Файл: 1 Теоретические основы повышения рентабельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 106

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Имея на руках бухгалтерскую финансовую отчетность за отчетный год или за ряд предыдущих лет, акционеры общества должны оценить эффективность использования вложенных капиталов, рентабельность активов организации, финансовую устойчивость и перспективы развития на будущее. К сожалению, это сделать не всегда просто. Для более точной оценки деятельности организации необходимо использовать методы экономического анализа. Имея на вооружении набор инструментов анализа хозяйственной деятельности, возможно достоверно и всесторонне оценить результаты хозяйственной деятельности организации.

В экономически развитых западных странах ни один инвестиционный проект не обходится без глубокого экономического анализа. Для этого разработаны целые комплексы оценки эффективности деятельности организации. В эту систему входят различные показатели: коэффициенты финансовой устойчивости, рентабельности, платежеспособности. Многообразие показателей рентабельности определяет альтернативность поиска путей ее повышения. Каждый их исходных показателей раскладывается в факторную систему с различной степенью детализации, что задает границы выявления и оценки производственных резервов.

В результате многочисленных исследований деятельности успешных и убыточных компаний, одно из которых было приведено в журнале «Менеджмент за рубежом» (№3 1999) и называлось «Статистический анализ рентабельности крупнейших фирм США» были разработаны оптимальные значения ряда коэффициентов, дающих возможность оценить динамику развития организации и перспективы ее роста на будущее. Для того чтобы экономический анализ имел практическое применение, он должен быть, с одной стороны, комплексным, т.е. анализ должен охватывать все стороны экономического процесса и всесторонне выявлять причинные зависимости, влияющие на деятельность организации в той или иной степени.

С другой стороны, анализ должен обеспечить системный подход, когда каждый изучаемый объект рассматривается как сложная изменяемая система, состоящая из ряда факторов внешней и внутренней среды.

В то же время принятие управленческих решений должно быть основано на использовании наибольшего числа ключевых параметров (относительных финансово-экономических индикаторов), которые характеризуют основные блоки деятельности организации в текущем разрезе и ожидаемой перспективе.

Эффективность управленческих решений, принимаемых на основании использования показателей рентабельности, может быть достигнута при соблюдении ряда условий:


  • правильный выбор объекта управления и четкая постановка цели решаемой задачи;

  • обоснование метода расчета анализируемых показателей;

  • выявление количественной и качественной оценки взаимосвязи между факторами, определяющими уровень рассматриваемых параметров;

  • экономическая интерпретация полученных результатов, сравнение их в динамике с показателями других компаний, среднеотраслевым уровнем, принятыми «базовыми» нормами;

  • формулировка выводов с выделением сильных и слабых сторон, зон «риска» и «благополучия», выделение и ранжирование факторов, создающих возможность достижения поставленной цели.

Таким образом, стремление компаний структурировать свои финансовые показатели, при последующем их анализе и оценке, приведет к улучшению управления отечественными компаниями, а в результате, и к подъему экономики страны в целом. Актуальность данной работы в том, что на современном этапе развития экономики Республики Беларусь при финансовом анализе предприятий применяется очень мало показателей, что мешает получить полную картину производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Большинство фирм стремятся к увеличению прибыли, забывая при этом об эффективности своей работы, однако увеличение этого показателя не в полной мере отражает фактическую ситуацию, складывающуюся на предприятии, а при использовании комплексных исследований финансовых показателей и, главное, правильной их оценке и анализе, принятие управленческих решений может стать намного результативнее и продуктивнее.

2 Анализ рентабельности на примере ОАО «Могилёвская фабрика мороженого»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия

Могилевская фабрика мороженого, как самостоятельная структура, имеющая статус юридического лица, работает с 1991 года, имея государственную форму собственности.

С 1957 года по 1980 год на этих площадях размещался городской молочный завод, а на протяжении следующих 10-ти лет существовал как цех по производству мороженого Могилевского молочного комбината.



Приказом № 110 от 30 июня 1995 года Могилевского областного комитета по управлению государственным имуществом и приватизации, фабрика мороженого преобразована в Открытое Акционерное общество «Могилевская фабрика мороженого».

Решением Могилевского облисполкома в Едином государственном регистре юридических лиц и предпринимателей ОАО «Могилевская фабрика мороженого» зарегистрировано за № 700014931 (Свидетельство АБ001868).

78938 акций ОАО «Могилевская фабрика мороженого» зарегистрированы в Государственной инспекции РБ по ценным бумагам, регистрационный № 7-401-01-2156, 29 сентября 1995 года.

После реорганизации в 2005 году ОАО «Могилевская фабрика мороженого» путем присоединения к нему ОАО ПМК «Мясомолпром» и дополнительного выпуска 76 565 штук простых именных акций зарегистрированных в Государственном реестре по ценным бумагам ( регистрационный № 70-401-01-8651) 18 июля 2005 года , общее количество акций организации составило 155 503 штуки, а уставной фонд 466 509 тысяч рублей.

ОАО «Могилевская фабрика мороженого» включает в себя одно двухэтажное здание основного производства, два одноэтажных административных здания, имеет собственную котельную, аммиачную, компрессорную, трансформаторную подстанцию ГРП, камеры для закаливания и хранения продукции емкостью 80 тонн, складские помещения для припасов и материалов, гаражи, КПП.

Основная деятельность предприятия – производство пищевых продуктов – мороженого, майонезов и соусов, сырков глазированных и полуфабрикатов тестовых замороженных.

За период существования предприятия объемы производства мороженого колебались . Так при общем спаде всего производства в стране с 1991 года по 1994 год наблюдалось снижение объемов .С 1995 по 1999 год при благоприятной конъюнктуре цен и в следствии этого значительных ( до 30%) объемах отгрузок в Россию происходило постепенное наращивание объемов производства.

Так в 1999 году достигнут максимум производства мороженого. Предприятие стало вторым в республике по объемам производства после Минского хладокомбината № 2. Начиная с 4 квартала 1999 года, вследствие изменения в конъюнктуре цен в России и Белоруссии, а также с образованием на территории РБ новых производств мороженого, основанных на частном капитале и капитале инвесторов и использующих зарубежный опыт в маркетинговой политике и технологиях продаж, на предприятии объемы собственного производства существенно снизились, мощности пришлось использовать также и для переработки давальческого сырья.


В 2021 – 2013 гг. объемы производства собственной продукции (мороженого) сохраняются на уровне 1700 – 1800 тонн. В связи с общим снижением уровня потребления, связанного с негативными тенденциями в экономике страны в 2014 году, имело место снижение объемов производства по всем видам продукции.

В 3-м квартале 1996 года введен в действие участок по производству майонеза, мощностью 800 кг в смену.

Максимальные объемы по производству майонеза были достигнуты в 1998 г.-291 тонна. В дальнейшем объемы производства этих видов продукции снижались в следствии появления на рынке большого количества аналогичных продуктов других производителей. С 2005 года, вследствие успешной маркетинговой политики предприятия объемы производства майонеза постепенно увеличивались. В 2012 г. достигли 697 тонн. В 2014 допущено снижение объемов производства.

В феврале 2007г. был введен в действие участок по выработке сырков глазированных на палочке в виде эскимо весом порции 70-80 гр. «Творожко - морожко». Фасовка производится на линии по производству эскимо. В ноябре 2016 г был освоен выпуск сырков глазированных в вафельном сахарном рожке «Творожко – морожко» весом порции 60 гр. Ежегодно объемы производства достигают 95 - 110 тонн.

Во II квартале 2017г. введён в действие участок по производству тары из гофрокартона для собственных нужд и для реализации прочим потребителям. С 01.10.2014 года вследствие снижения объемов производства и в целях экономической целесообразности участок закрыт.

В I квартале 2020г. освоено производство сырков творожных глазированных традиционных. На протяжении всего периода объемы производства ежегодно возрастали.

В 2020г. для фасовки крупнофасованного мороженого в новую полиэтиленовую упаковку приобретены 3 единицы запайщика ножного импульсного RF-450 обеспечивающих герметичную упаковку продукта.

В связи с вводом в действие оборудования по производству тары предприятие полностью обеспечивает свою потребность в картонной таре по себестоимости её производства.

В целях сглаживания сезонности производства и обеспечения прибыльной работы предприятия в осенне-зимний период в 2020г. приобретена линия для производства сырков глазированных GSL.

В 2020-2021г. проведено техперевооружение в варочном отделении предприятия, установлена итальянская линия для приготовления смеси мороженого Pietribiasi Michelangelo SPL.

В 2011 году произведена замена морально и физически устаревших линий М6-ОЛВ и ROLLO-27 для производства мороженого на более высокопроизводительную линию польского производства IGLO LINE 9000, а также линию Techostik для выработки эскимо итальянского производства.


В 2013 году с целью расширения ассортимента мороженого приобретена дополнительная опция к линии IGLO LINE 5000 по выпуску брикетов на вафлях.

В 2014 году успешно реализован проект «Производство замороженных полуфабрикатов». С мая 2014г. освоен выпуск новых изделий замороженных полуфабрикатов из слоеного теста.

Структура объемов производства по видам экономической деятельности в 2014 году сложилась следующим образом:

- производство мороженого 52,6%

- производство майонезов 7,63%

- производство цельномолочной продукции (сырки глазированные «Творожко – морожко» и «Лева») 24,3%

- производство тары (на реализацию) 1,38%

- производство теплоэнергии (на реализацию) 0,085%

- производство прочей продукции 13,95%

в т.ч. - продукта творожного 12%

- замороженных полуфабрикатов 1,95%

Отрицательной стороной в деятельности предприятия является высокая сезонность, обусловленная резким снижением спроса на основную продукцию, занимающую более 50% от общих объемов в осенне-зимний период. От 70 до 73 % годовых объемов производства приходится на 2 и 3 квартал.

Главными целями и задачами развития ОАО «Могилевская фабрика мороженого» на 2022 г. являются:

  • оптимизация ассортимента выпускаемой продукции в соответствии с покупательским спросом;

  • удержание позиций на рынке Республики Беларусь по всем видам продукции;

  • освоение новых рынков сбыта новой продукции, обеспечивающих загрузку производственных мощностей;

  • увеличение объемов экспорта;

- повышение качества продукции, расширение ассортимента;

- улучшение товарного вида и качества упаковки продукции;

- техническое перевооружение и модернизация производства;

- целенаправленная и постоянная работа по сокращению энергозатрат и других издержек производства;

- улучшение санитарно-гигиенических условий производства;

- получение документов позволяющих реализацию продукции (сырков глазированных и мороженого) на рынке России и Казахстан.

- внедрение регламентов Таможенного союза на всю готовую продукцию;

- расширение области применения СМК и СМБПП на производство полуфабрикатов тестовых замороженных.

Основные показатели развития ОАО «Могилёвская фабрика мороженого» за 2020-2021 гг. представлены в таблице 2.2.
Таблица 2.2- Основные показатели развития ОАО «Могилёвская фабрика мороженого» за 2020-2021 гг.