Файл: Курсовая работа защищена с оценкой руководитель профессор, др ист наук, доцент.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 213
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
должен был сделать вывод, что в будущем следует принимать во внимание и этот фактор.
Таким образом, можно сделать вывод, что разрыв дипломатических отношений в 1953 году произошел не сразу. Ухудшение отношений между Советским Союзом происходило на протяжении нескольких лет. Инициатором разрыва отношений стал Советский Союз. В сообщении правительства Советского Союза решение о разрыве отношений с Израилем было вызвано нападением на советское посольство в Тель-Авиве. Это только послужило поводом, но разногласия оказались глубже. Со стороны правительства Израиля недовольство внутренней политикой СССР, особенно отношением советских евреев, повлияло на отношения с Советским Союзом.
Глава 2. Отношения между Израилем и Советским Союзом в 1953-1967гг.
2.1 Израильско-советские отношения 1953-1956гг.
После смерти Сталина начали происходить существенные изменения во внутренней и внешней политике СССР. Г. Маленков вступил на пост Председателя Совета Министров 15 марта 1953 года. Он обозначил следующие принципы внешней политики Советского Союза:
1. Укрепления мира, безопасности безопасности и обороноспособности Советского Союза, проведение политики сотрудничества со всеми странами и развитие с ними взаимовыгодных торговых связей.
2. Тесное политическое и экономическое сотрудничество с Китаем и странам советского блока.
3. Уважение прав всех народов всех стран, как больших, так и малых.
4. Подчеркивание, что не существует ни одного спорного или нерешенного вопроса, который нельзя было бы урегулировать мирным путем на основе взаимного согласия между заинтересованными странами.
5. Государства, заинтересованные в сохранении мира, могут быть уверены как в настоящем, так и в будущем, в прочной мирной политике Советского Союза 79.
Эти принципы не содержали ничего нового, но внимание было сосредоточено на том, что Советский Союз стремится решать спорные вопросы мирным путем. Советский Союз продемонстрировал готовность укреплять мир «со всеми странами», уважать их права, стремление положить конец атмосфере холодной войны80. Изменения во внешней политике СССР коснулись и отношений с Израилем. После публикации 4 апреля 1953 года сообщения МВД СССР об освобождении и реабилитации группы врачей Израиль предпринял попытки восстановить дипломатические отношения.
Первый официальный сигнал поступил от представителя МИД Израиля. Помощник заведующего ОБСВ П. Герсимов писал: «правительство Израиля будет приветствовать возобновление дипломатических отношений между СССР и Израилем».81 Правительство Израиля также надеялось, что восстановление отношений с Советским Союзом положит конец антиеврейской кампании в СССР. Однако, Израиль от Советского Союза не получил ответа. Шесть недель спустя, 18 мая 1953 года, представитель Израиля в Софии официально сообщил советскому послу в Болгарии о предложении Израиля восстановить дипломатические отношения между Израилем и Советским Союзом. 28 мая 1953 г. дипломатических представителей Израиля в Болгарии принял посол СССР М. Бодров. Поверенные Израиля о встрече с советским послом писали так: «Посол принял нас в своем кабинете с большой сердечностью. Встреча состоялась утром…Посол спросил, намерены ли мы установить дипломатические отношения или развивать дружественные связи, и было, похоже, что он видит здесь различие».82 Представители Израиля представили ему предложение о восстановлении дипломатических отношений. 2 июня 1953 года посол передал ответ Министерства иностранных дел Советского Союза: «Правительство Советского Союза готово рассмотреть просьбу Израиля о восстановлении дипломатических отношений».
Но при этом Советский Союз выдвинул три условия израильскому правительству:
-Арест виновных во взрыве бомбы в посольстве Советского Союза в Тель-Авиве, что послужило поводом для разрыва отношений;
-Правительство Израиля «всегда будет стремиться к дружеским отношениям с Советским Союзом;
-Израиль «не заключит военного союза и соглашений, направленных против СССР».83
Правительство Израиля согласилось на требования советской стороны, что и было изложено в послании советскому министру иностранных дел М. Шареттом 5-го июля 1953 года. В ответ министр иностранных дел СССР В.М. Молотов написал: «Советское правительство при рассмотрении этого предложения приняло во внимание, что правительство Израиля выразило свое глубокое сожаление и извинения за преступление, совершенное против советской миссии в Тель-Авиве, и что, хотя розыски виновных не дали положительных результатов, правительство Израиля, по его заявлению, продолжает поиски виновных с целью их ареста и предания суду. Советское правительство также приняло во внимание заявление израильского правительства о том, что оно не будет участником какого-либо союза или соглашения, преследующего агрессивные цели против Советского Союза. Учитывая изложенные выше заверения израильского правительства, а также выраженную им озабоченность в установлении отношений дружбы с Советским Союзом и следуя своей политике поддержания нормальных отношений с другими странами и укрепления сотрудничества между народами, советское правительство со своей стороны также заявляет о желании иметь дружественные отношения с Израилем и считает возможным восстановить дипломатические отношения с правительством Израиля»84. Сообщение о восстановлении дипломатических отношений было опубликовано в Иерусалиме и в Москве одновременно, 17 июля 1953 года.
После восстановления дипломатических отношений СССР и Израиль заключили несколько торговых соглашений в 1953-1956 годах. СССР поставлял в Израиль нефть и продукты её переработки.
Государство Израиль, в свою очередь, поставляло в Советский Союз цитрусовые и бананы. В 1953-1954 гг. таких поставок было произведено на сумму 2 527 253 доллара, а в сезоне 1954-1955 годов - 2 255 773 доллара, в сезоне 1955/56 года - 2 602 841 доллар. Импорт Израиля из Советского Союза по стоимости превышал экспорт товаров в Советский Союз. В результате Израилю пришлось оплачивать разницу в твердой валюте или переводить деньги с клиринговых счетов с другими странами.85
В июле 1956 года в Москве был подписан последний договор между двумя странами. Подписание соглашения об экспорте советского топлива в Израиль в июле 1956 г. имело важное значение не только с точки зрения развития торговых отношений, но и по более важной причине: топливо считается важнейшим стратегическим сырьем, и его доставка в Израиль подтвердила, что СССР не допускал того момента, что Израиль нападет на Египет и будет использовать топливо в своих военных целях.
Эти соглашения были продлены более чем на три года и были в одностороннем порядке расторгнуты СССР после Синайской кампании 20 октября 1956 г. СССР считал, что прекращение торговых отношений с Израилем должно было привлечь интерес арабских правителей к Советский Союз. Надо сказать, что в дальнейшем, на протяжении всего периода существования дипломатических отношений между двумя странами, прямые торговые связи между ними не возобновлялись.
Восстановление дипломатических отношений между Израилем и Советским Союзом в июле 1953 не привело к эффективному сближению двух стран, несмотря на экономическое сотрудничество с государствами.
Руководители Израиля считали, что обещание Советского Союза установить дружественные отношения с Израилем давало им право требовать решения еврейской проблемы в СССР, устанавливать принцип взаимности в декларативных кампаниях обеих стран и гарантировать, что СССР не будет вставать на сторону арабских стран, которые угрожают безопасности и самому существованию Израиля.86
Политика Израиля в отношении СССР с начала 1950-х годов определялась национальными, идеологическими и прагматическими соображениями. У страны было две основные цели:
Безопасность страны
Репатриации евреев
Эти цели были достигались в ходе переговоров со странами Запада. Израиль не рассчитывал на помощь Советского Союза. СССР запретил выезд евреев из страны. Израиль искал военной поддержки у Запада, поскольку Израиль полагал, что военная и политическая поддержка Советского Союза, оказываемая на ранних этапах его существования, исчерпала себя. Несмотря на желание Израиля возобновить дипломатические отношения с СССР, между государствами существовали разногласия по вопросам внешней политики. Советский Союз все больше стремился закрепиться на Ближнем Востоке в политическом и экономическом плане. Правительство Израиля не могло отказаться от своих оборонных и экономических связей с Западом, в основном с США, поскольку позиции арабских стран в регионе усиливались. Разногласия во внешней политике противоречили интересам двух государств.
С середины 50-х годов ХХ века Москва делает ставку на радикальные арабские режимы – Египет, Сирию, Ирак. В этих странах революции положили конец монархической форме правления, и влияние западных держав в регионе было поставлено под сомнение. Эпоха дружбы между Москвой и арабскими странами началась с прихода к власти леворадикальные режимов.
Ситуация на Ближнем Востоке усугубилась заключением в феврале 1955 г. Багдадского пакта. Багдадский пакт был подписан между Великобританией, Турцией, Ираком, Ираном и Пакистаном. СССР выступил против этого пакта. Заявление Министра иностранных дел СССР о положении на Ближнем Востоке от 17 апреля 1956 г. подчеркнуло опасность попыток создания в регионе военных группировок. 87 Негативное отношение СССР к Багдадскому пакту было одной из предпосылок сближения Москвы с Каиром.88
Советский Союз начал оказывать арабским странам помощь в подготовке национальных кадров, в разработке новых технологий, также оказывалась военная помощь. СССР высказал мнение, «что каждое государство имеет законное право заботиться о своей обороне и покупать для своих оборонительных нужд оружие у других государств на обычных коммерческих условиях».89
Соглашение о поставках оружия Египту в 1955 году создало новый очаг напряженности в советско-израильских отношениях. Это вызвало недовольство со стороны Израиля, и правительство Израиля пыталось убедить СССР признать тот факт, что оружие, накопленное Египтом, представляет собой угрозу безопасности Израиля. Западные страны и Израиль резко отреагировали на действия СССР. Во время встреч министра иностранных дел СССР Молотова с госсекретарем США Даллесом и министрами иностранных дел Великобритании Дж. Макмилланом и Израилем М. Шарет, состоявшихся в конце октября 1955 г. в Женеве, вызвали серьезные опасения о продаже советского оружия Египту. Министр иностранных дел Великобритании Г. Макмиллан подчеркнул, что поставка оружия Египту создаёт напряжённость на Ближнем Востоке: «Английское правительство весьма обеспокоенно положением, которое может возникнуть на Ближнем Востоке в результате крупных поставок оружия Египту». Он утверждал , что «в течение ряда лет Англия, Франция и США, в соответствии с их декларацией 1950 года, стремились предотвратить конфликт между Израилем и соседними с ним государствам, сохранить равновесие между странами этого района и предотвратить гонку вооружений между ними. Советский Союз проводил такую же политику, однако последние события, т. е.
Таким образом, можно сделать вывод, что разрыв дипломатических отношений в 1953 году произошел не сразу. Ухудшение отношений между Советским Союзом происходило на протяжении нескольких лет. Инициатором разрыва отношений стал Советский Союз. В сообщении правительства Советского Союза решение о разрыве отношений с Израилем было вызвано нападением на советское посольство в Тель-Авиве. Это только послужило поводом, но разногласия оказались глубже. Со стороны правительства Израиля недовольство внутренней политикой СССР, особенно отношением советских евреев, повлияло на отношения с Советским Союзом.
Глава 2. Отношения между Израилем и Советским Союзом в 1953-1967гг.
2.1 Израильско-советские отношения 1953-1956гг.
После смерти Сталина начали происходить существенные изменения во внутренней и внешней политике СССР. Г. Маленков вступил на пост Председателя Совета Министров 15 марта 1953 года. Он обозначил следующие принципы внешней политики Советского Союза:
1. Укрепления мира, безопасности безопасности и обороноспособности Советского Союза, проведение политики сотрудничества со всеми странами и развитие с ними взаимовыгодных торговых связей.
2. Тесное политическое и экономическое сотрудничество с Китаем и странам советского блока.
3. Уважение прав всех народов всех стран, как больших, так и малых.
4. Подчеркивание, что не существует ни одного спорного или нерешенного вопроса, который нельзя было бы урегулировать мирным путем на основе взаимного согласия между заинтересованными странами.
5. Государства, заинтересованные в сохранении мира, могут быть уверены как в настоящем, так и в будущем, в прочной мирной политике Советского Союза 79.
Эти принципы не содержали ничего нового, но внимание было сосредоточено на том, что Советский Союз стремится решать спорные вопросы мирным путем. Советский Союз продемонстрировал готовность укреплять мир «со всеми странами», уважать их права, стремление положить конец атмосфере холодной войны80. Изменения во внешней политике СССР коснулись и отношений с Израилем. После публикации 4 апреля 1953 года сообщения МВД СССР об освобождении и реабилитации группы врачей Израиль предпринял попытки восстановить дипломатические отношения.
Первый официальный сигнал поступил от представителя МИД Израиля. Помощник заведующего ОБСВ П. Герсимов писал: «правительство Израиля будет приветствовать возобновление дипломатических отношений между СССР и Израилем».81 Правительство Израиля также надеялось, что восстановление отношений с Советским Союзом положит конец антиеврейской кампании в СССР. Однако, Израиль от Советского Союза не получил ответа. Шесть недель спустя, 18 мая 1953 года, представитель Израиля в Софии официально сообщил советскому послу в Болгарии о предложении Израиля восстановить дипломатические отношения между Израилем и Советским Союзом. 28 мая 1953 г. дипломатических представителей Израиля в Болгарии принял посол СССР М. Бодров. Поверенные Израиля о встрече с советским послом писали так: «Посол принял нас в своем кабинете с большой сердечностью. Встреча состоялась утром…Посол спросил, намерены ли мы установить дипломатические отношения или развивать дружественные связи, и было, похоже, что он видит здесь различие».82 Представители Израиля представили ему предложение о восстановлении дипломатических отношений. 2 июня 1953 года посол передал ответ Министерства иностранных дел Советского Союза: «Правительство Советского Союза готово рассмотреть просьбу Израиля о восстановлении дипломатических отношений».
Но при этом Советский Союз выдвинул три условия израильскому правительству:
-Арест виновных во взрыве бомбы в посольстве Советского Союза в Тель-Авиве, что послужило поводом для разрыва отношений;
-Правительство Израиля «всегда будет стремиться к дружеским отношениям с Советским Союзом;
-Израиль «не заключит военного союза и соглашений, направленных против СССР».83
Правительство Израиля согласилось на требования советской стороны, что и было изложено в послании советскому министру иностранных дел М. Шареттом 5-го июля 1953 года. В ответ министр иностранных дел СССР В.М. Молотов написал: «Советское правительство при рассмотрении этого предложения приняло во внимание, что правительство Израиля выразило свое глубокое сожаление и извинения за преступление, совершенное против советской миссии в Тель-Авиве, и что, хотя розыски виновных не дали положительных результатов, правительство Израиля, по его заявлению, продолжает поиски виновных с целью их ареста и предания суду. Советское правительство также приняло во внимание заявление израильского правительства о том, что оно не будет участником какого-либо союза или соглашения, преследующего агрессивные цели против Советского Союза. Учитывая изложенные выше заверения израильского правительства, а также выраженную им озабоченность в установлении отношений дружбы с Советским Союзом и следуя своей политике поддержания нормальных отношений с другими странами и укрепления сотрудничества между народами, советское правительство со своей стороны также заявляет о желании иметь дружественные отношения с Израилем и считает возможным восстановить дипломатические отношения с правительством Израиля»84. Сообщение о восстановлении дипломатических отношений было опубликовано в Иерусалиме и в Москве одновременно, 17 июля 1953 года.
После восстановления дипломатических отношений СССР и Израиль заключили несколько торговых соглашений в 1953-1956 годах. СССР поставлял в Израиль нефть и продукты её переработки.
Государство Израиль, в свою очередь, поставляло в Советский Союз цитрусовые и бананы. В 1953-1954 гг. таких поставок было произведено на сумму 2 527 253 доллара, а в сезоне 1954-1955 годов - 2 255 773 доллара, в сезоне 1955/56 года - 2 602 841 доллар. Импорт Израиля из Советского Союза по стоимости превышал экспорт товаров в Советский Союз. В результате Израилю пришлось оплачивать разницу в твердой валюте или переводить деньги с клиринговых счетов с другими странами.85
В июле 1956 года в Москве был подписан последний договор между двумя странами. Подписание соглашения об экспорте советского топлива в Израиль в июле 1956 г. имело важное значение не только с точки зрения развития торговых отношений, но и по более важной причине: топливо считается важнейшим стратегическим сырьем, и его доставка в Израиль подтвердила, что СССР не допускал того момента, что Израиль нападет на Египет и будет использовать топливо в своих военных целях.
Эти соглашения были продлены более чем на три года и были в одностороннем порядке расторгнуты СССР после Синайской кампании 20 октября 1956 г. СССР считал, что прекращение торговых отношений с Израилем должно было привлечь интерес арабских правителей к Советский Союз. Надо сказать, что в дальнейшем, на протяжении всего периода существования дипломатических отношений между двумя странами, прямые торговые связи между ними не возобновлялись.
Восстановление дипломатических отношений между Израилем и Советским Союзом в июле 1953 не привело к эффективному сближению двух стран, несмотря на экономическое сотрудничество с государствами.
Руководители Израиля считали, что обещание Советского Союза установить дружественные отношения с Израилем давало им право требовать решения еврейской проблемы в СССР, устанавливать принцип взаимности в декларативных кампаниях обеих стран и гарантировать, что СССР не будет вставать на сторону арабских стран, которые угрожают безопасности и самому существованию Израиля.86
Политика Израиля в отношении СССР с начала 1950-х годов определялась национальными, идеологическими и прагматическими соображениями. У страны было две основные цели:
Безопасность страны
Репатриации евреев
Эти цели были достигались в ходе переговоров со странами Запада. Израиль не рассчитывал на помощь Советского Союза. СССР запретил выезд евреев из страны. Израиль искал военной поддержки у Запада, поскольку Израиль полагал, что военная и политическая поддержка Советского Союза, оказываемая на ранних этапах его существования, исчерпала себя. Несмотря на желание Израиля возобновить дипломатические отношения с СССР, между государствами существовали разногласия по вопросам внешней политики. Советский Союз все больше стремился закрепиться на Ближнем Востоке в политическом и экономическом плане. Правительство Израиля не могло отказаться от своих оборонных и экономических связей с Западом, в основном с США, поскольку позиции арабских стран в регионе усиливались. Разногласия во внешней политике противоречили интересам двух государств.
С середины 50-х годов ХХ века Москва делает ставку на радикальные арабские режимы – Египет, Сирию, Ирак. В этих странах революции положили конец монархической форме правления, и влияние западных держав в регионе было поставлено под сомнение. Эпоха дружбы между Москвой и арабскими странами началась с прихода к власти леворадикальные режимов.
Ситуация на Ближнем Востоке усугубилась заключением в феврале 1955 г. Багдадского пакта. Багдадский пакт был подписан между Великобританией, Турцией, Ираком, Ираном и Пакистаном. СССР выступил против этого пакта. Заявление Министра иностранных дел СССР о положении на Ближнем Востоке от 17 апреля 1956 г. подчеркнуло опасность попыток создания в регионе военных группировок. 87 Негативное отношение СССР к Багдадскому пакту было одной из предпосылок сближения Москвы с Каиром.88
Советский Союз начал оказывать арабским странам помощь в подготовке национальных кадров, в разработке новых технологий, также оказывалась военная помощь. СССР высказал мнение, «что каждое государство имеет законное право заботиться о своей обороне и покупать для своих оборонительных нужд оружие у других государств на обычных коммерческих условиях».89
Соглашение о поставках оружия Египту в 1955 году создало новый очаг напряженности в советско-израильских отношениях. Это вызвало недовольство со стороны Израиля, и правительство Израиля пыталось убедить СССР признать тот факт, что оружие, накопленное Египтом, представляет собой угрозу безопасности Израиля. Западные страны и Израиль резко отреагировали на действия СССР. Во время встреч министра иностранных дел СССР Молотова с госсекретарем США Даллесом и министрами иностранных дел Великобритании Дж. Макмилланом и Израилем М. Шарет, состоявшихся в конце октября 1955 г. в Женеве, вызвали серьезные опасения о продаже советского оружия Египту. Министр иностранных дел Великобритании Г. Макмиллан подчеркнул, что поставка оружия Египту создаёт напряжённость на Ближнем Востоке: «Английское правительство весьма обеспокоенно положением, которое может возникнуть на Ближнем Востоке в результате крупных поставок оружия Египту». Он утверждал , что «в течение ряда лет Англия, Франция и США, в соответствии с их декларацией 1950 года, стремились предотвратить конфликт между Израилем и соседними с ним государствам, сохранить равновесие между странами этого района и предотвратить гонку вооружений между ними. Советский Союз проводил такую же политику, однако последние события, т. е.