Файл: Курсовая работа защищена с оценкой руководитель профессор, др ист наук, доцент.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 211

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


1.2 Израильско-советские отношения май 1948 - февраль 1953гг.

15 мая 1948 году Генеральная Ассамблея ООН постановила основать Государство Израиль. Давид Бен-Гурион, один из сионистских лидеров, который руководил борьбой еврейского населения и сионистской организации в Палестине за создание еврейского государства, становится главой израильского правительства.

Советский Союз признал Израиль де-юре 17 мая 1948 г. 53. Он был первой страной, полностью признавшей Израиль. С мая 1948 года между Израилем и СССР установлены дипломатические отношения. Министр Моше Шарет направил министру иностранных дел СССР В. Молотову послание, в котором обратился с просьбой: «От имени Временного правительства Израиля прошу официального признания Государства Израиль и его Временного правительства…». 54 Шарет выразил надежду, что это признание укрепит дружеские отношения между Советским Союзом и его народом, а также Государством Израиль и живущими в нем евреями.

Палестинские евреи с энтузиазмом приветствовали поддержку советского режима. Так как, Великобритания была настроена проарабски, а США довольно прохладно отнеслась к сиониской идее создания независимого государства Израиль.

27 июня 1948 года в Тель-Авиве и Москве было официально объявлено об обмене официальными представительствами между двумя странами. П.А. был назначен полномочным послом Советского Союза П.А. Ершов, а полномочным послом Израиля была назначена Г. Меир.

Для Израиля военно-политическое сотрудничество с Советским Союзом было важным с начала первой арабо-израильской войны. На следующий день после провозглашения независимого государства регулярные армии Ирака, Сирии, Египта, Ливана и Иордании вторглись на его территорию. Первая арабо-израильская война длилась с 1948 по 1949 год. Палестинские евреи обращались к советским представителям за военной и политической поддержкой.

Советский Союз не только предоставил Израилю военную помощь, но и действовал политически через ООН, где он решительно осудил вторжение арабских армий на территорию Израиля и призвал к его немедленному уходу.

24 ноября 1948 г. на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН Советский Союз предложил проект решения о немедленном выводе арабских армий, вторгшихся в Израиль59.

Советская помощь внесла большой вклад в победу Израиля в первой арабо-израильской войне.

В то же время на израильско-советские отношения 1948-1953гг. влияла политика советского руководства в еврейском вопросе. Хотя советское руководство поддерживало Израиль, оно проводило антиеврейский курс внутри своего государства. В том же 1948 г. в СССР началась «борьба с безродными космополитами», и сионизм, к которому здесь всегда относились отрицательно, стал почти синонимом государственной измены. Начались репрессии против евреев. С 1948 года политика антисемитизма приняла характер официального курса. 13 января 1948 г. Произошло убийство национального символа советского еврейства - Михоэлса. После убийства Михоэлса ЕАК был расформирован, а его члены арестованы. Десятки тысяч евреев были рассеяны по островам ГУЛАГа. Одно из главных обвинений - «антисоветская пропаганда, национализм, космополитизм, шпионаж».


     Но даже среди евреев было множество сталинистов, которые поддерживали политику Сталина. Таким представителем был Илья Эренбург.

Илья Эренбург, известный советский журналист. В своей статье опубликованная в газете «Правда» в 1948 года писал как вспоминает  Голда Меир: «если бы не Сталин, то никакого еврейского государства не было бы и

в помине. Но, объяснял он, "во избежание недоразумений" государство  Израиль не имеет никакого отношения  к евреям Советского Союза, где нет  еврейского вопроса, и где в  еврейском государстве нужды не ощущается. Государство Израиль необходимо для евреев капиталистических стран, где процветает антисемитизм. И вообще, не существует такого понятия - "еврейский народ". Это смешно, так же, как если бы кто-нибудь заявил, что люди с рыжими волосами или с определенной формой носа должны считаться одним народом»63. Статья Эренбурга, обращенная к советским евреям, дала понять им, что нужно держаться подальше от израильских евреев. Так же говорила о том, что репатриация советских евреев допущена не будет. В рамках борьбы против космополитов по всей стране прошли обширные чистки. Чистке подверглись советские учреждения и органы власти, и прежде всего партийно-государственное руководство. Борьба с «космополитами» шла по нарастающей пока в ноябре 1952г. не достигла кульминации в «деле врачей».

Статья Эренбурга советским евреям объяснила им, что они должны держаться подальше от израильских евреев. Она также сказала, что репатриация советских евреев не будет разрешена. По всей стране прошли широкомасштабные чистки в рамках борьбы с космополитами. Советские учреждения и органы власти, особенно партийное и государственное руководство, были ликвидированы. Борьба с «космополитами» продолжалась до ноября 1952 года. "делом врачей" дело не закончилось.

«Дело врачей» - уголовное дело, против группы видных советских лечащих врачей советских руководителей, среди которых в своем большинстве были евреями. Сталин обвинил врачей в убийстве руководителей «медицинскими средствами» и в планировании новой серии убийств по приказу американских спецслужб64. В 1953 году в Москве прокатилась новая волна арестов.

Таким образом, рассматривая израильско-советские отношения с начала образования Государства Израиль в 1948–1953 годах, мы можем сделать вывод, что израильско-советские отношения были противоречивыми. С одной стороны, они носили дружеский характер

, с другой - внутренняя политика, направленная против советских евреев, привела к ухудшению отношений между государствами и их последующему распаду.

1.3 Ухудшение израильско-советских отношений и разрыв связей в 1953г.

9 февраля 1953 года на территорию советского посольства в Тель-Авиве была сброшена бомба. Три сотрудника посольства были ранены, а здание было повреждено. Этот акт послужил предлогом для правительства Советского Союза разорвать дипломатические отношения с Израилем.

Ужесточение отношений между Израилем и СССР произошло задолго до этого. После приезда Голда Меира в Москву в 1948 году Сталин был убежден, что его политика способствовала национальному самосознанию советских евреев. Путешествуя в Москву, Голда Меир посещает Рош ха-Шана, еврейский Новый год, который отмечается в Большой синагоге № 65. Именно приезд Голда Меир в Москву укрепил и повысил национальное самосознание советских евреев, которые внезапно почувствовали ответственность за свободу и независимость своей далекой прародины. С этого момента советское руководство проводило двойную политику.

7 февраля 1949 года заявлен первый советский протест посольству Израиля в Москве, в котором предъявлены обвинения по 2м пунктам:

1. В МИД СССР имеется информация о том, что миссия Государства Израиль в Москве рассылает письма советским гражданам еврейской национальности, призывая этих граждан эмигрировать из СССР в Израиль, предупреждая, что миссия готова выдать им въездные визы в Израиль. В министерстве рассматривают эту миссию как незаконную вербовку советских граждан и побуждение их к отказу от советского гражданства. Соответственно, предлагается, чтобы миссия и ее представители прекратили деятельность, противоречащую их лояльности Советскому Союзу.

2. В МИД СССР также стало известно, что Представительство Государства Израиль в Москве начало выпускать информационный бюллетень и рассылать его советским общественным организациям, религиозным еврейским общинам, еврейским колхозам и отдельным советским гражданам в различных регионах Советского Союза.

Обвинения Советского Союза против миссии Израиля в Москве вызвали недовольство со стороны еврейского руководства. Перед отъездом из Москвы Голда Меир сказала, что если дружеские отношения с американскими евреями и правительством США продолжат развиваться, для Советского Союза это будет невозможно.67


С 1949 года из-за активного сближения Израиля с Западом отношения между СССР и еврейским государством ухудшались.

СССР надеялся, что израильское руководство, имевшее русские корни, будет проводить просоветскую внешнюю политику. Часто высказывались предположения, что Сталин предполагал, что сможет присоединить Израиль к советскому блоку. У Сталина такого намерения не было. Проамериканская ориентация Израиля была слишком очевидна. Новая страна была создана на деньги богатых американских сионистских организаций, которые также заплатили за оружие, закупленное в Восточной Европе68.

Проамериканская ориентация Израиля также привела к разногласиям между СССР и еврейским государством. 13 февраля 1949 года посол СССР в Вашингтоне сделал заявление израильскому послу в связи со слухами о присоединении Израиля к плану Маршалла. Он заверил посла Израиля, что «Советский Союз не намерен просить Израиль присоединиться к блоку государств, который он возглавляет, но Советский Союз хочет, чтобы Израиль оставался страной, которая следует независимой внешней политике, страной, свободной от влияния и сил. иностранный ». 69 Израиль заявил, что будет поддерживать дружеские отношения со всеми странами, борющимися за мир, особенно с СССР и США.

4 октября 1950 года, после начала Корейской войны, министр иностранных дел Израиля, Моше Шарет, выступил против советского предложения о выводе американских войск из Кореи.

30 октября 1950 г. представитель Израиля в ООН присоединился к противникам советского проекта резолюции по вопросу о мирной конвенции и запрещении применения ядерного оружия.

9 января 1951 года Советский Союз отклонил в ООН план израильской делегации по корейскому вопросу, который требовал немедленного вывода всех иностранных войск из Кореи70.

21 ноября 1951 года в послании странам Ближнего Востока заместитель министра иностранных дел СССР Андрей Громыко выступил против регионального командного плана, предложенного США для этой области.

Он предупредил, что присоединение ухудшит отношения с Советским Союзом. 8 декабря 1951 года в ответе Израиля советскому посольству говорилось, что Израиль не был приглашен к участию в проекте, несмотря на то, что он был проинформирован о формировании командования. Израиль также подчеркнул, что на его территории нет иностранных баз, и что он стремится к миру. Израиль воспользовался возможностью и попросил правительство Советского Союза разрешить репатриацию советских евреев в Израиль.


Окончательным решением, как отмечалось выше, о разрыве отношений между государствами послужил террористический акт 9 февраля 1953 года. Советский союз рассматривал нападение на советское посольство в Израиле,  как  следствие антисемитских и антисионистских обвинений в адрес Израиля. Они прозвучали на процессе 1952 года в Праге, затронувшие часть чехословацкой интеллигенции и по «делу врачей» в Москве 1953г.

17 февраля 1953 премьер-министр Д. Бен-Гурион  выразил в Кнессете свое удивление  и глубокую озабоченность в  связи с этим решением Советского  Союза.

 Реакция израильского правительства на советские заявления была обусловлена тем, что Израиль, был задет клеветническими обвинениями в его адрес на судебных процессах по «делу врачей» в Москве 1953 года и в Праге.

Беспокойство израильского руководства и общественности вызывали во-первых опасения, что положение советских евреев еще больше ухудшится с разрывом дипломатических отношений. Во-вторых, Советский Союз, который ранее поддерживал военно-политическое государство Израиль, теперь изменил свою позицию, и будет стремиться ослабить его положение на международной арене.75

Разрыв дипломатических отношений с Советским Союзом 9 февраля 1953 года не заставил Израиль отказаться от борьбы с антисионистской политикой Советского Союза и улучшить положение евреев в странах коммунистического блока. Под влиянием израильской позиции и общественного мнения в странах Запада были сделаны первые попытки рассмотрения этой проблемы на Всемирном еврейском конгрессе, в американском конгрессе и в ООН. Комиссия сената по иностранным делам при американском конгрессе 25 февраля 1953 года единогласно поддержала решение, «осуждающее преследование евреев в Советском Союзе».

Израиль приветствовал окончание политической кампании в СССР против еврейских врачей. Однако власти Израиля считали, что лучшей гарантией решения проблемы было бы предоставление еврейским общинам Восточной Европы права на самоопределение в области культурной и социальной жизни и право на беспрепятственную репатриацию в Израиль.

Это была демонстрация международного осуждения антисемитизма в странах восточного блока и предостережение, что преследование евреев в этих странах станет серьезным препятствием на пути установления мира между Востоком и Западом.78 Первая битва Израиля на международной арене увенчалась успехом – проблема впервые обсуждалась на международном уровне. Выводы, извлеченные Израилем, заключались в том, что можно воспользоваться помощью общественного мнения Запада в борьбе против советского антисемитизма. Что же касается Советского Союза, то он