Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 99
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Что касается показателей рентабельности продаж, то судить однозначно об их значениях, не имея данных о значениях аналогичных показателей по отрасли, нет смысла. На основании расчетов, целесообразно проанализировать лишь изменение этих показателей в динамике. Как видим, наблюдается более быстрый рост, валовой рентабельности, чем рост чистой рентабельности продаж, более быстрый рост показателя валовой рентабельности свидетельствует об экономии на постоянных расходах (административных расходах, расходах на сбыт, прочих операционных расходах).
Рост рентабельности производства и рентабельности активов, может свидетельствовать об ускорении оборачиваемости активов и более эффективном использовании основных фондов и оборотных средств.
Проанализировав изменения показателей рентабельности в 2021 году можно сказать, что самое большое отклонение имеет рентабельность совокупных активов (рост на 0,07%). Снижение рентабельности собственного капитала вызвано как негативным фактором ростом суммы собственного капитала, который ведет к усилению финансовой автономии предприятия и поэтому является положительной тенденцией.
Что касается показателей рентабельности продаж, как видим, наблюдается более быстрое снижение валовой и чистой рентабельности продаж. Уменьшение в динамике показателя валовой рентабельности обусловлено превышением темпов роста себестоимости продукции (14,25%) над темпами роста выручки от реализации (13,25 %). Снижение рентабельности производства, может свидетельствовать о менее эффективном использовании основных фондов и оборотных средств. Снижение рентабельность совокупных активов снижается, за счет высоких темпов роста валюты баланса относительно финансового результата то это говорит о нестабильности активов по источникам финансирования. Для того чтобы провести анализ рентабельность реализованной продукции в целом по предприятию нам необходимы следующие данные: прибыль валовая, и себестоимость реализованной продукции.
Таблица 2.6-Анализ рентабельности реализованной продукции
Показатели | 2019 | 2020 | 2021 |
1.Валовая прибыль, тыс. руб. | 17464,0 | 30665,0 | 33595,0 |
2.Себестоимость реализованной продукции, тыс. руб. | 65710,0 | 112635,0 | 128705,0 |
Рассчитаем рентабельность продукции как отношение прибыли от реализации к себестоимости реализованной продукции.
Рассчитаем данный показатель для нашего предприятия на 2019, 2020 и 2021 года.
Показатели рентабельности продукции отражают эффективность текущих затрат. Проанализировав данный показатель можно сказать, о достаточно эффективном вложении текущих затрат в 2019 году. В 2020 году данный показатель вырос на 0,6% (27,2-26,6), что свидетельствует об увеличении прибыли на единицу затрат и является положительной тенденцией развития деятельности предприятия. Снижение данного показателя в 2021 году до 26,1%, вызвано увеличением себестоимости продукции и снижением прибыли от реализации продукции и услуг. Данное изменение могло быть обусловлено вынужденным снижением цен в целях стимулирования сбыта.
3 Пути повышения рентабельности деятельности предприятия
Подведя итог выполненному выше анализу, следует отметить следующее. В 2021 году на предприятии ОАО «Могилёвская фабрика мороженого» рентабельность производства снизилась на 0,43%, рентабельность собственного капитала снизилась на 0,6%, валовая рентабельность снизилась на 0,7% и чистая рентабельность продаж снизилась на 1,26%. То есть предприятие работает не эффективно, так как по основным показателям рентабельности идет снижение. Поэтому предприятию необходимо срочно разрабатывать мероприятия по её увеличению.
Достичь повышения рентабельности можно различными путями. Существует множество мероприятий по повышению рентабельности деятельности предприятия, данные мероприятия могут быть связаны и с маркетингом, и с экономикой и даже менеджментом.
Первое решение по повышению рентабельности это снижение себестоимости продукции.
Определим несколько методов снижения себестоимости на предприятия ОАО «Могилёвская фабрика мороженого» (рисунок 3.1).
Рисунок3.1-Пути снижения себестоимости продукции
Один за другим экономические кризисы ставят в тяжелое положение не только предприятия, но и граждан - потребителей, от уровня покупательской способности которых зависят объемы продаж производимой продукции.
С переходом на рыночные отношения умение эффективно хозяйствовать становится условием выживания предприятия в конкурентной борьбе. Достижение высоких результатов деятельности предприятия невозможно без эффективного управления затратами на производство и реализацию продукции.
Итак, согласно рисунка 3.1, для повышения рентабельности необходимо: начать сотрудничество с новыми поставщиками на более удобных условиях с целью закупки более дешевого сырья и материалов, применять ресурсосберегающую технику и оборудование, снизить численность рабочих, снизить количество брака и повысить производительность.
Важнейшее значение в борьбе за снижение себестоимости продукции является соблюдение наиболее строгого режима экономии на всех участках производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Последовательное осуществление на предприятиях режима экономии проявляется, прежде всего, в уменьшении затрат материальных ресурсов на единицу продукции, сокращении расходов по обслуживанию производства и управления, в ликвидации потерь от различных непроизводительных расходов.
Материальные затраты, как известно, в большинстве отраслей промышленности занимают большой удельный вес в структуре себестоимости продукции, поэтому даже незначительное сбережение сырья, материалов, топлива и энергии при производстве каждой единицы продукции в целом по предприятию дает большой эффект.
Предприятие имеет возможность влиять на количество затрат материальных ресурсов, начиная с их заготовки. Правильный выбор поставщиков материалов влияет на себестоимость продукции. Важно обеспечить поступление материалов от таких поставщиков, которые находятся на небольшом расстоянии от предприятия, а также перевозят грузы дешевым видом транспорта. При заключении договоров о поставках материальных ресурсов необходимо заказывать такие материалы, которые по своим размерам и качеству точно соответствуют плановой спецификации на материалы, стремиться использовать более дешевые материалы, не снижая в то же время качества продукции.
Основным условием снижения затрат сырья и материалов на производство единицы продукции является улучшение конструкций изделий и совершенствование технологии производства, использование прогрессивных видов материалов, внедрение технически обоснованных норм расходов материальных ценностей.
Сокращение расходов на обслуживание производства и управление также снижает себестоимость продукции. Резервы сокращения общепроизводственных и административных расходов заключаются, прежде всего, в упрощении и удешевлении аппарата управления, в экономии на управленческих расходах. Проведение мероприятий по механизации вспомогательных и подсобных работ приводит к сокращению численности рабочих, занятых на этих работах. Важнейшее значение при этом имеют автоматизация и механизация производственных процессов.
Значительные резервы снижения себестоимости является в сокращении потерь от брака и других непроизводительных расходов. Изучение причин брака, выявление причин их возникновения дают возможность провести мероприятия по ликвидации потерь, сокращения и наиболее рационального использования отходов производства.
Масштабы выявления резервов снижения себестоимости продукции во многом зависит от того, как поставлена работа с изучения и внедрения опыта как на других предприятиях.
Теперь рассмотрим повышение производительности труда как одного из методов снижения себестоимости.
Успех борьбы за снижение себестоимости решает, прежде всего, рост производительности труда рабочих, обеспечивающий в определенных условиях экономию на заработной плате.
Рассмотрим, в каких условиях при росте производительности труда на предприятиях снижаются затраты на заработную плату рабочих. Увеличение выработки продукции на одного рабочего может быть достигнуто за счет осуществления организационно-технических мероприятий, благодаря чему изменяются, как правило, нормы выработки и соответственно им расценки за выполняемые работы. Увеличение выработки может произойти и за счет перевыполнения установленных норм выработки без проведения организационно-технических мероприятий. Нормы выработки и расценки в этих условиях, как правило, не изменяются.
В первом случае, когда изменяются нормы выработки и расценки, предприятие получает экономию на заработной плате рабочих. Объясняется это тем, что в связи со снижением расценок доля заработной платы в себестоимости единицы продукции уменьшается. Однако это не приводит к снижению средней заработной платы рабочих, так как приводимые организационно-технические мероприятия дают возможность рабочим с теми же затратами труда выработать больше продукции.
Таким образом, проведение организационно-технических мероприятий с соответствующим пересмотром норм выработки позволяет снижать себестоимость продукции за счет уменьшения доли заработной платы в единице продукции одновременно с ростом средней заработной платы рабочих.
Во втором случае, когда установленные нормы выработки и расценки не изменяются, величина затрат на заработную плату рабочих в себестоимости единицы продукции не уменьшается. Но с ростом производительности труда увеличивается объем производства, что приводит к экономии по другим статьям расходов, в частности сокращаются расходы по обслуживанию производства и управлению. Происходит это потому, что в цеховых расходах значительная часть затрат (а в общезаводских почти полностью) - условно-постоянные расходы (амортизация оборудования, содержание зданий, содержание цехового и общезаводского аппарата и другие расходы), не зависящие от степени выполнения плана производства. Это значит, что их общая сумма не изменяется или почти не изменяется в зависимости от выполнения плана производства.