышление, акт мысли. Сущность человека состоит в разуме, а тело является автоматом, или механизмом. Блез Паскаль человека считал чудом и полем противоречий, человек есть парадокс для самого себя. Существование человека трагично, т.к. человеку открылись 2 бездны: 1. бесконечность мира, который к человеку равнодушен; 2. неизбежность смерти

V. немецкая классическая философия: провозгласила , что:

1. человек – это духовно-нравственное существо (Кант, Гегель) 2. идея субъектности, творческой активности человека (Гегель): человек есть субъект духовной деятельности, изучающий мир культуры, человек – это носитель общезначимого сознания, «духа»

3. Человечество имеет историю, и каждый человек в своём развитии её повторяет.

1) категорию самосознания; 2) категорию деятельности. Чел. – это чувственно-телесное существо; конкретное «я», обретающее человечность в общении с конкретным «ты».



VI. марксизм Считает определяющим в поведении человека труд, взятый в единстве с его социальной формой.

VII. философия жизни Видит специфику человека в феномене жизни. Разуму противопоставляется бессознательное как глубинный источник поведения человека. На первый план выдвигаются внемыслительные способности человека (чувства, воля, интуиция в самом широком смысле).
Образы человека в западной и восточной культурах

а) «западный человек» повелевает природой в соответствии со своими по­требностями. Единство человека и природы возможно, только через её изме­нение («подстраивание» к человеку); б) «восточные люди» считают, что человек и природа нерасторжимы. Их единство основано на приспособлении человека к природе (т.е. к естествен­ному ходу вещей) через самосовершенствование души и тела.

Одним из наиболее ярких представителей русской философии, публицистики и поэзии во второй половине XIX века является B.C. Соловьев.

«Как живой организм состоит из химического вещества, перестающего быть только веществом, - писал Соловьев, - так человечество состоит из животных, перестающих быть только животными. Подобным же образом и Царство Божие составляется из людей, перестающих быть только людьми, входящих в новый, высший план существования». Итак, согласно Соловьеву, Царство Божие есть окончательная цель всякой жизни и деятельности как высшее Добро, благо и блаженство.

Человечество в ходе своего исторического развития в достижении абсолютного Добра проходит три последовательные ступени: родовую, принадлежащую к прошедшему, но сохраняемую в настоящем в форме семьи; национально-государственный строй, господствующий в настоящем; и, наконец, всемирное общение жизни как идеал будущего.

Человеческая личность в плане осуществления всеединого смысла бесконечна: это есть аксиома нравственной философии B.C. Соловьева. Но не совершенность личности в несовершенном обществе выступают ограничителями в этой бесконечности. На всех трех ступенях общество по своему содержанию есть нравственное восполнение и осуществление личности в данном жизненном круге, лишь объем этого круга неодинаков: на первой ступени он ограничивается родом, на второй - отечеством, и лишь на третьей - человеческая личность достигает своей внутренней бесконечности в совершенном обществе с упразднением уже всяких ограничений не по содержанию только, но и по объему жизненного взаимодействия.


Действительное начало нравственности, по Соловьеву, заключается в трех основных чувствах, присущих человеческой природе: чувстве стыда, охраняющем наше нравственное достоинство от захвата его животными влечениями (отношение к низшему); в чувстве жалости, которое внутренне уравнивает нас с другими (отношение к равному); и, наконец, в чувстве благоговения, в котором сказывается познание абсолютного Добра (отношение к высшему).

Таким образом, по естественным и нравственным основаниям процесс совершенствования, составляющий смысл нашей жизни, может быть, мыслим как процесс собирательный, происходящий в собирательном человеке, то есть в семье, народе, человечестве.

Понимание человека на основе принципа всеединства начинает Соловьев, а завершает СЛ. Франк, который был философом, «договорившем до конца», «до предельной четкости» учение о человеке и мире в пределах системы всеединства. Франк утверждает, что абсолютное бытие - всеединство - присутствует в каждом моменте непосредственной реальности. Оно пронизано внутренними системами отношений между элементами, которые выделяются лишь условно. Отсюда, человека нельзя понимать как особую субстанцию. Человек есть система отношений внутри абсолютного бытия, определяющая его сущность как всеединства. Франк постоянно подчеркивает взаимопроникнутость абсолютного бытия и человека. Человек есть непосредственная данность абсолютного бытия самому себе, есть «прозрачность» бытия. В работе «Душа человека» Франк показывает, что душа не есть замкнутая в себе реальность. Он называет душу человека «зеркалом вселенной». В другой работе «Предмет знания» Франк объясняет раздробленность мира тем, что отдельный человек - это только один срез всеединства, только часть полноты отношений, обеспечивающих целостность абсолютного бытия. Человек, согласно Франку, не вырван из мира, как это представлено в новоевропейской философии, а существует внутри него в качестве абсолютного измерения бытия, придающего ему смысл.


8.Обоснование идеи целостности как основополагающей характеристики человека культуры в антропологической концепции русской педагогики второй половины XIX – начала ХХ вв.
Проблема становления «человека в человеке», появления облагороженной второй природы человека - человека культуры и роли воспитания в этом процессе имплицитно была и является ведущей в педагогике. В истории педагогики накоплено значительное множество подходов, раскрывающих оригинальное понимание данного феномена. Одним из наиболее продуктивных этапов развития педагогической мысли в этом направлении был период «общественной» педагогики (по классификации П.Ф.Каптерева), когда сама социально-экономическая ситуация, сложившаяся в России к середине XIX в., стимулировала интерес к проблеме человека. Б.М.Бим-Бад, анализируя развитие историко-педагогического процесса, справедливо отметил, что к началу двадцатого столетия педагогические теории «представляли собой гигантское многообразие идей» (51.С.8). Вместе с тем, именно специфика понимания содержания и процесса развития человека явилась базой для дифференциации научных теорий и формирования педагогических течений. К началу XX в., с точки зрения известного современного историка педагогики, в России произошло оформление таких ведущих педагогических течений, как естественно-научное, социологические, опытническое (свободное воспитание), синтетически-антропологическое, теологическое (духовно-нравственное).

Значительный толчок для антропологических изысканий был дан стремительным развитием естественных наук в России того времени. Необходимо назвать открытия Н.И. Лобачевского, Н.Н.Зинина, В.М.Бехтерева, Н.Е.Введенского, В.И.Вернадского, Д.И.Менделеева, И.И.Мечникова, И.П.Павлова, И.М.. Сеченова, К.А.Тимирязева, А.А.Ухтомского. В это время бурно начинает развиваться психология, экспфиментальная педагогика (АФЛазурский, АЛНечаев, Н.Е.Румянцев, Г.И.Россолимо и др.), возникают такие новые направления, как «воспитательная педиатрия» (С.С.Корсаков), дефектология (В.П.Кащенко), физическая культура (П.Ф.Лесгафт).

В естественнонаучной концепции человека внимание сосредоточивается на открытии природных закономерностей развития человека, выявлении соотношений наследственности и воспитания в этом процессе. Природные данные рассматривались как условие, как внутренний потенциал, благодаря которому происходит формирование личности. Вместе с тем, нельзя не отметить, что представители естественнонаучного течения зачастую акцентировали внимание на биологической стороне развития личности, занижая значение других факторов в этом процессе, в том числе и культуры.