Файл: Лист для замечаний нормативные ссылки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 66

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Для государства здоровье или болезнь каждого ее гражданина имеют определенное конкретное материальное выражение. Прежде всего, оно должно выплачивать больному деньги по больничному листу, оплачивать его лечение; кроме того, больной не вырабатывает материальных ценностей (либо за него должны работать другие люди), что сказывается на величине валового национального продукта.

С другой стороны, работник, систематически занимающийся своим здоровьем, производит продукции значительно больше, чем тот, кто на свое здоровье не обращает внимания.

Право граждан России на здоровье утверждается Конституцией Российской Федерации. К сожалению, это право не находит своего реального подтверждения. Реализация права на здоровье требует разработки специальной комплексной программы поддержания и охраны здоровья, в которой было бы определено место каждого социально-экономического звена: семьи, школы, органов здравоохранения, предприятий, физкультурных организаций, государства и др. Но все это потребовало бы и нового мышления, переосмысления концептуальной модели здоровья с учетом того, что в формировании здоровья населения важное место принадлежит поведенческим факторам: режиму труда и отдыха, взаимоотношениям в семье и на производстве и т.д., а также условиям жизни и образу жизни.

Функциональной же структурой понятия «образ жизни» являются такие аспекты, как трудовая, социальная, интеллектуальная (психологическая установка, характер умственной деятельности), физическая и медицинская активность. То есть в проблеме здоровья прежде всего выделяются социальные и личностные предпосылки и лишь в последнюю очередь – медицинские.

Старший научный сотрудник Института философии СОРАН Л. В. Фесенкова отмечает, что заявки на отношение к человеку как системному существу и претензии на интегральность валеологии остаются лишь декларацией, а валеология представляет собой «конгломерат из разнородных дисциплин, но ни в коем случае не синтез, поскольку науки, привлекаемые валеологией, остаются изолированными и никак не связаны между собой, оставаясь каждая со своим собственным понятийным аппаратом и своими различными теоретическими представлениями о человеке.


Валеология претендует на всеобъемлющий подход к человеку, не имея при этом ни собственного понятийного аппарата, не умея применять теоретические представления, выработанные в гуманитарных науках» [10].

Нетрудно видеть, что основное значение в формировании культуры здоровья должна иметь система образования, охватывающая все ее возможные звенья – от дошкольного до послевузовского, от семейного до клубного. Особого внимания заслуживает валеологическое образование учителя. Это обусловлено многими обстоятельствами, определяющими его профессиональную деятельность. Отметим некоторые аспекты проблемы.

  1. Существующая система образования сама по себе является фактором риска здоровья учащихся. Это касается как организации учебного процесса (содержание учебных планов, соответствие учебной нагрузки возрастно-половым особенностям детей, распределение нагрузки в учебном дне, неделе, четверти и т.д.), так и методики преподавания, не всегда учитывающей индивидуальные особенности учащихся и не ориентированной на предупреждение нарушений в состоянии их здоровья.

  2. Учитель, вне зависимости от своей специальности, должен воспитывать у учащихся стойкую мотивацию на здоровье и здоровый образ жизни. Это условие может реализоваться как через программный учебный материал, так и через внеклассные и внешкольные формы (организация досуговых оздоровительных мероприятий, утренников, бесед, родительских университетов здоровья и др.) и через личный пример.

  3. Учитель в профессиональном отношении является представителем одной из основных групп риска заболеваемости.

С этих позиций учителю, педагогу, наставнику особенно важно не только владеть основами знаний о здоровье и здоровом образе жизни, но и средствами и методами обеспечения здоровья и построения здоровой жизнедеятельности.

Именно указанные обстоятельства обусловили закономерность включения валеологии как обязательной учебной дисциплины в требования государственных образовательных стандартов и в содержание образовательно-профессиональных программ всех педагогических специальностей.

2 Особенности валеологической социально-педагогической деятельности в учреждениях образования



Одной из наиболее важных задач в системе образования на современном этапе является повышение эффективности социально-педагогической работы по сохранению и укреплению здоровья подрастающего поколения [1].

Существенную роль в формировании здорового образа жизни играет школа. Именно в школьном возрасте закладываются основы здоровья человека и здорового образа жизни, формируется ценностное отношение не только к своему здоровью, но и здоровью других людей.

В школе нужно создавать благополучную среду, способствующую укреплению здоровья, прививать любовь к природе, так как человек — часть природы и его жизнь зависит от нее. Именно поэтому большое внимание в школе должно уделяться реализации педагогической валеологии, цель которой — сохранение и укрепление физического и духовного здоровья учащихся; формирование у них системы валеологических знаний и умений заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих; осознание школьниками необходимости следовать здоровому образу жизни.

Таким образом, педагогическая валеология — это направление валеологии, предусматривающее формирование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся педагогическими средствами [6].

Рассмотрим некоторые основные понятия валеологической педагогики, представленные в работах Дорошкевич М. П., Дыхан Л. Б., Кукушина В. С., Татарниковой Л. П.и других:

  • валеологическое обучение — процесс формирования знаний о закономерностях становления, сохранения и развития здоровья человека, овладение умениями сохранения и совершенствования личного здоровья, оценки формирующих его факторов; усвоение знаний о здоровом образе жизни и умений его построить, а также овладение методами и средствами ведения пропагандистской работы по здоровью и здоровому образу жизни;

  • валеологическое воспитание — процесс формирования ценностно-ориентированных установок на здоровье и здоровый образ жизни, построенных как неотъемлемая часть жизненных ценностей и общекультурного мировоззрения;

  • валеологические знания — совокупность научно обоснованных понятий, идей, факторов, накопленных человечеством в области здоровья и представляющих собой исходную базу для дальнейшего развития науки и самого валеологического знания.


Цель валеологической социально-педагогической деятельности в учреждениях образования является формирование культуры здоровья, ответственного отношения человека к личному здоровью и окружающей среде.

Результат валеологической социально-педагогической деятельности в учреждениях образования определяется, с одной стороны, уровнем теоретических знаний об основах здоровья и здорового образа жизни, а с другой, что особенно актуально, наличием валеологической культуры, которая позволяет самому человеку занять активную позицию в отношении сохранения и укрепления собственного здоровья.

Для реализации целей, задач, функций валеологической социально-педагогической деятельности в учреждениях образования необходимо опираться на дидактические принципы, отражающие общие требования к формированию содержания образования и организации учебно-воспитательного процесса как в целом, так и в отдельных его звеньях.

Проблемой разработки дидактических принципов занимались известные ученые: Ю.К. Бабанский, А.П. Беляева, В.И. Загвязинский, Н.М. Скаткин, А.В. Усова и др. К дидактическим, методическим принципам, определяющим содержание, организацию валеологического образования можно отнести следующие: гуманизации, демократизации, дифференциации и индивидуализации, деятельностного подхода, целостности, оздоровительной направленности, комплексности используемых оздоровительных средств и мероприятий, научности [8].

Необходимо отметить, что отечественными учеными (В.И. Белецкая, Г.К. Зайцев, В.В. Колбанов, Д.В.Колесов, В.П. Похлебин и др.) были разработаны валеологические рекомендации, способствующие регуляции физического и психического состояния школьников.

Усвоение учащимися определенной системы валеологических знаний и умений, их гармоничное воспитание и развитие может осуществляться в различных формах учебного процесса. К основным формам валеологического образования школьников можно отнести следующие: уроки и дни здоровья, индивидуальные и коллективные беседы, лекции, семинары, праздники знатоков здоровья, проведение «круглых столов», заседание клубов здоровья, классные часы, встречи с врачами, работниками физической культуры и спорта, диспуты, ученические вечера, конференции.


Многие формы организации валеологической социально-педагогической деятельности в учреждениях образования могут быть реализованы в школьном курсе «Основы безопасности жизнедеятельности», изучение которого позволяет ученикам получить систематизированное представление о личном здоровье, здоровом образе жизни, здоровье населения, об опасностях, о прогнозировании опасных ситуаций, оценке влияния их последствий на здоровье, жизнь человека и выработке алгоритма безопасного поведения с учетом своих возможностей [9].

Содержание курса «Основы безопасности жизнедеятельности» включает теорию здорового образа жизни, защиты человека в различных ситуациях, теоретические и практические занятия по оказанию первой медицинской помощи, правилам поведения в экстремальных ситуациях [11].

Таким образом, забота о здоровье должна стать естественной потребностью каждого человека. Воспитать у учащихся валеологическую социально-педагогическую деятельность в учреждениях образования, ответственность за свое здоровье, сформировать активную жизненную позицию по отношению к собственному здоровью — главная задача воспитателей, преподавателей, социальных педагогов и родителей. Культура сохранения, укрепления и восстановления здоровья должна стать одной из составных частей общей культуры человека.

3Особенности работы специалиста по социальной работе в Архангельской клинической больнице


Специалист по социальной работе – работник, оказывающий услуги различным социальным, половозрастным, этническим группам населения и отдельным лицам, нуждающимся в социальной помощи, защите и психологической поддержке.

В своей деятельности специалист по социальной работе руководствуется основными требованиями действующего законодательства РФ (обязательны для всех профессиональных отраслей) и специальными [1].